В наше время, по независящим от нас причинам, и взрослые, и дети уже даже перестали обращать внимание на то, как они безграмотно пишут. Дети не желают читать, отсюда скудный словарный запас, и, соответственно, теряется орфографическая зоркость…Если обратить внимание на то, как ребята общаются в интернете, то можно сделать вывод, что у нас растёт поколение «Эллочек – людоедочек»…Это недопустимо…Нужно любить русский язык и говорить и писать правильно, тогда нам не придётся краснеть за наших детей, а значит у нас будет грамотное и достойное общество.
РУССКИЙ ЯЗЫК
7 КЛАСС
ТЕМА УРОКА:
«ННН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ
ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. ОДНА БУКВА Н
В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
Объяснение нового материала и закрепление знаний по теме
Цель урока:
«Написание ннн в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени. Н в отглагольных прилагательных»;
совершенствование умений и навыков по теме «Написание ннн в
суффиксах слов разных частей речи»
Образовательные задачи
Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в
Задачи:
причастиях;
знать условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени и в отглагольных прилагательных;
уметь строить рассуждение для разграничения страдательных
причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, выбор н и
нн в суффиксах;
знать словаисключения;
правильно ставить ударение в полной форме действительных и
страдательных причастий прошедшего времени.
Развивающие задачи
Навыки грамотного письма, выразительной устной речи.
Умения и навыки критического мышления в условиях
дифференцированной работы
Воспитательные задачи
Ответственность за результат своего труда и труда своего товарища.
Умение работать в коллективе.
Умение оценить свои возможности.
Развивать лидерские качества учащихся.
Оборудование:
Учебник, магнитная доска, магниты
Карточки, маркеры
1
Конфеты
Мяч
Листы со словами для распределительного диктанта
Ход урока:
1.
Организационный этап
2 мин.
Сегодня на уроке нам предстоит решить довольно сложную задачу:
выучить новую тему и совершенствовать свои умения по написанию ННН в
суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Причем делать
мы это будем по возможности интересно и весело.
2. Прежде чем приступить к работе, я предлагаю вам разделиться на
группы. А сделаем мы это с вами тоже необычным способом. Ребята
достают из корзинки конфеты разного цвета, а потом группируются в
зависимости от цвета конфетной обёртки: синие1 группа и т. д.
3. Записываем тему урока. 1 мин.
4. Полётное повторение. 3 мин.
На предыдущих уроках мы много внимания уделяли причастию как
самостоятельной части речи, учились образовывать причастия, правильно их
писать.
Сегодня причастие снова у нас в гостях. Послушаем, что оно о себе
расскажет, и поможем нашему гостю вспомнить коечто о себе.
Привет, ребята!
Зовут меня причастие.
Я являюсь самостоятельной частью речи и обозначаю ……
По своему существованию мне всегда приходится отвечать на
Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею
вопросы: ……
…………..,
но потом выяснилось, что я прилагательное, так как имею …………...
Так кто же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное
прилагательное?
Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи.
Поэтому меня выгнали из семьи глаголов и из семьи прилагательных.
Я существую уже много лет, но меня не волнует будущее, я живу
только настоящим и прошлым.
2Люблю много путешествовать.
Порой я живу в доме с родственниками – зависимыми словами.
Вся наша семья называется ……………………...
Наши соседи – определяемые слова, когда чемто недовольны, то
ставят нас после себя и на письме отделяются ………...
Мне это не нравится, но что поделаешь.
Когда у меня все нормально – я действительное, при этом обозначаю
действие, которое выполняю…........
Но чаще я – страдательное, поскольку у меня много разочарований,
при этом обозначаю действие, которое ……………………………..
У меня могут быть разные суффиксы – все зависит от времени и
настроения.
В настоящем времени ко мне присоединяются суффиксы
……………..,
а в прошедшем …………………………….
= Что еще о себе забыло рассказать причастие? (ответы учащихся)
(краткие и полные формы, правописание окончаний причастий…)
3Слово учителя. Совсем забыло причастие рассказать о
правописании ННН в одной из своих форм, в страдательных причастиях
прошедшего времени.
Но вначале вспомним правило написания Н и НН в суффиксах
прилагательных.
