Сценарий открытого мероприятия "Поход"

  • Игры
  • Мероприятия
  • docx
  • 20.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий открытого мероприятия «Поход» — это интерактивное занятие, направленное на развитие навыков общения, самостоятельности, моторики и экологического мышления у детей с ОВЗ (умственной отсталостью и нарушениями зрения). Мероприятие проходит в кабинете, стилизованном под лесную стоянку, и включает тематические игры, упражнения, обсуждения, сенсорные активности. Программа акцентирует внимание на безопасности, личной гигиене, защите природы и культуре поведения в походных условиях.
Иконка файла материала Сценарий открытого мероприятия.docx

Сценарий открытого мероприятия "Поход".

 

Цель мероприятия:  

- Создать атмосферу похода, развить навыки общения и взаимодействия у детей;

- Познакомить детей с основами походной культуры и безопасного поведения на природе;

- Привить навыки гигиены и заботы об окружающей среде.

- Провести полезные занятия в игровой форме, направленные на развитие моторики, креативности и самостоятельности;

- В завершение подарить детям положительные эмоции через музыкальное выступление.

 

Продолжительность: 60-120 минут  

Место проведения: Кабинет, оформленный под поход

 

Подготовка к мероприятию:

1. Оформление кабинета:  

- Палатка, установленная в углу класса.

- Имитация костра: дрова, огонь из светодиодных лампочек.

- Место для жарки зефира: шпажки с насаженным на них зефиром/

- Элементы природы: искусственные деревья, звуки природы (запись журчания ручья, пение птиц и т.д.).

- Гитара (для финала).

 

2. Реквизит:

- Рюкзаки и походное снаряжение.

- Шпажки для зефира, зефир.

- Карточки с загадками и вопросами.

 

 

Ход мероприятия

1. Приветствие и вводная часть (5 минут)

Воспитатель (обращаясь к детям):  

— Ребята, представьте, что мы отправляемся в поход. Но что же такое поход? Это путешествие на природу: в лес, в горы или к реке. В походе мы можем идти пешком, плыть на лодке, или даже ездить на велосипедах. Походы бывают разными: короткими, на один день, и длинными — с ночевкой. А вы когда-нибудь бывали в походе?

(Попросите детей рассказать, если у них есть опыт походов. Если нет — объясните, что походы помогают нам быть ближе к природе, учат нас быть внимательными, сильными и дружными.)

Цель: Погрузить детей в атмосферу события и настроить на дальнейшие действия.

 

2. Разминка "Собираем рюкзак" (10 минут)

Задание:  

Воспитатель показывает детям рюкзаки и различные предметы: компас, фонарик, нож, карта, бутылка с водой, еда, телефон, аптечка, зефир, игрушки и т.д.

 

Воспитатель:  

— В походе всегда нужно быть готовым к разным ситуациям. Поэтому мы собираем рюкзак. Важно помнить, что рюкзак не должен быть слишком тяжелым, но в нем должны быть вещи, которые помогут в трудных ситуациях. Не все вещи можно взять с собой — нужно выбирать только самое важное. Давайте посмотрим, что у нас здесь.

 

Рядом с детьми раскладываются разные предметы: аптечка, компас, фонарик, бутылка с водой, еда (например, упаковка печенья или сухофруктов), ножик, игрушки, книга, телефон, зефир, одежда, влажные салфетки, зубная щетка и т.д.

Детям предлагается потрогать каждый предмет, и воспитатель объясняет, что это за вещь. Затем дети по очереди выбирают, что нужно взять с собой в рюкзак, а что оставить дома, объясняя свой выбор.

Цель:  

- Развитие логического мышления (какие предметы пригодятся в походе).

- Введение в тему безопасности на природе (аптечка, компас, еда, вода и т.д.).


3. Разминка перед путешествием (5 минут)

Воспитатель: 

— Перед тем как отправиться в поход, важно размять тело, чтобы в дороге не было усталости. Мы сейчас сделаем несколько упражнений, чтобы стать сильнее и выносливее.

