Сценарий школьного конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» - 2024 год
Цели:
1. Расширение у детей читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельности в выборе чтения книг.
2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.
3. Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений (отрывков), артистизма.
4. Воспитание у детей интереса к художественному тексту и к авторской мысли.
Задачи:
1. Выразительно, эмоционально прочитать прозаическое произведение (или отрывок).
2. Показать значимость прозаического слова через мимику, жесты.
5. Выявить и поддержать талантливых детей.
Условия конкурса:
Исполнители представляют фрагмент любого литературного жанра, соответствующий
тематике конкурса (исключаются произведения, которые рассматриваются в курсе
«Литература» 5- 9 классы.
Критерии оценки и требования к выступлениям:
Выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса;
Грамотная речь;
Артистизм исполнения;
Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
Регламент выступления:
Длительность выступления до 4 минут.
Подведение итогов конкурса
Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.
Ход проведения мероприятия.
…Звучит музыка, на сцене, за письменным столом с высокой стопкой разных толстых книг, сидит мальчик Толя и «читает» книги, морщась и отвлекаясь, явно чтение ему приносит мучение, и в итоге он засыпает…
Все это происходит на фоне звучащего текста (отрывок из рассказа А.Мошковского «Книга»):
«Да, книги Толька не любил. В школе приходилось читать, чтоб не остаться на второй год и не получить отцовского ремня. Он зажимал кулаками уши, чтоб ничто вокруг не отвлекало его, и, уставившись в цепочки строк, морща лоб, мучительно вникал в их смысл. Это было необходимо. Но чтобы, когда‑нибудь он сам взял в библиотеке книгу, нет, этого еще не случалось. Не мог он усидеть над книгой. Лишь восемь часов в сутки оставался он неподвижным – когда спал».
Музыка стихает, и мальчик просыпается, поднимает голову и видит школьного библиотекаря Наталью Ивановну.
Н. И.: – Здравствуй, Толя, я не помешала, ты так сладко спал!
Толя: - Да нет, Наталья Ивановна, я тут… читал и … немного … уснул.
Н.И.: - У тебя большой выбор (смотрит на стопки книг). Ах, какие интересные книги! Ты решил их прочесть, какой молодец!
Толя: - Да я бы их не читал, если бы не наша учительница по литературе Галина Николаевна. Она сказала, чтобы мы на уроке литературы рассказали о своей любимой книге. Но … у меня нет любимой книги, да и как тут выбрать, их так много (перебирает книги), и они такие толстые, охо-хо (вздыхает).
Н.И.: - Ну, что же, Толя, пожалуй, я тебе помогу. В жизни каждого человека обязательно должна быть любимая книга и не одна. Сегодня я познакомлю тебя с ребятами, у которых уже есть любимые книги, они участвуют в конкурсе юных чтецов прозы «Живая классика». Давай послушаем с тобой, как читают эти ребята отрывки из своих любимых книг. (Уходят).
…Звучит музыка…
1 ведущий:
- Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы проводим школьный
конкурс юных чтецов «Живая классика». Этот конкурс — соревнование по чтению
вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей
среди учащихся 5-11классов
Дорогу, которая приведет ребенка к книге искать необходимо. Одна из хороших
возможностей — участие во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика».
2 ведущий:
- Сегодня будут соревноваться 14 юных чтецов из нашей школы. Победу в конкурсе принесет не только артистическое мастерство, но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста.
1 ведущий:
- Оценивать наших участников будет уважаемое жюри, в составе:
1.Языкина Галина Вячеславовна, директор школы– председатель жюри.
Члены жюри:
1. Бесхмельницына Оксана Владимировна, заведующая поселковой библиотеки.
2. Полякова Ада Васильевна – педагог-библиотекарь.
2 ведущий:
- Напомним условия конкурса:
- Выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса;
- Грамотная речь, знание текста
- Артистизм исполнения;
- Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
- Время выступления не должно превышать 4 минут.
- Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.
1 ведущий:
- Открывают нашу конкурсную программу самые юные чтецы – ученики начальной школы. Выступать первым – огромная ответственность. Давайте поддержим аплодисментами наших участников.
2 ведущий:
- Рассказы, как и все произведения Николая Носова, давно стали не только классикой, но и, без преувеличения, национальным достоянием.
