Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс
Оценка 4.7

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
8 кл
01.07.2017
Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс
Предлагаю вашему вниманию сценарий урока обществознания по теме: "Моральный выбор и ответственность". Урок по плану проводится в 8 классе. Предлагаю остро актуальную тему воспитания современных подростков. Рассматриваем эту тему с помощью современных технологий , методов и приемов. Урок вызывает у ребят большой интерес и позволяет достичь поставленных целей.
План. урока 1docx.docx
План­конспект урока по обществознанию в 8 классе МАОУ «Многопрофильный лицей имени 202­ой воздушно­десантной бригады» г. Хабаровска на тему: «Моральный выбор и ответственность»                                                                                                               Разработала: Павленко Марина Викторовна                                                                                             слушатель курсов профессиональной переподготовки                                                                                                    «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации» Хабаровск, 2016 Тема урока: Моральный выбор и ответственность Дата проведения: 25 мая Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний Технологии урока: элементы проблемного обучения, обучение в сотрудничестве (работа в парах), активное обучение Цель урока: создать условия, при которых ученики получат возможность расширить и уточнить смысл понятий: мораль,  свобода, выбор, ответственность; смогут определить границы собственного знания и незнания; осознать связь морального  выбора, свободы и ответственности.  Задачи: личностные ­ развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о моральных нормах;  ­ воспитывать желание быть духовно красивым человеком;  ­ развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки; ­ формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей. метапредметные ­ развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; ­ формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию; предметные ­ создать условия для осознания учащимися основных понятий; ­ расширить и уточнить смысл понятий: «выбор», «мораль», «свобода», «ответственность»; ­ формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками,  друзьями, взрослыми. Планируемые результаты:  личностные: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека;  воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;  метапредметные: развитие умений самостоятельно определять проблему и тему урока, развитие умений  самостоятельно мыслить и выражать свои мысли, аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью.  предметные: осознание учащимися связи свободы, морального выбора и ответственности человека. Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ответственность. ситуация морального выбора. Оборудование: компьютер, проектор; презентация; учебник: Л.Н. Боголюбов. Обществознание, 8 класс, М:  Просвещение, 2014г; карточки с заданием. Этап урока Организационный Универсальные учебные действия Л: мотивация учения Мотивация учебной  деятельности  обучающихся.  Определение темы урока,  целей и задач. Актуализация знаний Р: целеполагание  (постановка и принятие  учебной задачи на основе  известного и нового  материала) П: формулирование темы  и цели урока К: сотрудничество в сборе информации П: логические связи (синтез как составление  целого из частей) Л: постановка вопросов Р: оценка Ход урока: Деятельность учителя Проверяет готовность  учащихся к уроку,  организует внимание  учеников. Создает  благоприятную атмосферу урока Создает проблемную  ситуацию для  определения границ  знания и незнания,  организует диалог с  учащимися в форме  мозгового штурма.  Упражнение: корзина  идей. Предъявляет учащимся  репродукции картин  известных художников на  тему выбора (уточнение  имен авторов картин) Деятельность обучающихся Самостоятельно  организуют свое рабочее  место. Приветствуют  учителя. Включается в проблемный (подводящий) диалог.  Выстраивают  ассоциативный ряд к  понятию мораль. Совместно определяется  тема и проблема урока.  Выстраивается логический ряд на основе  рассмотрения  репродукций картин,  определяется общая  тематика работ Результат Готовность к уроку.  Рабочий настрой. Достигнута цель  мотивировать учащихся.  Сформулирована тема,  определен план  деятельности на уроке. Происходит выход на  проблематику урока Первичное усвоение  новых знаний Открытие нового знания Притча Первичная проверка  понимания Первичное закрепление К: умение уважительно  выслушивать чужое  мнение и аргументировать собственное Р: контроль и коррекция П: работа с понятиями П: анализ, установление  причинно­следственных  связей К: речевая деятельность,  принятие мнений П: работа с информацией,  анализ ситуации Л: внутренняя позиция  ученика, способность  решать нравственные  проблемы П: анализ, классификация Р: контроль и оценка Предлагается   просмотр  видео притчи «Ведро  яблок» и осмысление идеи Ребята внимательно  смотрят видео,  осмысливают идею,  делают выводы,  аргументируют мнение. Выходим на определение  моральный выбор, свобода и ответственность,  условия и варианты  выбора. Работа с текстом  учебника (притча о  дровосеке) Предлагает эпизод из  кинофильма «Проверка на дорогах», перед  учащимися ставится  проблемный вопрос: в чем состоит морально­ нравственный конфликт? Работа учащихся с  карточкой №1 «Несут  ответственность»,  карточка №2 «Тест:  насколько ты  ответственный» Предлагает познакомиться с текстом,  проанализировать,  определить смысл.  