Сценарий выступления педагога-психолога на родительском собрании по теме "Как помочь детям подготовиться к экзаменам"
Оценка 4.8

Сценарий выступления педагога-психолога на родительском собрании по теме "Как помочь детям подготовиться к экзаменам"

Оценка 4.8
docx
17.02.2023
Сценарий выступления педагога-психолога на родительском собрании по теме "Как помочь детям подготовиться к экзаменам"
выступление родительское собрание 11 класс ЕГЭ.docx

МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»

Выступление педагога- психолога на родительском собрании в 11 классе по теме

«Как помочь детям подготовиться к экзамену»

Цель: активизировать родительскую помощь и поддержку выпускникам в период подготовки и сдачи ЕГЭ.

Задачи: - проанализировать психологическую готовность детей к предстоящим испытаниям;

- дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

 

Оформление на доске:

«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете»  (Г.Селье).

«Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив принять себя самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход» (Д. Карнеги).

 

Раздаточный материал: индивидуальные данные обследования для родителей по их ребенку; карточки по мотивационным проблемам и решениями их (по количеству для работы в парах).

 

Ход собрания

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ. Экзаменуемые не всегда психологически защищены ни от негативных переживаний, обрушивающихся на них как перед экзаменом, так и во время него, ни от нервных болезней, порожденных этими переживаниями.

Перед собранием я провела небольшое психологическое обследование одиннадцатиклассников с целью: 1) выявить наличие депрессивных состояний; 2) изучить предпочтительные копинг- стратегии в стрессовой ситуации.

В анкетировании приняли участие 100 % обучающихся 11 класса, и были получены следующие данные.

1.                  У одиннадцатиклассников выраженных депрессивных состояний не наблюдается. Депрессия наблюдается при Т=70, поэтому обратите внимание на своих детей, у кого приближается к данному показателю, уже, возможно, наблюдаются некоторые соматические изменения (плохой сон, утомляемость, проблемы с аппетитом и т.д.).

2.                  В стрессовой ситуации 50 % выпускников ориентированы на проблемно- фиксированный копинг, т.е., они осознают свою проблему, свои затруднения и выстраивают свою деятельность в соответствии с тем, что данную проблему нужно решить. У 50 % наблюдается, наоборот, избегание проблем. У 62,5 % обучающихся также ярко выражен копинг социального отвлечения (то есть они предпочитают пообщаться, погулять).

3.                  При изучении предпочитаемых стратегий преодоления затруднительных (стрессогенных) ситуаций по Хобфоллу мы видим, что у 62,5 % одиннадцатиклассников наблюдается высокая степень выраженности активных действий, у 25 % - низкая степень выраженности, у 12,5 % - средняя. Пассивность, или осторожные действия в высокой степени выраженности встречаются у 37, 5% обучающихся, у остальных – средняя степень выраженности. Стратегия «избегание» высоко выражена у 25 % обучающихся, у 62,5 % имеет среднюю выраженность, у 12,5 % - низкую. Обратите внимание, что у некоторых выпускников могут сочетаться и осторожные действия, и активные – это говорит о том, что дети в разных ситуациях могут вести себя по- разному.  

4.                  По шкале просоциальные- асоциальные действия, дети предпочитают просоциальные. Так, по показателю «вступление в социальный контакт», у 50 % выпускников наблюдается высокая степень, у 25 % - средняя, и у 25 % - низкая степень выраженности. По показателю «поиск социальной поддержки»: у 37,5 % одиннадцатиклассников – высокая степень, у 50% - средняя, у 12, 5 % - низкая. То есть дети охотно вступают в социальный контакт, но сами ищут его реже, поэтому будьте инициаторами общения сами. По критерию асоциальность изучались 2 модели поведения: прямо асоциальность (жесткость, циничность) и агрессивные действия (давление, отказ от поиска альтернативных действий). По первой модели высокой степени выраженности не наблюдается, у 62,5% выпускников – средняя степень, у остальных – низкая. По второй модели у 37,5 % обучающихся наблюдается высокая степень выраженности показателя асоциальные действия, у 25 % - средняя, и у 37,5 % - низкая.

Таким образом, при оценке общего индекса конструктивности стратегии преодолевающего поведения, было выявлено, что у 62,5% одиннадцатиклассников – высокий уровень конструктивности, у остальных – средний уровень. То есть данное обследование на настоящий момент не выявило рисков, но необходим контроль за эмоциональным состоянием детей, особенно за теми, у кого средний и низкий уровень по «социальным шкалам», так как это дети склонны переживать все внутри себя.

