Слова бывают разные:большие и маленькие, понятные и не очень понятные.
На уроке мы обобщим наши знания о словах, совершив путешествие в Королевство слов.
А правит этим Королевством великолепная принцесса Морфология.
К концу урока мы должны ответить на вопрос: какие слова живут в этом королевстве?
05 Части речи.docx
Тема: Части речи.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей урока.
Слова бывают разные: большие и маленькие, понятные и не очень понятные.
На уроке мы обобщим наши знания о словах, совершив путешествие в Королевство
слов.
А правит этим Королевством великолепная принцесса Морфология.
К концу урока мы должны ответить на вопрос: какие слова живут в этом королевстве?
Перед вами три цепочки слов:
Первая: Лес, зима, заяц, солнце.
Вторая: Поёт, качает, баюкает.
И третья: Красное, мелкие, мохнатая, добрый.
Что общего между словами каждой группы?
Чем они различаются?
Что обозначают эти слова? И на какие вопросы отвечают?
ПАУЗА В ВИДЕО
Слова каждой группы имеют общее грамматическое значение.
Слова первой группы называют предметы, – это имена существительные.
Слова второй группы называют признаки. Это имена прилагательные.
Слова третьей группы называют действия, это глаголы.
Слова в русском языке делятся на большие группы или части речи.
Части речи бывают самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи – это имя существительное, имя прилагательное,
глагол, местоимение, имя числительное и наречие.
Служебные части речи – это словапомощники. К ним относятся предлог, союз,
частица.
Какие части речи вам уже знакомы?
ПАУЗА В ВИДЕО
2. Актуализация знаний.
1 Части речи – это подданные принцессы Морфологии.
Именно от неё зависит, в каком порядке и в какой форме будут выступать части
речи.
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они … (хором) СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
имена
Слова, называющие предметы,
существительные. Этим подчёркивается, что эта часть речи именует, то есть
называет, суть, сущность, самое важное в окружающем мире – предметы.
неслучайно получили название
А сейчас мы повторяем,
что умеем и что знаем.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на
вопросы кто? или что?
Приведите свои примеры.
ПАУЗА В ВИДЕО
Лексические значения имён существительных разнообразны.
Имена существительные обозначают:
Предметы и вещи.
Например, шары, часы, портфель, карандаши.
Явления природы: радуга, дождь, снег.
Людей, животных : футболист, строитель, заяц, голубь.
События: праздник, соревнования.
Чувства и качества людей: например, радость, восторг, обида.
Игра «Добавь словечко»
В каждую группу существительных придумайте ещё по три слова.
2 ПАУЗА В ВИДЕО
3. Чистописание.
По записи узнайте задание и букву, которую мы будем писать на минутке
чистописания. .
к
алендарь
орова
онфета
ласс
омната
Обратите внимание! Все эти слова – словарные, их написание надо запомнить.
Определите порядок следования букв в данном ряду ПАУЗА В ВИДЕО
к ка каа кааа к ааак аак ак
Запишите ряд букв и полученные слова:
Календарь, корова, конфета, класс, комната.
Что общего у этих слов? ПАУЗА В ВИДЕО
Какое слово может быть лишним и почему? ПАУЗА В ВИДЕО
Подчеркните орфограммы, поставьте ударение.
ПАУЗА В ВИДЕО
4. Работа по теме урока.
Вспомните! Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и называют
людей, животных, называются одушевлёнными.
Например, кто? лиса, собака.
Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и называют неживые
предметы, называются неодушевлёнными.
Например, что? дом, мяч.
Найдите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Поставьте к ним
вопрос. Выпиши слова в два столбика.
Метель, герой, ветер, человек, волк, холод, страус, туча, морж, почтальон.
3 ПАУЗА В ВИДЕО
Проверьте себя!
Кто? Герой, человек, волк, страус, морж, почтальон.
Это одушевлённые имена существительные.
Что? Метель, ветер, холод, туча.
Это неодушевлённые имена существительные.
Орфографическая минутка.
Выберите нужную букву и запишите словосочетания.
