сценарий "Прощай,Азбука"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал будет интересен учителям начальных классов.Сценарий "Прощай,Азбука" является заключительным уроком "Обучения грамоте". В него включены все темы ,изученные на уроках,представлены инсценировки "Мягкие и твердые" ,Дружба гласных и согласных " по теме "Фонетика" ,по теме "Омонимы"-сценка "Овсянка",на орфографические правила "Жи-ши, пиши с буквой и" ,викторины по литературе,частушки из школьной жизни.
Иконка файла материала сценарий азбуки на конкурс.docx
Сценарий « Прощай, азбука» Сценарий, представленный Вашему вниманию, может быть полезен учителям  начальных классов, детям и их родителям. Сценарий посвящён первому  школьному учебнику­азбуке. Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка. Задачи: ­ развивать познавательную активность и творческие способности детей; ­ формировать интерес к урокам чтения,  ­­развивать мыслительные операции, речь  Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедиа оборудование,  костюмы персонажей праздника: Азбука,   1 ученица ­Мы в школе полгода почти отучились,  Мы много успели и много узнали. Писать и читать мы уже научились И первые книги свои прочитали.  2 ученица ­А верным помощником в этом нам стала Первая главная книжка. Ведь первые буквы она показала Девчонкам своим и мальчишкам.  1 и 2 ученица (вместе)­Мы прочтем хороших книг немало,  Пускай пройдут года и много­много дней. Нам Азбука хорошим другом стала. Мы этот праздник посвящаем ей!  ( Звучит музыка,Азбука,азбука,каждому нужна,,. входит Азбука) Азбука   Здравствуйте, дети! Я – азбука.  Учу читать. Меня никак нельзя не знать. Меня изучишь хорошо, И сможешь ты тогда Любую книгу прочитать Без всякого труда (Отдает приказ детям – буквам) ­ Азбука, стройся! (дети строятся) ­ По алфавиту рассчитайсь.  ­Гласные, здесь? ­Здесь !(отвечают дети, представляющие гласные звуки) ­(вместе) Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Но не желают свистеть и ворчать. Азбука   ­Согласные, здесь?­Здесь! (отвечают дети, представляющие согласные звуки) ­А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Но не хочется им петь. Азбука.  ­Буквы, которые не обозначают звука, здесь?   ­Здесь !(отвечают Ь и Ъ знаки) Буква А. ( Девочка с буквой «А» сдает рапорт азбуке) ­Буквы – значки, как бойцы на парад в четком равненье построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется он – алфавит!  Азбука  ­Ты эти буквы заучи , Их три десятка с лишним, А для тебя они ключи Ко всем чудесным книжкам! (Дети начинают представлять свою букву)  А) А­ начало алфавита. Тем она и знаменита. А узнать её легко: Ноги ставит широко. Б) Буква Б ­ с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком.В) Палочка, рядом две ровные дужки – Вот и готовы очки для лягушки. Г) Перед нами буква Г Стоит, подобно кочерге. Д) Видны за окнами дома И дети на дорожке, А вот сама и буква Д На самоварных ножках. Е) Е и Ё – родные сёстры, Различить сестёр непросто. Ё) Но у буквы Ё две точки, Словно к лесенке гвоздочки. Ж) Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, словно жук, Издаёт жужжащий звук. З) На эту букву посмотри – Она совсем как цифра 3. И) На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. Й) Букву Й зовут «И краткой». Й как И в твоей тетрадке,Чтобы Й не путать с И Сверху галочку пиши. К) Сигнальщик держит два флажка – С флажками он, как буква К. Л) Алфавит продолжит наш Буква Л – лесной шалаш. М) Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали. Н) На букве Н я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки. О) В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла – Покатиться бы могла. П) Влез на букву озорник: Он решил, что П – турник! Р) «Дрожу от страха до сих пор!» ­ Воскликнуло полено. Похожа буква на топор – Расколет непременно! С) Полумесяц в небе тёмном Буквой С повис над домом. Т) Буква Т стоит на крыше, Телевизор в доме том.