Зоология — наука о животных
Комментарий для учителей к сценарию. |
Часть 1. Фрагмент урока, который можно использовать на этапе объяснения нового материала, на этапе закрепления, на уроке повторения пройденного материала. Часть 2. Используется на этапе контроля знаний. Цель урока: Дать представление о зоологии как о системе наук. Научить приводить примеры животных по их значению в природе, отличать признаки животных от растений. |
Сценарий урока.
Дорогие семиклассники, сегодня у нас первый урок, который ведет нас в познание прекрасного мира животных. Добро пожаловать в мир зоологии. Наш первый урок даст вам представление о зоологии как системе наук. Научит приводить примеры животных по их значению в природе, отличать признаки животных от растений.
Зоология есть наука о животном мире, в тоже время зоология является составной частью биологии, изучающей живую природу. |
Текст на экране ( в сценарии выделен синим курсивом) БИОЛОГИЯ- « био»- жизнь « логос» - наука ЗООЛОГИЯ- «зоон»- животное и «логос» - наука. |
||
Вы должны знать, что современная зоология — это система наук о животных. Она включает в себя морфологию, анатомию, палеонтологию, эмбриологию, этологию и многие другие науки. Познакомимся с ними. Морфология и анатомия изучают внешнее и внутреннее строение организмов, физиология дает знания о деятельности органов, о том, как функционируют системы органов. Очень важный раздел зоологии – это эмбриология. Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов. Палеонтология изучает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: генетики, изучающей закономерности наследственности, зоогеографии — распространение животных в разных средах обитания на нашей планете Земля, этологии — науки о поведении и взаимоотношении организмов, т.к. ни одно живое существо не живет «само по себе», изолированно от других. Важный раздел – экология. Экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе. Она учит человека очень бережно относиться ко всему живому на Земле. Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите! Такими словами замечательный поэт М. Дудин обращается к вам, дети, потому что будущее планеты в ваших руках.
|
Всплывающие названия наук по мере чтения текста: Морфология и анатомия (картинка любого животного, например кошка и собака) Цитология ( картинка органов, например: сердце, легкие, почки, печень). Эмбриология. ( Схема развития организма, например лягушки - икра, головастик, молодой лягушонок) Палеонтология ( картинка археоптерикс) Всплывающие названия наук по мере чтения текста: Генетика ( схема спираль ДНК) Зоогеография ( фрагмент карты или материка) Этология ( Группа животных, например стая птиц, стадо оленей…) Экология. ( эмблема экологов)
Во время чтения стихотворения, можно показать красивые сюжеты природы, желательно, с животными. |
||
Зоология изучает различные группы животных, и мир животных очень разнообразен. Как вы думаете, амеба, комар, дождевой червь и медуза — это животные? Посмотрите внимательно на них. Молодцы, вы правильно думаете. Это животные.
|
Картинки: амеба, комар, дождевой червь и медуза.
Пауза
|
||
В настоящее время на Земле существует около 2 млн видов животных, которые распространены по всей планете Земля. Они занимают все среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную. Больше всего на Земле насекомых. К ним относятся бабочки, жуки, мухи, пчелы, стрекозы, кузнечики, сверчки и многие другие представители. Насекомых более 1 млн. видов. Известно около 130 тысяч видов моллюсков: улиток, слизней, мидий, кальмаров. Свыше 20 тысяч видов рыб, которые населяют водные просторы планеты. Немного, по сравнению с другими группами современных птиц — 8600 видов, еще меньше млекопитающих — около 4000 видов. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек и плавников, другие — благодаря реактивному движению, третьи закапываются в грунт. Большинство наземных животных при движении опирается на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное, когда-либо жившее на Земле, — синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т. Нам предстоит с вами изучить этот богатый и удивительный мир животных.
|
На земле 2 млн. видов животных.
Насекомых 1 миллион видов 1-2 Картинки насекомых, например, шмели и стрекозы 130 тысяч видов моллюсков 1-2 Картинки улиток, слизней, кальмаров 20 тысяч видов рыб 1-2 Картинки рыб, например, акула, осетр. 13 тысяч видов земноводных и пресмыкающихся 1-2 Картинки. Например, лягушка и ящерица 8600 видов птиц 1-2 Картинки птиц, например, орел и страус 4000 видов млекопитающих 1-2 Картинки, например, слон и кит |
||
Развитие живой природы на нашей Земле привело к образованию двух основных групп организмов — растений и животных. Рассмотрим в чем сходство и различие растений и животных. Первое отличие заключается в строении клеток. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В клетках животных нет вакуолей и хлорофилла. Хотя есть и исключения, например, эвглена зеленая.
2.Мы уже с вами знаем, что растения при помощи фотосинтеза способны создавать органические вещества из неорганических веществ внешней среды. Это автотрофный тип питания. Все животные гетеротрофы, они поглощают готовые органические вещества. Животные бывают растительноядные, хищные, паразиты, симбионты, трупоеды, всеядные. Разнообразные способы питания обеспечиваются и разным устройством ротового аппарата и особенностями строения пищеварительной системы.