Учащиеся просматривают  фильм, дают оценку  ситуации, поступкам  людей, определяют, в чем  состоит моральный  конфликт Учащиеся индивидуально  и парами работают с  карточкой, обмениваются  мнениями Учащиеся читают притчу,  анализируют ее и выводят  смысл. Понимание связи  свободы, выбора и  ответственности Получаем нравственный  урок, осознаем сложность  жизненных выборов  Приходим к пониманию  многополярности мнений,  необходимости принимать разные мнения других,  уважать их, учимся идти  на компромисс. Делаем  вывод об уровне  собственной  ответственности Рефлексия К: речевая деятельность Л: внутренняя позиция  ученика, нравственно­ этическое оценивание Информирование о домашнем задании Предлагает рефлексивный экран, используя метод  незаконченного  предложения, отмечает  степень вовлеченности  учащихся в работу на  уроке, побуждает к  высказыванию Карточка №1.  Учащиеся формулируют  свое мнение о работе на  уроке, представление о  ценности темы, своем  понимании проблемы Оцениваем свою  деятельность на уроке,  формулируют конечный  результат своей работы,  проводят самооценивание. Факты. Предлагаем вашему вниманию два выбора, две судьбы.   1. Это довольно старая история о некой Патриции Херст. Девица была довольно мерзкая и сама по себе внимания не  заслуживает: этакий богатенький поросеночек. Но ситуация поучительная. Патриция была дочерью богатейшего  человека, миллиардера, газетного короля. И было у нее решительно все, что можно пожелать. А пожелала она собрать  банду, грабить банки и убивать людей. Ее поймали, и она получила по заслугам. Нынче о ней почти забыли.   2. Об Альберте Швейцере (1875—1965), немецко­французском философе и враче, вы, вероятно, хорошо знаете. Его  помнят и всегда будут помнить во всем мире. Будучи уже очень знаменитым и богатым человеком, он неожиданно бросил налаженную жизнь и уехал из Европы в Центральную Африку, где в маленькой деревушке Ламбарена на свои средства  открыл больницу для бедняков и до конца своей жизни лечил их.   Вопрос для размышления: чем продиктованы поступки этих людей, почему так сложилась их жизнь, чей выбор более  трудный и благородный. Аргументируй свой ответ. Задание ученикам по рефлексии их деятельности. Учащимся был предложен рефлексивный экран: сегодня я узнал…                                               я почувствовал, что… • • я приобрел…                                                      было трудно… • мне захотелось…                                             было интересно • я научился…                                                      меня удивило… • • я понял, что…                                                  теперь я могу… урок дал мне для жизни…                               я выполнял задания…     Ученики имели возможность выбрать нужную фразу и продолжить ее, опираясь на собственные мысли и ощущения.     Формы контроля и оценки результатов урока: применяю устный контроль (размышления по притче, видео,  аргументирование личного ответа), практический (просмотр эпизода кинофильма, обмен мнениями) и индивидуальный (работа с карточками) и групповой (умение организовывать работу в группе, слушать и принимать чужое мнение)     Домашнее задание на выбор:       читать параграф №7, рабочая тетрадь стр.29­31,   на выбор учащимся предлагается подготовить устные ответы на вопросы: ­ как соотносятся понятия нравственность и мораль? ­ в чем состоит смысл высших моральных ценностей и идеалов?   подобрать материалы из СМИ или художественной литературы о моральном выборе человека. наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе. написать эссе на тему: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все­таки выбираю» Список использованных материалов: 1 Боголюбов Л.Н.  Обществознание, 8 класс, М: Просвещение, 2014г; 2 Видео притча «Ведро яблок», YOUTUBE  3 Кинофильм «Проверка на дорогах, YOUTUBE  4 Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н.Боголюбова, М.:2015 Самоанализ урока. Урок обществознания «Моральный выбор и ответственность» относится к разделу «Сферы духовной культуры». Это  четвертый урок в данной теме. При проектировании, постановке целей и проведении урока, при отборе учебного материала учитывались следующие  факторы: здоровье, психологические особенности подростков, а именно, важнейшее новообразование – появление чувства  взрослости, высокий уровень обученности, обучаемость, реальные учебные возможности детей и техническое оснащение  лицея, а также специфика темы урока9объективная сложность, большой объем и высокий интерес учащихся к теме). Информация о классе, которую удалось собрать, стала отправной точкой при осуществлении замысла.  Осуществляя психолого­педагогическую характеристику класса, хотелось бы отметить. В 8А классе 24 учащихся, из них  14 девушек и 10 юношей. В этом учебном году в класс пришел новый учащийся. Он достаточно успешно влился в новый  коллектив, не испытывает трудностей в общении с одноклассниками.  Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителей. Эмоциональный климат в классе  положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. В классе идет активный процесс самоутверждения, и  поэтому была особенно важна атмосфера всеобщей заинтересованности и сотрудничества.  