ин
ан Н; онн
ян енн НН; на стыке с корнемНН
5.
Работа у доски под диктовку: (слова заранее написаны на
доске) 3 мин.
Барабанная дробь, ветреный день, кожаный портфель, пчелиный воск,
серебряная ложка, стеклянный графин, клюквенный сок, революционный
марш.
6. Объяснение нового материала
Работа с таблицей 2 мин.
7. Зарядка для глаз. 1 мин.
Зажмурьте глазки. А теперь открывайте и следите за моим пальцем.
Смотрите перед собой, налево, направо, вверх, вниз. Ещё раз так же.
Опять прикройте глазки. Вот теперь мы готовы продолжить работу.
8. Распределительный диктант 3 мин. Раздаю карточки. Ученики
должны вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограмму,
уметь объяснять её. Слова необходимо записать в тетрадь.
Учитываются и скорость выполнения, и точность написания.
Сломанная ветка, путаный след, вязаный жилет, квашеная
капуста, запутанные следы, поджаренный картофель, крашеная
скамейка, крашенные белой краской.
Проверка выполнения работы. (по 2 человека из команды произносят
слово, называют орфограмму, объясняют постановку.) Все команды
проверяют.
49. Игра «Ты мне я тебе» 2 мин. Задание. Я называю слово, бросаю
мячик. Тот, кому я бросила мяч, должен сказать, сколько нужно
вставить букв в причастие, объяснить орфограмму. Все внимательно
слушают и, если ответ будет неправильным, исправляют товарища.
Если ученик затрудняется ответить, то ему помогают члены его
команды.
Глаженое бельё, проверенные тетради, мощёная дорога, плетёная
корзина, доставленный пакет, связанные руки, выкрашенные стены,
копчённое на вертеле мясо, желанные праздники, печёные пирожки.
510.Работа у доски. 5 мин. Сейчас я раздам вам листы со словами,
ваша задача вставить пропущенные буквы, подчеркнуть
орфограмму, графически объяснить постановку Н или НН, выйти к
доске и прикрепить свой листок магнитом. Слова размещать в
столбик. Это задание на скорость и правильность. Капитаны, оцените
работу. Дать ученикам маркеры. Задание даётся каждому
ученику
Рваные края, жжёный сахар, изорванная скатерть, писанная
маслом картина, испуганные дети, стриженый мальчик, выжженная
местность, поздно сеянные овощи, засеянное поле, квалифицированный
повар, мороженые овощи, запутанные нитки, сеяная мука, замороженные
продукты, груженная продуктами машина, жареный картофель, нежданный
гость.
Все эти слова запишите в тетради. Графически указать выбор
орфограммы.
6Творческое задание. Сочинить сказку «В гостях у причастия».
10 мин.
Ваша задача сочинить коллективную сказку «В гостях у причастия».
Но в вашей сказке должны быть причастия с новой орфограммой.
7Проверка задания.
Тестовая работа или Словарный диктант…. 4 мин.
I вариант
II вариант
*Отметьте случаи написания –
*Отметьте случаи написания
НН:
Н
барабан..ый
безветрен..ый
варен..ый
сварен..ый
1.
2.
3.
4.
5. изжарен..ый
6.
7. куплен..ый
8.
9.
10. неждан..ый
11. позолочен..ый
12. гружен..ая баржа
газирован..ый
рван..ый
разорван..ый
багрян..ый
1.
неждан..ый
2.
безлун..ый
3.
ледян..ой
4.
рискован..ый
5.
кошен..ая трава
6.
сеян..ые поля
7.
глажен..ые брюки
8.
9.
неписан..ый закон
10. мощен..ые дороги
11. мощен..ые булыжником
дороги
12.
глажен..ое белье
Задание отпечатано на
отдельных листах.
11. Подведение итогов. 2 мин. Микрофон.
1) Какая орфограмма была в центре нашего внимания на уроке?
2) Понравился ли вам сегодняшний урок?
3) Какие задания показались наиболее интересными?
4) Довольны ли вы своей работой на уроке?
12.Домашнее задание 1 мин.
13. Выставление оценок. 1мин.
8