Урок 10 по теме «ДУША»
Оборудование:
1. Записи следующих произведений:
2. Листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, на другой – тело, сердечки-подарки, смайлики, таблички со словами, листок бумаги, фламастеры.
Ход занятия
1. Орг.момент
Давайте образуем «Круг радости»: Возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбками и рукопожатиями.
Прикоснись ко мне добротой, ( взяться за руки)
И болезни смоет волной, ( волна)
И печаль обойдет стороной, ( поменяться местами)
Озарится душа красотой! ( Руки вверх)
Учитель:
Тихонько садитесь и слушайте эту прекрасную мелодию, (в это время звучит “Серенада” Шуберта).
Музыка приглушается.
2. Введение в тему урока
Учитель:
Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема.
И поэтому я попрошу вас, соответственно этой теме, быть очень, очень серьезными.
Мы будем говорить о том, чего никто, никогда не видел, но, все знают, что она существует, и часто люди говорят о ней (музыка отключается).
Прекрасная, страдающая, широкая, огромная, добрая, родная, бессмертная …
- К какому явлению подходят все эти определения?
Если дети не отгадают, учитель продолжает (ЕЁ можно ранить даже грубым словом, она живёт вечно, ею нас наделил Бог…… Вспомните «Круг радости…)
Дети:
Все эти определения подходят к душе.
3. Новая тема
Учитель:
Правильно. Тема нашего занятия “ Душа ” (открывается надпись на доске).
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки?
Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушайте внимательно ещё музыку. И потом скажите - какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?
(Включаю начало симфонии № 5 Бетховена, “Шутку”
Дети:
Эта музыка легкая, весёлая.
1 музыка очень грустная, она говорит о чувстве горя, глубокой скорби.
Учитель: Правильно, ребята. А как вы это всё узнали?
Ведь никто вам не говорил весёлых или трагичных слов?
Дети: Мы почувствовали душой!
(Показываю на надписи на доске.)
Учитель:
Правильно, потому что “музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа”. (Б.Ауэрбах)
“Музыка есть пища для души и духа.
Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки”. (Из писаний религий Баха.)
Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.
А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды.
Но друзья близнецов могут разлизать их без особого труда.
Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами.
Дети:
Они могут различаться по характеру, по способностям, по уму.
Учитель:
Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции.
– Что, по вашему мнению, занимает более важное место в жизни: внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело?
Ответы детей.
Учитель:
Да, ребята, человек – это прежде всего душа, а не тело.
– Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души?
А душа без тела?
Ответы детей.
Вывод учителя: Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот.
А душа существует всегда, она бессмертна и даже когда человек умирает, умирает только тело, а душа уходит в другой мир.
– Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование бессмертной, вечной души или развитие и совершенствование временного тела?
Ответы детей.
Вывод учителя: Конечно, смыслом жизни человеческой является развитие и совершенствование вечной бессмертной души, а не тела. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.
4. Самостоятельная работа уч-ся
На столах детей лежат листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, – на другой – тело.
На доске слова – летать, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, жиреть, любить, расти.
Учитель: Выберите из данных слов, качества присущие душе или телу. И запишите их в соответствующе половинки. Если трудно одному, можете работать в паре. Затем обсуждаем ответы детей.
Дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения.
Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти.
Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти.
Учитель: Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утонченными прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу.
Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребёнка, и у взрослого и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.
– Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа?
Ответы детей.
Вывод учителя: Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга. Когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки.
Вот послушайте одну!
5. Сказка «Откуда берется доброта?»
— Откуда берётся доброта? — спросила внучка
бабушку.
— Доброта растёт в сердце каждого человека, —
ответила она ей.
— Как растёт? Как цветы в нашем саду?
— Да, милая.
— А откуда берётся зло?
— Человек рождается с двумя семенами в сердце.
Одно семя доброты, другое — зла.
— Точно как в нашем саду! Растёт цветок и рядом
с ним сорняк, — воскликнула девочка.
— Сорняки растут и губят красивые цветы. Если их
вовремя не прополоть, перестать ухаживать за цветами, то на клумбе останутся
одни сорняки, — подтвердила бабушка, — так и в сердце человека. Доброта похожа
на цветок. Её надо растить в своём сердце, оберегать от зла.
— А кто не растит в себе доброту?
— Тогда в сердце этого человека побеждает зло.
Как сорняки обвивают колючками неухоженные цветы на клумбе, так и в сердце
человека семя добра обвитое злом не прорастёт. Оно не даст ему расти.
— Бабушка, а как надо растить в себе добро?
Цветы я поливаю водой, чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к
корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем.
— Ты, внучка, правильно ухаживаешь за своей
клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за семенем добра в твоём сердце.
— Поливать его водой? — засмеялась девочка.
— Нет, поливать не надо, — улыбнулась бабушка.
Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как
воздух любовь и доверие к людям. Семя добра умирает от злых поступков, как
цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами. Надо вырывать, как
сорняки из клумбы, из своего сердца злость, зависть, жадность, безразличие и
ненависть.
И тогда доброта расцветёт в твоём сердце
большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А
в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков.
По окончании чтения вопросы:
– Откуда берется доброта?
Ответы детей.
