Сценарий методического семинара
Оценка 4.7

Сценарий методического семинара

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
20.02.2018
Сценарий методического семинара
разработка методического семинара по использованию в практической работе учителя активных методов обучения. Данный материал будет полезен как молодым педагогам, так и учителям со стажем. Данный семинар проведен в рамках недели наставничества в ОУ. Активная работа участников подтвердила необходимость введения АМО в практику образовательной работы.план-сценарий семинара АМО
план-сценарий семинара.docx
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» учреждение  «Применение интерактивных и активных методов обучения на уроках.  Творческий семинар: Технология модерации». Автор: Махрина Г.Н., методист «Применение интерактивных и активных методов обучения на уроках. Творческий семинар для педагогов Технология модерации». Дата проведения: 05.12.2017г. Цель семинара: Мотивация педагогов к  применению  активных методов обучения на разных этапах  урока, внеурочного занятия.  Задачи семинара: 1. Содействовать эффективному внедрению активных методов обучения в  образовательный процесс. 2.Формировать и развивать  профессиональную компетентность педагогов  в  использовании активных методов обучения.  Ход проведения семинара Приветствую вас, уважаемые коллеги на нашем семинаре.  Воспитанные люди обычно приветствуют друг друга, вот и мы сделаем это. Сегодня мы применим Метод «Поздороваемся ладошками!» Пожелаем  друг  другу   здоровья.  Повернитесь   друг   к  другу,  посмотрите  в   глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)                                                                    Успеха (указательный)                                                                    Большого (средний)                                                                    Удачи (безымянный)                                                                    Во всем (мизинец)                                                                    Здравствуй ( всей ладонью)  (С1)Содержание образования – это молитва, А технология образования – это Бог. К девизу нашего семинара мы вернемся в конце семинара . Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься   навязанными   им   взрослыми   непонятными   и   неинтересными   делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Возникает   резонный  вопрос   –   почему   же   мы  продолжаем   использовать   те самые   методы   обучения,   которые   вызывали   скуку   и   раздражение   у   нас,   почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем  (С2)классический   пример   Тома   Сойера,   искусно   превратившего   скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих   ограничений,   внедрить   в   привычную   практику   новые   формы   и методы   реализации   образовательных   программ,   тем   более,   что   серьезная потребность   в  этом  уже  давно  существует.  В  качестве  доказательства    приведу притчу. Кстати, это прием в технологии АМО называется Прием ХУК Методическая разминка «В школе животных». Цель   ­   сфокусировать   внимание   участников   мероприятия   на   проблеме   и вызвать интерес к обсуждаемой теме. ( С.3.) притча: Однажды животные решили, что должны совершить что­нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы «нового мира». И они организовали школу. Они   составили   программу   занятий,   которая   состояла   из   беганья,   лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных. Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже – за бег. Поскольку она так медленно   бегала,   ей   приходилось   оставаться   после   уроков   и   отказываться   от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она   и   плавать   стала   неважно.   Но   посредственные   оценки   по   этой   школе засчитывались, так что это никого не беспокоило, кроме самой утки. Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из­за того, что нужно было так много наверстывать в плавании,  в результате интерес к бегу у него несколько угас, а плавание он так и не освоил. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из­за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег. Орел   вообще   оказался   трудным   учеником,   и   его   постоянно   строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по­своему. В конце года   только лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал  перед проверяющими  от имени своего класса.   А   луговые   собачки   не   отдали   своих   детей   в   школу,   потому   что администрация   не   включила   в   программу   рытье   нор.   Они   научили   своих   детей охотиться   и   позднее,   объединившись   с   лесными   сурками   и   сусликами,   создали преуспевающую частную школу по развитию личности. Мораль   сей   притчи   такова:   необходим   учет   индивидуальных способностей, нельзя  развивать то, на что ребенок не способен. Развить можно только то, на что ребенок способен. Целями  образования, которые ставят сегодня   перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются   раскрытие   и   развитие   потенциала   ребенка,   создание   благоприятных условий   для   реализации   его   природных   способностей.   Естественная   среда,   в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности   и   образовательные   потребности,   является   оптимальной   для  (С4)  Включение   активных   методов   обучения   в достижения   этих   целей. образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные   типы   уроков,   которые   преследуют   единую   цель   –   усвоение   знаний учащимися.   