Цель:Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.
Задачи:
1. Образовательная
1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
4. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель).
1. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.
2. Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).
3. Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.
2. Развивающая.
1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.
3. Развивать творческие способности.
3. Воспитательная.
1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.
2. Учить работать самостоятельно.
3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.
Председателю комиссии
МБОУ «Прогимназия «Сообщество»
Скоковой А.А.
от учителя начальных классов
Швацкой О.Н.
Справка
1. Прошу учесть при распределении стимулирующей выплаты
организацию и проведение мероприятия, способствующее взаимодействию с
родителями на тему «Чудочудное, диводивное», работа в творческой
мастерской.
12.12.2015 г. (пункт 6.2).
Швацкая О.Н.
Согласовано О.В. Султанова, заместитель директора
«____»_____________2015Сценарий творческой мастерской по мотивам народных росписей
«Чудо – чудное, диво – дивное»
Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами
народного орнамента.
Задачи:
1. Образовательная
1. Закрепить знания детей о русском народном декоративноприкладном
искусстве.
2. Различать виды народного декоративноприкладного искусства.
3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
4. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные
особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец,
Хохлома, Жостово, Гжель).
1. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки)
и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.
2. Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).
3. Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания,
колорит, чередование.
2. Развивающая.
1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного
творчества.
2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через
самостоятельную деятельность.
3. Развивать творческие способности.
3. Воспитательная.
1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно
прикладному искусству.
2. Учить работать самостоятельно.
3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.
Оформление класса.
Плакаты:
«Даже будни может труд
Сделать праздничными днями».
Я. Райнис.
«Где мысль сильна там дело полно силы»
В. Шекспир.
«…едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить».
Н.В. Гоголь.
На столе, накрытом нарядной скатертью, приготовлены образцы народных
промыслов:Гжели, Жостова, Палеха, Хохломы, ПавловоПосада, ростовская финифть,
Москва (матрешки), Берегиня.
Книги о народных промыслах.
(Дети в русских народных костюмах.)
Звучит фонограмма песни «Хлебсоль».
Дети поют песню и встречают гостей хлебомсолью.
Примите соль, примите хлеб,
Живите долго и без бед.
Пусть дом ваш будет полным,
Приветливым и хлебосольным.
Хозяин. Здравствуйте, гости дорогие, званные да желанные!
Хозяюшка. Здравствуйте, люди добрые,
Если величать, так на пороге встречать.
Добро пожаловать к нам в гости
Милости просим.
Гости отламывают хлеб хозяин с хозяйкой провожаю их на место.
1в. Добрый вечер, гости дорогие, долгожданные.
2в. Мы рады видеть вас на нашей творческой мастерской, посвящённой
народным промыслам.
3в. Народные промыслы – произведения искусства, выросшие из древних
деревенских ремесел. Они являются источником знаний об истории,
культуре, о характере наших предков).
1в Россия, Россия края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
2в.Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.3в. Русский народ издавна удивлял весь мир. То победами своими
героическими, то девицамикрасавицами, то невиданными открытиями, то
умелыми руками. В мире даже словосочетание такое придумали «русское
чудо».
Танец «Валенки» (исполняют дети)
1в Сегодня мы совершим с вами экскурсию в музей, который так и назовём –
«Русские чудеса». Говорят, этим чудесам уже помногу лет, а они всё не
перестают удивлять собой весь мир.
2в. Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми,
которые создавали своими руками сказочную красоту.
Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный.
3в. Ремёсла кормили, одевали, обували. Простому крестьянину не были
доступны роскошные материалы он творил из подручных. Дерево, глина,
кость, лён, железо все становилось предметом творчества. Недаром русская
пословица гласит «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само
прокормит».
4вед
Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.
Отгадайтека загадку.
♫ Загадывает загадку.
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка)
5 вед.
Что такое Дымка?( Эти игрушки делают из глины в селе Дымково, что возле
города Вятка. По белому фону их расписывают геометрическим
орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых линий.
Самая известная игрушка – это барыня. А ещё есть дымковские
кони, индюки, свистульки.
Игрушки сначала лепят из глины, затем высушивают при
комнатной температуре, потом ожигают в печах. После этого их
покрывают белым слоем мела, разведённого на молоке и
раскрашивают яркими разноцветными красками.)
Много сказочных мест в России
Городов у России не счесть.
Может, гдето бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебнорасписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
6 вед.
7вед.
8 вед.
♫ Загадывает загадку Гжель.
Синебелая посуда,
Расскажика, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
9 вед.
Что такое Гжель?
Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора,
которую расписывают растительным орнаментом синего,
голубого цвета.
Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных
чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и10вед.
11вед.
12вед.
греет душу.
Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая
в каждый штрих свое умение и душу.
После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи.
Посуда становиться блестящей.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделие рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье;
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель
« Белосиние узоры
Приковали наши взоры.
Эта гжельская посуда –
Просто сказка! Просто чудо!»
13. вед.
♫ Загадывает загадку Городец.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы.
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жарптицы ввысь летят.
И точки чернобелые.
На солнышке блестят.
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы. (Городец
14 вед.
Скажите, что же такое
Городецкая роспись?
Роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны,
ромашки, купавки), мерцающие «оживкой». Фон не окрашен,
имеет цвет дерева.15вед.
16вед.
Готовые изделия покрывают лаком.
Есть на Волге город древний
По названью – Городец
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
17вед.
♫ Загадывает загадку Хохлома.
Разные ложки и ковши
Ты разглядика не спеши.
Там трава вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
(Хохломой)
Что такое Хохлома?
18вед.
19вед.
Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины:
ложки, горшки, миски, мебель и т.д.
С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы
быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае,
издавна украшали росписью деревянную посуду. Так появилась
«Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву.
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте траве.
Рощиперелески, шелковые всплески20вед.
Матрёшка 21.
Солнечномедовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
СергиевПосад считается родиной русской расписной матрешки —
точеной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы,
ставшей подлинным русским сувениром
22вед.
23вед.
24вед.
«Гордость русского народа –
Матрешка расписная.
Её со всем своим семейством
Вся заграница знает.
Откроешь куколку, а в ней
Ещё одна, поменьше…
Как символ матери она,
Красивой русской женщины».
Жостовская роспись. Это роспись по железу.
Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают
различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше.
Каждый поднос разный.
Фон может быть синий, зеленый.
«Цветная роспись по металлу –
Все сплошь букеты дивных роз,
Пионов, ирисов, фиалок…
Предмет любой хозяйки грез».
Исполнение частушек про росписи
Вот и все росписи вспомнили. При выставочном зале работает
мастерская, где вы можете на некоторое время стать мастером по
росписи. На столах всё необходимое для работы.
Мастера, вы можете приступать к работе.
Дети вместе с родителями работают по росписи бытовых
предметов
Звучит тихая русская музыка. В конце занятия изделия мастеров
выставляются на выставочный стенд. Дети вместе с родителями
рассматривают их и любуются ими.ЧАСТУШКИ
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (матрешка).
Хохлома, хохлома
Наше чудо дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
« Белосиние узоры
Приковали наши взоры.
Эта гжельская посуда –
Просто сказка! Просто чудо!»
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудороспись Городца!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.