Тема: Текст. Предложение.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей урока. |
Послушайте эпиграф к нашему уроку – слова писателя Михаила Александровича Шолохова:
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.»
М. А. Шолохов
Мы знаем свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его?
Учитель напоминает о многозначности слова «язык».
(Одним и тем же словом язык называют и орган вкуса, находящийся во рту, и способность человека говорить и понимать собеседника.)
2. Актуализация знаний.
Человеческий язык — самое удивительное, что есть на свете.~При помощи языка люди~общаются друг с другом, ~выражают мысли, чувства, желания,~ при помощи языка изучают науки, получают знания.
На Земле существуют тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков.
Русский язык красив и богат.
Известный русский писатель Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, ~певуч, ~выразителен, ~гибок, ~послушен, ~ловок и вместителен.»
Запишите это высказывание о русском языке.
Какие качества, черты, характерные для русского языка, подчеркивает писатель?
ПАУЗА В ВИДЕО
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!Знать язык – значит свободно говорить на нём, ~читать и ~правильно писать. Это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другимилюдьми: в семье, в школе, на работе.
Открываем рубрику: «Вспоминаем, ~повторяем, ~изучаем».
А помогать нам будет Катя Напоминалкина.
Язык состоит из множества слов, каждое из которых мы употребляем в речи.
– Какая бывает речь?ПАУЗА В ВИДЕО
– Какую речь мы называем устной?ПАУЗА В ВИДЕО
– Какую речь мы называем письменной?ПАУЗА В ВИДЕО
– А какую речь называют внутренней?ПАУЗА В ВИДЕО
Речь бывает устная и письменная.Устная речь та,~ которую мы произносим и слышим.
Речь, которую мы пишем и читаем,~называют письменной.
Когда мы обдумываем что-то, то пользуемсявнутренней речью.
Рассмотрите рисунки. ~3~
Какой речью пользуются ребятаи учитель, изображённые на картинках?
ПАУЗА В ВИДЕО
3. Чистописание.
Пропишитезаглавную и строчную буквуА.
Найдите закономерность и продолжите ряд букв.
Словарные слова здравствуйте и спасибонапоминают нам, что речь человека должна быть вежливой,~ уважительной.
Какие ещёволшебные слова вы знаете?
Запишите эти словарные слова. Подчеркните изученные орфограммы.
ПАУЗА В ВИДЕО
В народе говорят: «Видна птица по перьям, а человек ~по речам».
Запишите эту пословицу, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Объясните орфограммы.
Как вы понимаетееё значение?
ПАУЗА В ВИДЕО
4. Повторение пройденного материала.
При помощи устной и письменной речи мы общаемся, то есть передаём и получаем разные сообщения. Чтобы наши сообщения были понятнее, интереснее и грамотнее,
~свою речь нужно развивать.
Когда произносят словосочетание хорошая речь, имеется в виду правильная, ~точная, ~ясная, ~выразительная речь.
Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Алексеевича Солоухина под названием «Слово о словах»:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
- Какой поучительный урок преподносит нам автор этого стихотворения?
Вспомните!
В своей речи мы используем слова,~предложения, ~тексты.
Текст – это письменное или устноевысказывание.
Интересно знать: слово текств переводе с латинского языка означает «ткань, сплетение, соединение».
Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу.
Предложенияв текстеобъединяетобщаятема.
Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная или основнаямысль– это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
На темуили главную мысль текстаможет указыватьзаглавие.
Послушайте текст.~Определите его тему.
Найдите предложение, в котором заключенаглавная мысль.
Это было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях паутины. Лес прощался с солнцем. Светлые зайчики играли на опавших листьях.
Сколько в этом тексте предложений?~3~
Придумайте к тексту заголовок.Запишите.
ПАУЗА В ВИДЕО
Вспомните!~Текст обычно состоит из начала, ~основной части и ~концовки.
В первой части текста – начале – мы готовим собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В основной части говорится о самом главном.
Заканчивается текст концовкой.Становится понятно, что сказано всё, что мы хотели сказать.
Чтобы текст было удобно читать, каждая новая мысль в тексте записывается с красной строки.
