Сценарий урока на тему "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, химия)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
7 кл
05.03.2018
Материал представляет собой сценарий урока по химии в 7 классе по теме "Агрегатное состояние вещества". Урок проведен с учетом требований, предъявляемых ФГОС. Использована проблемно-диалоговая технология, предусматривающая интерактивные методы, мини исследование. Формируются следующие УУД - познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Предусмотрено проведение лабораторной работы.
Урок химии в 7 классе.docx
Урок химии в 7 классе
(сценарий урока)
Тема: Агрегатное состояние вещества.
Цели:
познавательная – сформировать у обучающихся понятие об агрегатном
состоянии вещества, признаках каждого агрегатного состояния;
развивающая – создать условия для развития умения формулировать
проблему, пользования учебным оборудованием, экспериментальных
навыков;
воспитательная – формирование навыков оценки и самооценки, понимания
практической значимости знаний об агрегатном состоянии вещества.
Задачи:
предметные – создать условия для освоения учащимися понятия
«агрегатное состояние вещества», виды агрегатного состояния, свойства
(признаки) каждого состояния
метапредметные – создать на уроке условия для формирования УУД
познавательные умение находить необходимую информацию в
сплошным тексте, классифицировать объекты по родовидовому признаку,
анализировать результаты эксперимента, сравнивать;
регулятивные – соотносить результат своей деятельности на уроке с
требованиями учителя к этому результату, оценивать результат своей
деятельности;
коммуникативные – строить устное высказывание по предлагаемой
теме, слушать устное высказывание одноклассников, выстраивать учебное
сотрудничество;
личностные – создать условия для развития собственного интереса к
изучаемому вопросу, желание расширить знания, полученные на уроке
личностные устанавливать связь между учебной деятельностью и ее
мотивом, устанавливать связь между целью деятельностью и ее
результатами, оценивать освоение учебного материала, исходя из личных
ценностей.
Тип урока: урок новых знаний
Планируемые результаты:
предметные: знать – агрегатное состояние вещества
уметь – определять агрегатное состояние вещества по признакам;
метапредметные – уметь извлекать информацию из сплошного текста,
классифицировать объекты по родовидовому признаку, планировать свою
деятельность, оценивать свою деятельность;
личностные – уметь анализировать свою деятельность, устанавливать связь
между целью и результатом деятельности.
Форма работы: фронтальная, парная.
Ресурсы:
1. Учебник : Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия.
Вводный курс. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М.: Дрофа, 2017.
2. Раздаточный материал
отрывок из сказки МСибиряка «Серая шейка»
техническое задание
инструктивная карточка к лабораторной работе «Свойства агрегатных
состояний вещества»
3. Оборудование для лабораторной работы «Свойства агрегатных состояний
вещества» кусочек мела, линейка, 30 мл воды в мерной конической
колбе, мерный химический стакан объемом 100 мл.
4. Презентация
5. Компьютер, мультимедиапроектор.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
3. Изучение нового материала
4. Первичный контроль знаний
5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент, подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: здравствуйте ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Уверена,
что наше сотрудничество на уроке будет плодотворным.
2. Подготовка к восприятию нового материала. Учитель: в начале урока я предлагаю вам послушать отрывок из сказки Д.Н.
Мамина – Сибиряка «Серая шейка». Внимательно слушайте и следите по
выданным вам текстам (приложение №1).
Какое вещество упоминается часто в данном отрывке?
Учащиеся (предполагаемый ответ): в данном отрывке часто упоминается
вещество вода.
Учитель: о каких физических телах, состоящих из воды, говорится в данном
отрывке?
Учащиеся (предполагаемый ответ): в данном отрывке упоминаются иней,
снег, облака, туман, вода в реке, лед.
Учитель: чем отличаются эти физические тела?
Учащиеся (предполагаемый ответ): иней, снег, лед – твердые
вода в реке – жидкая
облака, туман – газообразные.
Учитель: эти формы существования вещества называются агрегатными
состояниями. Сформулируйте тему урока.
Учащиеся (предполагаемый ответ): тема урока «Агрегатное состояние
вещества».
Учитель: откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока
(одновременно записываю тему урока на доске).
В какой графической форме вы предлагаете оформить ваши устные ответы?
Учащиеся (предполагаемый ответ): или таблицей, или схемой
(при обсуждении данного вопроса выяснили, что схема в данном случае
удобнее).
Учитель предлагает одному из учащихся (по желанию) оформить эту схему на
доске.