Т в антенну превратилась И на крыше очутилась. У) Удобная буква: удобно в ней то, Что можно на букву повесить пальто. Ф) Всем известно без подсказки: Буква Ф – как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. Х) Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка­ Ветру вольному подружка. Ц) Буква Ц – внизу крючок, Словно с краником бачок. Ч) Да! Вы правильно решили: Ч похожа на четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. Ш) Посмотри на букву Ш: Буква очень хороша, Потому что из неё можно сделать Е и Ё. Щ) На расчёску Щ похожа: Три зубца всего. Ну что же? Ъ) Из ведра не просто такНам воды напиться. Нужен ковшик – твёрдый знак, Чтобы не облиться. Ы) А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой. Увы! Ь) Буква Р перевернулась, Мягким знаком обернулась. Э) Это Э с открытым ртом И большущим языком! Ю) На арене укротитель – Грозных тигров повелитель. Он, как буква Ю, с кольцом К тиграм смело встал лицом. Я) Я – сказала буква я в азбуке заглавная…. (Все дети –буквы возмущаются от зазнайства буквы я) Сценка про букву «Я» Б.Заходер ­ Автор: Всем известно: Буква «Я» В азбуке Последняя. А известно ли кому, Отчего и почему? Неизвестно? Неизвестно! (дети)Интересно? Интересно!(дети) Ну, так слушайте рассказ. Жили в азбуке у нас Буквы. Жили — не тужили, Потому что все дружили. Где никто не ссорится, Там и дело спорится. Только раз Все дело Стало Из­за страшного скандала: Буква Я В строку не встала, Взбунтовалась Буква Я! — Я, — сказала буква «Я», — Главная­ заглавная! Я хочу, Чтобы повсюду ВпередиСтояла Я! Не хочу стоять в ряду. Быть желаю На виду! Говорят ей: — Встань на место! — Отвечает: — Не пойду! Я ведь вам не просто буква: Я — местоимение. Вы В сравнении со мною — Недоразумение! Тут вся азбука пришла В страшное волнение.(все возмущаются, недовольно переглядываются) — Фу­ты ну­ты! — Фыркнул Ф, От обиды покраснев. — Срам! — Сердито С сказало. В кричит: — Воображала! Это каждый так бы мог! Может, я и сам предлог!Проворчало П: — Попробуй, Потолкуй с такой особой… — Нужен к ней подход особый, — Вдруг промямлил Мягкий знак. А сердитый Твердый знак Молча показал кулак. — Ти­и­ше, буквы! Стыдно, знаки! — Закричали Гласные. — Не хватало только драки! А еще Согласные! Надо раньше разобраться, А потом уже и драться! Мы же грамотный народ. Буква «Я» Сама поймет: Разве мыслимое дело Всюду Я Совать вперед? Ведь никто в таком письме Не поймет ни бе ни ме! — Я Затопало ногами: — Не хочу водиться с вами!Буду делать все сама! Хватит у меня ума! — Буквы тут переглянулись, Все — буквально! – улыбнулись. И ответил дружный хор: — Хорошо! Идем на спор: Если сможешь В одиночку Написать Хотя бы строчку, Правда, стало быть, твоя! — Чтобы я Да не сумела? Я ж не кто­нибудь, а Я! …Буква Я взялась за дело: Целый час она Пыхтела, И кряхтела, И потела, — Написать она сумела Только «…яяяяя!» Как зальется буква «X»:— Ха­ха­ха­ха­ха­ха­ха! — О От смеха покатилось! А За голову схватилось. Б Схватилось за живот… Буква «Я» Сперва крепилась, А потом как заревет: — Я, ребята, виновата! Признаю Вину свою! Я согласна встать, ребята, Даже сзади Буквы «Ю»! — Что ж, — решил весь Алфавит, — Если хочет — пусть стоит. Дело ведь совсем не в месте. Дело в том, что все мы — вместе! В том, чтоб все — От А до Я — Жили, как одна семья!Буква «Я» Всегда была Всем и каждому мила. Но советуем, друзья, Помнить место Буквы «Я»!  1 ученица  ­ Когда учились азбуке   Узнали навсегда  Согласные плюс гласные  Слияния ­друзья Сценка «Как подружились гласные и согласные» о слогах­слияниях Жили­были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали а, о, у, и, э, ы. А  всех вместе их называли «г л а с н ы е  з в у к и». У гласных звуков были  звонкие голоса, они пели, как птицы. Однажды они так весело пели, что и  другим звукам захотелось петь. «Пппппп», ­ запыхтел звук п. Пыхтел­пыхтел, а спеть песенку не смог.  Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я непевучий, у меня нет голоса, я не  могу петь!» «Тттттттт»,  ­ затукал звук т. Тукал­тукал, а спеть песенку тоже не смог. Заплакал, загоревал он тоже: «Ох, какой я непевучий, у меня тоже нет  голоса, меня почти никто не слышит!» «Кккккккк», ­ закряхтел звук к. Кряхтел­кряхтел, а спеть песенку не смог.  Заплакал он, загоревал, ведь ему тоже очень хотелось петь.­ Не печальтесь, непевучие звуки, ­ сказал голосистый звук а.  Мы, гласные звуки, можем вам помочь, только вы всегда должны стоять  рядом с нами. Согласны? ­ Согласны, согласны! – закричали непевучие звуки. ­ Вот и хорошо, за это мы будем вас всех называть  «С о г л а с н ы е   з в у к и», ­ сказали гласные. И стали с тех пор крепко дружить  гласные и согласные звуки. Встанут рядом  и поют любую песенку. Вот послушайте.(  пропеть слоги­ слияния)  (Задание  на доске) ­Вставьте гласные . (БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, МРК, ПРТ, СХР, КРНДШ)  1 ученица ­В период обучения грамоте мы узнали о твердости и мягкости согласных  звуков.  