Сценарий музейного урока «История старинных вещей»
Оценка 4.7

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
3 кл—6 кл
08.01.2019
Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»
Цели: - познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас; - развивать сообразительность и образность мышления; - воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины. Данное занятие отправляет детей в путешествие в далекое прошлое села и людей его населяющих, по пути заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.
музейный урок.docx
Сценарий музейного урока  «История старинных вещей» Цели:  ­ познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и  ценностью сейчас; ­ развивать сообразительность и образность мышления; ­ воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам  старины. Ход мероприятия  Руков. музея: Здравствуйте, ребята, гости! Мы рады вас приветствовать в нашем школьном   музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие ­ путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его населяющих, по пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.  Руков. музея: Давным­ давно это было, когда на месте сегодняшнего села  Павловка росли густые кустарники, промышляли башкирские племена…                                                сценка  (3 женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами) 1 жен. ­ Господи! Да куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки! 2 жен. ­ Надо назад вертаться! В Чердынскую губернию 3 жен. ­ Ох, матерь Божья, да как же мы жить тут будем? 1 жен. ­ (Причитает) Господи! Божечки!   Говорила тебе. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали         в эти дикие неведомые места. 1 муж. ­ Погодь, голосить! Глянь, луга­то  какие!  2муж. ­ А травы, травы! Выше нас с тобой. Какой кругом  покой! 1 муж. ­ А небо, небо какое синее… 2 муж. ­ Дымком все пахнет. А какой запах издает полынь. 1 муж. ­ А земли­ то сколько – глянь, да какая добротная… 2 муж. ­ Ну, что  же мужики, наверное, здесь нам воля Божья  остаться жить.             ­ Авось, Господь нам поможет, смилостивится обустроимся на этой земле. 3 муж. ­ А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!   ­ И спокойная такая тишина. 1 муж. ­ Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем. (берет за руку сынишку) 1   муж.  ­   Глянь,   сынок,   твои   просторы,   это   твоя   земля.   Тебе   здесь   жить.   Будь   всему хозяином. (выстраиваются в шеренгу) 1 муж. ­ Рубили  избы, дебри корчевали, осваивали земли – даль звала. 1   жен.  ­   Свое   селение     Павловка   и   Дмитриевка   назвали,   по   фамилии     купца   Павла Дмитриевича Фока. Руков.   музея:   Среди   первых   переселенцев   были   семьи   Селезнёвых, Наумовых.   Горбуновых, Первую   зиму   первопроходцы   зимовали   в   землянках   у   подножия   горы     в сторону Атняшки, не успели избы построить. Зато весной     начали корчевать дебри да рубить избы и потянулось длиной лентой в одну улицу в лугах у речки     село. Избы наши предки ставили добротные деревянные с резными наличниками.  Давайте­ка  мы с вами тихонечко заглянем в старинную крестьянскую избу.  ( свет гаснет Звучит тихая музыка. Горит свеча или лампа) В низенькой светелке со створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана; В темноте белеет занавес окна; Пол оструган гладко, ровен потолок,  Печка развальная стала в уголок, По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы со стулом раздвижным… И кровать резная с пологом цветным.    1   экскурсовод:  Наши   далекие   предки   были   людьми   трудолюбивыми   и чистоплотными. В избе, в страшной тесноте, жили, как правило, 8­10 человек. Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемией. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела.   Любая   крестьянская   изба   начиналась  с  красного  угла. Это   было   почетное место.   Здесь   на   специальной   полке   стояли   иконы,   хранились   священные книги,  горела лампада.  Всякий  гость, входивший  в  избу, у  порога   первым делом   находил   глазами  красный  угол,  снимал   шапку,  трижды   осенял  себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.   В   нашем   красном   углу  (показывает)   мы   видим   икону.   Икону   украшали вышивкой,   вешали   лампаду,   которую   зажигали   во   время   молитвы.   Под иконами   обычно   лежали   священные   книги­молитвословы,   которые   очень берегли передавали из поколение в поколение.   Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. Ближайший угол к двери занимала печь.(показывает)  2 экскурсовод: Рады видеть вас у печки.                              Без нее и дом пустой,                              В ней и жарить, в ней и парить,                              И зимой с ней как весной.                             В старину так говорили:                             “Печь нам мать родная всем,                             У печи все красно лето,                             У печи и сплю, и ем”. Печь была неотъемлемой частью крестьянской  избы. Ребята, а как вы думаете для чего служила печь? (ответы детей)  Правильно ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи,. И все получалось удивительно вкусно и питательно,  но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали.   В печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси   лечебной.   Для   этого   после   топки   из   печи   удаляли   угли.   Внутри хорошенько   подметали   и   настилали   солому.   Любитель   попариться   залезал ногами   вперед   и   ложился   на   солому.   За   ним   закрывали   заслонку.   Если требовалось   поддать   пару,   прыскали   водой   на   раскаленный   свод.   Парясь, похлестывали   себя   березовым   веником.   