Учащиеся (предполагаемый ответ):
агрегатное состояние вещества газообразное жидкое твердое
облака вода в реке снег
туман иней
лед
Учитель: при устном ответе и при оформлении схемы вы допустили ошибку.
Почему это случилось?
Учащиеся (предполагаемый ответ): не знаем свойств (признаков) агрегатных
состояний вещества,
Учитель: сформулируйте цель урока.
Учащиеся (предполагаемый ответ): узнать, что такое агрегатное состояние
вещества и изучить признаки каждого состояния.
Учитель записывает цель урока на доске.
3. Изучение нового материала.
Учитель: какие методы (способы) изучения природы вы знаете?
Учащиеся (предполагаемый ответ): методы изучение природы – наблюдение,
эксперимент, моделирование.
Учитель: обратите внимание на оборудование, выданное вам. Предположите,
какими методами вы будете пользоваться на уроке?
Учащиеся (предполагаемый ответ): будем выполнять эксперимент и
наблюдать.
Учитель: совершенно верно, и будете вы пользоваться этими методами при
выполнении лабораторной работы. Обратите внимание на инструктивную
карточку (приложение №2). Прочитайте внимательно карточку. Проверьте по
карточке все ли вам выдано? Какие вопросы возникли по содержанию работы?
По оформлению? В тетради запишите тему и цель работы. Любой эксперимент
требует соблюдения правил безопасного поведения.
Учащиеся повторяют правила техники безопасности при работе в школьной
химической лаборатории.
Приступают к лабораторной работе, на выполнение которой дается 20 минут. Через 20 минут на экран выносится образец таблицы с результатами
лабораторной работы (приложение №3).
Учитель: подведем итоги лабораторной работы. Обратите внимание на цель
работы.
Учащиеся (предполагаемый ответ): цель работы достигли – свойства
(признаки) агрегатных состояний вещества изучили.
Учитель: назовите главные свойства агрегатного состояния.
Учащиеся (предполагаемый ответ): сохранение или не сохранение формы и
объема.
Учитель: исходя из этого, сформулируйте понятие «агрегатное состояние
вещества».
Учащиеся (предполагаемый ответ): агрегатное состояние – это состояние
вещества, характеризующееся способностью или неспособностью сохранять
объем и форму.
Учащиеся записывают это определение в тетрадь.
Учитель: каковы причины данных свойств? Через 3 минуты дайте ответ, для
ответа на этот вопрос воспользуйтесь информацией из учебника (стр. 40).
Учащиеся (предполагаемый ответ): причина разных свойств – разное
расстояние между частицами, образующими вещества.
В последующей беседе учитель и ученики обговаривают зависимость свойств
агрегатных состояний от расстояния между частицами, образующими вещества.
4. Первичная проверка знаний.
Учитель: наступило время вернуться к тексту сказки и с учетом сделанных
вами открытий, расклассифицировать по указанным признакам физические тела
из воды в разных агрегатных состояниях (приложение №4).
По истечении времени на экран выносится таблица с ключами ответов
(приложение №5).
Учитель: проверьте правильность выполненной работы, оцените ее и объясните
свои результаты. С учетом выполненной работы найдите и исправьте ошибку,
допущенную в схеме, составленной вами на доске в начале урока. Учащиеся исправляют в схеме место тумана и облака. Это примеры физических
тел из жидкой воды.
5. Подведение итогов урока.
Учитель: наступило время подвести итоги. Обратите внимание еще раз на тему
и цель нашего урока. Вспомните, чем вы занимались.
Учащиеся (предполагаемый ответ): узнали, что такое агрегатное состояние
вещества, изучили свойства их, научились работать с лабораторным
оборудованием, проводить эксперимент, наблюдать и делать выводы.
Продолжаем учиться классифицировать объекты по данному признаку. Это
умение понадобиться на других уроках – биологии, истории, математике и др.
Приложение 1.
Отрывок из сказки Д.Н. Мамина Сибиряка «Серая Шейка»
А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников, от инея пожелтели
березки и покраснели рябины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому
что берега оголились. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий
осенний дождь.
А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую
кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом.
Ну, трогай! – громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.
Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах. По утрам вода у берегов
начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лед таял.
А скоро выпал и первый снег.
Приложение 2.
Инструктивная карточка
Лабораторная работа
Тема: Признаки агрегатных состояний вещества
Цель: Исследовать выданные вещества в разных агрегатных состояниях и
выяснить свойства (признаки) агрегатных состояний.
