Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).
Оценка 4.8

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
11.01.2017
Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).
Слова бывают разные:большие и маленькие, понятные и не очень понятные. На уроке мы обобщим наши знания о словах, совершив путешествие в Королевство слов. А правит этим Королевством великолепная принцесса Морфология. К концу урока мы должны ответить на вопрос: какие слова живут в этом королевстве?
05 Части речи.docx
Тема: Части речи. Ход урока 1. Организационный момент. Постановка целей урока. Слова бывают разные:  большие и маленькие, понятные и не очень понятные.  На уроке мы обобщим наши знания о словах, совершив путешествие в  Королевство слов.  А правит этим Королевством великолепная принцесса  Морфология.   К концу урока мы должны ответить на вопрос:  какие слова живут в этом королевстве? Перед вами три цепочки слов: Первая:   Лес, зима, заяц, солнце.  Вторая:  Поёт, качает, баюкает.  И третья:  Красное, мелкие, мохнатая, добрый.  Что общего между словами каждой группы? Чем они различаются? Что обозначают эти слова?  И на какие вопросы отвечают? ПАУЗА В ВИДЕО Слова каждой группы имеют общее грамматическое значение.  Слова первой группы называют предметы,   – это имена существительные.  Слова второй группы называют признаки.  Это имена прилагательные.  Слова третьей группы называют действия, ­  это глаголы. Слова в русском языке делятся на большие группы  или части речи. Части речи  бывают  самостоятельные и служебные.  Самостоятельные части речи – это  имя существительное,  имя прилагательное,   глагол,  местоимение,   имя числительное и наречие. Служебные части речи – это слова­помощники.  К ним относятся предлог,  союз,    частица.     Какие части речи вам уже знакомы? ПАУЗА В ВИДЕО 2. Актуализация знаний. 1 Части речи –  это подданные принцессы Морфологии. Именно от неё зависит,  в каком порядке и в какой форме будут выступать части  речи. Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты –  Называются ПРЕДМЕТЫ. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Сёла, города, планеты – Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! Ах, какие все слова восхитительные! Называются они  … (хором)  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.    имена Слова,   называющие   предметы, существительные.    Этим  подчёркивается,   что  эта   часть  речи  именует,  то   есть называет, суть, сущность, самое важное в окружающем мире – предметы.  неслучайно  получили   название   ­   А сейчас мы повторяем,  что умеем и что знаем. Имя существительное – это часть речи,  которая обозначает предмет и  отвечает на вопросы  кто? или что? Приведите свои примеры. ПАУЗА В ВИДЕО Лексические значения имён существительных разнообразны.  Имена существительные обозначают: Предметы и вещи. Например,  шары, часы, портфель, карандаши. Явления природы:  радуга, дождь, снег. Людей, животных :  футболист, строитель, заяц, голубь. События:  праздник,  соревнования. Чувства и качества людей: например,  радость, восторг,  обида. Игра «Добавь словечко» В  каждую  группу  существительных  придумайте  ещё  по  три  слова. 2 ПАУЗА В ВИДЕО 3. Чистописание. По записи узнайте задание и букву, которую мы будем писать на минутке  чистописания. . к алендарь орова онфета ласс омната Обратите внимание!  Все эти слова – словарные,  их написание надо запомнить.   Определите порядок следования букв в данном ряду ПАУЗА В ВИДЕО к ка каа кааа к ааак аак ак  Запишите ряд букв и полученные слова: Календарь,   корова,  конфета,  класс,  комната.  Что общего у этих слов? ПАУЗА В ВИДЕО Какое слово может быть лишним и почему? ПАУЗА В ВИДЕО Подчеркните орфограммы, поставьте ударение. ПАУЗА В ВИДЕО 4. Работа по теме урока. Вспомните!  Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?  и называют людей,  животных,  называются одушевлёнными. Например,  кто?  лиса, собака. Имена существительные, которые отвечают на вопрос  что?    и   называют  неживые предметы,  называются неодушевлёнными. Например,  что?  дом, мяч. Найдите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.  Поставьте к ним вопрос.  Выпиши слова в два столбика. Метель, герой, ветер, человек, волк, холод, страус, туча, морж, почтальон. 3 ПАУЗА В ВИДЕО Проверьте себя! Кто? Герой, человек, волк, страус, морж, почтальон. Это одушевлённые имена существительные. Что? Метель, ветер, холод, туча. Это неодушевлённые имена существительные. Орфографическая  минутка. Выберите нужную букву и запишите словосочетания.  (р,Р)ека    (в,В)олга  (о,О)зеро  (б,Б)айкал (ч,Ч)ёрное  (м,М)оре  (у,У)лица  (с,С)еверная  (а,А)лексей  (т,Т)олстой (к,К)оза   (з.З)орька (п,П)ёс   (б,Б)об Объясните, каким правилом пользовались. ПАУЗА В ВИДЕО Проверьте себя!   ПАУЗА В ВИДЕО Вспомните!  Имена существительные бывают  собственные и нарицательные.  Имена,  отчества,  фамилии людей,  клички животных,  названия стран,  городов, рек – это  собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.  Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма.    Все остальные (несобственные) имена существительные   ­ это нарицательные имена существительные. Они называют (нарицают) любой предмет,     явление,     свойство из множества им подобных. Отгадайте загадку: Я – часть речи интересная, Широко в мире известная. Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. 4 Чтоб красиво говорить,  Мною нужно дорожить!   ПАУЗА В ВИДЕО   ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Вспомните! Имя   прилагательное    ­   это   часть   речи,   которая   обозначает  признак  предмета   и отвечает на вопросы  какой?   какая?  какое?  какие?  Например,   арбуз (какой?) сладкий;   лиса (какая?) хитрая;  яблоко (какое?) спелое; листья  (какие?) осенние. Игра «Подбери нужное слово!» ПАУЗА В ВИДЕО Мёд (какой?) …  сладкий трава (какая?) …  зелёная поле (какое?) …  зелёное дни (какие?) …  жаркие Физкультминутка.  Музыкальная пауза.     Работа по теме урока (2).  Сравните два пейзажа. ­ Какой день изображен на первой картинке, на второй? ­ Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?  Составьте и запишите текст, описывающий первый рисунок.  Вставляйте подходящие по смыслу имена прилагательные. ПАУЗА В ВИДЕО Послушайте  текст,  который   составила  ученица   3   «Б»   класса  одной   Московской школы: Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу  плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное. Учитель   акцентирует   внимание   детей   на   то,   что   при   описании   двух   картинок использовали слова с противоположным значением – антонимы.         солнечный – пасмурный,         весенний  ­  осенний;         легкие – тяжелые,  Обратите внимание! Имя   прилагательное   как   бы  прилагается  к   имени   существительному.    Поэтому   в предложении имена прилагательные всегда связаны с именами существительными.         теплый  ­ холодный,          высокое – низкое;         прекрасный – ужасный.  5 Отгадайте загадку:    Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. ПАУЗА В ВИДЕО Хлеб Какие слова помогли отгадать загадку? ПАУЗА В ВИДЕО Имена   прилагательные  помогают  уточнить  признаки   предметов,  представить  их   в своем воображении. Внимание!  Слово чёрный –  словарное.  Написание буквы ё  надо запомнить. Запишите загадку вместе с отгадкой.   Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. ПАУЗА В ВИДЕО Составьте   словосочетания   со   словом  чёрный,    согласуйте   его   с  предметами  на картинках. [Появляется «карандаш».]   Чёрный карандаш, [Появляется «смородина».]    чёрная смородина,  [Появляется «кофе».]   чёрный кофе,  [Появляется «хлеб».]   чёрный хлеб. Вы   заметили,   существительного, с которым оно связано.   что  все   изменения  имени   прилагательного  зависят  от   имени Игра «Оживи картинку» Рассмотрите рисунки.  Составьте предложения о том,  кто что делает. Баскетболист (что делает) …  бросает мяч.    Наездник (что делает) …  скачет.    Велосипедист (что делает) …  едет.    Корабль (что делает) …  плывёт.    Спортсмен (что делает) …  бежит.    Ракета (что делает) …  летит.    Как называются эти слова?  Глаголы.   ­ Что вы знаете о глаголах? ПАУЗА В ВИДЕО 6 Вспомните! Глагол  –   это  часть   речи,  которая   обозначает    действие  предмета   и   отвечает   на вопросы     что делать?    что сделать?    что делает?   что сделает?    что делал? что сделал?   что будет делать? Например:  Мальчик (что делает?)  мечтает.   Девочка (что делает?)   читает. Послушайте рассказ Глагола: Я страшное дело, какой деловой: В любые дела ухожу с головой, Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. Найдите и выпишите все глаголы. ПАУЗА В ВИДЕО Интересно знать! Каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Глагол занимает второе место после него, как наиболее употребляемый в речи. Имя прилагательное  обогащает речь,  делает её более точной, яркой, выразительной и стоит на третьем месте. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам. Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя  прилагательное  в   единственном   числе   обозначает  признак  одного  предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Продолжите фразу:  Имя существительное во множественном числе обозначает … . Имя прилагательное во множественном числе обозначает … . Глагол во множественном числе обозначает … . Например,   Надвинулась тёмная туча.  Надвинулись тёмные тучи.  Краснеет душистая ягода.  Краснеют душистые ягоды. Преобразуйте слова в единственном числе  в слова во множественном числе. Рыба золотая плывёт ПАУЗА В ВИДЕО рыбы  золотые    плывут  7 Лист жёлтый падает ПАУЗА В ВИДЕО листья  жёлтые   падают Составьте и запишите предложения со словами во множественном числе. ПАУЗА В ВИДЕО Игра «Редакторы». Представьте, что вы ­ редакторы. Послушайте сказку.  Найдите в ней речевые ошибки.  Отредактируйте предложения и запишите, вставляя пропущенные буквы. В большой луже жил маленький лягушонок. Лягушонок часто что­нибудь лепил из глины. Сначала  лягушонок  лепил только колобки. Потом  лягушонок  слепил лошадь в лодке.  ПАУЗА В ВИДЕО Вы правы. В тексте повторяется слово лягушонок. Чтобы избежать повторов, слово  лягушонок  мы заменили местоимением  он. Проверьте себя. В большой луже жил маленький лягушонок. Он часто что­нибудь лепил из  глины. Сначала лягушонок лепил только колобки. Потом он слепил лошадь в  лодке. ПАУЗА В ВИДЕО Отгадайте часть речи.  Эта часть речи употребляется вместо имени существительного.  Она только указывает на предметы,   но не называет их. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – Все слова отличные,  Важные и личные. Это, без сомнения, Все местоимения.  Сосчитайте количество местоимений: Без,  он,  в,   у,  я,  ты,  от,  мы,  до,  за,   вы,  про,  они,  на,  под.  ПАУЗА В ВИДЕО 8 Как называются другие слова?  Предлоги. Вспомните!  Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов  в предложении.    Он  употребляется  в предложении  вместе с существительным  или местоимением. Птицы в  клетке. Листики на  ветке. Кошка  под  столом. Садик за  углом. Вставьте в предложения предлоги. Помните!  Предлоги со словами пишутся раздельно. ПАУЗА В ВИДЕО 5. Самостоятельная работа. Распределите слова в 3 столбика:  имена существительные,  имена прилагательные, глаголы. Дружба,   надёжный,   пишет,  шесть,  весёлый,   завод,   журчать,   ошибка,   листья, зеленеют, осенний, счастье, десять, бежал,  честный, три, пушистый, донести. ПАУЗА В ВИДЕО Проверьте себя! Какие слова у вас остались? шесть, три, десять. ПАУЗА В ВИДЕО В русском языке есть слова, которые называют количество предметов  или порядок предметов при счете.  Эти слова называются  именами числительными. Например,  два цветка,  три бабочки. Имя числительное – это часть речи.  Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и  который? Например,  один, два, три...  первый, второй, третий. Образуйте   от   числительных  левого  столбика    числительные,  которые   обозначают порядок предметов при счёте  по образцу.  Обратите внимание на написание числительных. 9 ПАУЗА В ВИДЕО 6. Закрепление материала. Послушайте предложение: Жёлтые  листья  с  деревьев  посыпались золотым дождём. Найдите главные члены предложения. ПАУЗА В ВИДЕО Определите, какие части речи спрятались в этом предложении?  Запишите предложение,  укажите над словами части речи. ПАУЗА В ВИДЕО Проверьте себя!  ПАУЗА В ВИДЕО Как узнать,  какой частью речи является слово? ПАУЗА В ВИДЕО Алгоритм ваших действий:  1.  Поставьте к слову вопрос.  2.    Определите, что  обозначает  слово:  предмет,    признак  предмета,    действие предмета,  количество предметов.  3.  Назовите часть речи.  Принцесса Морфология приготовила для вас пожелание с секретом:  Я желаю всем добра –  Доброй ночи до утра, Всем желаю добрых снов. Добрых дел и добрых слов. А секрет в том,  что если вы подберёте синонимы к выделенным словосочетаниям, то пожелание станет вам более понятным  и обязательно исполнится.  Используйте слова для справок. ПАУЗА В ВИДЕО 7. ИТОГ УРОКА.  Рефлексия. Наше путешествие по королевству принцессы Морфологии заканчивается. 10 Оказывается,    имя  Морфология  –  волшебное.    Оно   пришло   к   нам   из     греческого языка:  «морфе» ­ форма  и «логос» ­ слово.  Так кто же живёт в этом королевстве? (Части речи). Закончите фразу:  Сегодня я убедился в том, что…  ПАУЗА В ВИДЕО  Теперь я умею определять… ПАУЗА В ВИДЕО  Я знаю, что в русском языке… ПАУЗА В ВИДЕО 11 Оцените свою работу:  Спасибо за урок! 12

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока "Части речи" (3 класс,русский язык).

Сценарий урока  "Части речи" (3 класс,русский язык).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017