Сценарий музейного урока «История старинных вещей»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: - познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас; - развивать сообразительность и образность мышления; - воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины. Данное занятие отправляет детей в путешествие в далекое прошлое села и людей его населяющих, по пути заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.
Иконка файла материала музейный урок.docx
Сценарий музейного урока  «История старинных вещей» Цели:  ­ познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и  ценностью сейчас; ­ развивать сообразительность и образность мышления; ­ воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам  старины. Ход мероприятия  Руков. музея: Здравствуйте, ребята, гости! Мы рады вас приветствовать в нашем школьном   музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие ­ путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его населяющих, по пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.  Руков. музея: Давным­ давно это было, когда на месте сегодняшнего села  Павловка росли густые кустарники, промышляли башкирские племена…                                                сценка  (3 женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами) 1 жен. ­ Господи! Да куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки! 2 жен. ­ Надо назад вертаться! В Чердынскую губернию 3 жен. ­ Ох, матерь Божья, да как же мы жить тут будем? 1 жен. ­ (Причитает) Господи! Божечки!   Говорила тебе. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали         в эти дикие неведомые места. 1 муж. ­ Погодь, голосить! Глянь, луга­то  какие!  2муж. ­ А травы, травы! Выше нас с тобой. Какой кругом  покой! 1 муж. ­ А небо, небо какое синее… 2 муж. ­ Дымком все пахнет. А какой запах издает полынь. 1 муж. ­ А земли­ то сколько – глянь, да какая добротная… 2 муж. ­ Ну, что  же мужики, наверное, здесь нам воля Божья  остаться жить.             ­ Авось, Господь нам поможет, смилостивится обустроимся на этой земле. 3 муж. ­ А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!   ­ И спокойная такая тишина. 1 муж. ­ Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем. (берет за руку сынишку) 1   муж.  ­   Глянь,   сынок,   твои   просторы,   это   твоя   земля.   Тебе   здесь   жить.   Будь   всему хозяином.(выстраиваются в шеренгу) 1 муж. ­ Рубили  избы, дебри корчевали, осваивали земли – даль звала. 1   жен.  ­   Свое   селение     Павловка   и   Дмитриевка   назвали,   по   фамилии     купца   Павла Дмитриевича Фока. Руков.   музея:   Среди   первых   переселенцев   были   семьи   Селезнёвых, Наумовых.   Горбуновых, Первую   зиму   первопроходцы   зимовали   в   землянках   у   подножия   горы     в сторону Атняшки, не успели избы построить. Зато весной     начали корчевать дебри да рубить избы и потянулось длиной лентой в одну улицу в лугах у речки     село. Избы наши предки ставили добротные деревянные с резными наличниками.  Давайте­ка  мы с вами тихонечко заглянем в старинную крестьянскую избу.  ( свет гаснет Звучит тихая музыка. Горит свеча или лампа) В низенькой светелке со створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана; В темноте белеет занавес окна; Пол оструган гладко, ровен потолок,  Печка развальная стала в уголок, По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы со стулом раздвижным… И кровать резная с пологом цветным.    1   экскурсовод:  Наши   далекие   предки   были   людьми   трудолюбивыми   и чистоплотными. В избе, в страшной тесноте, жили, как правило, 8­10 человек. Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемией. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела.   Любая   крестьянская   изба   начиналась  с  красного  угла. Это   было   почетное место.   Здесь   на   специальной   полке   стояли   иконы,   хранились   священные книги,  горела лампада.  Всякий  гость, входивший  в  избу, у  порога   первым делом   находил   глазами  красный  угол,  снимал   шапку,  трижды   осенял  себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровалсяс хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.   В   нашем   красном   углу  (показывает)   мы   видим   икону.   Икону   украшали вышивкой,   вешали   лампаду,   которую   зажигали   во   время   молитвы.   Под иконами   обычно   лежали   священные   книги­молитвословы,   которые   очень берегли передавали из поколение в поколение.   Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. Ближайший угол к двери занимала печь.(показывает)  2 экскурсовод: Рады видеть вас у печки.                              Без нее и дом пустой,                              В ней и жарить, в ней и парить,                              И зимой с ней как весной.                             В старину так говорили:                             “Печь нам мать родная всем,                             У печи все красно лето,                             У печи и сплю, и ем”. Печь была неотъемлемой частью крестьянской  избы. Ребята, а как вы думаете для чего служила печь? (ответы детей)  Правильно ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи,. И все получалось удивительно вкусно и питательно,  но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали.   В печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси   лечебной.   Для   этого   после   топки   из   печи   удаляли   угли.   Внутри хорошенько   подметали   и   настилали   солому.   Любитель   попариться   залезал ногами   вперед   и   ложился   на   солому.   За   ним   закрывали   заслонку.   Если требовалось   поддать   пару,   прыскали   водой   на   раскаленный   свод.   Парясь, похлестывали   себя   березовым   веником.   