Сценарий урока"Текст.Предложение".(3 класс,русский язык)
Оценка 4.7

Сценарий урока"Текст.Предложение".(3 класс,русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
11.01.2017
Сценарий урока"Текст.Предложение".(3 класс,русский язык)
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!Знать язык – значит свободно говорить на нём, ~читать и ~правильно писать. Это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе. К сценарию предлагается презентация,видеоурок.
Текст.Предложение..docx

Тема: Текст. Предложение.

Ход урока

 

1.     Организационный момент. Постановка целей урока.

 

Каждый день - всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, четко говорим
И красиво все сидим.

Послушайте эпиграф к нашему уроку – слова писателя Михаила Александровича Шолохова:

 «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта

М. А. Шолохов

Мы знаем свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его?

 

Учитель напоминает о многозначности слова «язык».

(Одним и тем же словом язык называют и орган вкуса, находя­щийся во рту, и способность человека говорить и понимать собеседни­ка.)

 

2.     Актуализация знаний.

 

Человеческий язык — самое удивительное, что есть на свете.~При помощи языка люди~общаются друг с другом, ~выражают мысли, чувства, желания,~ при помощи языка изучают науки, получают знания.

На Земле существуют тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков.

 

Русский язык красив и богат.

Известный русский писатель Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, ~певуч, ~выразителен, ~гибок, ~послушен, ~ловок и вместителен.»

Запишите это высказывание о русском языке.

Какие качества, черты, характерные для русского языка, подчеркивает писа­тель?

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!Знать язык – значит свободно говорить на нём, ~читать и ~правильно писать. Это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другимилюдьми: в семье, в школе, на работе.

 

 

Открываем рубрику: «Вспоминаем, ~повторяем, ~изучаем».

А помогать нам будет Катя Напоминалкина.

Язык состоит из множества слов, каждое из которых мы употребляем в речи.

Какая бывает речь?ПАУЗА В ВИДЕО

Какую речь мы называем устной?ПАУЗА В ВИДЕО

– Какую речь мы называем письменной?ПАУЗА В ВИДЕО

– А какую речь называют внутренней?ПАУЗА В ВИДЕО

 

Речь бывает устная и письменная.Устная речь та,~ которую мы произносим и слышим.

Речь, которую мы пишем и читаем,~называют письменной.

Когда мы обдумываем что-то, то пользуемсявнутренней речью.

 

Рассмотрите рисунки. ~3~

Какой речью пользуются ребятаи учитель, изображённые на картинках?

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

3.     Чистописание.

 

Пропишитезаглавную и строчную буквуА.

Найдите закономерность и продолжите ряд букв.

Словарные слова здравствуйте и спасибонапоминают нам, что речь человека должна быть вежливой,~ уважительной.

Какие ещёволшебные слова вы знаете?

Запишите эти словарные слова. Подчеркните изученные орфограммы.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

В народе говорят: «Видна птица по перьям, а человек ~по речам».

Запишите эту пословицу, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Объясните орфограммы.

Как вы понимаетееё значение?

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

4.     Повторение пройденного материала.

 

При помощи устной и письменной речи мы общаемся, то есть передаём и получаем разные сообщения. Чтобы наши сообщения были понятнее, интереснее и грамотнее,

~свою речь нужно развивать.

Когда произносят словосочета­ние хорошая речь, имеется в виду правильная, ~точная, ~яс­ная, ~выразительная речь.

Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Алексеевича Солоухина под названием «Слово о словах»:

 

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

- Какой поучительный урок преподносит нам автор этого стихотворения?

 

Вспомните!

В своей речи мы используем слова,~предложения, ~тексты.

Текст – это письменное или устноевысказывание.

Интересно знать: слово текств переводе с латинского языка означает «ткань, сплетение, соединение».

Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу.

 

Предложенияв текстеобъединяетобщаятема.

Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная или основнаямысль– это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.

На темуили главную мысль текстаможет указыватьзаглавие.

 

Послушайте текст.~Определите его тему.

Найдите предложение, в котором заключенаглавная мысль.

 

Это было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях паутины. Лес прощался с солнцем. Светлые зайчики играли на опавших листьях.

Сколько в этом тексте предложений?~3~

Придумайте к тексту заголовок.Запишите.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Вспомните!~Текст обычно состоит из начала, ~основной части и ~концовки.

В первой части текста – начале – мы готовим собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.

В основной части говорится о самом главном.

Заканчивается текст концовкой.Становится понятно, что сказано всё, что мы хотели сказать.

Чтобы текст было удобно читать, каждая новая мысль в тексте записывается с красной строки.

Запомните! Каждая такая часть текста, называется абзацем.

Работа с толковым словарём. Ребята ищут толкование слова «абзац».

 

Послушайте рассказ одного мальчика.