Сценка « НЕЖНЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ» (вместе 2 ученика, изображающие твердый и мягкий согласный ) ­Есть мягкие звуки и твёрдые звуки, Их можно легко смешать,  Но, чтобы не вышло подобной штуки,  Научимся их различать.   Ученица,(изображающая мягкий звук) ­Мягкие звуки звучат повыше,  Звучанье у них нежней.   Ученик (изображающий твердый звук) ­ А твердые ­ словно грубее и ниже,Как будто твердые ­ злей. Ученица­  Послушай, как ласковы мягкие звуки: Ель, капель, метель и мель.  Они как нежные мамины руки,  Что ласково стелют постель.   Ученик­ Твердый звук обрывается резко.  Послушайте: Стол! Укол!!  Для нежности нет в этом звуке места,  Скорее ­ он даже зол. (Задание на знание гласных букв ,указывающих на твердость или мягкость  предыдущего звука) ­Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор. А О У Я  (Я­указывает на мягкость предыдущего звука) А Е Я Ю ­ Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный –  присядете. Готовы? Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, игла, яма  (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.  1 ученица ­Еще мы научились правилам русского языкаЖи­ши пиши с буквой и, Ча­ща с буквой а. и об этом вам рассказ.  Сказка про ЖИ и ШИ  Автор­ Жили­были, не тужили Буквы «Ж» и «Ш» в квартире. Неразлучны они были. Крепко­накрепко дружили. Но случилось как­то вдруг Им услышать в двери стук. Дверь открыли, крикнув: «Ах!» Буква «И» стоит в слезах. Плачет буква И, рыдает. Нет друзей, живу одна я. Можно с вами подружиться, Вместе жить и веселиться? «Проходи!», – сказали «И», А за ней вприпрыжку «Ы»: «Вы меня впустите тоже, Я на И чуть­чуть похожа!» Буквы ей сказали дружно:«Это правило знать нужно. Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ» Мы, ребята, пишем с И !»  Сказка про Ча и Ща Подружились с буквой «А», Как­то буквы «Ч» и «Щ». «Ч» однажды «Щ» сказала, «А» на чай я к нам позвала. Есть зефир, халва и торт, «А» подружку приведёт. Пусть приходят – «Щ» в ответ, К нам на лакомый десерт. Приходили «А» и «У», Чай отведали, халву, Веселились, песни пели, Тортик шоколадный ели. Вдруг у «А» возник вопрос И спросила та, всерьёз: «Почему же мы, друзья, Не позвали букву «Я»? Отчего и почему, Позабыли мы про «Ю»? Отвечали буквы ей– Правило прочти скорей!«ЧА» и «ЩА», да «ЧУ и «ШУ», Пишем мы без «Я» и «Ю»! II страница «Собирайка» Составить из букв слова. З А У Б А К (азбука) В У К Ы Б  (буквы) К О Ш А Л (школа) И Н А К Г (книга) В О Л А С (слова) К А С А К З (сказка) . ­На уроках мы говорили о многозначности слова. Овсянка Н. Сладков       Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:       ­ А у меня дома овсянка!       ­ Подумаешь, ­ сказал Матвей, ­ у меня дома тоже овсянка.       ­ Люблю я овсянку! ­ добавил Сашка.       ­ И я люблю! ­ сказал Матвей.       ­ Она желтая, красивая такая!       ­ И вкусная, особенно с молоком!       ­ Как это вкусная? Как это ­ с молоком? ­ удивился Сашка.       ­ Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.­ Да ты про что говоришь?! ­ всплеснул руками Сашка.       ­ Как это ­ про что? Про овсянку! ­ ответил Матвей.       ­ Про какую овсянку?        ­ Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?       ­ И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.        ­ Как песни пела?! ­ изумился Матвей. ­ Каша?       ­ Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов­сян­ка! Не слыхал про такую,  что ли? ­ рассердился Сашка и добавил: ­ Айда ко мне ­ мою овсянку слушать!       ­ Айда! ­ согласился Матвей. ­ А потом ко мне ­ мою овсянку кушать!       И они побежали. ­В период обучения грамоте у ребятишек менялись зубки и многие  шепелявили. Вот об этом рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква» Рассказ Заколдованная буква. Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал  грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала  к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку  выгружать. Они кричали друг на друга: ­ Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь  шпиц обломаешь. И когда выгрузили, шофер сказал:­ Теперь надо эту елку заактировать, ­ и  ушел. А мы остались возле елки.Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла  морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за  одну веточку и сказала:­ Смотрите, а на елке сыски висят. Сыски! