«Кто хочет стать грамотеем?»
(игра по русскому языку)
Правила аналогичны правилам одноимённой телевизионной игры:
1. Перед каждой игрой проводится отборочный тур, во время которого дети пишут свои ответы на листочках. Жюри оценивает быстроту и правильность ответов.
2. Вопросы для каждой игры написаны на отдельных полосках бумаги, чтобы игрок мог не только услышать варианты ответов и вопрос, но и прочесть.
Участник игры может воспользоваться следующими подсказками:
– «помощь зала» (дети голосуют за варианты ответов поднятыми руками);
– «звонок другу» (игрок спрашивает правильный ответ у любого ученика в классе);
– «50 х 50» (учитель убирает два неверных ответа).
Главный приз получает игрок, ответивший на все 11 вопросов. Ответив только на первые пять вопросов, игрок получает утешительный приз. Ответив на 9 вопросов, игрок также получает утешительный приз, но более значимый.
Все задания на слайдах в презентации.
Вопросы отборочных туров
1. Расположите падежи в правильном порядке: предложный (4), дательный (2), родительный (1), винительный (3).
2. Расположите дни недели в порядке следования: воскресенье (4), вторник (1), пятница (3), среда (2).
3. Расположите слова в порядке увеличения числа слогов: школа (2), класс (1), знания (3), первоклассник (4).
4. Расположите слова в порядке убывания количества слогов: учитель (2), ученики (1), труд (4), сентябрь (3).
5. Расположите слова в порядке следования ударного слога: море (1), учебник (2), отвлекать (3), соединить (4).
6. Расположите слова в порядке убывания количества звуков: язык (2), свет (3), аллея (1), он (4).
Расположите слова в порядке увеличения количества слогов: сбить (1), земля (2), горизонт (3), огромная (4).
Игра первая.
Закончите выражение «Поди туда – не знаю…».
а) куда;
б) зачем;
в) почему;
г) с чем.
2. 10 + 6 получится…
а) шеснадцать:
б) шеснацать:
в) шестнацать;
г) шестнадцать.
3.. Назовите словарное слово, которое произносят при прощании
а) до свидания;
б) чао;
в) пока;
г) бай – бай.
4. Назовите окончание прилагательного в фразе « о хорош… сестре».
а) -ой;
б) -ей;
в) -ый;
г) -им.
5. Назовите лишнее слово.
а) камыш;
б) вещь;
в) лещ;
г) плащ.
6. Часть речи, которая обозначает явление природы, называется…
а) местоимение;
б) глагол;
в) прилагательное;
г) существительное.
7. Определите падеж существительного «берег» в предложении «Берег увидел командир».
а) винительный;
б) именительный;
в) родительный;
г) предложный.
8. Продолжите пословицу «Дружба, как стекло: расколешь - …»
а) не найдёшь;
б) не возьмёшь;
в) не соберёшь;
г) не увидишь.
б) вёл;
в) воды;
г) вянуть.
9. Раскройте смысл фразеологизма «перемывать косточки»
а) сплетничать;
б) мыться в бане, душе;
в) играть на деньги;
г) мыть кости.
10. Назовите слово, в котором есть мягкий звук.
а) шёпот;
б) конечно;
в) мышь;
г) жуёшь.
11. Назовите проверочное слово для слова «ув…дать» (без влаги)
а) видеть;
б) вёл;
в) воды;
г) вянуть.
Игра вторая.
Назовите имя существительное.
а) зелёненький;
б) зелень;
в) зеленеть;
г) зелено.
2. Сколько букв в русском алфавите?
а) 33;
б) 10;
в) 31;
г) 90.
3. Подлежащее подчёркивается …
а) двумя чертами;
б) одной чертой;
в) тремя чертами;
г) не подчёркивается.
4. Раскройте смысл фразеологизма «во весь дух».
а) неуклюже;
б) духовно;
в) быстро;
г) медленно.
5. Назовите словарное слово, обозначающее человека, совершающего поездку в транспорте.
а) безбилетник;
б) кондуктор;
в) пассажир;
г) «заяц».
6. Начальная форма прилагательного.
а) им.п., ед.ч., м.р.
б) род.п., ед.ч., ж.р.
в) им.п., ед.ч., ж.р.
г) и м.п., ед.ч.
7. Назовите однокоренное существительное к прилагательному «ленивый» (человек).
а) бездельник;
б) лентяй;
в) Лена;
г) лодырь.
8. Поставьте существительное «килограмм» в родительный падеж множественного числа.
а) килограммов;
б) килограмм;
в) килограммы;
г) килограммах.
9. Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове
« книжка», окончание в слове «вода». Назовите слово:
а) писака;
б) рассказ;
в) записка;
г) расписка.
10. Продолжите пословицу «Герой воюет, а трус …»
а) грустит;
б) печалится;
в) горюет;
г) раздумывает.