Правда,   обмываться   водой приходилось уже в сенях. Расскажу я вам  ещё об одной функции печи– материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина. Родился великий поэт слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал младенец в русской печи, завёрнутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила в своём чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор он прожил долгую и славную жизнь. Вот так печка­матушка! Незаменима для русского человека печь, своей надежностью может поспорить даже с современной микроволновой. Вот послушайте одну  историю.  3 экскурсовод: История про печку   У нас в селе   много чего случалось, всего­то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!       даже     на   ней спать можно Жили у нас в селе как­то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда­то сам сложил! Кирпич самолучший   для   неё   выбирал!   Хорошая   печь   получилась,   большая   да справная, было! Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи,   в   третьем   готовила   рассыпчатую   кашу   с   маслом!   А   по   праздникам бабулька   пекла   сдобные   калачи,   пышные   пироги   с   ягодами,   шаньги   с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку косточки! Любили   дед   с   бабкой   свою   печечку,   ухаживали   за   ней!   Дед   каждое   лето ремонтировал   её,   чистил   от   сажи,   а   бабуля   всегда   белила   её,   меняла   занавесочки.   Печь   платила   им   тем   же   –   исправно   топилась   и   грела   избу. Однажды   приехали   к   деду   с   бабкой   в   гости   внуки   из   города.   Подарили старикам   красивую   чудо­печь.   Печку   эту   не   надо   было   дровами   топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо­печь – микроволновка! старые грели свои   и         Уехали   внуки,   а   бабка   нарадоваться   никак   не   может!   Страсть,   как разохотилась   в   эдакой   чудо­печке   щи   да   кашу   варить!   Пироги,   шаньги, кулебяки   в   ней   печёт!   Да   так   эту   печь   расхваливает,   что   микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты – всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что­то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует – кирпичики из меня   выпадать   начали,   бабуля   давно   уже   меня   не   белила,   занавесочки   не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой­правдой! Дед в прошлую зиму   сильно   простудился,  я   его   вылечила   своим   теплом!   Внуки   их,  когда маленькие   были,   приезжали   зимой   к   бабке   с   дедом   на   каникулы!   После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне,   молоком!   Да   теперь,   видно,   не   нужна   им   стала!»   Стоит   печечка, переживает,   а   кирпичи   из   неё   от   этих   переживаний   стали   ещё   больше вываливаться! Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне,   в   комнатах!   Обрадовались   они,   посмотрели   на   русскую   печь,   да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!        и   краше лучше прежнего!» Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо­печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку­голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам  сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё   Пожалела   стариков   печка,   вернулась   в   избу!   Дед   русскую   печку отремонтировал,   кирпичики   новые   кое­где   поставил,   бабуля   её   побелила, занавесочки   новые   повесила!   Стала   русская   печь   лучше   прежнего!   Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё   пышнее   стали   получаться,   а   дед   теперь   на   печи   спит,   свои   старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и   не   пачкалась,   подарок   всё­таки!   Вещь­то   хорошая,   да   когда   не   бывает электричества – бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно – есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит! Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит! пригодилась!     тоже                  1 экскурсовод: В избе живут не только люди. Есть в ней ещё «жильцы» ­ кто  родом из леса, кто – с поля, кто – из земли. Без них в доме не обойтись.  Из далекой старины Эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмешь И рассмотришь, то поймешь, Для чего они нужны,  Чем полезны и важны Человеку раньше были,  Что за службу сослужили. Старая пара – кочерга и ухват. Но они – самые нужные «припечные» жители.  Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли.(показывает) Ухватом  (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала. У печи стоят так  важно, Как стойкие солдаты. Из печи горшочки с кашей Тянут железные ухваты.  Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать ,ребята? (1­ 2 чел. Пробуют под музыку)  Рядом с печью обязательно висели  рушник (показывает) и рукомойник­  это  глиняный  или железный сосуд с двумя сливными носиками по сторонам.  (показывает). Умывались ключевой водицей, Утирались рушником. Изо льна его соткали, Украсив вышивкой потом.   Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки  и  вытирала их рушником.   2 экскурсовод: Во многих русских народных сказках Бабу­Ягу обычно   изображают с одними и теми же предметами. Назовите их. Для чего они  служат ей? (Ступа, пест и помело) (показывает) Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает..  А для чего они крестьянину? В ступе пестом  толкли зерно, очищая его от шелухи. Помелом подметали  внутри печи, а затем лопатой сажали туда тесто будущего каравая. Кто из вас хочет приготовить муку для каравая? (выходят 2 человека толкут зерна под музыку) Отгадайте о каком предмете идет речь?             Был я копан, был я топтан, Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,          Сколько было сил, всю семью кормил,            Сам терпел – ничего не ел.           