6.Физминутка Песня о доброте
7. Продолжение работы по теме
– Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, увеличивается наша душа. Кто нам повторит эти условия?
Ответы детей.
Учитель: О человеке с большой душой говорят – душевный человек. Ребята, как мы сразу отличаем душевного человека?
Ответы детей.
Вывод учителя: Душевный человек – это, в первую очередь, человек, любящий людей. И любовь его проявляется через уважение, внимание к людям. Ко всем без исключения. И к детям, и к взрослым.
Душевный человек всегда старается понять, посочувствовать, помочь другому человеку. Душевность также проявляется в доброте к животным.
- Кого вы считаете человеком с большой душой, душевным человеком?
Давайте вспомним житие Сергия Радонежского. Видео.
Поистине добрый, душевный человек.
Учитель: Но бывают случаи, когда душа человека может и уменьшаться и становиться совсем незаметной. О таких людях говорят – бездушный человек.
– Ребята, а как мы определяем, что перед нами бездушный человек?
Ответы детей.
Вывод учителя: Душа становиться слабенькой и незаметной, когда мы злился, ругаемся, говорим нехорошие слова, делаем нехорошие поступки, обижаем животных.
Вопрос: Почему?
Ответы детей.
Вывод учителя: Потому что, как мы уже говорили, “Души наши настроены к созвучию'' только с прекрасным, а не с безобразным и ужасным.
Души наши вырастают,
Если с детства их питают.
Состоит питанье это
Из любви, добра и света.
Целью жизни человека является развитие и совершенствование бессмертной души.
Поэтому, ребята, как нужно стараться жить, чтобы становиться людьми с огромной душой, а не бездушными существами? Ответы детей.
Работа в группе
А сейчас разделимся на группы по 3-4 человека. Каждая получит задание «Высказывание о душе» Постарайтесь объяснить это высказывание. Как вы его понимаете.
Самое важное – это навести порядок у себя в душе.
Доброта человеческой души подобна реке, сколько не черпай, мельче не становится.
Было бы намного проще, если бы люди внешне выглядели так же, как выглядит их душа.
Душа человека заключается в его делах.
У Бога нет лучше жилища на Земле, чем родная душа.
Дружба – это одна душа, живущая в разных телах.
Слезы – это не признак слабости, это признак того, что у человека есть душа.
8. Итог
Перед тем как кого – то обидеть, возьмите листок бумаги и скомкайте его. Готово? А теперь попробуйте разгладить. Не получается? Так и душа человека подобна этому листку. Если ты её однажды ранил, она уже не будет как прежде. Перед тем как обидеть – хорошенько подумай, что ты творишь….
9. Рефлексия
У вас на партах сердечки. Напишите пожелание, тёплые слова, которое согреют душу человеку и подарите своему однокласснику или однокласснице.
Смайлики : Понравился урок. Узнал что- то новое. Нарисуй улыбочку.
Понравился, но ничего нового не узнал. Нарисуй прямую линию горизонт.
Не понравился урок. Зря время потерял. Нарисуй дугу, выгнутую.
Учитель: Заканчивая наш урок, в качестве напутствия, я прочту вам слова Л.Н.Толстого
«Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».
Приложение № 1
Методические рекомендации по разработке и проведению занятий по духовному воспитанию
1. Это должен быть праздник для детей. Начиная с внешнего вида участников, оформления помещения и отношений, как друг с другом, так и учителя к детям.
2. Учитель является воплощением доброты, любви и мудрой, доброжелательной строгости и требовательности. Никаких замечаний, оценок, принуждений, давлений и т.д., то есть исключить все давящее, сковывающее дух ребенка. Если какой-то шалун нарушает обстановку торжественности, то подойти к нему и тихонько попросить его выйти. Хотя при правильной организации занятия, никаких таких эксцессов не будет, потому что души детей, в отличие от взрослых, более чуткие и открытые. Они легче отрываются от земли и отзываются на духовные знания.
3. Занятие лучше проводить до уроков, пока дети не уставшие.
4. Учителю необходимо хорошее знание содержания занятия, необходимо прочувствовать, “пропустить” его через себя.
5. Обязательное присутствие на занятии произведений искусства – музыки, поэзии, живописи. Ибо это язык, голос души, способ общения с высшим миром. Это средство утончения, возвышения, одухотворения.
6. Занятия проводить не часто. Вначале возможно один раз в месяц, чтобы дети ждали и скучали, чтобы этот день был из светлой перспективой.
7. Правильно развитое воображение, расширяя сознание и усовершенствуя жизнь, открывает окно к Прекрасному Высшему миру. Умение представлять главное качество для творчества духа. На основании этого мы считаем необходимым на занятиях по духовному воспитанию использовать элементы воображения и представления. Поэтому полезно на некоторых уроках – на ИЗО, на музыке и других проводить регулярные упражнения по развитию воображения и наблюдательности. Для этого ставят перед детьми какой-нибудь предмет или вешают картину и предлагают внимательно рассмотреть их. Затем, закрыв глаза, описать признаки виденного.
8. Заканчивать занятия всегда словами благодарности к детям за интересный, плодотворный урок. И в детях постоянно воспитывать умение быть благодарными за малейшую услугу. Ибо “благодарностью, даже у людей малокультурных и малоразвитых, куются рельсы, по которым едут ввысь все черты характера человека”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.