 

Упражнения:

1. "Потянемся к небу": 

Встаньте прямо, поднимите руки вверх и потянитесь как можно выше, будто вы хотите дотянуться до деревьев. Теперь медленно опускаем руки.

2. "Шагаем через камни": 

Поднимайте ноги высоко, как будто переступаете через большие камни. Шагаем на месте.

3. "Наклоны за рюкзаком": 

Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Медленно наклоняйтесь вперед, как будто вы пытаетесь дотянуться до рюкзака, который упал на землю. Потом выпрямляемся.

4. "Волна": 

Представьте, что вы находитесь у реки, и делайте волнообразные движения руками, имитируя движение воды.

 

Цель: 

Разминка помогает детям подготовить тело к "путешествию", развивает координацию и поддерживает атмосферу активности.

 

4. Виды костров и защита леса от пожара (15 минут).

Воспитатель: 

— В походе мы можем разжечь костер, чтобы согреться или приготовить еду. Но важно помнить: костер — это не только тепло, но и опасность для леса. Мы должны уметь правильно его разжигать и обязательно тушить, чтобы не случился пожар.

 

Интерактив: 

Скажите детям, что в нашем "Лесу" есть дрова, давайте соберём их и принесём на место нашей стоянки.

 

Воспитатель: 

— Есть разные виды костров: 

1. "Шалаш" — когда дрова ставятся в виде домика. 

2. "Звездный костер" — дрова расходятся лучами, как звезды. 

3. "Колодец" — дрова укладываются квадратом, как сруб.

— Но самое главное правило — всегда нужно потушить костер, когда уходишь. Как вы думаете, как можно потушить костер? (Обсуждение ответов, упоминание воды, песка, и других способов.)

 

Цель: 

Уделить внимание экологии и безопасности, развить ответственность за природу через тактильное знакомство с объектами.

 

5. Тематическая беседа у "костра" (10 минут)

Дети садятся вокруг костра, создается тихая, уютная атмосфера (можно включить записи звуков природы).

 

Воспитатель:  

— А теперь давайте представим, что мы сидим у костра. Когда в походе собираются у костра, часто рассказывают интересные истории, делятся знаниями или даже загадывают загадки. Как вы думаете, о чем нужно помнить, когда разводишь костер в лесу?

 

 

 

Загадки на тему природы и походов:

- Что никогда не горит в огне и не тонет в воде? (Ответ: Лёд.)

- Что можно увидеть, но нельзя потрогать? (Ответ: Радуга.)

- Какая птица не умеет летать, но живет в холодных краях? (Ответ: Пингвин.)

 

Цель:  

- Развитие знаний о правилах безопасности в природе.

- Поддержание интереса через загадки и игровую форму.

 

6. Игры (30-60 минут)

Игра "Почувствуй лес"

Положите в мешочки разные предметы, которые можно встретить в походе или в лесу: шишку, лист, камешек и др. Пусть дети на ощупь угадывают, что это за предмет и как он может быть полезен в походе.

 

Ролевая игра "Экстренная ситуация в лесу"

Задание

Воспитатель разыгрывает с детьми несколько ситуаций, которые могут возникнуть в походе. Дети по очереди получают карточки с заданиями, где описаны разные ситуации, и должны предложить свое решение.

Примеры ситуаций:

- Карточка 1: "Ты заблудился в лесу. Что будешь делать?"

- Карточка 2: "Ты поранил руку. Как поступишь?"

- Карточка 3: "Начался сильный дождь, а палатка не установлена. Что делать?"

- Карточка 4: "Ты встретил дикое животное. Как будешь себя вести?"

- Карточка 5: "Ты промок под дождем и замерз. Что будешь делать?"

- Карточка 6: "Ты потерял тропу и не знаешь, куда идти. Как будешь действовать? "

- Карточка 7: "Твои друзья ушли вперед, и ты остался один. Что будешь делать?

- Карточка 8: "Тебя укусило насекомое, и место укуса болит. Как поступишь?"

