Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Ты и твои друзья.
Цели деятельности учителя: формировать у учащихся понятия «друг»,
«дружба», формировать умения высказывать собственные суждения, связанным с
этим понятием; развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и
поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к
ним с позиции общечеловеческих понятий; воспитывать чувства товарищества,
дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): выявить
представления детей о том, что такое дружба, друг; умеют объяснять, как люди
помогают друг другу жить; умеют определять свое отношение к миру: оценивать
правильность поведения в быту (правила общения), самостоятельно определяют и
высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей: в предложенных ситуациях отмечают
конкретные поступки, которые можно оценивать как хорошие или плохие);
получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их;
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе,
используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметпые(компоненты
культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска
(в справочных источниках и учебнике сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответстви с коммуникативными и
познавательными задачами.
Личностные:формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
логическими действиями сравнения, анализ; синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения оценку
событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:общеучебные
высказывание в устной форме о дружбе; логические осуществление поиска
осознанное и произвольное речевое
необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного
жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные:ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и
сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют
желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться
и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют
себя с позицией школьника.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят
понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек зрения.
Методы и формы обучения: частичнопоисковый; групповая, фронтальная и
индивидуальная работа.
Оборудование:экран, мультимедийный проектор, компьютер, электронная
презентация, А.А. Плешаков. «Окружающий мир» Толковый словарь русского
языка С.И. Ожегова. I.Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Сценарий урока
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Встаньте правильно.
Друг другу улыбнитесь и тихо садитесь.
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. (слайд 1)
«Давным – давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и не
умели разговаривать и дружить. Например, встретит один человек другого, и
вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его и пойдет дальше. Хорошего
от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.
Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры за едой в дремучий лес.
Идет, а кругом ни одного человека, заблудился. Лишь только через несколько
дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой
камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу
замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки: Смотри, мол, у
меня ничего нет, не бойся меня».
Давайте и мы возьмем друг друга за руки и улыбнемся. Что вы чувствуете?
Как мы называем человека, с которым нам тепло, приятно и весело проводить
время? (друг).
Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок? (дружбе)
Если мы будем говорить о дружбе, то оком конкретно?
Итак, тема нашего урока: «Ты и твои друзья».(слайд 2)
О чем бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответ?
(План: Кто такой друг? В чем заключается дружба? Каким должен быть
настоящий друг? Что сделать, чтобы дружба была крепкой, на всю жизнь?) На эти вопросы ответить я вам сегодня немного помогу.
III. Совместное открытие новых знаний
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Саша стены разукрасил,
А Артем все видел, но молчит.
Разве это дружба, если ктото
Задачи дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?»
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба, это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость иногда?
Что такое дружба, каждый знает?
Что такое «дружба» по мнению автора?
С какими мыслями стоит согласиться, а с какими нет? Так что же такое дружба?
Кто такой друг?
Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (слайд 3)
(Друг – это тот, кто связан с кемнибудь дружбой.
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, одинаковыми, общими интересами).
Поднимите руку те, у кого есть друзья.
Давайте теперь подумаем, каждый ли человек может назвать себя настоящим
другом? Сегодня на уроке мы с вами все вместе пробуем разобраться в чем
заключается дружба и как сберечь дружбу на протяжении всей жизни.
Для начала определимся, какими качествами не должен обладать настоящий
друг?
1. Выявление качеств человека, мешающих дружбе. Работа в группе.
Качества, мешающие дружбе, вы назовете сами, отгадав стихотворения
загадки:
Этому мальчишке доверять нельзя никак
Что не скажет язычишко –
Все неправда, все не так. (Врун)
Почему ребята не хотят дружить с этим человеком?
Он привык всегда, везде,
Думать только о себе. (Эгоист)
Почему ребята не хотят дружить с этим человеком?
А почему не любят человека с такими качествами?
Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит.
Только про себя не скажет,
А в сторонке промолчит. (Ябеда)
Любите ли вы таких детей?
Ах, как часто нужно нам С кемто поделиться!
Кто привык везде скупиться?
Кто твердит всегда: «Не дам!» (Жадина)
А почему не любят человека с такими качествами?
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня … (Зазнайка)
Используя эти опорные слова, выведите некоторые правила поведения среди
других людей, начиная со слова нельзя.
(Нельзя врать. Нельзя любить только себя. Нельзя ябедничать. Нельзя
жадничать. Нельзя зазнаваться.)
Вот мы разобрали 5 плохих человеческих качеств, или недостатков. Но так
нет двух одинаковых людей, так и нет человека, который не имел недостатков.
Но это не значит, что мы не можем общаться друг с другом и любить друг друга.
Важно воспринимать каждого таким, какой он есть, и помогать друг другу,
исправлять свои недостатки.
2. Знакомство с качествами настоящего друга.
Выберите, какое качество в друге особо значимо, ценно для каждого из вас?
Обсудите это со своим соседом по парте и дайте развернутый ответ.
Верность, преданность
Непричинение другу зла ни словом, ни делом
Искренность, честность
Взаимопомощь, бескорыстие
Об одном из качеств друга рассказал великий русский писатель Л.Н. Толстой.
Вспомните быль «Лев и собачка».
Каким качеством друга обладал лев? (Верность, преданность) Кто из вас считает, что для дружбы наиболее значимо умение не причинять
другу зла ни словом, ни делом. Чтобы лучше понять важность этого качества,
представьте себе, что вы обидели друга. Изобразите это скомкав лист бумаги.
