Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Слова бывают разные:большие и маленькие, понятные и не очень понятные. На уроке мы обобщим наши знания о словах, совершив путешествие в Королевство слов. А правит этим Королевством великолепная принцесса Морфология. К концу урока мы должны ответить на вопрос: какие слова живут в этом королевстве?
Иконка файла материала 05 Части речи.docx
Тема: Части речи. Ход урока 1. Организационный момент. Постановка целей урока. Слова бывают разные:  большие и маленькие, понятные и не очень понятные.  На уроке мы обобщим наши знания о словах, совершив путешествие в  Королевство слов.  А правит этим Королевством великолепная принцесса  Морфология.   К концу урока мы должны ответить на вопрос:  какие слова живут в этом королевстве? Перед вами три цепочки слов: Первая:   Лес, зима, заяц, солнце.  Вторая:  Поёт, качает, баюкает.  И третья:  Красное, мелкие, мохнатая, добрый.  Что общего между словами каждой группы? Чем они различаются? Что обозначают эти слова?  И на какие вопросы отвечают? ПАУЗА В ВИДЕО Слова каждой группы имеют общее грамматическое значение.  Слова первой группы называют предметы,   – это имена существительные.  Слова второй группы называют признаки.  Это имена прилагательные.  Слова третьей группы называют действия, ­  это глаголы. Слова в русском языке делятся на большие группы  или части речи. Части речи  бывают  самостоятельные и служебные.  Самостоятельные части речи – это  имя существительное,  имя прилагательное,   глагол,  местоимение,   имя числительное и наречие. Служебные части речи – это слова­помощники.  К ним относятся предлог,  союз,    частица.     Какие части речи вам уже знакомы? ПАУЗА В ВИДЕО 2. Актуализация знаний. 1Части речи –  это подданные принцессы Морфологии. Именно от неё зависит,  в каком порядке и в какой форме будут выступать части  речи. Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты –  Называются ПРЕДМЕТЫ. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Сёла, города, планеты – Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! Ах, какие все слова восхитительные! Называются они  … (хором)  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.    имена Слова,   называющие   предметы, существительные.    Этим  подчёркивается,   что  эта   часть  речи  именует,  то   есть называет, суть, сущность, самое важное в окружающем мире – предметы.  неслучайно  получили   название   ­   А сейчас мы повторяем,  что умеем и что знаем. Имя существительное – это часть речи,  которая обозначает предмет и  отвечает на вопросы  кто? или что? Приведите свои примеры. ПАУЗА В ВИДЕО Лексические значения имён существительных разнообразны.  Имена существительные обозначают: Предметы и вещи. Например,  шары, часы, портфель, карандаши. Явления природы:  радуга, дождь, снег. Людей, животных :  футболист, строитель, заяц, голубь. События:  праздник,  соревнования. Чувства и качества людей: например,  радость, восторг,  обида. Игра «Добавь словечко» В  каждую  группу  существительных  придумайте  ещё  по  три  слова. 2ПАУЗА В ВИДЕО 3. Чистописание. По записи узнайте задание и букву, которую мы будем писать на минутке  чистописания. . к алендарь орова онфета ласс омната Обратите внимание!  Все эти слова – словарные,  их написание надо запомнить.   Определите порядок следования букв в данном ряду ПАУЗА В ВИДЕО к ка каа кааа к ааак аак ак  Запишите ряд букв и полученные слова: Календарь,   корова,  конфета,  класс,  комната.  Что общего у этих слов? ПАУЗА В ВИДЕО Какое слово может быть лишним и почему? ПАУЗА В ВИДЕО Подчеркните орфограммы, поставьте ударение. ПАУЗА В ВИДЕО 4. Работа по теме урока. Вспомните!  Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?  и называют людей,  животных,  называются одушевлёнными. Например,  кто?  лиса, собака. Имена существительные, которые отвечают на вопрос  что?    и   называют  неживые предметы,  называются неодушевлёнными. Например,  что?  дом, мяч. Найдите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.  Поставьте к ним вопрос.  Выпиши слова в два столбика. Метель, герой, ветер, человек, волк, холод, страус, туча, морж, почтальон. 3ПАУЗА В ВИДЕО Проверьте себя! Кто? Герой, человек, волк, страус, морж, почтальон. Это одушевлённые имена существительные. Что? Метель, ветер, холод, туча. Это неодушевлённые имена существительные. Орфографическая  минутка. Выберите нужную букву и запишите словосочетания.  (р,Р)ека    (в,В)олга  (о,О)зеро  (б,Б)айкал (ч,Ч)ёрное  (м,М)оре  (у,У)лица  (с,С)еверная  (а,А)лексей  (т,Т)олстой (к,К)оза   (з.З)орька (п,П)ёс   (б,Б)об Объясните, каким правилом пользовались. ПАУЗА В ВИДЕО Проверьте себя!   ПАУЗА В ВИДЕО Вспомните!  Имена существительные бывают  собственные и нарицательные.  Имена,  отчества,  фамилии людей,  клички животных,  названия стран,  городов, рек – это  собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.  Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма.    Все остальные (несобственные) имена существительные   ­ это нарицательные имена существительные. Они называют (нарицают) любой предмет,     явление,     свойство из множества им подобных. Отгадайте загадку: Я – часть речи интересная, Широко в мире известная. Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. 4Чтоб красиво говорить,  Мною нужно дорожить!   ПАУЗА В ВИДЕО   ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Вспомните! Имя   прилагательное    ­   это   часть   речи,   которая   обозначает  признак  предмета   и отвечает на вопросы  какой?   какая?  какое?  какие?  Например,   арбуз (какой?) сладкий;   лиса (какая?) хитрая;  яблоко (какое?) спелое; листья  (какие?) осенние. Игра «Подбери нужное слово!» ПАУЗА В ВИДЕО Мёд (какой?) …  сладкий трава (какая?) …  зелёная поле (какое?) …  зелёное дни (какие?) …  жаркие Физкультминутка.  Музыкальная пауза.     Работа по теме урока (2).  Сравните два пейзажа. ­ Какой день изображен на первой картинке, на второй? ­ Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?  Составьте и запишите текст, описывающий первый рисунок.  Вставляйте подходящие по смыслу имена прилагательные. ПАУЗА В ВИДЕО Послушайте  текст,  который   составила  ученица   3   «Б»   класса  одной   Московской школы: Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу  плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное. Учитель   акцентирует   внимание   детей   на   то,   что   при   описании   двух   картинок использовали слова с противоположным значением – антонимы.         солнечный – пасмурный,         весенний  ­  осенний;         легкие – тяжелые,  Обратите внимание! Имя   прилагательное   как   бы  прилагается  к   имени   существительному.    Поэтому   в предложении имена прилагательные всегда связаны с именами существительными.         теплый  ­ холодный,          высокое – низкое;         прекрасный – ужасный.  5Отгадайте загадку:    Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. ПАУЗА В ВИДЕО Хлеб Какие слова помогли отгадать загадку? ПАУЗА В ВИДЕО Имена   прилагательные  помогают  уточнить  признаки   предметов,  представить  их   в своем воображении. Внимание!  Слово чёрный –  словарное.  Написание буквы ё  надо запомнить. Запишите загадку вместе с отгадкой.   Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. ПАУЗА В ВИДЕО Составьте   словосочетания   со   словом  чёрный,    согласуйте   его   с  предметами  на картинках. [Появляется «карандаш».]   Чёрный карандаш, [Появляется «смородина».]    чёрная смородина,  [Появляется «кофе».]   чёрный кофе,  [Появляется «хлеб».]   чёрный хлеб. Вы   заметили,   существительного, с которым оно связано.   что  все   изменения  имени   прилагательного  зависят  от   имени Игра «Оживи картинку» Рассмотрите рисунки.  Составьте предложения о том,  кто что делает. Баскетболист (что делает) …  бросает мяч.    Наездник (что делает) …  скачет.    Велосипедист (что делает) …  едет.    Корабль (что делает) …  плывёт.    Спортсмен (что делает) …  бежит.    Ракета (что делает) …  летит.    Как называются эти слова?  Глаголы.   ­ Что вы знаете о глаголах? ПАУЗА В ВИДЕО 6Вспомните! Глагол  –   это  часть   речи,  которая   обозначает    действие  предмета   и   отвечает   на вопросы     что делать?    что сделать?    что делает?   что сделает?    что делал? что сделал?   что будет делать? Например:  Мальчик (что делает?)  мечтает.   Девочка (что делает?)   читает. Послушайте рассказ Глагола: Я страшное дело, какой деловой: В любые дела ухожу с головой, Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. Найдите и выпишите все глаголы. ПАУЗА В ВИДЕО Интересно знать! Каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Глагол занимает второе место после него, как наиболее употребляемый в речи. Имя прилагательное  обогащает речь,  делает её более точной, яркой, выразительной и стоит на третьем месте. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам. Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя  прилагательное  в   единственном   числе   обозначает  признак  одного  предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Продолжите фразу:  Имя существительное во множественном числе обозначает … . Имя прилагательное во множественном числе обозначает … . Глагол во множественном числе обозначает … . Например,   Надвинулась тёмная туча.  Надвинулись тёмные тучи.  Краснеет душистая ягода.  Краснеют душистые ягоды. Преобразуйте слова в единственном числе  в слова во множественном числе. Рыба золотая плывёт ПАУЗА В ВИДЕО рыбы  золотые    плывут  7Лист жёлтый падает ПАУЗА В ВИДЕО листья  жёлтые   падают Составьте и запишите предложения со словами во множественном числе. ПАУЗА В ВИДЕО Игра «Редакторы». Представьте, что вы ­ редакторы. Послушайте сказку.  Найдите в ней речевые ошибки.  Отредактируйте предложения и запишите, вставляя пропущенные буквы. В большой луже жил маленький лягушонок. Лягушонок часто что­нибудь лепил из глины. Сначала  лягушонок  лепил только колобки. Потом  лягушонок  слепил лошадь в лодке.  ПАУЗА В ВИДЕО Вы правы. В тексте повторяется слово лягушонок. Чтобы избежать повторов, слово  лягушонок  мы заменили местоимением  он. Проверьте себя. В большой луже жил маленький лягушонок. Он часто что­нибудь лепил из  глины. Сначала лягушонок лепил только колобки. Потом он слепил лошадь в  лодке. ПАУЗА В ВИДЕО Отгадайте часть речи.  Эта часть речи употребляется вместо имени существительного.  Она только указывает на предметы,   но не называет их. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – Все слова отличные,  Важные и личные. Это, без сомнения, Все местоимения.  Сосчитайте количество местоимений: Без,  он,  в,   у,  я,  ты,  от,  мы,  до,  за,   вы,  про,  они,  на,  под.  ПАУЗА В ВИДЕО 8Как называются другие слова?  Предлоги. Вспомните!  Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов  в предложении.    Он  употребляется  в предложении  вместе с существительным  или местоимением. Птицы в  клетке. Листики на  ветке. Кошка  под  столом. Садик за  углом. Вставьте в предложения предлоги. Помните!  Предлоги со словами пишутся раздельно. ПАУЗА В ВИДЕО 5. Самостоятельная работа. Распределите слова в 3 столбика:  имена существительные,  имена прилагательные, глаголы. Дружба,   надёжный,   пишет,  шесть,  весёлый,   завод,   журчать,   ошибка,   листья, зеленеют, осенний, счастье, десять, бежал,  честный, три, пушистый, донести. ПАУЗА В ВИДЕО Проверьте себя! Какие слова у вас остались? шесть, три, десять. ПАУЗА В ВИДЕО В русском языке есть слова, которые называют количество предметов  или порядок предметов при счете.  Эти слова называются  именами числительными. Например,  два цветка,  три бабочки. Имя числительное – это часть речи.  Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и  который? Например,  один, два, три...  первый, второй, третий. Образуйте   от   числительных  левого  столбика    числительные,  которые   обозначают порядок предметов при счёте  по образцу.  Обратите внимание на написание числительных. 9ПАУЗА В ВИДЕО 6. Закрепление материала. Послушайте предложение: Жёлтые  листья  с  деревьев  посыпались золотым дождём. Найдите главные члены предложения. ПАУЗА В ВИДЕО Определите, какие части речи спрятались в этом предложении?  Запишите предложение,  укажите над словами части речи. ПАУЗА В ВИДЕО Проверьте себя!  ПАУЗА В ВИДЕО Как узнать,  какой частью речи является слово? ПАУЗА В ВИДЕО Алгоритм ваших действий:  1.  Поставьте к слову вопрос.  2.    Определите, что  обозначает  слово:  предмет,    признак  предмета,    действие предмета,  количество предметов.  3.  Назовите часть речи.  Принцесса Морфология приготовила для вас пожелание с секретом:  Я желаю всем добра –  Доброй ночи до утра, Всем желаю добрых снов. Добрых дел и добрых слов. А секрет в том,  что если вы подберёте синонимы к выделенным словосочетаниям, то пожелание станет вам более понятным  и обязательно исполнится.  Используйте слова для справок. ПАУЗА В ВИДЕО 7. ИТОГ УРОКА.  Рефлексия. Наше путешествие по королевству принцессы Морфологии заканчивается. 10Оказывается,    имя  Морфология  –  волшебное.    Оно   пришло   к   нам   из     греческого языка:  «морфе» ­ форма  и «логос» ­ слово.  Так кто же живёт в этом королевстве? (Части речи). Закончите фразу:  Сегодня я убедился в том, что…  ПАУЗА В ВИДЕО  Теперь я умею определять… ПАУЗА В ВИДЕО  Я знаю, что в русском языке… ПАУЗА В ВИДЕО 11Оцените свою работу:  Спасибо за урок! 12

Посмотрите также