3.Большинство животных подвижно, они могут перемещаться или совершать различные движения. Животные бегают, прыгают, плавают, ползают, летают. Мы уже говорили, что у всех животных сформировались органы передвижения. Растения, как правило, неподвижны. Но у мимозы и росянки наблюдается движение отдельных частей, а многие низшие одноклеточные растения активно передвигаются в пространстве.
4. Способность к росту – одна из главных особенностей всех живых организмов. Маленькие слепые котята или щенята в будущем становятся взрослыми большими животными. Таких примеров вы сами можете привести множество. Но давайте подумаем: чем же рост животных отличается от роста растений? Растение растет всю свою жизнь. Посмотрите на старое, почти сухое дерево – весной на нем кое-где появляются молодые побеги, зеленые листья и его рост продолжается. Прекращается рост – растение умирает. У животных же рост имеет ограниченный характер. Большинство животных растут только в молодом возрасте.
Резкую границу между животными и растениями провести нельзя. Если высшие, сложно организованные животные и растения всегда резко отличаются друг от друга многими признаками, то их низшие формы, особенно одноклеточные животные и растения, нередко имеют черты сходства. Это свидетельствует об общности происхождения животных и растений. |
Сходство и различие растений и животных. 1. Строение клеток. Картинки, сопровождающие текст: клетки растений и животных
2.Тип питания. Растения - Автотрофы. Животные – гетеротрофы.(можно сделать всплывающим текстом).
Картинки – фотосинтез или просто растение - солнце, хищник – жертва.
3.Способность к движению. Картинки: движение (бег) животных, плавание рыб, полет птиц, прыжки кенгуру, ползание змей. растения (корни, закрепляющие растения в грунте, мимоза (таксис листьев).
4.Способность к росту. картинки: молодые и старые растения, разные животные с детенышами.
|
||
Животные отличаются от растений не только вышеперечисленными признаками, но и по той роли, которую они играют в природе и жизни человека. Роль домашних животных в жизни современного человека трудно переоценить. Ученые антропологи, изучающие наскальные и пещерные рисунки, «написанные» примерно 40 тысяч лет тому назад, определили, что древние люди уже в то время начали воспринимать животное как важное существо. Сегодня практически в каждой семье живет хотя бы одно животное. Люди заводят животных в надежде обрести надежного и преданного друга. Животные являются помощниками человека во многих видах деятельности. Мясо и молоко коров, свиней, кур, уток, гусей, индюшек перерабатывают на различные продукты. Нутрию, песца, норку, а также овец, коз и лам разводят ради меха и шерсти. Слонов, буйволов, лошадей, верблюдов люди приручили для выполнения тяжелой работы. Много помогают людям собаки. Эти умные животные служат поводырями для слепых, пасут овец, по запаху ищут взрывчатые вещества и наркотики, по следу находят преступников. Но животные могут наносить и вред хозяйству и здоровью. Среди них есть много паразитов человека и домашних животных: например, сосальщики, цепни, аскариды, чесоточный зудень, а также кровососущих видов: например клещи, малярийные комары, слепни, которые могут переносить возбудителей различных заболеваний. Так, клещи переносят возбудителей клещевого энцефалита, малярийные комары — малярии, блохи — чумы. Есть в природе и ядовитые животные. Всем хорошо известны пауки — каракурт, тарантул; насекомые — шмель, шершень; змеи — гадюка, кобра. Они могут угрожать здоровью и даже жизни человека и домашних животных. Достаточно большое количество грызунов, насекомых, клещей, круглых червей питается культурными растениями, снижая их урожайность. А запасам пищевых продуктов могут вредить амбарные клещи, мышевидные грызуны и другие животные. Рассмотрим роль животных в природе. Она так же очень важна. Незаменима роль животных в образовании почв, особенно важны такие беспозвоночные как насекомые, клещи, дождевые черви и моллюски. Там, где много беспозвоночных, выполняющих функцию почвообразования, очень хорошо развивается и растительный покров Земли. Вам также известно, что различные группы животных обеспечивают опыление цветковых растений. Многие насекомые, птицы, млекопитающие, распространяют плоды и семена. Проявляется и отрицательная роль животных в природных сообществах. Многие приносят вред растениям, которыми питаются. Массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги. Азиатская перелетная саранча полностью уничтожает растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Участвуя в круговороте веществ в биосфере, влияя на состояние ее компонентов, животные играют важную роль в поддержании в ней динамического равновесия. Обратите внимание на схему биологического круговорота веществ. Животные являются важным звеном, составляющей частью цепей питания этого круговорота. |
Значение животных. 1. Роль домашних животных в жизни человека. Картинки: наскальные росписи –домашние животные. Домашние животные собаки и кошки разных пород, хомячки. Попугаи, аквариумные рыбки.
2.Животные - помощники человека. Картинки коров, овец, коз, свиней кур, уток, гусей, индюшек.
Картинки нутрии, песца, норки, слонов, буйволов, лошадей, верблюдов.
