Тема урока: «Умножение многозначных чисел на однозначное».
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)
-Доброе утро! У нас на уроке гости. Поздоровайтесь с гостями кивком головы.
- «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»
Михаил Васильевич Ломоносов - Великий русский учёный.
Желаю удачи! Покажите сигналом Солнце-Туча кто готов ум в порядок приводить.
2. 5 мин. Актуализация знаний (Слайд 2).
Гимнастика для ума Да! – Солнце Нет!- Туча
*А) Верно, что у 180 коз, 180 хвостов? (да)
Верно ли, что у 30 мышат, 30 ушей? (нет)
Верно ли, что у 140 коров, 280 рогов? (да)
Верно ли, что у 25 лошадей, 100 ног? (да)
Верно ли, что тройка лошадей пробежала 30 км, а одна лошадь 10 км? (нет)
(Слайд 3) * Б) Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя-30, дикого кабана 20лет. Как одним словом назвать продолжительность жизни всех трёх животных?
(Слайд 4) *В) Решите удобным способом:
2608 + 529 + 392 + 271= (2608 + 392) +(529 +271) =3800
(Слайд 5) *Г) Посмотрите на таблицу. В ней зашифровано слово, которое является ключевым в работе на уроке. Угадайте его, решив выражения.
12 ∙ 5 =60 39: 1 + 200 =239 36000 : 100 =360 90 : 15 + 4=10
457 + 8 =465 1700 -1 = 1699 57 : 3 =19 40 ∙ 8=320 800 : 200 = 4
У М Н О Ж Е Н И Е
- Над чем же мы будем работать на уроке? ( Над умножением).
(Слайд 6) Работа в группах
1 группа Что такое умножение? Название компонентов при умножении
Карточка – Замените пример на сложение - умножением. Сделайте вывод: Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Напишите название компонентов.
17+17+17+17= 60+60+60= а+а+а+а+а=
Вывод: Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. 1множитель, 2 множитель, произведение.
2 группа Умножение на 1, 0
15 ∙ 1= 1 ∙ 145 = а ∙ 1 = 1 ∙ а = 0 ∙ 5 = Х ∙ 0 =
Вывод: При умножении любого числа на 1 получится тоже число
При умножении любого числа на 0 получится 0.
3 группа Свойства умножения Перестановка множителей
32 ∙ 3 = 3 ∙ 32 = а ∙ в = ….
Вывод: От перестановки множителей произведение не изменяется.
4 группа Свойства умножения Сочетательное
Реши удобным способом 5 ∙ 17 ∙ 2 = = 5 • (9• 10)= (5 • 9) • 10= a∙ (b∙c)=(a∙b)∙c
Вывод: Два соседних множителя можно заменить их умножением
5 группа Свойства умножения Распределительное
(12+15) •3= 12 • 3 + 15 • 3 =36+45=81 (а + b) ∙с = а ∙ c + b ∙ c
Вывод: При умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое в отдельности и полученные результаты сложить.
6 группа Решите уравнения
х • 6 = 400 + 20 13 • х = 200 - 96
(Слайд 7) Тайны умножения
3. Постановка проблемы (Слайд 8).
Прочитайте числа, какую закономерность увидели? 15, 158, 1582
– Выполните действия:
15*3=45 158*3=474 1582*3=
– Умножьте каждое из этих чисел на 3
– Вы смогли выполнить задание? (не можем решить последний пример)
-Почему? (не проходили эту тему)
У нас возникла проблема, что мы не проходили какую тему?
-Кто из вас догадался, какова тема нашего урока? (Умножение многозначных чисел на однозначные. (Слайд 9)
- Какова цель нашего урока? (научиться умножать многозначные числа на однозначные)
4. Составление алгоритма умножения многозначных чисел на однозначные (работа в парах). Карточки
Алгоритм:
1. Записываю умножение в столбик.
2. Умножаю единицы. Единицы ответа пишу под единицами. Десятки запоминаю.
3. Умножаю десятки. К числу десятков прибавляю десятки из памяти. Записываю десятки под десятками. Сотни запоминаю.
4. Умножаю сотни. К числу сотен прибавляю сотни из памяти. Записываю под сотнями. Единицы тысяч запоминаю.
5. Читаю ответ. Произведение равно …
(Слайд 10). 5. Проверка составленного алгоритма умножения многозначных чисел на однозначные
Физкультминутка - Елочка
(Слайд 11). 6. Первичное закрепление.
Решить примеры: 1582 • 3 =4746 4 • 4731 = 18924
1 вариант - 428 • 6 = 2568 3 • 2617= 7851 2803 • 4= 11212
2 вариант - 394 • 7 = 2758 5 • 4731= 23655 4106 • 3 = 12318
(Слайд 12). Взаимопроверка
(Слайд 13). Работа по учебнику: Решение задач сам./работа с.76 № 329
На 9 парников - 45 м
На 3 парника - ? м
45:9•3= 15метров
№ 330
Прошли - 16 км это восьмая часть
Осталось - ? км
1) 16 • 8 = 128 км – весь путь
2) 128 – 16 = 112 км осталось пройти
(Слайд 14). 7. Итог урока. Рефлексия.
- Кто помнит цель нашего урока?
- Что открыли на уроке?
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- Над чем заставил задуматься урок?
1 группа
Что такое умножение? Название компонентов при умножении
– Замените пример на сложение - умножением. Сделайте вывод. 17+17+17+17= __________ 60+60+60= ______________ а+а+а+а+а=______________
- Напишите название компонентов.
24 ∙ 4 =
________________________________________________
Вывод: Умножение – это сложение ___________________ слагаемых.
1__________________, 2 ________________ =_________________
_________________________________________________________
2 группа
Умножение на 1, 0
15 ∙ 1= 1 ∙ 145 = а ∙ 1 = 1 ∙ а = 0 ∙ 5 = Х ∙ 0 =
Вывод: При умножении любого числа на 1 получится ________________________________________________
При умножении любого числа на 0
___________________________________________________
3 группа
Свойства умножения Перестановка множителей
32 ∙ 3 = 3 ∙ 32 = а ∙ b = __________
Вывод: От перестановки множителей произведение _____________________________________________
______________________________________________________
4 группа Свойства умножения Сочетательное
Реши удобным способом 5 ∙ 17 ∙ 2 = _________= ______
5 • (9• 10)= (5 • __) • __=
а ∙ (b ∙ c) = (a ∙ __) ∙ c
Вывод: Два соседних множителя можно заменить их _______________________.
_____________________________________________________
5 группа
Свойства умножения Распределительное
(12+15) •3 = 12 • __ + 15 • __ = _______________________
(а + b) ∙ с = а ∙ __ + b ∙ __
Вывод: При умножении суммы на число можно умножить каждое ____________________________ полученные результаты ____________________________.
6 группа
Решите уравнения
х • 6 = 400 + 20 13 • х = 200 - 96
_________________ _________________
_________________ ___________________
_________________ ____________________
_________________ ____________________
_________________ _____________________
Вывод: Чтобы найти неизвестный множитель нужно
__________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.