Данный материал подготовлен для учащихся начальной школы. Он помогает закрепить и систематизировать знания детей о времени года - осени. Формирует образную речь учащихся, обогащая её различными выразительными средствами, воспитывает устойчивый интерес к традициям и обычаям. Наблюдение за осенними изменениями в природе создают эмоциональную и благоприятную обстановку.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 х. Садовый
Классный час
2 класс
Тема: «По лесным тропинкам»
Королева Осень приближалась,
Лето жаркое с природой распрощалось.Подготовила
учитель начальных классов
Т. П. Редкозубова
2017 год
По лесным тропинкам осени
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о времени года осени.
Задачи:
Обучающие:
1.Формировать образную речь, обогащая её различными выразительными
средствами.
2.Формирование мотивации к самовыражению.
Развивающие:
1.Развитие навыков коммуникативного общения.
2. Развитие креативных способностей.
Воспитательные:
1.Воспитывать устойчивый интерес к традициям и обычаям.
2.Накопление опыта эмоционально ценностных переживаний .
3. Сплочение коллектива детей;
4. Наблюдение за осенними изменениями в природе;
5. Создание эмоциональной благоприятной обстановки.
Учитель Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит гдето
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А осенью зима.
Мы ее не ждем, не просим,
А она идет сама.
Чтец 1 Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили,Стоял бы лес багрян и тих.
2 Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защищать от ветра шалого
Лесную праздную красу.
3 Зимакрасавица суровая,
Ты подожди, ты не спеши!
Деревья желтые, багровые
Так праздничны, так хороши!
4 И о тебе, зима, сверкающей
Мы тоже будем песни петь,
Ты подожди, ведь мы пока еще
Хотим на осень посмотреть.
Учитель: Ребята, сегодня к нам на праздник пришло много гостей. Но нет самой
главной героини. Кого?
Дети: Золотой Осени.
Учитель: Давайте её позовём.
Под музыку «Ах какая осень, ах какая…» выходит осень.
Осень Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам друзья!
Не виделись мы целый год,
За летом – следом мой черед
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Дети: Нравится! Милости просим к нам в гости.
Учитель: Ребята, давайте порадуем ее величество Осень красивыми стихами.
Чтец 1 : Осень, милая шалунья, разметалась тут и там.
Как заправская колдунья разукрасила свой храм.
Гроздья яхонты калины восхищают красотой.
Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!
2 : Дай тобою полюбоваться!
Дай наслушаться тебя!
Не спеши уйти, расстаться,Не позволь затмить себя.
3 : Проходит снова осень по Земле.
Кружатся листья, как воспоминанья.
Как искры в остывающей золе,
Мерцают звезды… Вечно их мерцанье.
4 : Осень длиной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой ,
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет, лишь ветки видно.
Учитель: А теперь ребята, я предлагаю нам отправиться в путешествие по
тропинкам осени, а куда мы держим путь, отгадайте.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем!
Дети : Это лес!
Чтец 1 : Овеял вещего дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветках шелестит.
2 Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Осень: Ребята, а давайте сегодня поиграем.
Для этого нужно создать 2 команды
И выбрать жюри. Членами жюри будут осенние месяцы.
Давайте позовем их, они прячутся среди вас.
Ребята: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Осень: Здравствуйте, братьямесяцы!
С чем вы к нам пожаловали?
Сентябрь: С мелким дождем.
Октябрь: С хрустящим грибком.
Ноябрь: С первым ледком.
Осень: Мы вас выбрали в жюри.
Оцените состязанья,
Похвалите за старанья!
Приветствие жюри (обе команды вместе)
(на мотив песни «Если б я был султан » )
Мы сегодня пришли,
Чтоб сразиться здесь.
Но противник силен
Надо нам учесть.
Но противник силен,
Что ни говори.
Вся надежда на вас,
Милое жюри.
Давайте, судьи,
Болейте за нас.
А то не будет
Удачи у вас.
Представление команд.
Команда «Ель»
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в шелках круглый год?
(Ель)
Команда « Березки»В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели две синицы
Сели на косицы.
(Береза)
К.Б. Струны белые березок
Подтянулись в синеву,
Всю стряхнул осенний посох
Золотую их молву.
К.Е. И задумчивые ели,
Гордо вея головой,
Изумрудом засмуглели,
Расправляя бархат свой.
К.Б. Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С зелеными сережками.
К.Е. Под широкой темной елью
Прошлогодней пахнет трелью.
Подойдешь ты к ней иголки
Под подошвами скользят,
Ведь в обычае у елки
Круглый год менять наряд.
Конкурс «Грибная полянка».
Осень: Чтобы узнать название конкурса, нужно отгадать загадку.