(Дети выполняют данное действие)
Позднее вы поняли, что сделали ему больно и, раскаявшись в своих словах и
поступке, попросили у друга прощения. То же самое сделайте с листочком,
старательно разгладив его. (Дети выполняют данное действие)
Удалось ли вам сделать листочек таким же гладким, каким он был вначале?
Точно так же и в дружбе: помирились, а след от боли остался.
Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело
идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою
искренность и честность. Настоящий друг всегда скажет другу правду, если тот в
чемто ошибается или поступает неправильно по отношению к другим.
3. Игра «Данетда»
Что на ваш взгляд, укрепляет дружбу? Что способствует дружеским
отношениям? Проверить ваши предположения поможет игра «Данетда». По
условиям игры, отвечая на вопрос, вы можете произнести только «да» или «нет».
Итак, начнем.
Способствует ли дружбе проживание в одном дворе?
Укрепляет ли дружбу жадность одного из приятелей?
Помогает ли дружбе наличие одинаковых домашних животных?
Укрепляет ли дружбу вранье?
Способствует ли дружбе хвастовство и зазнайство?
Помогают ли дружбе одинаковые увлечения: рыбалка, компьютерные
игры, коллекционирование открыток, наклеек?
Итак, что же укрепляет, способствует, помогает дружбе?
Конечно для дружбы очень важно заниматься одним делом, другим словом,
сотрудничать. Для настоящей, крепкой дружбы, важны и другие человеческие
качества. IV. Физминутка
V. Закрепление нового
1. В мире мудрых мыслей. Пословицы и поговорки.Работа в паре.
О дружбе размышляли во все времена. Поэты, писатели, философы, ученые.
В жизни не просто найти друга. Народная мудрость выразила это в пословицах:
«Друг – великое дело: не скоро добудешь», «Друг денег дороже. Друга на деньги
не купишь». Чтобы дружба сложилась, нужно хорошо знать друг друга.
У каждого народа свои пословицы о дружбе. Давайте вспомним некоторые из
них. Откройте свои учебники на с.72. Поработайте в паре. Соберите пословицы.
2. Самостоятельная работа в группах.
Перед вами задания. Обсудите в группах.
Задание для 1 группы
Жилбыл мальчик Петя. Он любил гулять в парке. Однажды во время прогулки
он встретил Катю, которая громко пела песню. Он ей сказал: «Что ты
расквакалась, как лягушка, наверное к дождю?» Катя заплакала и убежала.
Пошел он дальше и увидел Колю, который читал книгу.
Эй ты, ботаник, много будешь знать, быстро состаришься.
Коля встал и ушел.
Встретил Петя Лешу, который любил играть в футбол.
Рыжий, рыжий, конопатый …
Леша взял мяч и убежал.
Эй, Наташка, промокашка, ты почему грустишь.
Отвернулась от него девочка.
И тогда Петя задумался, а почему у него нет друзей?
Как вы думаете?
Задание для 2 группы
Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить
с ним. Твои действия? Задание для 3 группы
Выберите правильные советы.
1) Чаще улыбаться или быть сердитым и серьезным.
2) Рассказывать о себе или слушать своего друга.
3) Называть друга по имени или называть по прозвищу.
4) Признаваться в своих ошибках или скрывать свои ошибки, указывать на
чужие.
5) Вести себя так, как хочется тебе или вести себя так, как бы ты хотел,
чтобы он вел себя с тобой.
Какие правила дружбы вы оставите?
Задание для 4 группы
Твой друг в последнее время стал часто обманывать родителей. Твои действия.
Будешь ли ты с ним продолжать дружить?
Задание для 5 группы
Твой близкий друг(подруга) разболтал всему классу тайну, которую ты
доверил только ему. Что ты будешь делать?
Задание для 6 группы
Однажды ты пригласил близкого дуга на свой день рождения. После праздника
ты заметил, что пропала твоя любимая игрушка и скорее всего ее взял твой друг
без разрешения. Твои действия?
Задание для 7 группы
Одноклассник сказал тебе, что будет с тобой дружить только, если ты
подаришь ему новую игрушку. Как ты поступишь в этой ситуации? Будешь ли ты
с ним дружить?
VI. Включение в систему знаний.
Все народы во все времена почитали дружбу. А вы знаете, что существует
Международный день дружбы? Он отмечается 30 июля. Его целью является
укрепление дружеских отношений между разными народами и уважительное
восприятие различных культур. Существует и Международный день друзей, он отмечается 9 июня.
VII. Рефлексия учебной деятельности
Сейчас каждая группа обсудит и выберет 1 самое важное качество,
которым нужно обладать, чтобы быть настоящим другом.
Был ли этот урок вам полезен? Чем?
‒
Понадобятся ли знания, полученные сегодня вам в жизни? Для чего?
VIII. Итог урока, домашнее задание
– А завершим наш урок маленьким четверостишьем:(слайд 15)
Мы открыли все секреты.
Как нам дружбу сохранить
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
– Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, умеющего
поддержать вас в трудную минуту, а если у вас уже есть такой, тогда научитесь
дорожить дружбой. Спасибо за урок.
Домашнее задание:
Откройте дневники, запишите задание на дом: читать страницы в учебнике
стр. 7073 или подготовить сообщение о своих друзьях.
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Сценарий урока окружающего мира "Ты и твои друзья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.