Сценарий урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными".Урок русского языка в 9 классе.
Оценка 4.7

Сценарий урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными".Урок русского языка в 9 классе.

Оценка 4.7
docx
09.08.2023
Сценарий урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными".Урок русского языка в 9 классе.
Сценарий урока учителя русского языка и литературы Аббакумовой А.А..docx

Сценарий урока по теме « Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

Аббакумова Алла Анатольевна

 

 

Ход урока

 На доске: Я думаю….Я считаю…..

I. Организационный момент

1. Смена деятельности после перемены.

2. Проверить подготовленность учеников к уроку.

 

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами готовы к уроку, начинаем нашу работу. В тетрадь записываем число, а тему мы с вами вместе определим позже. Всем хорошего настроения и успехов в работе на уроке. Не забудьте, что наши ответы начинаются со слов Я думаю, Я считаю….

III. Актуализация знаний, приобретённых на предыдущих уроках – Проблемный вопрос --- Постановка цели и задач урока.

1.      Словарная работа. Игра «Определи значение слова». Слайд 1(Ученики работают в парах, на парте планшет)

Учитель: Перед вами на слайде словарные слова (пехота кавалерия, артиллерия), прочитайте их. Запишите слова в словарик. Пользуясь интернет-ресурсами, определите значение данных слов.

Ответ учеников:

Пехота – основной род войск в сухопутных войсках;

Кавалерия – род войск, в которых для ведения боевых действий использовалась верховая лошадь;

Артиллерия – род войск, основным вооружение которого является огнестрельное оружие крупного калибра.

Учитель: Всё верно, молодцы! Поставьте себе отметку за первое задание в оценочную карту(0 ош. – «5», 1-2 ош. – «4», 3 ош –«3»).

2.      Анализ предложений (индивидуальная работа) Слайды 3,4.

Учитель: Ребята, на слайде записаны предложения, прочитайте их.

Ученик: Из моих сражений самое ужасное то которое я дал под Москвой.

                Кутузов писал о том что французская армия не сломила твёрдость духа российских солдат.

Учитель: О каком сражении идёт речь? Кто такие Кутузов и Наполеон?

Ученик: Я считаю, что речь идёт о Бородинском сражении, которое произошло в 1812 году, именно оно решило исход Отечественной войны, хотя историки спорят, кому принадлежит победа в этом сражении. Кутузов – главнокомандующий российскими войсками, Наполеон – французскими.

Учитель: Перед вами портреты двух великих полководцев (Кутузов – автор М.Волков, портрет находится в Эрмитаже, Наполеон – автор Жак – Луи – Давид). Озвучьте задание к предложениям.

Ученик: Мы должны расставить знаки препинания, начертить схемы, определить тип придаточных.  

                Из моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. (СПП с прид. определит.)

                Кутузов писал о том, что французская армия не сломила твёрдость духа российских солдат. (СПП с прид. изъяснит.)

 

Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях, взаимопроверка, ученики ставят отметку в оценочную карту. 

Проблемный вопрос! 

Учитель: Ребята, выполняя данное задание, с каким типом придаточных мы не встретились? 

Ученик: Я считаю, что это придаточное обстоятельственное.  

Учитель: Характеристика сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными требует дополнительных знаний о видах придаточных обстоятельственных. Назовите тему  урока, каковы задачи?

Предполагаемые ответы:

-)Я думаю , что тема урока:  «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

-)  Я считаю ,  что мы должны уметь правильно определять вид придаточного обстоятельственного,  чертить схему предложения.                             

Запись темы в тетрадь. Слайд 1.

IV. Актуализация знаний. Приём «Мозговой штурм».

1.Анализ предложения. Слайд 5.

Задание: переписать предложение, отметить словарные слова, расставив знаки препинания, начертить схему, задать вопрос от главной части к придаточной.

Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличительной храбрости российских воинов потому что пехота кавалерия и артиллерия дрались отчаянно.

            Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличительной храбрости российских

воинов, потому что пехота,  кавалерия и артиллерия дрались отчаянно.

по какой причине? 

 

 


Учитель: Как вы думаете, как будет называться данный вид придаточного обстоятельственного? Как мы будем определять вид придаточного обстоятельственного?

Ответы учеников: создание банка идей, коллективное обсуждение, выбор решений.

Решение: определять вид придаточного обстоятельственного будем по вопросу.