11. Какое слово является проверочным для слова «прим…рение»
а) мирный;
б) примерный;
в) мирить;
г) мерить.
Игра третья.
1. Назовите однокоренное существительное к прилагательному «богатый» (человек).
а) крутой;
б) богач;
в) мафиози;
г) бизнесмен.
2. Назовите словарное слово, обозначающее дорогу с рядами деревьев по сторонам.
а) тропинка;
б) аллея;
в) лазейка»
г) проход.
3. Назовите окончания в прилагательном « летн …» (каникулы)
а) - ые;
б) - ии;
в) нулевое;
г) - ие.
4. 6 + 7 получится …
а) тридцать;
б) тренадцать;
в) тринадцать;
г) тринацать.
5. Определите падеж прилагательного «красивую» (девочку).
а) винительный;
б) именительный;
в) родительный;
г) дательный.
6. Часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него, называется …
а) существительное;
б) местоимение;
в) наречие;
г) прилагательное.
7. Подбери схему к слову «седоватый»:
а) б)
в) г )
8. Продолжи пословицу «Цену вещи узнаешь, когда её …»
а) потеряешь;
б) купишь;
в) увидишь;
г) заведёшь.
9. Раскройте смысл фразеологизма «точить лясы»:
а) вытачивать из железа;
б) лежать без дела;
в) говорить правду;
г) заниматься пустой болтовнёй.
10. В Москве живёт москвич, а в Киренске:
а) киревлич;
б) киревчанин;
в) киренчанин;
г) киревич.
11. Как правильно сказать?
а) нет зубов;
б) нет зуб;
в) нет зубьев;
г) нет зубев.
Игра четвёртая.
1. Замените прилагательное «добрый» (человек) однокоренным существительным:
а) добряк;
б) тюфяк;
в) доброта;
г) добротный.
2. Сколько гласных букв в русском алфавите?
а) 6;
б) 10;
в) 0;
г) 33
3. Сказуемое подчёркивается …
а) одной чертой;
б) волнистой;
в) не подчёркивается;
г) двумя чертами
4. Раскройте смысл фразеологизма «точить лясы»:
а) вытачивать из железа;
б) лежать без дела;
в) говорить правду;
г) заниматься пустой болтовнёй.
5. Назовите словарное слово, обозначающее ученика, который следит за порядком в классе:
а) чистильщик;
б) дежурный;
в) уборщик;
г) техничка.
6. Назовите «лишнее» слово:
а) водник;
б) водокачка;
в) водомер;
г) водитель.
7. Часть речи, которая обозначает признак предмета:
а) прилагательное;
б) существительное;
в) глагол;
г) местоимение.
8. Поставь существительное «дело» в родительный падеж множественного числа:
а) дел;
б) делов;
в) дела;
г) делах.
9. Продолжите пословицу «Кто любит труд, того люди …»
а) уважают;
б) любят;
в) слушают;
г) чтут.
10. Подберите прилагательное к существительному «тюль»:
а) кружевная;
б) кружевной;
в) кружевное;
г) кружевные.
11. Выберите слово с правильным ударением:
а) дОкументы;
б) докУменты;
в) докумЕнты;
г) документЫ.
Игра пятая.
1. 5 + 7 получится …
а) адинадцать;
б) двенадцать;
в) одиннадцать;
г) двинадцать.
2. Раскройте смысл фразеологизма «крокодиловы слёзы»:
а) большие слёзы;
б) жгучие слёзы;
в) притворные слёзы;
г) нет слёз.
3. Назовите глагол:
а) ходить;
б) ходьба;
в) ходовой;
г) ход.
4. Назовите словарное слово, обозначающее общее для всей семьи наименование, которое добавляют к имени и отчеству человека:
а) прозвище;
б) кличка;
в) фамилия;
г) инициалы.
5. Назовите однокоренное существительное к прилагательному «болтливый» (человек)
а) сорока;
б) болтун;
в) оболдуй;
г) трещётка.
6. Поставь существительное «носки» в родительный падеж множествен ного числа:
а) носок;
б) носки;
в) носках;
г) носков
7. Значимая часть слова, которая выделяется в слове после приставки:
а) основа;
б) корень;
в) окончание;
г) суффикс.
8. Продолжите пословицу «Нет друга – так ищи, а найдёшь - …»
а) береги;
б) дружи;
в) учи;
г) не сиди.
9. Какое слово является проверочным для слова «пол…скать» (ребёнка)?
а) ласка;
б) полощет;
в) лоск;
г) лак.
10. Назовите слово, в котором после «Ш» ставится «Ь»:
а) ш..ляпа;
б) штаниш..ки;
в) грустиш...;
г) сморщ..лась.
11. Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыбка». Назови слово.
а) рассказ;
б) завязка;
в) рыбалка;
г) сказочка.
Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.