Сценарий урока по математике на тему "Умножение многозначных чисел на однозначное" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий урока по теме "Умножение многозначных чисел на однозначное" поэтапно раскрывает ход урока. Актуализация знаний проводится приёмами "Гимнастика для ума", решая задачи на экологическую тему. Работая в группах дети раскрывают конкретный смысл умножения, свойства умножения. Работая в парах выводят алгоритм умножения на однозначное число.Урок по математике по теме "Умножение многозначных чисел на однозначное" 4 класс
Иконка файла материала Сценарий урока Умножение многозначных чисел на однозначное число.docx

Тема урока: «Умножение многозначных чисел на однозначное».

Ход урока

1. Организационный момент  (Слайд 1)

-Доброе утро! У нас на уроке гости. Поздоровайтесь с гостями кивком головы.

- «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»

Михаил  Васильевич Ломоносов - Великий русский учёный.

Желаю удачи! Покажите сигналом Солнце-Туча кто готов ум в порядок приводить.

 

2. 5 мин. Актуализация знаний (Слайд 2).

Гимнастика для ума  Да! – Солнце   Нет!- Туча

*А) Верно, что у 180 коз, 180 хвостов? (да)

Верно ли, что у 30 мышат, 30 ушей? (нет)

Верно ли, что у 140 коров, 280 рогов? (да)

Верно ли, что у 25 лошадей, 100 ног? (да)

Верно ли, что тройка лошадей пробежала 30 км, а одна лошадь 10 км?  (нет)

 

(Слайд 3) * Б) Продолжительность жизни  бурого медведя 50 лет,  белого медведя-30, дикого кабана 20лет. Как одним словом назвать продолжительность жизни всех трёх животных?

(Слайд 4) *В) Решите удобным способом:

 2608 + 529 + 392 + 271= (2608 + 392) +(529 +271) =3800

 

(Слайд 5) *Г) Посмотрите на таблицу. В ней зашифровано слово, которое является ключевым в работе на уроке. Угадайте его, решив выражения.

12 ∙ 5 =60      39: 1 + 200 =239       36000 : 100 =360        90 : 15 + 4=10 

457 + 8 =465      1700 -1 = 1699      57 : 3 =19       40 ∙ 8=320      800 : 200 = 4

 

У М Н О Ж Е Н И Е

- Над чем же мы будем работать на уроке? ( Над умножением).

 

(Слайд 6)  Работа в группах

1 группа Что такое умножение? Название компонентов при умножении

Карточка – Замените пример на сложение  - умножением. Сделайте вывод: Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Напишите название компонентов.

17+17+17+17=                  60+60+60=                           а+а+а+а+а=

Вывод: Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.  1множитель, 2 множитель, произведение.

 

2 группа Умножение на 1, 0

15 ∙ 1=       1 ∙ 145 =       а ∙ 1 =     1 ∙ а =               0 ∙ 5 =        Х ∙ 0 =   

Вывод: При умножении любого числа на 1 получится тоже число

При умножении любого числа на 0 получится 0.

 

3  группа Свойства умножения  Перестановка множителей

32 ∙ 3 =       3 ∙  32 =      а  ∙ в = ….

Вывод: От перестановки множителей произведение не изменяется.

 

4 группа Свойства умножения Сочетательное

Реши удобным способом     5 17 2 =  =    5 • (9• 10)= (5 • 9) • 10=                      a∙ (b∙c)=(a∙b)∙c         

Вывод: Два соседних множителя можно заменить их умножением

 

5 группа Свойства умножения Распределительное

 (12+15) •3= 12 • 3 + 15 • 3 =36+45=81         (а + b) ∙с = а ∙ c + b ∙ c 

Вывод: При умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое в отдельности и полученные результаты сложить.

 

6        группа Решите уравнения

х • 6 = 400 + 20                 13 •  х  =  200 - 96

(Слайд 7) Тайны  умножения

3. Постановка проблемы (Слайд 8).