(р,Р)ека (в,В)олга
(о,О)зеро (б,Б)айкал
(ч,Ч)ёрное (м,М)оре
(у,У)лица (с,С)еверная
(а,А)лексей (т,Т)олстой
(к,К)оза (з.З)орька
(п,П)ёс (б,Б)об
Объясните, каким правилом пользовались.
ПАУЗА В ВИДЕО
Проверьте себя!
ПАУЗА В ВИДЕО
Вспомните! Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек –
это собственные имена существительные.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма.
Все остальные (несобственные) имена существительные это нарицательные имена
существительные. Они называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из
множества им подобных.
Отгадайте загадку:
Я – часть речи интересная,
Широко в мире известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
4 Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить! ПАУЗА В ВИДЕО
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Вспомните!
Имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и
отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Например, арбуз (какой?) сладкий; лиса (какая?) хитрая; яблоко (какое?) спелое;
листья (какие?) осенние.
Игра «Подбери нужное слово!» ПАУЗА В ВИДЕО
Мёд (какой?) … сладкий
трава (какая?) … зелёная
поле (какое?) … зелёное
дни (какие?) … жаркие
Физкультминутка. Музыкальная пауза.
Работа по теме урока (2).
Сравните два пейзажа.
Какой день изображен на первой картинке, на второй?
Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?
Составьте и запишите текст, описывающий первый рисунок. Вставляйте подходящие
по смыслу имена прилагательные.
ПАУЗА В ВИДЕО
Послушайте текст, который составила ученица 3 «Б» класса одной Московской
школы:
Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу
плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.
Учитель акцентирует внимание детей на то, что при описании двух картинок
использовали слова с противоположным значением – антонимы.
солнечный – пасмурный,
весенний осенний;
легкие – тяжелые,
Обратите внимание!
Имя прилагательное как бы прилагается к имени существительному. Поэтому в
предложении имена прилагательные всегда связаны с именами существительными.
теплый холодный,
высокое – низкое;
прекрасный – ужасный.
5 Отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. ПАУЗА В ВИДЕО Хлеб
Какие слова помогли отгадать загадку? ПАУЗА В ВИДЕО
Имена прилагательные помогают уточнить признаки предметов, представить их в
своем воображении.
Внимание! Слово чёрный – словарное.
Написание буквы ё надо запомнить.
Запишите загадку вместе с отгадкой. Подчеркните имена прилагательные волнистой
линией.
ПАУЗА В ВИДЕО
Составьте словосочетания со словом чёрный, согласуйте его с предметами на
картинках.
[Появляется «карандаш».] Чёрный карандаш,
[Появляется «смородина».] чёрная смородина,
[Появляется «кофе».] чёрный кофе,
[Появляется «хлеб».] чёрный хлеб.
Вы заметили,
существительного, с которым оно связано.
что все изменения имени прилагательного зависят от имени
Игра «Оживи картинку»
Рассмотрите рисунки. Составьте предложения о том, кто что делает.
Баскетболист (что делает) … бросает мяч.
Наездник (что делает) … скачет.
Велосипедист (что делает) … едет.
Корабль (что делает) … плывёт.
Спортсмен (что делает) … бежит.
Ракета (что делает) … летит.
Как называются эти слова? Глаголы.
Что вы знаете о глаголах?
ПАУЗА В ВИДЕО
6 Вспомните!
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на
вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал?
что сделал? что будет делать?
Например: Мальчик (что делает?) мечтает.
Девочка (что делает?) читает.
Послушайте рассказ Глагола:
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой,
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Найдите и выпишите все глаголы.
ПАУЗА В ВИДЕО
Интересно знать!
Каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
Глагол занимает второе место после него, как наиболее употребляемый в речи.
Имя прилагательное обогащает речь, делает её более точной, яркой, выразительной
и стоит на третьем месте.
Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам.
Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет.
Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета.
Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.
Продолжите фразу:
Имя существительное во множественном числе обозначает … .
Имя прилагательное во множественном числе обозначает … .
Глагол во множественном числе обозначает … .
Например, Надвинулась тёмная туча. Надвинулись тёмные тучи.
Краснеет душистая ягода. Краснеют душистые ягоды.
Преобразуйте слова в единственном числе в слова во множественном числе.