В нашей стране нет ни одного человека, который бы не читал в детстве про живую шляпу и Мишкину кашу, про фантазёров или Бобика в гостях у Барбоса… Герои рассказов Носова – такие же живые и настоящие, как и любой соседский мальчишка или девчонка. Они также учатся в школе, играют и проказничают, также радуются и грустят, ссорятся и мирятся.
Может ли шляпа ожить и начать скакать по комнате? Оказывается, может, если … Вот об этом расскажет ученица 1 класса Долотон Милана.
1 ведущий:
- «Чёрная курица, или Подземные жители» — произведение Антония Погорельского, которое важно прочесть каждому ребёнку. Эта история была написана более двухсот лет назад специально для любимого племянника, будущего писателя Алексея Толстого.
Сюжет волшебной повести рассказывает о дружбе маленького Алёши и чёрной курицы, которая оказывается главным министром подземного государя. Об этом мальчик узнаёт, когда спасает Чернушку от неминуемой гибели. В благодарность подземный правитель дарит ему семечко, которое помогает Алёше. Так-то и начинаются волшебные события в жизни мальчика
С отрывком из повести вас познакомит Гришина Глафира, ученица 3 класса.
2 ведущий:
- Продолжим наш конкурс веселыми рассказами о школе и необыкновенных школьниках, полными юмора историями: дети дружат и ссорятся, радуются и огорчаются, хулиганят и совершают поступки, которые взрослым порой трудно понять.
1 ведущий:
- Имя советского писателя Виктора Драгунского и его сборника «Дени́скины расска́зы» известно всем. Это 60 историй дошкольника, а затем и школьника Дениса Кораблева, прототипом которого стал младший сын писателя, Денис. Это обычный мальчишка, с которым то и дело происходят смешные или курьёзные случаи. Немало приключений у Дениса и в школе: на уроках музыки он очень любит петь. А вот как нужно петь – об этом и расскажет ученик 4а класса – Масюткин Андрей по произведению «Слава Ивана Козловского».
2 ведущий:
- Тема школы, взаимоотношений между людьми нашла продолжение в рассказе Андрея Михайловича Шипилова «Правдивая история», которую вам представит ученик 5 класса Клушин Сергей.
1 ведущий:
- Мы предлагаем вам, дорогие друзья, познакомиться с замечательной писательницей, Ириной Пивоваровой. Многие читали её книгу «О чем думает моя голова». Это истории, рассказанные маленькой девочкой, ровесницей многих из вас, о школе, о друзьях, о детских радостях и проблемах. Зовут героиню Люся Синицына. «О чем думает моя голова?» Именно этим вопросом задается маленькая героиня, когда, решая задачу, многократно переключается на мысли о своих одноклассниках. Итак, «О чем думает её голова», расскажет ученица 5 класса Кузнецова Екатерина
2 ведущий:
- Не только ученики могут быть героями рассказов, но и школьная парта. Логинов Анатолий Анатольевич – российский писатель, автор фантастических произведений представляет нашему вниманию «Монолог старой парты», а познакомит с ним Сиротина Дарина, ученица 7 класса.
1 ведущий:
- Валентина Александровна Осеева нам известна по многим произведениям, особенно «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка» и «Динка прощается с детством», «Синие листья» и «Волшебное слово». Для писательницы всегда было важным нравственное здоровье детей. Воспитать настоящего человека, доброго, умного, порядочного, честного и справедливого, стремилась она в каждом своем рассказе, в сказке или повести.
Об отношениях в семье, о том, кого мы воспитываем, рассказ Валентины Осеевой «Бабка». Удивительно поучительный, трогательный до слез рассказ. Это история о старости, смирении и необратимости жизни.
Приглашаем ученика 7 класса Быковского Николая.
2 ведущий:
- "Бабушкин праздник" Виктора Астафьева — это история о людях, живущих в сибирской деревне и встречающихся вместе на Новый год в доме старушки Агафьи. Раз в году многочисленное семейство Потылицыных собирается, чтобы отпраздновать самый главный праздник — день рождения любимой бабушки. Со всех концов края едут люди, везут гостинцы. В самом же гостеприимном доме подготовка начинается чуть ли не за несколько недель. Жизнь маленького Вити озарялась особым, трепетным предчувствием большого веселья... Эта книга наполнена теплом, юмором и добротой. Она заставляет задуматься о том, как важно сохранять традиции и ценить время, проведенное вместе с близкими.
Историю бабушки Агафьи расскажет ученица 6б класса Райфекестр Варвара.