Итак, впереди ваших детей ожидают экзамены, и родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку, как видно из результатов диагностики, самыми популярными среди ваших детей являются просоциальные модели поведения выхода из стрессогенных ситуаций.

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а, провалившись, - вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Вы уже знаете, какие экзамены ребенку придется сдавать. Выясните, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или компьютером.  Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Важную роль в преодолении стрессовой ситуации играет мотивация. Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Я предлагаю вам поработать в парах (можно в тройках). Перед вами лежат 5 проблем и столько же решений. Подберите к каждой проблеме то решение, которое, на ваш взгляд, самое подходящее (работают в парах).

 Проверка задания. По очереди высказывают решение проблемы. Затем психолог обобщает высказывания и корректирует их.

Проблема 1: Ваш ребенок бросает через короткое время книги в угол, т.к. думает, что глуп и все бесперспективно, и, вообще, все равно провалиться на экзамене или наберет мало баллов.  

Решение: Скорректируйте установку ребенка. Это может быть следующее высказывание: «Все эти сомнения тебе не помогут. Напротив, тем самым ты только себя парализуешь и создаешь себе еще больше трудностей. Ты – не ясновидящий, и поэтому не можешь знать, как все получиться на экзамене. Шанс сдать экзамен все-таки будет больше, если ты сейчас сядешь и будешь учить, вместо того, чтобы сходить с ума. Надо сделать все, что от тебя зависит».

Проблема 2: Ваш ребенок чувствует внутренне сопротивление против необходимости готовиться к экзаменам, постоянно внушая себе, что должен учиться. Испытывает чувство вины, когда вместо подготовки к экзаменам занимается тем, что ему нравится.

Решение: «Ты не должен учиться, если тебе не хочется. Но, поскольку ты принял решение сдавать экзамены, то вместе с этим и принимаешь решение учиться, даже если это тебе не доставляет удовольствия. Разнообразие очень важно, и ты можешь вполне осознанно предусмотреть в своем рабочем плане время для расслабления, тебе ничего не дает – постоянно только учиться. Это неэффективно. После паузы ты сможешь еще лучше готовиться к экзамену».

Проблема 3: Ваш ребенок отодвигает подготовку к экзамену до тех пор, пока страх провалиться на экзамене становиться больше, чем чувство нежелания поработать.

Решение: «Ты относишься к людям, которые мотивируют себя страхом. Это совершенно не спасительная стратегия, потому что ты учишься исходя из негативных чувств. Скажи себе вместо этого: «Я с сегодняшнего дня сажусь и готовлюсь. Тогда у меня каждый день будет чистая совесть, я смогу быть горд собой. Если подготовку к экзамену я буду постоянно отодвигать, то это вряд ли меня будет украшать»».

Проблема 4: Ребенок «грызет себя» тем, что мало делал для успешной сдачи экзамена. Принимает решение, что догонять уже поздно.

Решение: «Ты уже не можешь вернуть того, что было. Вместо того, чтобы тратить время на упреки себе, начни лучше сейчас готовиться. Каждый день на счету. Приложи максимум усилий, чтобы в оставшееся время, насколько это возможно, подготовиться. До тех пор, пока ты не сдаешься, у тебя есть шанс выиграть».

Проблема 5: Ваш ребенок постоянно теряется в тех случаях, когда при подготовке к экзамену наталкивается на те места, которые не понимает. Тогда начинаются сомнения в себе и в своем разуме.

Решение: «Без паники. Ты, возможно, и не Эйнштейн, но если ты не будешь терять головы, то ты это еще усвоишь. А если нет, тогда спроси кого- нибудь. Если ты что-то не сразу понимаешь, то это еще не катастрофа. У тебя есть время в этом разобраться».


 

МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»

МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»

При изучении предпочитаемых стратегий преодоления затруднительных (стрессогенных) ситуаций по

При изучении предпочитаемых стратегий преодоления затруднительных (стрессогенных) ситуаций по

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы

Проблема 5 : Ваш ребенок постоянно теряется в тех случаях, когда при подготовке к экзамену наталкивается на те места, которые не понимает

Проблема 5 : Ваш ребенок постоянно теряется в тех случаях, когда при подготовке к экзамену наталкивается на те места, которые не понимает
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2023