Я разбил чашку. Я сказал: «Чашку разбил Бобик». Бобика выгнали во двор. Во дворе шёл холодный дождь. Бобик заплакал. Я тоже заплакал…

 

До­кажите,что даны не отдельные предложения, а текст.ПАУЗА В ВИДЕО

Как на письме одна часть отделяется от другой?  ПАУЗА В ВИДЕО

Почему выделены три части текста? ПАУЗА В ВИДЕО

Какова тема каждой части? ПАУЗА В ВИДЕО

Какую из частей следует считать~вводной, ~основной, ~заключительной и почему? ПАУЗА В ВИДЕО

Подберите  заголовокко всему тексту. ПАУЗА В ВИДЕО

 

Запишите текст.

Обратите внимание! Каждая часть текста пишется с красной строки.

Если опустить какую-то часть, текст станет неполным.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

А для чего создаются тексты?

Текстысоздаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. Тексты бывают разные.

Например,

Жили-были кот и петух. Жили они дружно. Кот ходил на промысел. А петуху он наказывал дома сидеть и в окошко не выглядывать.

Это текст-повествование. В нём рассказывается, как жили кот и петух.

А вот текст-описание:

Попугай – очень яркая птица. Перья у попугаев зелёные, красные, жёлтые. У птицы крепкий клюв и сильные крылья.

В этом тексте описывается живое существо – попугай.

Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений. ~Например,

Дятел - полезная птица. Он является санитаром леса, так как выискивает под корой деревьев вредных насекомых и уничтожает их.

В таких текстах между частями рассуждения имеются мостики:~потому что, ~так как, ~вот почему, ~поэтому, ~значит и другие слова.

 

Повествование, ~описание и ~рассуждение – это типы текстов.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос: ~Что произошло?

К тексту-описанию – вопрос: ~Какой?

Текст-рассуждение отвечает на вопрос: ~Почему?

 

 

Физкультминутка-игра. 

Дети сопровождают  стихотворение соответствующими движениями.

Встали. Другу улыбнулись.

Потянулись, повернулись.

На носочки приподнялись,

Подрасти все постарались.

И ладошкой помахали

И серьёзными вдруг стали.

Урок надо продолжать,

В тетради будем мы писать.

Изучение нового материала

 

 

Известнейший писатель и поэт, Незнайка, прислал нам письмо с заданием.

 

Я – Незнайка, великий поэт!
Меня знает весь белый свет.
От меня вам всем – привет!

Помогите мне, пожалуйста, выполнить очень трудное задание.

 

 

Разделите запись на предложения, чтобы получился текст. ~Определите тип текста. Озаглавьте его и запишите вместе с заглавием. ~Вставляйте пропущенные буквы.

У птиц и звер..ков в л..су есть свои этаж..  мыш..  ж..вут в к..рнях д..рев..ев с..л..вей в..ёт гн..здо прямо на з..мле  дрозд строит свой дом в кустарнике  дятел и синич..ки – в ств..ле дер..ва

                                               (В. Бианки)

Подчеркните одной чертой  слова, которые отвечают на вопроскто?

(Ученики комментируют написание букв на месте изученных орфограмм).

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Наша речь состоит из предложений.~ Какие признаки имеет предложение?~5~

Вспомните!~Предложение выражает законченную мысль.

Оно может состоятьиз одного или нескольких слов, связанных по смыслу.

В конце предложения ставится точка,~вопросительный или ~восклицательный знак.

 

Рассмотрим примеры:

Птицы вьют гнёзда.~Когда прибывает поезд?~Как красиво цветут сады!

Обратите внимание, как различаются предложения в устной речи.

 

5.  Изучение нового материала (2)

 

Предложения бывают разные.~Общаясь друг с другом, люди о чём-то спрашивают, ~что-то сообщают, ~что-то советуют сделать.

Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.

По цели высказывания предложения бывают ~повествовательные,  ~вопросительные и ~побудительные.

 

Предложение, в котором о чём-то сообщают, повествуют, называется ~повествовательным.

Например: ~Грибы нужно срезать осторожно, с умом.~

Если в предложении о чём-либо спрашивают,то такое предложение называется~вопросительным.

Например: ~Ты знаешь, как надо собирать грибы?~

Предложение, в котором советуют или просят что-либо сделать, побуждают к действию, ~называется побудительным.

Например: ~Павлуша, не срезай маленький грибок! Оставь его расти.

 

Рассмотрите рисунок.

Составьте рассказ про Таню и её младшего братика Павлушупод названием«Как надо собирать грибы». ~Используйте примеры повествовательного, вопросительного и побудительного предложений.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

В каких же случаяхв конце предложения ставится восклицательный знак?~5~

Если повествовательное, вопросительное или побудительное  предложение произносится с особосильнымчувством (радости,~ восторга, ~возмущения) или ~содержит призыв,~оно становитсявосклицательным.~В конце такого предложения ставится восклицательный знак.