- Карточка 9: "Ты увидел дым или пожар в лесу. Что будешь делать? "

- Карточка 10: "У тебя разболелась голова в походе. Как поступишь?"

 

Дети предлагают свои решения, а воспитатель помогает и корректирует ответы, обсуждая правильные действия в каждой ситуации.

 

Цель

- Развитие навыков принятия решений в экстренных ситуациях.

- Обучение правилам безопасности в природе.

 

 

 

Упражнение "Звуки леса"

Воспитатель включает аудиозапись со звуками природы: шум деревьев, пение птиц, журчание воды. Дети закрывают глаза и слушают звуки.

Воспитатель

— Давайте закроем глаза и послушаем лес. Что вы слышите? Как вы думаете, кто это поет? А это — чей шаг? Давайте попробуем угадать, какие звуки можно услышать в лесу.

 

После прослушивания дети обсуждают, какие звуки им запомнились. Воспитатель помогает им распознать, какие животные и природные явления они услышали.

 

Цель

- Развитие слухового восприятия и концентрации внимания.

- Погружение в атмосферу природы через звуковые образы.

 

7. Чистые руки. Гигиена (5 минут)

Воспитатель: 

— В походе очень важно следить за чистотой. Ведь мы будем трогать разные предметы: палочки, землю, камни. Но прежде чем кушать или трогать лицо, нужно обязательно вытереть руки. У нас с вами есть влажные салфетки, давайте каждый сейчас вытрет руки, чтобы они были чистыми и свежими.

 

Интерактив: 

Раздайте детям влажные салфетки, помогите им при необходимости. Можно поощрить детей, которые быстро и правильно воспользовались салфетками.

 

Цель: 

Привитие важности личной гигиены через простые действия и поддержание физической чистоты во время мероприятия.

 

8. Не мусорить. Правила утилизации мусора в походе (5 минут)

Воспитатель: 

— Мы всегда должны заботиться о природе. Когда мы что-то едим или используем вещи, у нас может остаться мусор. Как вы думаете, можно ли бросать мусор в лесу? (Ответы детей.)

 

— Мусор в лесу — это опасно для животных и растений. Поэтому в походе у нас всегда с собой есть пакет для мусора, и все отходы мы собираем в него. Давайте вместе потренируемся: у каждого из вас есть "мусор" (салфетки). Найдите, где лежит пакет, и положите туда свой мусор.

 

Цель: 

Привитие экологической ответственности через практическое взаимодействие с детьми.

 

9. Игровое занятие "Жарим зефир" 

Воспитатель:  

— В походе часто жарят еду на костре. Сегодня мы с вами представим, что жарим зефир. Вот шпажки и наш "огонь". Положите зефир на шпажку и подержите его над "костром", представляя, как он нагревается и становится мягким.

Дети получают шпажки с зефирками и "жарят" их над искусственным костром. В это время можно обсудить, какие блюда можно приготовить на настоящем костре в походе.

 

Интерактив:  

Пока дети жарят зефир, можно спросить, какая у них любимая походная еда или блюдо, которое они бы хотели попробовать на костре.

 

Цель:  

- Развитие моторики и координации (работа со шпажками).

- Получение знаний о готовке на природе и безопасной пище.

 

 

10. Музыкальный финал

Воспитатель:  

— Ну что, ребята, понравился наш поход? В настоящих походах часто поют песни у костра. Андрей сыграет для вас одну песню. Может, вы тоже захотите спеть вместе?



11. Оценка мероприятия

Воспитатель: 

— Наше путешествие подходит концу. Вы сегодня много узнали: как собирать рюкзак, как разводить безопасный костер, что важно знать в лесу. И, конечно, мы вместе провели время в дружной компании. Спасибо вам, ребята! У нас с вами есть большое дерево, и каждому из вас я дам листик. Если вам понравилось, прикрепите зеленый листочек, если что-то не понравилось — красный.

Дети прикрепляют листики к нарисованному дереву. Можно обсудить с каждым их выбор.

 

Цель: 

Обратная связь от детей, развитие навыков самовыражения.