Правда,   обмываться   водой приходилось уже в сенях. Расскажу я вам  ещё об одной функции печи– материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина. Родился великий поэт слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал младенец в русской печи, завёрнутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила в своём чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор он прожил долгую и славную жизнь. Вот так печка­матушка!Незаменима для русского человека печь, своей надежностью может поспорить даже с современной микроволновой. Вот послушайте одну  историю.  3 экскурсовод: История про печку   У нас в селе   много чего случалось, всего­то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!       даже     на   ней спать можно Жили у нас в селе как­то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда­то сам сложил! Кирпич самолучший   для   неё   выбирал!   Хорошая   печь   получилась,   большая   да справная, было! Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи,   в   третьем   готовила   рассыпчатую   кашу   с   маслом!   А   по   праздникам бабулька   пекла   сдобные   калачи,   пышные   пироги   с   ягодами,   шаньги   с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку косточки! Любили   дед   с   бабкой   свою   печечку,   ухаживали   за   ней!   Дед   каждое   лето ремонтировал   её,   чистил   от   сажи,   а   бабуля   всегда   белила   её,   меняла   занавесочки.   Печь   платила   им   тем   же   –   исправно   топилась   и   грела   избу. Однажды   приехали   к   деду   с   бабкой   в   гости   внуки   из   города.   Подарили старикам   красивую   чудо­печь.   Печку   эту   не   надо   было   дровами   топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо­печь – микроволновка! старые грели свои   и         Уехали   внуки,   а   бабка   нарадоваться   никак   не   может!   Страсть,   как разохотилась   в   эдакой   чудо­печке   щи   да   кашу   варить!   Пироги,   шаньги, кулебяки   в   ней   печёт!   Да   так   эту   печь   расхваливает,   что   микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты – всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что­то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует – кирпичики из меня   выпадать   начали,   бабуля   давно   уже   меня   не   белила,   занавесочки   не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой­правдой! Дед в прошлую зиму   сильно   простудился,  я   его   вылечила   своим   теплом!   Внуки   их,  когда маленькие   были,   приезжали   зимой   к   бабке   с   дедом   на   каникулы!   После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, вомне,   молоком!   Да   теперь,   видно,   не   нужна   им   стала!»   Стоит   печечка, переживает,   а   кирпичи   из   неё   от   этих   переживаний   стали   ещё   больше вываливаться! Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне,   в   комнатах!   Обрадовались   они,   посмотрели   на   русскую   печь,   да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!        и   краше лучше прежнего!» Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо­печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку­голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам  сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё   Пожалела   стариков   печка,   вернулась   в   избу!   Дед   русскую   печку отремонтировал,   кирпичики   новые   кое­где   поставил,   бабуля   её   побелила, занавесочки   новые   повесила!   Стала   русская   печь   лучше   прежнего!   Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё   пышнее   стали   получаться,   а   дед   теперь   на   печи   спит,   свои   старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и   не   пачкалась,   подарок   всё­таки!   Вещь­то   хорошая,   да   когда   не   бывает электричества – бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно – есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит! Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит! пригодилась!     тоже                  1 экскурсовод: В избе живут не только люди. Есть в ней ещё «жильцы» ­ кто  родом из леса, кто – с поля, кто – из земли. Без них в доме не обойтись.  Из далекой старины Эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмешь И рассмотришь, то поймешь,Для чего они нужны,  Чем полезны и важны Человеку раньше были,  Что за службу сослужили. Старая пара – кочерга и ухват. Но они – самые нужные «припечные» жители.  Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли.(показывает) Ухватом  (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала. У печи стоят так  важно, Как стойкие солдаты. Из печи горшочки с кашей Тянут железные ухваты.  Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать ,ребята? (1­ 2 чел. Пробуют под музыку)  Рядом с печью обязательно висели  рушник (показывает) и рукомойник­  это  глиняный  или железный сосуд с двумя сливными носиками по сторонам.  (показывает). Умывались ключевой водицей, Утирались рушником. Изо льна его соткали, Украсив вышивкой потом.   Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки  и  вытирала их рушником.   2 экскурсовод: Во многих русских народных сказках Бабу­Ягу обычно   изображают с одними и теми же предметами. Назовите их. Для чего они  служат ей? (Ступа, пест и помело) (показывает) Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает..  А для чего они крестьянину? В ступе пестом  толкли зерно, очищая его от шелухи. Помелом подметали  внутри печи, а затем лопатой сажали туда тесто будущего каравая. Кто из вас хочет приготовить муку для каравая? (выходят 2 человека толкут зерна под музыку) Отгадайте о каком предмете идет речь?             