Кто сидит на крепкой ножке.
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы.
Что это? (Гриб).
Учитель : В лесу осеннем много
Грибов и ягод есть
Поэтому частушку
Грибную надо спеть.
Начинаем мы запевкуПервую начальную
Мы хотим развеселить
Публику печальную.
Вот растет гриб – боровик
И красив он и велик
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая , как пень.
Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир.
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир.
Сколько лет тебе , сморчок?
Ты по виду старичок?
Удивил грибок меня:
Возраст мой – всего два дня.
Спрятались под елками
Рыжики с иголками.
Не малы, не велики,
И лежат как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чьето беленькое ушко.
Это груздь нас просит взять,
А за ним еще штук пять.
Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать ,
И его придется взять.
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки
Нам не надо ни одной,
Обойдем их стороной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Смотрит , улыбается,
Хочет всем понравиться.
Ходят в рыженьких беретах,Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются лисички.
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
В красной шапочке растет
Среди корней осиновых.
Его увидеть за версту,
Зовется подосиновик.
У лесных дорожек
Много, разных ножек
Собирай, не мешкай!
Это сыроежки.
Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики
Чтобы сбить меня с пути.
Конкурс капитанов (в конвертах).
Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, а глаза у меня очень большие.
Считают, что я беду приношу. Все это не правда. Польза от меня большая. Урожай
я сохраняю. Кто я? (Сова).
А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не
нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на
птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я? (Летучая мышь)
Конкурс «Животный мир леса!»
Осень Все – все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд.
Кто делает мед
И кто делает яд!
Собирают мозаику по 2 человека от команды.
Команда отвечает на вопросы:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …(Лиса).
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий ,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить довелось.
Знайте, это… (Лось).
Он как елка, весь в иголках
Ловит смело страшных змей!
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады отважный… (Еж).
В сосне дупло, в дупле – тепло
А кто в дупле живет в тепле?
(Белка).
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь).
Зиму в шубке белой был,
А весной её сменил,
Стал он серый попрыгайка,
Маленький трусишка …(Зайка).
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк).Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец ... (Соболь ).
Не только люди обладают даром речи, но и книги тоже говорят. Однако есть такая
книга, которая кричит! Как она называется?
( Красная книга).
Наука о законах жизни природы. В честь этой науки назван 2017 год.
(Экология).
Конкурс « Кто быстрее? » (собрать только овощи, только фрукты. )
Осень Вижу я на горизонте
Туча по небу летит.
Поскорей раскрою зонтик,
От дождя он защитит.
Всех, всех, всех под зонтик спрячу,
Как же может быть иначе?
(Танец с зонтиками «Дождик босиком по земле прошел… »).
Наши праздные сраженья заканчивать друзья , пора в путьдорогу. Примите
победившие – поздравления.
Осень: Какой веселый праздник у нас получился.
Сентябрь: Да, и ребята поняли , что осень – замечательное время года.
Октябрь: Когда народ набирается сил, чтобы встретить суровую зиму, провести
лето и весну.
Ноябрь: А когда пройдет круглый год, мы снова встретим тебя и дружно скажем:
Осень, осень, милости просим!
Осень: Большое вам спасибо. А теперь я приглашаю всех к столу отведать
осеннего угощения.
А проигравшие не обижайтесь,
Все это – игра!ПРИЛОЖЕНИЕ
Песня
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны
Если добрый ты , то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.С каждым поделюсь радостью своей
Рассыпая смех звучно
Если песни петь с ними веселее
А когда наоборот – скучно.
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и
мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике
сидит "репка" ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед.
По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется
(берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают
"репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры
за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее
вытянула «репку».
СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых
перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к
ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается
назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.
СОБЕРИ КАРТИНКУ!
В игре участвуют 2 ребенка. По команде дети под музыку собирают осенние
картинки из пазлов. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных
частичек.
СОБЕРИ ЛОЖКОЙ КАРТОШКУ!
В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 6—8 картофелин. У каждого
ребенка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку
ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший
больше картошки за определенное время.
КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные
семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 45 картофелин, 2 лейки.Участвуют 2 команды по 4 человека.
1й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.
УГАДАЙКА
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и
он должен по вкусу определить, что это. Ох, и не любят меня люди. Голос им не
нравится, а глаза у меня очень большие.
Считают, что я беду приношу. Все это не
правда. Польза от меня большая. Урожай я
сохраняю. Кто я?
А меня все боятся, поэтому столько
небылиц про меня рассказывают. Не
нравится им, что я темноту люблю и
отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на
птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не
враг. Кто я?