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы  смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб  меня пересмеять. Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь.Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:­ Ой, умру от смеха! Сыски! А я, конечно, поддавал жару:­ Пять лет девчонке, а говорит «сыски». Ха­ха­ ха! Потом Мишка упал в обморок и застонал:­ Ах, мне плохо! Сыски. И стал икать:­ Ик! Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик! Сыски. Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:­ Девчонке пять  лет, скоро замуж выдавать! А она ­ сыски. У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо. ­ Я правильно сказала! У меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать сыски, а у меня высвистывается сыски. Мишка сказал:­ Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три  вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай:  хыхки! Что? Правда, здорово ­ хыхх­кии! Вот как у меня ловко выходит:  хыхки! Я даже петь могу:Ох, хыхечка зеленая,Боюся уколюся я. Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:­ Неправильно! Ура! Ты  говоришь хыхки, а надо сыски! А Мишка:­ Именно, что не надо сыски, а надо хыхки. И оба давай реветь. Только и слышно: Сыски! ­ Хыхки! ­ Сыски! Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово.  Я остановился и внятно сказал: ­ Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и все! Учитель Я от «Азбуки» слыхала, Что вы сказок прочли немало.­Назовите героев сказок 1.Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей, 2.Сквозь очки свои глядит добрый доктор … (Айболит) 3. Бабушка девочку очень любила.     Шапочку красную ей подарила.     Девочка имя забыла свое.     А ну, подскажите имя ее….( Красная Шапочка) 4. Толстяк живет на крыше, летает всех он выше. ( Карлсон) 5. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш      Шалунишка наш … (Малыш) 5. У отца был мальчик странный,       Необычный – деревянный.       Но любил папаша сына.       Что за странный человечек деревянный      На земле и под водой ищет ключик золотой?      Всюду нос сует он длинный. Кто же это? … (Буратино)  6. Она красива и мила, а имя ей от слова « зола». ( Золушка)  Учитель ­А теперь попробуйте так же правильно продолжить имена героев сказок и  литературных героев. Я буду говорить первую часть имени, а вы называйте  вторую. Кощей…бессмертный Василиса…Прекрасная Братец…Иванушка Сестрица…АлёнушкаЗмей…Горыныч Баба…Яга Мальчик…с пальчик Кот … в сапогах Крокодил … Гена Муха … Цокотуха Черепаха … Тортилла Почтальон … Печкин Дядя … Степа Частушки Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем Про своих успехи. Припев: Елочки­сосёночки  Колкие, зеленые, Все ребята – первоклашки В Азбуку влюбленные! Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид, Ведь сегодня мы досрочно Изучили алфавит! Припев: Разбудите меня ночью,В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки. Припев: Буквы гласные мы любим И все больше с каждым днем. Мы не просто их читаем –  Эти буквы мы поем! Припев: Ах, ты бабушка, моя, Снова не согласна! Ты запомни навсегда, Есть лишь десять гласных. Припев: Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом “проглочу”! Припев: С Азбукой кто не в ладу, С тем я дружбу не веду. У меня характер крут –  Уважаю с детства труд! Припев: Почему у малышейМокрые реснички? Потому что в Азбуке Кончились странички. Припев: Мы простимся с Азбукой, И рукой помашем, И спасибо десять раз Дружно хором скажем!  Ученик ­ Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать . Не надо бабушку трясти: “Прочти, пожалуйста! Прочти!” Не надо умолять сестрицу: “Ну, прочитай ещё страницу!” Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и прочитать!  Ученик  Мы Азбуку прочли до корки, У нас по чтению – пятёрки! Позади нелёгкий труд Медленного чтения. Нам сегодня выдаютУдостоверения!  Ученица ­В том, что мы Азбуку прочли, Полный курс наук прошли. И теперь без передышки Мы прочтём любые книжки! (Выдаются удостоверения) Дети ­Спасибо, Азбука, и прощай….. Азбука: ­Ах! Забыла я, друзья, Что представить вам должна, Кто на смену мне придет, Дальше вас учить начнет. (Азбука» вводит в класс за руку учеников, изображающих учебник «Русский  язык и « Литературное чтение») Русский язык: Я люблю учить детей, С вами жить мне веселей. Будем крепко мы дружить, Мои правила учить.