Сделался стар – пеленаться стал. Это история про глиняный горшок (показывает)  Из чего он  изготовлен? Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.  1 экскурсовод: У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.  Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет.  показывает   Угадали, что это такое? Это чугунок,(    )  он, как и горшок, был незаменим   в   хозяйстве,   но   по   весу   он   более   тяжёлый,   так   как   сделан   из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Одежду наши предки  носили домотканую ­ льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках.. А нитки сначала нужно было   напрясть. Девочки уже с 5­ти лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Звучит русская народная песня. Девочка (Соловьева О) в костюме выходит садится и начинает прясть,  В низенькой светелке Огонек горит. Молодая пряха У окна сидит. потом музыка стихает. Пряха: Позолоченная прялица, Я пряду, а нитка тянется, Я пряду, а нитка тянется, Мне моя работа нравится. Может, кто­то из вас знает, что я делаю? Дети: Нитку прядете. Пряха: Правильно. А на чем я ее пряду? Дети: На прялке. Пряха: Прялку так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я  пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки  наматываю вот сюда. Как это называется? Дети: Веретено. Пряха: Правильно веретено.. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали — веретено. На него наматываются нитки. По избе пляшу, нитку кружу, Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла.  (Показывает корзину с разными клубками.   2 экскурсовод:  Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было   постирать,   погладить   белье.   А   как   это   делалось?   У   нас   здесь представлены   подлинные   предметы,   предназначенные   как   раз   для   этого. Рубель   (плоская   палка,   шириной   10­12   см   с   ручкой;   валек.)   Скалка   (от «скать» ­ тонко раскатывать, вытягивать).  Вот рубель – в названье чуден, В примененье легок он. Гладил с легкостью лен, Из дерева рублен (показывает рубель) (Предполагается показать детям, как стиралось и гладилось белье.) А вот  Перед вами утюг Это бабушкин старый друг. Грелся он в то время на углях, Который  был во всех дворах. (показывает утюг) Да,   раньше   утюги   были   тяжелые,   чугунные.   Некоторые   утюги   перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйки клали горячие угли, они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот так  (демонстрация): в эти отверстия проникает воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь. 1 экскурсовод: Вот вам еще одна загадка  Три  братца Пошли  в  реку  купаться. Два  купаются, Третий  на  берегу  валяется.  (ведра и коромысло) Коромысло  делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. . 1 экскурсовод:      У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,                        И хотя он очень рыжий,  он не немец, не поляк,                         В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк!                        Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет:                        И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.  Это самовар.(показывает) Самовар ­ русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России. Впервые   появление   самовара   отмечено   в   Туле   в   1778   году   братьями Лисицыными.   Там   около   80   фабрик   делали   самовары.   Самовары   были маленькими – дорожными и большими – трактирными.  Имелось   в   крестьянском   жилище   и   немало   плетеной   утвари   ­   корзин, лукошек, коробов.  Корзины  изготовлены   из   ивового   прута.   В   старину   корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в   поле   колоски,   хранили   в   зимнее   время   различные   мелкие   предметы,   в специальных корзинах женщины носили полоскать бельё, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них.   2 экскурсовод: ­ Вот так вещи жили – были и хозяевам служили. А теперь они в музее, Чтобы все на них смотрели И гордились стариной, Так, как я и мы с тобой. 3 экскурсовод:    Ну вот как хорошо вы освоились в крестьянской избе . Главным развлечением того времени было отгадывание загадок. Давайте и мы с вами сейчас попробуем это сделать. Нужно не просто отгадать загадку, но и показать предмет, о котором идет речь. 1. Чёрный конь Скачет в огонь.  (Кочерга).   2. Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит­отдаёт, Сам в угол идёт. (Ухват).  3. Идет   пароход –  То  взад,  то  вперед, А  за  ним  такая  гладь –  Ни  морщинки  не  видать.(утюг) 4. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо(самовар) 5.Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит.               (Самовар.) 6.Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник.) 7. Нет на свете мудреца, Как Ивана­хитреца:Сел на конь И поехал в огонь. (чугун)  8. Плывёт паром, уголь в нём.  (утюг) 9   Без рук, без ног, на плечи скок,    Ни свет ни заря пошёл, согнувшись со двора.  Это что такое?  Правильно,( коромысло) 10. Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тепло теплое, а крови нет, Сесть на  него сядешь, а с места не свезет? (Печь) 1 экскурсовод: Русь деревянная — края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют...  Давайте и мы с вами послушаем русскую народную песню. Девочки исполняют народную песню    2 экскурсовод :  Вот и закончилось наше путешествие в  далекое прошлое. Но мы не прощаемся с вами на следующих уроках мы познакомим вас с  одеждой, обычаями и обрядами наших далеких предков.

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

Сценарий музейного урока  «История старинных вещей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019