Картинки служебных собак
3.Животные паразиты. Картинки. Всплывающие и сопровождающие текст: сосальщики, цепни, аскарида, чесоточный зудень, клещи, малярийные комары, слепни блохи 4.Ядовитые животные Картинки пауки - каракурт, тарантул; насекомые - шмели, шершень; змеи - гадюки, кобра
Роль животных в природе. 1.Животные почвообразователи. Картинки беспозвоночных — насекомые, клещи, дождевые черви и моллюски.
2.Животные опылители и распространители растений. Картинки бабочек на цветах, пчелы на цветущей яблоне. кедровка с шишкой, дрозд на ветках рябины, семена на теле лисы.
3.Животные вредители растений.
Картинки: Гусеницы, повреждения на листьях, коре деревьев. Саранча, повреждение посевов.
4.Животные в биосфере. Схема биологического круговорота веществ. |
||
В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники животным. Самое популярное животное для памятника, конечно, собака. В России самый известный памятник собаке находится на территории парка Института экспериментальной медицины Российской Академии медицинских наук — памятник «собаке Павлова». Во многих городах мира есть памятники собакам и практически все они поставлены за особые заслуги этих животных перед человеком, как символ собачьей преданности. Есть памятники собачей верности — в Японии стоит памятник псу Хатико, который девять лет ежедневно приходил на вокзал и ждал приезда своего умершего хозяина. Многим животным поставлены памятники в благодарность, например, барану в Шотландии и козе в Урюпинске за поставку шерсти. В Голландии, в Германии и США есть памятники корове-кормилице, также в Германии есть памятник корове-помощнице при производстве вакцин. Кроме того, в разных странах можно найти памятники и другим животным: памятник чайке в США, памятник слону в Кении, памятник свинье в Дании. В Японии есть памятник пчеле, в Исландии — памятник пони, в Болгарии — петуху, в Греции — памятник оленю, во Франции — лягушке, как часто используемому лабораторному животному, а в Канаде есть памятник лебедю и казарке канадской. В Англии находится памятник голубям, а в Италии — гусям, которые спасли Рим.
Современная зоология — это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение. |
Памятники животным.
Фото: памятник «собака Павлова» памятник псу Хатико, памятник барану в Шотландии памятник козе в Урюпинске памятник корове-кормилице, памятник чайке, памятник слону, И другие интересные памятники о которых идет речь и фотографии которых могут быть найдены. Под фото текст название памятника. памятник «собакаПавлова». памятник псу Хатико. памятник барану в Шотландии. памятник козе в Урюпинске. памятник корове-кормилице. памятник чайке. памятник слону.
Современная зоология — это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение. |
||
Диктант. Проверь себя.
Слушай внимательно утверждение и записывай в тетрадь ответ «да» - если утверждение верно и «нет» если утверждение не верно.
Внимание! Начинаем диктант.
1.Морфология и анатомия изучают внешнее и внутреннее строение животных.
2. Палеонтология изучает ископаемых животных.
3. Есть животные, которых можно увидеть только под микроскопом.
4.Клетки растений и животных имеют одинаковое строение.
5.К опылителям растений относятся пчелы, шмели, саранча, кузнечики и бабочки.
6.Одной из первых была одомашнена собака.
7.Животноводство – это отрасль сельского хозяйства по содержанию и разведению животных.
8. Животные освоили все среды обитания.
9.Самое крупное животное на Земле слон.
10. К лабораторным животным относятся мыши, крысы, морские свинки.
Диктант закончен. Проверь себя. Правильные ответы вы видите на экране.
Поставь себе оценку. Если все правильно – оценка «пять» Одна или две ошибки – оценка « четыре» Три или четыре ошибки - оценка «три» Если ошибок больше чем четыре, нужно еще раз прочитать текст учебника и посмотреть видеоролик.
|
Диктант. Проверь себя. Слушай внимательно утверждение и записывай в тетрадь ответ «да» - если утверждение верно и «нет» если утверждение не верно. Внимание! 1.Морфология и анатомия изучают внешнее и внутреннее строение животных. Пауза 5 секунд 2. Палеонтология изучает ископаемых животных. Пауза 5 секунд
3. Есть животные, которых можно увидеть только под микроскопом. Пауза 5 секунд
4.Клетки растений и животных имеют одинаковое строение. Пауза 5 секунд
5.К опылителям растений относятся пчелы, шмели, саранча ,кузнечики и бабочки. Пауза 5 секунд
6.Одной из первых была одомашнена собака. Пауза 5 секунд
7.Животноводство – это отрасль сельского хозяйства по содержанию и разведению животных. Пауза 5 секунд
8. Животные освоили все среды обитания. Пауза 5 секунд
9.Самое крупное животное на Земле слон. Пауза 5 секунд
10. К лабораторным животным относятся мыши, крысы, морские свинки. Пауза 5 секунд
Проверь себя. Правильные ответы.
Пауза 15 секунд Поставь себе оценку. Если все правильно – оценка «пять» Одна или две ошибки – оценка « четыре» Три или четыре ошибки - оценка «три» Если ошибок больше чем четыре нужно еще раз прочитать текст учебника и посмотреть видеоролик.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.