Сценарий урока по родному языку в 7 классе по теме «Употребление устаревшей лексики в новом контексте»
Оценка 4.8

Сценарий урока по родному языку в 7 классе по теме «Употребление устаревшей лексики в новом контексте»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
7 кл
01.10.2023
Сценарий урока по родному языку в 7 классе по теме «Употребление устаревшей лексики в новом контексте»
На этом уроку выясним причины появления устаревшей лексики и появления новых слов и словосочетаний в современном языке.
Урок № 4.docx

Урок № 4. Тема урока: «Употребление устаревшей лексики в новом контексте»

Цель : выяснить причины  появления устаревшей лексики и появления новых слов и словосочетаний в  современном языке.

Задачи:

1.      Научить распознавать устаревшую лексику ( архаизмы, историзмы) и новые  слова (неологизмы).

2.      Расширение лексического словаря учащихся.

3.      Закрепление на практике теоретических знаний.

 

Тип урока : лекция, практическая работа по закреплению теоретического материала индивидуально и в группах.

Оборудование урока :доска, раздаточный материал, использование Интернет-ресурсов, словари  русского языка.

 

Сценарий  урока

 

1.      Определение цели и задач урока( 2 мин.)

 

2.      Слово учителя (5/7 мин.)

Слова основного словарного фонда живут  веками, хотя и они в какое-то время появляются в языке и в какое-то время отмирают. Поэтому слова, как и люди , бывают старыми и молодыми.

« Так же, как из году в год меняют леса свои листья- старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие»,- говорил Гораций.

Слова, которые необходимы для обозначения новых понятий, явлений, предметов, называются неологизмами ( от греч.»неос»- новый и « логос»- слово). Каждая историческая эпоха имела свои неологизмы, которые затем становились привычными словами, а с течением времени могли устаревать, выходить из активной лексики в пассивную.

Например, слова комсомолец, колхоз, трактор, метрополитен, радиопрограмма, телевизор, магнитофон и т.д. – слова, появившиеся сравнительно недавно в языке , но это не неологизмы.

Не являются неологизмами слова вертолет, самолет, радар, ротапринт, клипсы и т.д. Освоены и стали привычными слова космонавт, программист, компьютер и т.д.  Неологизм- это слово не просто новое, а очень новое, совсем недавно появившееся, новизна и свежесть которого ощущается говорящими.

Пребывание слова в «неологизмах»- явление непродолжительное. Если слово образовано удачно, то оно осваивается и становится общенародным, обычным словом.

Другое дело , авторские неологизмы. Придуманные писателями, поэтами, они не становятся общедоступными, но являются как бы « визитными карточками» их авторов. « Огончарован» у Пушкина, «среброснежная» у Блока, «краснокожая паспортина» у Маяковского. Роль авторских неологизмов чисто стилистическая, она не выходит за рамки произведения, в котором фигурирует.

  Практическое задание № 1 (10/17 мин)

1.      Многие слова за годы советской власти приобрели новые дополнительные значения. Определите с помощью словаря, какие именно значения появились у слов : пионер, передача, форум, вожатый, нагрузка.

 

2.      Все новые слова создаются по имеющейся известной модели слова, например:

Медленнокрылый( от быстрокрылый), футуристики ( уменьшительное от. футуристы) и т.д.

Найдите модель , по которой сделано слово  в  стихотворной строке  П.Антокольского :

« Бездомен, как демон, бездымен, как порох, бездумен, бездамен – ни думы, ни дамы».

 

3.      Приведите примеры авторских неологизмов ( С. Есенин, В.Маяковский и др.) или составьте свои неологизмы по модели известных слов.

 

Слово учителя (3 /20 мин.)

Если из жизни уходит какой-то предмет или явление, то слово, называющее этот предмет или явление, становится  историзмом.

Историзм – это слово, называющее предмет или явление, ушедшее в историю : кольчуга, барщина, урядник, конка, нэп, царь и т.д.

Архаизмы – явление другого порядка. Это слова, называющие по-старому предметы, явления, признаки, которые сами по себе не устарели, а называются другим словом. Например, очи ( глаза), сей ( этот), зело( очень), вежды ( веки) и т.п.

Если нам надо назвать вещь , мы называем ее обычно нынешним, а не устаревшим названием : зеркало ( а не зерцало), шнурок( а не снурок), этот( а не сей). Архаизмы имеют синонимы в русском языке.

Практическая работа № 2 ( 10/30 мин.)

 

1.      Найдите  в текстах  устаревшую лексику ( историзмы и архаизмы).

а)А.Н.Толстой « Петр Первый»:

« Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстух и , кряхтя, начал стаскивать ботфорты».

б)Н. Лесков :

« В корпусе существовала богатейшая библиотека и музеум»,

« Карандашовые  портреты Любы»

 

2.      Назовите архаизмы и историзмы, подберите, если это возможно, синонимы  :

ланиты, очи , выя, доколе, продотряд, ликбез, армяк, камзол, земство, гривна, кошемар, нумер, стора.

Слово учителя (3/32 мин.)

Архаизмы подразделяются на 4 группы :

1)      Фонетические ( пиит- поэт)

2)      Акцентологические ( призрак- призрак)

3)      Морфологические (свирепство- свирепость, рухнуться – рухнуть

4)      Семантические ( меняется значение слова) – позор ( в старину- зрелище)

 

Практическая работа № 3 ( групповое задание) (8/40 мин.)

В интернете найдите ( по группам) статьи по каждой группе архаизмов, выпишите по 3-4 примера.

 

Подведение итогов урока  (3/43 мин.)

 

Вопрос классу :

- Какова роль неологизмов, историзмов и архаизмов  для развития лексики?

 

Ответ:

Историзмы и архаизмы необходимы для воссоздания языкового колорита и быта прошлых эпох.

Неологизмы необходимы для обозначения новых предметов, явлений современности, являются веянием  эпохи.

 

Домашнее задание: (2 /45 мин.)

1)В  отрывке из романа А. Толстого « Петр Первый»  найдите  историзмы и архаизмы (по пять примеров).

2) Какие слова нашего времени вы считаете неологизмами?( подобрать примеры)

 

Используемая литература:

1.      А.В. Калинин . Лексика русского языка , изд-во Московского университета, 1978 г.

2.      Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь и др. «Современный русский язык» 6-е издание, Изд-во высшая школа, М.,2002 г.

3.      С.В.Былкова, Е.Ю.Махницкая. Русский язык и культура речи( учебный курс) Изд. Центр «Март», М., , 2005 г.

4.      В.В.Соколова. Культура речи и культура общения,Просвещение,М.,1995 г.

5.      Школьный толковый словарь русского языка под ред. Ф.П.Филина, М.,Просвещение, 1981  г.

6.      Л.И.Тимофеев, М.П.Венгров . Краткий словарь литературоведческих терминов, Учпедгиз, 1999 г.

7.      З.Е.Александрова Словарь синонимов русского языка ( под ред. Л.А.Чешко, изд.Советская энциклопедия, М.,1968 г.

8.      М.Р. Львов,Словарь антонимов русского языка,Русский язык,М.,1984 г.

9.      О.С.Ахманова. Словарь омонимов русского языка,Русский язык, М.,1976 г.


 

10. 

Урок № 4. Тема урока: «Употребление устаревшей лексики в новом контексте»

Урок № 4. Тема урока: «Употребление устаревшей лексики в новом контексте»

Практическое задание № 1 (10/17 мин) 1

Практическое задание № 1 (10/17 мин) 1

Акцентологические ( призрак- призрак) 2)

Акцентологические ( призрак- призрак) 2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2023