В классе учатся ребята с разным уровнем физического здоровья. В классе 5 учащихся имеют проблемы со зрением, у 12  учащихся проблемы с осанкой. Это требует повышенного внимания учителя к рассадке учащихся, организации их  деятельности. Данный урок задумывался как урок здоровьесберегающего обучения. Что достигалось через:  Учет возрастных, психологических особенностей аудитории;  Создание благоприятного психологического климата на уроке;  Разнообразие видов деятельности и форм работы;  Преподавание, сохраняющее интерес к учебному материалу;  Создание условий для самовыражения. Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и эффективности работы, опираясь на психолого­ педагогическую характеристику класса, был выбран и тип урока. Тип урока – комбинированный с различными формами  работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, в парах, в группах, работа с видео материалами, изложение  учителем ключевых понятий. Цель урока: создать условия, при которых ученики получат возможность расширить и уточнить смысл понятий: мораль,  свобода, выбор, ответственность; смогут определить границы собственного знания и незнания; осознать связь морального  выбора, свободы и ответственности.  Задачи:  личностные ­ развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о моральных нормах; ­ воспитывать желание быть духовно красивым человеком;  ­ развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки; ­ формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей. метапредметные ­ развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; ­ формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию; предметные ­ создать условия для осознания учащимися основных понятий; ­ расширить и уточнить смысл понятий: «выбор», «мораль», «свобода», «ответственность»; ­ формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками,  друзьями, взрослыми. Оборудование: учебник, ПК, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями, видео материалы. Основные понятия: свобода, моральный выбор, ответственность. ситуация морального выбора. Основной используемый подход к реализации цели ­  системно­деятельностный, предполагающий создание условий для  развития учащегося с учетом возможностей и социальных условий. На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно­иллюстративный, эвристический,  проблемный.  Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.  Перед уроком кабинет был проветрен. В классе чисто, он рационально освещен, отсутствуют монотонные неприятные  звуковые раздражители, применение технических средств обучения соответствуют гигиеническим нормам. Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы.  Опираясь на требования к  современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом: урок состоит из 9  этапов, логически связанных между собой: 1.Организационный. На этом этапе создается благоприятный климат в классе. Обращается внимание на готовность  учащихся к уроку, на их внешний вид, осанку, их местоположение в классе. 2. Целеполагание и мотивация. На этом этапе учащиеся обращались к личному социальному опыту и сами  формулировали тему урока.  Это способствовало формированию заинтересованности учащихся в изучении данной  темы. 3. Определение темы урока. Проблемное предъявление темы урока вызывает большой познавательный интерес,  снимает напряжение. Применялся мозговой штурм, различные эвристические задания. 4. Актуализация знаний. Собраны мнения и представления учащихся по ключевым проблемам урока. 5. Первичное усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового  материала, работа в группах, сравнение результатов, анализ, обобщение, сравнение, обращение к социальному  опыту учащихся. 6. Открытие нового знания. Были использованы разные виды учебной деятельности для меньшей утомляемости  обучающихся.  7. Первичное закрепление. На этапе закрепления   нового материала использовался задания (работа с интересными  заданиями на карточках), с последующим обсуждением. 8. Рефлексия. Учащиеся имели возможность дать оценку своей деятельности на уроке и продемонстрировать свое  эмоциональное состояние. 9. Информирование о домашнем задании. Информирование о домашнем задании. На этом этапе дети получил  дифференцированное домашнее задание, посильное для выполнения, ориентировано   на   обучение   приемам   и    навыкам   самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих  способностей учащихся. На протяжении всего урока использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого  самовыражения учащихся:  методы свободного выбора (свободная беседа, мозговой штурм);  активные методы (обучение действием, обсуждение в группах);  методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и  взаимооценки). Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению его целей и  задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично  связаны друг с другом Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом  урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая  работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке,  разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся. Считаю данный урок вполне успешным. Думаю, что мне удалось решить на необходимом уровне все поставленные задачи  и получить соответствующие им результаты обучения. Также важно отметить, что удалось избежать перегрузки и  переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия. Цели урока  реализованы полностью.

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс

Сценарий урока обществознания по теме:"Моральный выбор и ответственность" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017