Оборудование: кусочек мела, вода, мерный химический стакан, мерная
химическая колба, линейка. Ход работы
1. Рассмотрите выданный вам кусочек мела. Запишите, в каком агрегатном
состоянии находится мел.
Запишите в тетради, какую форму имеет этот кусочек.
Измерьте стороны кусочка мела и вычислите объем. Запишите в тетради.
2. Расположите этот кусочек под углом к поверхности стола, подложив под
один край кусочка дневник.
Что произошло с формой мела? Что произошло с объемом?
Запишите данные наблюдения в тетради.
3. Сожмите большим и указательным пальцами кусочек мела. Что наблюдаете?
Запишите наблюдаемые явления в тетради.
4. Рассмотрите выданный образец воды в химической колбе. Запишите в
тетради, в каком агрегатном состоянии находится вода.
Запишите, какую форму и объем имеет вода в колбе.
5. Перелейте воду в мерную химический стакан. Что произошло с формой воды?
Что произошло с объемом? Запишите наблюдаемые явления в тетради.
Какое свойство воды позволило перелить воду в другой сосуд?
6. Сожмите воду большим и указательным пальцем. Наблюдаемое явление
запишите в тетради.
7. Обобщенные наблюдения запишите в таблицу (перечертите в тетрадь)
Объекты
параметры
Твердое состояние
вещества
жидкое состояние
вещества
газообразное
состояние
вещества
форма
Объем
Сжимаемость
текучесть
8. Свойства газов изучите по учебнику – стр.38. Запишите полученные сведения
в таблицу.
Приложение 3. объекты
параметры
твердое состояние
вещества
жидкое состояние
вещества
Форма
Объем
Сжимаемость
текучесть
сохраняет
сохраняет
не сжимается
не течет
форма сосуда
сохраняет
не сжимается
течет
Газообразное
состояние
вещества
не сохраняет
не сохраняет
сжимается
Приложение 4.
Техническое задание
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Выберите из текста объекты – физические тела, состоящие из воды в разных
агрегатных состояниях, которые соответствуют заданным признакам.
3. Заполните таблицу на основании полученной информации.
4. Время работы с текстом и таблицей 7 минут.
Тезаурус
Агрегатное состояние — состояние вещества, характеризующееся способностью или
неспособностью сохранять объём и форму.
Туман масса мелких капель воды, зависающая непосредственно над земной поверхностью.
Облакаа — образования, состоящие из мельчайших капель воды, видимые на небе
невооруженным глазом и с поверхности Земли и из космического пространства.
Отрывок из сказки Д.Н. Мамина Сибиряка «Серая Шейка»
А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников, от инея пожелтели
березки и покраснели рябины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому
что берега оголились. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий
осенний дождь.
А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую
кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом.
Ну, трогай! – громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.
Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах. По утрам вода у берегов
начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лед таял.
А скоро выпал и первый снег.
Таблица1. Признаки объектов и примеры из предложенных материалов
Газообразное состояние
Жидкое состояние вещества
Твердое состояние вещества вещества
Признак: не сохраняет
форму, объем, сжимаем.
Признак: не сохраняет форму,
сохраняет объем, не сжимается,
текучий
Признак: сохраняет форму,
объем, не сжимается, не
текучий.
Таблица 2. Критерии оценивания
Критерии
Количество объектов, занесенных в
таблицу в соответствии с
классификацией
Использование объекта один раз
Параметры
За каждый объект
За каждый объект, использованный
2 или более раз или
неиспользованный.
<,= 7 минут
8 10 минут
> 10 минут
Баллы
1 балл
1 балл
2 балла
1 баллов
0 баллов
Время
Приложение 5.
Ключи ответов
Газообразное состояние
вещества
Признак: не сохраняет
форму, объем, сжимаем.
Жидкое состояние вещества
Твердое состояние вещества
Признак: не сохраняет форму,
сохраняет объем, не сжимается,
текучий
Вода в реке
Капельки дождя
Облака
Туман
Признак: сохраняет форму,
объем, не сжимается, не
текучий.
Иней
Лед
Снег
4 балла
3 балла
Сценарий урока на тему "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, химия)
Сценарий урока на тему "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, химия)
Сценарий урока на тему "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, химия)
Сценарий урока на тему "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, химия)
Сценарий урока на тему "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, химия)
Сценарий урока на тему "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, химия)
Сценарий урока на тему "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, химия)
Сценарий урока на тему "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, химия)
Сценарий урока на тему "Агрегатное состояние вещества" (7 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.