Был я копан, был я топтан,Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,          Сколько было сил, всю семью кормил,            Сам терпел – ничего не ел.           Сделался стар – пеленаться стал. Это история про глиняный горшок (показывает)  Из чего он  изготовлен? Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.  1 экскурсовод: У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.  Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет.  показывает   Угадали, что это такое? Это чугунок,(    )  он, как и горшок, был незаменим   в   хозяйстве,   но   по   весу   он   более   тяжёлый,   так   как   сделан   из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Одежду наши предки  носили домотканую ­ льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках.. А нитки сначала нужно было   напрясть. Девочки уже с 5­ти лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Звучит русская народная песня. Девочка (Соловьева О) в костюме выходит садится и начинает прясть,  В низенькой светелке Огонек горит. Молодая пряха У окна сидит. потом музыка стихает. Пряха: Позолоченная прялица, Я пряду, а нитка тянется,Я пряду, а нитка тянется, Мне моя работа нравится. Может, кто­то из вас знает, что я делаю? Дети: Нитку прядете. Пряха: Правильно. А на чем я ее пряду? Дети: На прялке. Пряха: Прялку так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я  пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки  наматываю вот сюда. Как это называется? Дети: Веретено. Пряха: Правильно веретено.. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали — веретено. На него наматываются нитки. По избе пляшу, нитку кружу, Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла.  (Показывает корзину с разными клубками.   2 экскурсовод:  Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было   постирать,   погладить   белье.   А   как   это   делалось?   У   нас   здесь представлены   подлинные   предметы,   предназначенные   как   раз   для   этого. Рубель   (плоская   палка,   шириной   10­12   см   с   ручкой;   валек.)   Скалка   (от «скать» ­ тонко раскатывать, вытягивать).  Вот рубель – в названье чуден, В примененье легок он. Гладил с легкостью лен, Из дерева рублен (показывает рубель) (Предполагается показать детям, как стиралось и гладилось белье.) А вот  Перед вами утюг Это бабушкин старый друг. Грелся он в то время на углях, Который  был во всех дворах. (показывает утюг) Да,   раньше   утюги   были   тяжелые,   чугунные.   Некоторые   утюги   перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйки клали горячие угли, они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали,нужно было утюгом размахивать, вот так  (демонстрация): в эти отверстия проникает воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь. 1 экскурсовод: Вот вам еще одна загадка  Три  братца Пошли  в  реку  купаться. Два  купаются, Третий  на  берегу  валяется.  (ведра и коромысло) Коромысло  делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. . 1 экскурсовод:      У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,                        И хотя он очень рыжий,  он не немец, не поляк,                         В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк!                        Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет:                        И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.  Это самовар.(показывает) Самовар ­ русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России. Впервые   появление   самовара   отмечено   в   Туле   в   1778   году   братьями Лисицыными.   Там   около   80   фабрик   делали   самовары.   Самовары   были маленькими – дорожными и большими – трактирными.  Имелось   в   крестьянском   жилище   и   немало   плетеной   утвари   ­   корзин, лукошек, коробов.  Корзины  изготовлены   из   ивового   прута.   В   старину   корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в   поле   колоски,   хранили   в   зимнее   время   различные   мелкие   предметы,   в специальных корзинах женщины носили полоскать бельё, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них.   2 экскурсовод: ­ Вот так вещи жили – были и хозяевам служили. А теперь они в музее, Чтобы все на них смотрели И гордились стариной, Так, как я и мы с тобой.3 экскурсовод:    Ну вот как хорошо вы освоились в крестьянской избе . Главным развлечением того времени было отгадывание загадок. Давайте и мы с вами сейчас попробуем это сделать. Нужно не просто отгадать загадку, но и показать предмет, о котором идет речь. 1. Чёрный конь Скачет в огонь.  (Кочерга).   2. Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит­отдаёт, Сам в угол идёт. (Ухват).  3. Идет   пароход –  То  взад,  то  вперед, А  за  ним  такая  гладь –  Ни  морщинки  не  видать.(утюг) 4. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо(самовар) 5.Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит.               (Самовар.) 6.Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник.) 7. Нет на свете мудреца, Как Ивана­хитреца:Сел на конь И поехал в огонь. (чугун)  8. Плывёт паром, уголь в нём.  (утюг) 9   Без рук, без ног, на плечи скок,    Ни свет ни заря пошёл, согнувшись со двора.  Это что такое?  Правильно,( коромысло) 10. Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тепло теплое, а крови нет, Сесть на  него сядешь, а с места не свезет? (Печь) 1 экскурсовод: Русь деревянная — края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют...  Давайте и мы с вами послушаем русскую народную песню.Девочки исполняют народную песню    2 экскурсовод :  Вот и закончилось наше путешествие в  далекое прошлое. Но мы не прощаемся с вами на следующих уроках мы познакомим вас с  одеждой, обычаями и обрядами наших далеких предков.