Урок № 4. Тема урока: «Употребление устаревшей лексики в новом контексте»
Цель : выяснить причины появления устаревшей лексики и появления новых слов и словосочетаний в современном языке.
Задачи:
1. Научить распознавать устаревшую лексику ( архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы).
2. Расширение лексического словаря учащихся.
3. Закрепление на практике теоретических знаний.
Тип урока : лекция, практическая работа по закреплению теоретического материала индивидуально и в группах.
Оборудование урока :доска, раздаточный материал, использование Интернет-ресурсов, словари русского языка.
Сценарий урока
1. Определение цели и задач урока( 2 мин.)
2. Слово учителя (5/7 мин.)
Слова основного словарного фонда живут веками, хотя и они в какое-то время появляются в языке и в какое-то время отмирают. Поэтому слова, как и люди , бывают старыми и молодыми.
« Так же, как из году в год меняют леса свои листья- старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие»,- говорил Гораций.
Слова, которые необходимы для обозначения новых понятий, явлений, предметов, называются неологизмами ( от греч.»неос»- новый и « логос»- слово). Каждая историческая эпоха имела свои неологизмы, которые затем становились привычными словами, а с течением времени могли устаревать, выходить из активной лексики в пассивную.
Например, слова комсомолец, колхоз, трактор, метрополитен, радиопрограмма, телевизор, магнитофон и т.д. – слова, появившиеся сравнительно недавно в языке , но это не неологизмы.
Не являются неологизмами слова вертолет, самолет, радар, ротапринт, клипсы и т.д. Освоены и стали привычными слова космонавт, программист, компьютер и т.д. Неологизм- это слово не просто новое, а очень новое, совсем недавно появившееся, новизна и свежесть которого ощущается говорящими.
Пребывание слова в «неологизмах»- явление непродолжительное. Если слово образовано удачно, то оно осваивается и становится общенародным, обычным словом.
Другое дело , авторские неологизмы. Придуманные писателями, поэтами, они не становятся общедоступными, но являются как бы « визитными карточками» их авторов. « Огончарован» у Пушкина, «среброснежная» у Блока, «краснокожая паспортина» у Маяковского. Роль авторских неологизмов чисто стилистическая, она не выходит за рамки произведения, в котором фигурирует.
Практическое задание № 1 (10/17 мин)
1. Многие слова за годы советской власти приобрели новые дополнительные значения. Определите с помощью словаря, какие именно значения появились у слов : пионер, передача, форум, вожатый, нагрузка.
2. Все новые слова создаются по имеющейся известной модели слова, например:
Медленнокрылый( от быстрокрылый), футуристики ( уменьшительное от. футуристы) и т.д.
Найдите модель , по которой сделано слово в стихотворной строке П.Антокольского :
« Бездомен, как демон, бездымен, как порох, бездумен, бездамен – ни думы, ни дамы».
3. Приведите примеры авторских неологизмов ( С. Есенин, В.Маяковский и др.) или составьте свои неологизмы по модели известных слов.
Слово учителя (3 /20 мин.)
Если из жизни уходит какой-то предмет или явление, то слово, называющее этот предмет или явление, становится историзмом.
Историзм – это слово, называющее предмет или явление, ушедшее в историю : кольчуга, барщина, урядник, конка, нэп, царь и т.д.
Архаизмы – явление другого порядка. Это слова, называющие по-старому предметы, явления, признаки, которые сами по себе не устарели, а называются другим словом. Например, очи ( глаза), сей ( этот), зело( очень), вежды ( веки) и т.п.
Если нам надо назвать вещь , мы называем ее обычно нынешним, а не устаревшим названием : зеркало ( а не зерцало), шнурок( а не снурок), этот( а не сей). Архаизмы имеют синонимы в русском языке.
Практическая работа № 2 ( 10/30 мин.)
1. Найдите в текстах устаревшую лексику ( историзмы и архаизмы).
а)А.Н.Толстой « Петр Первый»:
« Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстух и , кряхтя, начал стаскивать ботфорты».
б)Н. Лесков :
« В корпусе существовала богатейшая библиотека и музеум»,
« Карандашовые портреты Любы»
2. Назовите архаизмы и историзмы, подберите, если это возможно, синонимы :
ланиты, очи , выя, доколе, продотряд, ликбез, армяк, камзол, земство, гривна, кошемар, нумер, стора.
Слово учителя (3/32 мин.)
Архаизмы подразделяются на 4 группы :
1) Фонетические ( пиит- поэт)
2) Акцентологические ( призрак- призрак)
3) Морфологические (свирепство- свирепость, рухнуться – рухнуть
4) Семантические ( меняется значение слова) – позор ( в старину- зрелище)
Практическая работа № 3 ( групповое задание) (8/40 мин.)
В интернете найдите ( по группам) статьи по каждой группе архаизмов, выпишите по 3-4 примера.
Подведение итогов урока (3/43 мин.)
Вопрос классу :
- Какова роль неологизмов, историзмов и архаизмов для развития лексики?
Ответ:
Историзмы и архаизмы необходимы для воссоздания языкового колорита и быта прошлых эпох.
Неологизмы необходимы для обозначения новых предметов, явлений современности, являются веянием эпохи.
Домашнее задание: (2 /45 мин.)
1)В отрывке из романа А. Толстого « Петр Первый» найдите историзмы и архаизмы (по пять примеров).
2) Какие слова нашего времени вы считаете неологизмами?( подобрать примеры)
Используемая литература:
1. А.В. Калинин . Лексика русского языка , изд-во Московского университета, 1978 г.
2. Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь и др. «Современный русский язык» 6-е издание, Изд-во высшая школа, М.,2002 г.
3. С.В.Былкова, Е.Ю.Махницкая. Русский язык и культура речи( учебный курс) Изд. Центр «Март», М., , 2005 г.
4. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения,Просвещение,М.,1995 г.
5. Школьный толковый словарь русского языка под ред. Ф.П.Филина, М.,Просвещение, 1981 г.
6. Л.И.Тимофеев, М.П.Венгров . Краткий словарь литературоведческих терминов, Учпедгиз, 1999 г.
7. З.Е.Александрова Словарь синонимов русского языка ( под ред. Л.А.Чешко, изд.Советская энциклопедия, М.,1968 г.
8. М.Р. Львов,Словарь антонимов русского языка,Русский язык,М.,1984 г.
9. О.С.Ахманова. Словарь омонимов русского языка,Русский язык, М.,1976 г.
10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.