Рыба золотая плывёт ПАУЗА В ВИДЕО
рыбы золотые плывут
7 Лист жёлтый падает ПАУЗА В ВИДЕО
листья жёлтые падают
Составьте и запишите предложения со словами во множественном числе.
ПАУЗА В ВИДЕО
Игра «Редакторы».
Представьте, что вы редакторы.
Послушайте сказку. Найдите в ней речевые ошибки.
Отредактируйте предложения и запишите, вставляя пропущенные буквы.
В большой луже жил маленький лягушонок. Лягушонок часто чтонибудь лепил
из глины. Сначала лягушонок лепил только колобки. Потом лягушонок слепил
лошадь в лодке.
ПАУЗА В ВИДЕО
Вы правы. В тексте повторяется слово лягушонок. Чтобы избежать повторов, слово
лягушонок мы заменили местоимением он.
Проверьте себя.
В большой луже жил маленький лягушонок. Он часто чтонибудь лепил из
глины. Сначала лягушонок лепил только колобки. Потом он слепил лошадь в
лодке.
ПАУЗА В ВИДЕО
Отгадайте часть речи.
Эта часть речи употребляется вместо имени существительного.
Она только указывает на предметы, но не называет их.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
Сосчитайте количество местоимений:
Без, он, в, у, я, ты, от, мы, до, за, вы, про, они, на, под.
ПАУЗА В ВИДЕО
8 Как называются другие слова? Предлоги.
Вспомните! Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов
в предложении. Он употребляется в предложении вместе с существительным или
местоимением.
Птицы в клетке.
Листики на ветке.
Кошка под столом.
Садик за углом.
Вставьте в предложения предлоги.
Помните! Предлоги со словами пишутся раздельно.
ПАУЗА В ВИДЕО
5. Самостоятельная работа.
Распределите слова в 3 столбика: имена существительные, имена прилагательные,
глаголы.
Дружба, надёжный, пишет, шесть, весёлый, завод, журчать, ошибка, листья,
зеленеют, осенний, счастье, десять, бежал, честный, три, пушистый, донести.
ПАУЗА В ВИДЕО
Проверьте себя!
Какие слова у вас остались? шесть, три, десять.
ПАУЗА В ВИДЕО
В русском языке есть слова, которые называют количество предметов или порядок
предметов при счете. Эти слова называются именами числительными.
Например, два цветка, три бабочки.
Имя числительное – это часть речи.
Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и который?
Например, один, два, три... первый, второй, третий.
Образуйте от числительных левого столбика числительные, которые обозначают
порядок предметов при счёте по образцу.
Обратите внимание на написание числительных.
9 ПАУЗА В ВИДЕО
6. Закрепление материала.
Послушайте предложение:
Жёлтые листья с деревьев посыпались золотым дождём.
Найдите главные члены предложения. ПАУЗА В ВИДЕО
Определите, какие части речи спрятались в этом предложении?
Запишите предложение, укажите над словами части речи.
ПАУЗА В ВИДЕО
Проверьте себя!
ПАУЗА В ВИДЕО
Как узнать, какой частью речи является слово? ПАУЗА В ВИДЕО
Алгоритм ваших действий:
1. Поставьте к слову вопрос.
2. Определите, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие
предмета, количество предметов.
3. Назовите часть речи.
Принцесса Морфология приготовила для вас пожелание с секретом:
Я желаю всем добра –
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов.
Добрых дел и добрых слов.
А секрет в том, что если вы подберёте синонимы к выделенным словосочетаниям, то
пожелание станет вам более понятным и обязательно исполнится.
Используйте слова для справок.
ПАУЗА В ВИДЕО
7. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
Наше путешествие по королевству принцессы Морфологии заканчивается.
10 Оказывается, имя Морфология – волшебное. Оно пришло к нам из греческого
языка: «морфе» форма и «логос» слово.
Так кто же живёт в этом королевстве? (Части речи).
Закончите фразу:
Сегодня я убедился в том, что…
ПАУЗА В ВИДЕО
Теперь я умею определять…
ПАУЗА В ВИДЕО
Я знаю, что в русском языке…
ПАУЗА В ВИДЕО
11 Оцените свою работу:
Спасибо за урок!
12
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.