V.  Первичное усвоение новых знаний. Работа с таблицей  по учебнику (с.82). Приём  «Инсерт». Слайд 7.

« + » - знаю

« v » - узнал, когда читал

« ? » - не понимаю

Коллективное обсуждение.

VI. Первичная проверка понимания. Приём «Пустографка». Слайд 7.

Задание: воспроизведи теоретический материал, заполни пустые графы.

Физкульминутка. Гимнастика для глаз (по системе М.С.Норбекова).

1.      Движение глаз по горизонтальной линии вправо, влево.

2.      Движение глаз по вертикальной линии вправо, влево.

3.      Круговые движения открытых глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4.      Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, выполняем медленный выдох через рот, убираем ладони и открываем глаза.

VII. Первичное закрепление. Слайды 9,10.

1.       Схематический диктант.

Задание: начертить схемы предложений, определить вид придаточного обстоятельственного.

 

1) Когда армия Багратиона вела оборонительные бои,  армия Барклая-де-Толли отступала.

2) Главнокомандующему пришлось отступать,  чтобы выиграть время для сбора сил.

3) Кутузов решил дать генеральное сражение, так как  император требовал остановить продвижение  Наполеона.

 


1)      СПП с придаточным обстоятельственным времени.

2)      СПП с придаточным обстоятельственным цели.

3)      СПП с придаточным обстоятельственным причины.

Три  ученика работают у доски, остальные в тетрадях, взаимопроверка, ученики ставят отметку в оценочную карту. 

Индивидуальное сообщение ученика: Багратион и Барклай– де – Толли.

Учитель: Эти великие люди горячо любили свою родину, были патриотами своей страны.

 2.Работа с репродукцией картины В. Верещагина «Конец Бородинской битвы». Слайд 11. Приём «Светофор».

Учитель: Что вас удивило, поразило, когда вы смотрите на это полотно?

Ученик: Верещагин изображает груды человеческих тел, становится страшно, война не считается с жизнью человека

Учитель: «…всё смешалось: люди, кони…», из какого произведения русской литературы эти строки, кто автор?

Ученик: Я считаю, что эти строки из произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Задание (разноуровневое):

1.      Составить СПП с придаточным обстоятельственным;

                                 ИЛИ

2.      Составить СПП с придаточным обстоятельственным места или условия.

 

По окончании работы над данным заданием ученики поднимают карточки: зелёный сигнал – «у меня всё получилось», красный – «не смог выполнить», ученики слушают ответы друг друга, вносят исправления, ставят отметку в оценочную карту.

 

3.      Работа с текстом (задания по типу ОГЭ).

 

 

(1)Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление из Москвы. 2)Захватчики везли с собой на повозках много награбленного добра. (3)Уходя из города, Наполеон приказал взорвать Кремль. (4)Это была месть непокоренному народу за неудачи завоевателей. (5)…  (6)Кремль был спасен. 7)Выйдя из Москвы, французская армия направилась на юг, чтобы двигаться по еще не разоренным местам. (8)Но русские войска преградили ей путь. (9)После ожесточенных боев они заставили французов отступать по местности, которую те сами же разорили.

Задание:

 

1: выписать номер СПП с прид. обстоятельственным, определить вид

2: указать количество грамматических основ в П. 7.

 

Ученик: предложение  №7 с придаточным обстоятельственным цели, в данном предложении две грамматические основы.

Взаимопроверка (ребята меняются тетрадями, ставят отметку , отметка заносится в оценочную карту. 

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж.

1)      Теоретический материал в тетради для таблиц.

2)      Написать сочинение – рассуждение на тему: «Война – это…» с использованием СПП с придаточными обстоятельственными, определить вид придаточных обстоятельственных.

IX.Рефлексия. Приём «Райтинг».

Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Что было сложно? Какие задания показались вам интересными?

Обучающиеся выводят средний балл в оценочной карте за работу на уроке, через дробь отметку в оценочной карте ставит учитель.

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сценарий урока по теме « Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

Сценарий урока по теме « Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

Анализ предложений (индивидуальная работа)

Анализ предложений (индивидуальная работа)

Запись темы в тетрадь. Слайд 1

Запись темы в тетрадь. Слайд 1

Схематический диктант. Задание: начертить схемы предложений, определить вид придаточного обстоятельственного

Схематический диктант. Задание: начертить схемы предложений, определить вид придаточного обстоятельственного

Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление из

Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление из

Сценарий урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными".Урок русского языка в 9 классе.

Сценарий урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными".Урок русского языка в 9 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2023