Предложениепо интонацииможет быть~невосклицательное и ~восклицательное.

 

Сравним предложения. ~Определим их видпо цели высказывания и ~по интонации.

Например, ~Как хорошо в лесу осенью!~3~

По цели высказывания – это повествовательное предложение, ~по интонации – восклицательное.

 

Второе предложение: ~Кто это так громко кричит?!~3~

Это вопросительное ~восклицательное предложение.

 

Предложение:~Не обижайте братьев наших меньших!~~ является побудительным ~ восклицательным предложением.

 

6.     ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

 

 

Игра «Выбери меня».

Послушайте текст:

 

В нашей стране любят спорт. Спорт делает людей сильными и смелыми. Он укрепляет здоровье, учит быть хорошими друзьями.  Занимайтесь спортом!  Бегайте, плавайте, ходите на лыжах, катайтесь на коньках!

 

Спишите текст. В конце каждого предложения поставьтенужный знак препинания: точку, ~вопросительный или~ восклицательный знаки.

Определите вид каждого предложения по цели высказывания и по интонации.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

                                   

 

Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и по интонации.

Образец:~Когда вы ходили на экскурсию?~ (Вопросительное,~ невосклицательное).

Используйте указанные сокращения.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

 

Проверьте себя!

1. Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

2. Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

3. Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

4. Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

 

Конкурс чтецов.

Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Вы читали чудесные сказки и стихи  Корнея Ивановича Чуковского? Малыши заучивают эти стихи наизусть, как только начинают говорить.       

Знаете, какое любимое слово было у поэта? Слово РАДОСТЬ! Чуковский очень любил детей и писал для них радостные стихи. Читайте книги Чуковского!

Объясните  постановку знаков препинания в конце предложений.

Какие виды предложений по цели высказывания и по интонации встречаются в тексте?

Спишите два последних предложения, ~подчеркните в них буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

 

Представьте, что вы в библиотеке.~

Вам нужна книга Корнея Чуковского «Айболит».

С какими словами Вы обратитесь к библиотекарю?~3~

Составьте небольшой рассказ « В библиотеке». ~Используйте в своём тексте повествовательные, ~вопросительные и ~побудительные предложения.

Не забудьте употреблять вежливые слова и выражения:

будьте добры; ~дайте, пожалуйста; ~разрешите, пожалуйста; ~Вы не могли бы; ~спасибо; ~благодарю Вас; ~до свидания.

ПАУЗА В ВИДЕО

7.     ИТОГ УРОКА.  Рефлексия.

 

Тест-опросник:

Текст состоит из ~3~предложений.

Предложения в тексте связаны ~3~по смыслу.

Заголовок отражает ~3~тему или основную мысль текста.

В тексте есть три части:~3~начало, основная часть, концовка.

Часть текста от одной красной строки до другой называется ~3~абзацем.

В речевом общении люди используют три вида текстов: ~3~текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Предложения по цели высказывания бывают ~3~повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации предложения могут быть~3~восклицательными и невосклицательными.

Молодцы!~ Вы были очень активны, старались.

 

Относитесь к родному слову как к «дару бесценному», ~как к сокровищу.

Пусть  о вас всегда говорят:~«Это культурный человек». Владеющий культурой чувств,~ культурой общения,~ умеющийправильно, красиво и  выразительноговорить,писать.

Запомните этот наказ:

Наша речь дана в наследство,
Как бесценный чистый дар.
Сохранять её богатство
Каждый
должен – стар и мал!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: Текст. Предложение. Ход урока 1

Тема: Текст. Предложение. Ход урока 1

Открываем рубрику : «Вспоминаем, ~ повторяем, ~ изучаем»

Открываем рубрику : «Вспоминаем, ~ повторяем, ~ изучаем»

Когда ты хочешь молвить слово,

Когда ты хочешь молвить слово,

Послушайте рассказ одного мальчика

Послушайте рассказ одного мальчика

Потянулись, повернулись. На носочки приподнялись,

Потянулись, повернулись. На носочки приподнялись,

Предложение, в котором о чём-то сообщают , повествуют, называется ~ повествовательным

Предложение, в котором о чём-то сообщают , повествуют, называется ~ повествовательным

Спишите текст. В конце каждого предложения поставьтенужный знак препинания: точку, ~ вопросительный или ~ восклицательный знаки

Спишите текст. В конце каждого предложения поставьтенужный знак препинания: точку, ~ вопросительный или ~ восклицательный знаки

Вам нужна книга Корнея Чуковского «Айболит»

Вам нужна книга Корнея Чуковского «Айболит»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017