Поощрительным   является   внедрение   новшеств   и   их   гармоничное вливание   в   устоявшуюся   структуру   урока.   Среди   моделей   обучения   выделяют: пассивную, активную и интерактивную.  (С5)Особенностями  пассивной   модели  является   то,   что   ученики   усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют   никаких   творческих   заданий.   Эта   модель   самая   традиционная   и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является   использование   активных   методов.  Активные   методы  предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель   видит   общение   в   системе   «ученик­учитель»,   наличие   творческих   (часто домашних)   заданий   как   обязательное.  (С6)  Интерактивная   технология  своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно   взаимодействуют   между   собой.   Организация   интерактивного   обучения предполагает   моделирование   жизненных   ситуаций,   использование   ролевых   игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. (С7) Формула интерактивной технологии Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах,  где каждый обучающийся субъект  познания нового. С чего начинается любой урок? (орг. момент) Когда Вы входили в нашу аудиторию, Вы получили карточку с буквой .   Посовещайтесь,   сложите   буквы.     Какое   слово   у   нас   получилось?   (УРОК).   Да, действительно – урок. Ведь именно через урок идет познание нового. И, несмотря на то, что мы сидим за разными столами – мы – одно целое! Предлагаю вам сесть по группам ( У Р О К ) ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, СОЗДАНИЕ  4­Х групп   ВОПРОСЫ СО СЛАЙДА (С8)   Сегодня   мы   познакомимся   с     технологией   модерации,   которая   позволяет значительно   повысить   результативность   и   качество   уроков   за   счет   усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности   учащихся,   эффективного   управления   педагогом   процессами обучения, воспитания и развития. Технология модерации построена на применении АМО. (С9)  Moderare –  в переводе  с латинского –  приводить в равновесие, управлять, регулировать.   Как   образовательная   технология   модерация   была   впервые разработана в 60­е ­ 70­е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. Сегодня   модерация   –   это   эффективная   интерактивная   технология,   которая позволяет   значительно   повысить   результативность   и   качество   образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые активные приемы, методы   и   формы   организации   познавательной   деятельности   направлены   на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских   и   проектировочных   умений,   развитие   коммуникативных способностей и навыков работы в команде.  Все это является одним из главных требований ФГОС. При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он   становится   консультантом,   что принципиально   меняет   отношение   к   нему   обучающихся   –   из   «контролирующего органа»   учитель   превращается   в   более   опытного   товарища,   играющего   в   одной команде   с   обучающимися.   Растет   доверие   к   учителю,   растет   его   авторитет   и уважение у обучающихся. Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении   темы,   выполнении   заданий,   презентации   результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие   заинтересованным,   нацеленным   на   достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем   организации   групповой   работы   обучающихся.   Такая   работа   может проводиться в парах, мини­командах или малых группах, либо всем классом. Сегодняшнее   занятие   нашего   семинара   я   попытаюсь   провести     в   технологии модерации и Вы наглядно увидите возможность применения различных АМО на разных  этапах учебного занятия. (С 10) Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.  С чего начинается любой урок? (орг. момент)  (С 11)Это 1 фаза – инициация. Эта фаза знакомства учитель­ученик­предмет. При знакомстве учитель проводит мини ­ презентацию изучаемого предмета, в целях  активизации учеников к познавательной деятельности. В игровой форме класс  делится на малые группы для дальнейшей работы.   Мы с вами поздоровались ладошками и разделились на 4 группы   старшим   партнером,   наставником,   мотивированным, ( С 12) 2 фаза – формирование ожиданий  и опасений Метод «Дерево ожиданий»  Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что­то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Я вам предлагаю сейчас  на желтых  яблоках  написать свои ощущения или опасения.  В конце занятия мы вернёмся к этим яблокам  и узнаем, подтвердились ли ваши  опасения или вам было уютно и комфортно на семинаре и вы узнали много нового и  хотите эти знания применить на практике. Размещение яблок на дереве ( С13)3 фаза – вхождение в тему Основная   задача   для   учителя   ­   построить   логическую   цепь   изучаемых   тем   по предмету и провести параллель с другими предметами, изучаемыми школьниками. Здесь главное для учителя ­ заинтересовать ученика к изучению данной темы и о возможности применения знаний по данной теме на других уроках.  На этой фазе я применяю АМО – «Ульи». Цель этого метода: Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы. Я предлагаю вам ответить на   три вопроса: 1) Что я знаю по теме семинара? 2) Какие   недостающие   знания   и   умения   я   могу   сегодня     получить?   3)   Буду   ли   я использовать интерактивную технологию модерации на своих уроках?   (С14)  4 фаза ­­ интерактивная лекция. Форма передачи информации ученикам различная   –   это   может   быть   и   обычная   лекция   (как   правило,   это   форма   самая скучная для учеников) и интегрированная передача информации с использованием мультимедийной   аппаратуры   (кино­   и   фотохроники),   изучение   информации   по данной теме  в СМИ и глобальной сети Интернет. Более интересная, на мой взгляд, форма передачи информации для учеников ­ это проблемно­поисковая форма, т.е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта. Такую форму я  и предлагаю Вам. С   помощью   АМ   «Продвинутая   лекция»   мы   составим   информационную карту   по   теме   «Активные   методы   обучения:   +   и   –»   (работа   в группах).ОСТАНОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ НА ЭТОМ СЛАЙДЕ Цель   этого   метода:  Обеспечить   активность   и   разнообразие   мыслительной практической   деятельности   в   процессе   освоения   учебного   материала, стимулировать их к критическому мышлению. Развивать исследовательские умения (сбор информации, анализ, построение гипотез, обобщения), совместно работать в команде. Лекция организуется с применением активной учебной модели: вызов – осмысление – рефлексия. У вас на столе есть модель интеллект­карты, ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! состоящей из 4 секторов. 1­й этап проведения продвинутой лекции – вызов. Запищите в каждом секторе свои мысли  по ведущим моментам   темы. Возможно, в ходе этого  этапа, у вас останутся белые пятна в вашей интеллект­карте. Обсуждение и запись информационного прогноза. 2­этап – осмысление.  Я представляю вам информацию по нашей теме. По ходу моей лекции вы вносите в карту  краткие записи 3­этап – рефлексия.  Мне бы хотелось задать всем группам один вопрос – Хотелось бы вам продолжать изучение материалов по теме АМО? ( С­ 15) 5 фаза – Проработка содержания темы Собранная   информация   участниками   обсуждается   в   малых   группах   и представляется на суд всего класса.   При организации     самостоятельной работы над   новой   темой   важно,   чтобы   обучающимся   было     интересно   всесторонне   и глубоко проработать новый материал. Как же    это можно сделать?! На этом этапе можно использовать АМ «Ковёр идей». ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!   «Ковёр     идей»   один   из   методов   проработки   содержания     проблемы.   Работа   в группах, используя ранее полученные и созданные материалы. Задания для     I   группы. Первый   этап  –   понимание   проблемы.   Влияет   ли   мотивация   всех   участников образовательного процесса на результативность и качество проведения уроков.  Второй   этап  –   поиск   решений.   Предложите   пути   повышения   мотивации, учитывая тему нашего семинара. Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе инициации. Задания для     II    группы. Первый   этап  –   понимание   проблемы.   Можно   ли   вовлечь   в   образовательный процесс, построенный в технологии модерации вовлечь сразу всех участников? Второй   этап  –   поиск   решений.   Составьте   схему   взаимодействия   участников образовательного процесса на интерактивном занятии. Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе вхождения или погружения в тему.  III  Задания для    Первый этап  – понимание проблемы. На каких этапах урока, построенного в   группы. технологии модерации можно использовать АМО? Второй этап – поиск решений. Назовите преимущества интерактивной лекции. Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе формирования ожиданий. Задания для 4 группы Первый этап – понимание проблемы. Есть ли недостатки применения АМО? Второй   этап  –   поиск   решений.   Что   вы   можете   сделать   для   искоренения недостатков применения АМО? Третий этап – оценивание идей. Приведете пример АМО на фазе интерактивная лекция. 6 фаза – подведение итогов. Рефлексия После обсуждения в классе учитель подводит итог работы каждого ученика, группы и класса в целом. Формы подведения итогов различные.  Завершить   урок,   внеклассное   мероприятие   можно,   применив   такие   методы,   как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Я предлагаю вернуться к нашему АМО «Ульи» и «Дерево ожиданий». Прочитайте ещё раз вопросы, которые вам были заданы в начале нашего занятия и вспомните ваши   ответы   на   них.   Изменились   ли   они?   Если   они   изменились,   то   на   красных яблоках напишите ощущения  по теме семинара и замените ими желтые яблоки ( Прикрепляют их на дерево, озвучивают свои ощущения с использованием «Улей»)(  (Обмен мнениями).  Я   надеюсь,   что     Вам   удалось   получить   базовое   представление   о   технологии модерации и ее возможностях. Если же у Вас возникло желание более подробно познакомиться   с   этой   современной   образовательной   технологией,   Вы   можете пройти   дистанционный   курс   «Эффективные   образовательные   технологии»,   на котором Вы еще больше узнаете про модерацию и активные методы обучения, но самое   главное   –   овладеете   этими   эффективными   инструментами   современного учителя. Более того, Вы сможет в процессе обучения на курсе разработать свое собственное образовательное мероприятие с использованием технологии модерации и   активных   методов   обучения   и   затем   внедрить   его   у   себя   в   школе!   Вся   эта информация имеется на сайте Образовательного портала "Мой университет" ( С­21)   www.moi­universitet.ru . Вернемся к девизу нашего семинара, поясните, как вы его поняли? Содержание образования­ это молитва, а технология образования­это бог.  ОБСУЖДЕНИЕ

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара

Сценарий методического семинара
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018