1 ведущий:
- Анатолий Приставкин – популярный писатель, который в 1941 году остался сиротой. Вместе с сестрой в военные годы испытал все трудности детдомовской жизни. Тема военного бездомного детства – одна из ведущих тем творчества. Герои рассказа «Звезда» - воспитанники детского дома, которые не теряют надежду, что у каждого из них отец вернется с фронта.
Об этом расскажет ученица 7 класса Долевская Василиса.
2 ведущий:
- Герои Владимира Железникова не боятся прослыть чудаками. Светлые, наивные, искренние, они заставляют задуматься о простых и очень важных человеческих ценностях.
Шестиклассница Лена Бессольцева - неловкая чудачка, над ней потешается класс и дает ей кличку "Чучело". Но тяжелая ситуация, когда девочка взяла на себя чужую вину, и то, как она из нее выходит, помогают окружающим понять красоту души, редкое благородство, стойкость и мужество и высокую степень самопожертвования этой непримечательной девчонки.
Историю Лены расскажет ученица 6а класса – Гаврилова Анна.
1 ведущий:
- Тема войны - одна из самых распространенных в литературе. Война привлекала и продолжает привлекать очень разных писателей, каждый из которых видит ее по‑своему.
«Материнское поле» Чингиза Айтматова – это волнующее повествование о судьбе простой женщины, о великой ее силе, поборовшей все несчастья, которые выпали на ее долю. Старая женщина, мать, она потеряла на войне мужа и сыновей, сама было тяжело ранена бандитами, но не пала духом, осталась человеком с большой, широкой душой. Земля, труд, семья были источником ее радости. Война унесла самое дорогое. Но тяжкое горе не сломило Толгонай, закаленную в труде, неисчерпаемой любви к людям.
Фрагмент из повести выдающегося киргизского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова «Материнское поле» представит вашему вниманию ученица 10 класса Морква Анастасия.
1 ведущий:
- События рассказа Константина Симонова «Свеча» разворачиваются во время Великой Отечественной войны – а точнее, незадолго до ее завершения. Главная героиня – пожилая сербка Мария. Хороня русского воина, погибшего на ее глазах, старушка оплакивает его как собственного сына. Поразительно, что Господь вознаграждает ее поступок – рядом с ней не падает ни один снаряд.
На могиле солдата женщина зажигает венчальную свету, которая являлась для неё драгоценным и личным сокровищем, и ее свет символизирует священную веру и материнскую любовь, а также те светлые чувства, которые не зависят от нации либо вероисповедания, а распространяются на всех людей, вне зависимости от того, какую страну они представляют и за что борются.
Об этой истории расскажет ученица 9а класса Алиева Рукият.
2 ведущий:
- В жизни «очень важно найти того, кто смотрит на этот мир так же, как и ты». Именно эта мысль звучит в монологе Эрнесто Бонивура. Он считает, что важно найти своих людей, с которыми будет легко и просто, кто будет ценить вас, вашу жизнь и ваш выбор.
Представляем следующих участников конкурса «Живая классика» - ученицу 9б класса Кашкарову Варвару и ученицу 11 класса – Комарову Анну.
(музыка)
Выходят Наталья Ивановна, Толя и ведущие.
Н.И.: Ну, как, Толик, тебе понравилось?
Толя: Да, Наталья Ивановна. Я и не думал, что книги такие интересные. Теперь я точно решил записаться в библиотеку и найти свою любимую книгу.
Н.И.: А я тебе в этом помогу.
2 ведущий: (обращаясь к Толику)
Тогда – вперёд – читать! Читать!.. Учиться!
И сможешь удивить ты всех вокруг!
1 ведущий:
Нам наши знанья – смогут пригодиться!
2 ведущий:
Тогда – за дело! Книга – лучший друг!
1 ведущий:
Наша конкурсная программа подошла к завершению.
Но огонь звучащего Слова – не погас.
2 ведущий:
Мы хотим, чтобы жюри оценило пыл и старания наших участников и сохранило в своих душах частичку огня наших сердец!
Просим жюри подвести итоги.
1 ведущий:
А пока жюри поводит итоги… Предлагаем вам посмотреть веселый мультфильм «Буревестник».
2 ведущий:
Для подведения итогов и вручения дипломов победителям и лауреатам школьного конкурса юных чтецов «Живая классика» слово предоставляется председателю жюри конкурса (вручение дипломов).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.