Прочитайте числа, какую закономерность увидели?    15, 158, 1582

– Выполните действия:

15*3=45        158*3=474         1582*3=

– Умножьте каждое из этих чисел на 3

– Вы смогли выполнить задание? (не можем решить последний пример)

-Почему? (не проходили эту тему)

У нас возникла проблема, что мы не проходили какую тему?

-Кто из вас догадался, какова тема нашего урока? (Умножение многозначных чисел на однозначные. (Слайд 9)

- Какова цель нашего урока? (научиться умножать многозначные числа на однозначные)  

4. Составление алгоритма умножения многозначных чисел на однозначные (работа в парах).  Карточки

Алгоритм:

1.     Записываю умножение в столбик.

2.     Умножаю единицы.  Единицы ответа пишу под единицами.  Десятки запоминаю.

3.     Умножаю десятки.  К числу десятков прибавляю десятки из памяти.   Записываю десятки под десятками. Сотни запоминаю.

4.     Умножаю сотни. К числу сотен прибавляю сотни из памяти. Записываю под сотнями. Единицы тысяч запоминаю.

5.     Читаю ответ. Произведение равно …

 

(Слайд 10). 5. Проверка составленного алгоритма умножения многозначных чисел на однозначные

Физкультминутка - Елочка

 

(Слайд 11).   6. Первичное закрепление

Решить примеры:  1582 • 3 =4746         4 • 4731 = 18924

1 вариант -   428 • 6 = 2568         3  • 2617= 7851          2803  • 4= 11212

2 вариант -   394  • 7 = 2758        5  • 4731= 23655        4106  • 3 = 12318

(Слайд 12). Взаимопроверка

(Слайд 13). Работа по учебнику:  Решение задач сам./работа  с.76  № 329

На 9 парников - 45 м

На 3 парника - ? м

45:9•3= 15метров

№ 330

Прошли - 16 км это восьмая часть

Осталось - ? км

1) 16 • 8 = 128 км – весь путь

2) 128 – 16 = 112 км осталось пройти

 

(Слайд 14). 7. Итог урока. Рефлексия.

- Кто помнит цель нашего урока? 

- Что открыли на уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Над чем заставил задуматься урок?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа

 Что такое умножение? Название компонентов при умножении

 

– Замените пример на сложение  - умножением. Сделайте вывод. 17+17+17+17= __________                 60+60+60=  ______________                         а+а+а+а+а=______________

- Напишите название компонентов.

     24           ∙              4      =

________________________________________________

 

Вывод: Умножение – это сложение ___________________ слагаемых. 

1__________________, 2 ________________ =_________________

 

 

_________________________________________________________

 

2 группа

 Умножение на 1, 0

 

15 ∙ 1=                     1 ∙ 145 =                    а ∙ 1 =                   1 ∙ а =                                                                             0 ∙ 5 =                                   Х ∙ 0 =   

 

Вывод:  При умножении любого числа на 1 получится ________________________________________________

 

При умножении любого числа на 0

___________________________________________________

 

 

 

 

3  группа

Свойства умножения  Перестановка множителей

 

32 ∙ 3 =                    3 ∙  32  =                              а  ∙ b  = __________

 

Вывод: От перестановки множителей произведение _____________________________________________

 

 

______________________________________________________

 

 

4 группа Свойства умножения Сочетательное

 

Реши удобным способом     5 17 2 =  _________= ______ 

 5 • (9• 10)= (5  • __) • __=             

                   а ∙ (b ∙ c) = (a ∙ __) ∙ c         

Вывод: Два соседних множителя можно заменить их _______________________.

 

 

_____________________________________________________

 

5 группа

 Свойства умножения   Распределительное

 

 (12+15) •3 = 12 • __ + 15 • __ = _______________________        

(а + b) ∙ с = а ∙ __ + b ∙ __

 

Вывод: При умножении суммы на число можно умножить каждое ____________________________ полученные результаты ____________________________.

 

6      группа

Решите уравнения

х • 6 = 400 + 20                    13 •  х  =  200 - 96

_________________               _________________

_________________               ___________________

_________________              ____________________

_________________              ____________________

_________________             _____________________

Вывод: Чтобы найти неизвестный  множитель нужно

__________________________________________________

 


 

Посмотрите также