Запомните! Каждая такая часть текста, называется абзацем.
Работа с толковым словарём. Ребята ищут толкование слова «абзац».
Послушайте рассказ одного мальчика.
Я разбил чашку. Я сказал: «Чашку разбил Бобик». Бобика выгнали во двор. Во дворе шёл холодный дождь. Бобик заплакал. Я тоже заплакал…
Докажите,что даны не отдельные предложения, а текст.ПАУЗА В ВИДЕО
Как на письме одна часть отделяется от другой? ПАУЗА В ВИДЕО
Почему выделены три части текста? ПАУЗА В ВИДЕО
Какова тема каждой части? ПАУЗА В ВИДЕО
Какую из частей следует считать~вводной, ~основной, ~заключительной и почему? ПАУЗА В ВИДЕО
Подберите заголовокко всему тексту. ПАУЗА В ВИДЕО
Запишите текст.
Обратите внимание! Каждая часть текста пишется с красной строки.
Если опустить какую-то часть, текст станет неполным.
ПАУЗА В ВИДЕО
А для чего создаются тексты?
Текстысоздаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. Тексты бывают разные.
Например,
Жили-были кот и петух. Жили они дружно. Кот ходил на промысел. А петуху он наказывал дома сидеть и в окошко не выглядывать.
Это текст-повествование. В нём рассказывается, как жили кот и петух.
А вот текст-описание:
Попугай – очень яркая птица. Перья у попугаев зелёные, красные, жёлтые. У птицы крепкий клюв и сильные крылья.
В этом тексте описывается живое существо – попугай.
Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений. ~Например,
Дятел - полезная птица. Он является санитаром леса, так как выискивает под корой деревьев вредных насекомых и уничтожает их.
В таких текстах между частями рассуждения имеются мостики:~потому что, ~так как, ~вот почему, ~поэтому, ~значит и другие слова.
Повествование, ~описание и ~рассуждение – это типы текстов.
К тексту-повествованию можно поставить вопрос: ~Что произошло?
К тексту-описанию – вопрос: ~Какой?
Текст-рассуждение отвечает на вопрос: ~Почему?
Физкультминутка-игра.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
Встали. Другу улыбнулись.
Потянулись, повернулись.
На носочки приподнялись,
Подрасти все постарались.
И ладошкой помахали
И серьёзными вдруг стали.
Урок надо продолжать,
В тетради будем мы писать.
Изучение нового материала
Известнейший писатель и поэт, Незнайка, прислал нам письмо с заданием.
Я
– Незнайка, великий поэт!
Меня знает весь белый свет.
От меня вам всем – привет!
Помогите мне, пожалуйста, выполнить очень трудное задание.
Разделите запись на предложения, чтобы получился текст. ~Определите тип текста. Озаглавьте его и запишите вместе с заглавием. ~Вставляйте пропущенные буквы.
У птиц и звер..ков в л..су есть свои этаж.. мыш.. ж..вут в к..рнях д..рев..ев с..л..вей в..ёт гн..здо прямо на з..мле дрозд строит свой дом в кустарнике дятел и синич..ки – в ств..ле дер..ва
(В. Бианки)
Подчеркните одной чертой слова, которые отвечают на вопроскто?
(Ученики комментируют написание букв на месте изученных орфограмм).
ПАУЗА В ВИДЕО
Наша речь состоит из предложений.~ Какие признаки имеет предложение?~5~
Вспомните!~Предложение выражает законченную мысль.
Оно может состоятьиз одного или нескольких слов, связанных по смыслу.
В конце предложения ставится точка,~вопросительный или ~восклицательный знак.
Рассмотрим примеры:
Птицы вьют гнёзда.~Когда прибывает поезд?~Как красиво цветут сады!
Обратите внимание, как различаются предложения в устной речи.
5. Изучение нового материала (2)
Предложения бывают разные.~Общаясь друг с другом, люди о чём-то спрашивают, ~что-то сообщают, ~что-то советуют сделать.
Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.
По цели высказывания предложения бывают ~повествовательные, ~вопросительные и ~побудительные.
Предложение, в котором о чём-то сообщают, повествуют, называется ~повествовательным.
Например: ~Грибы нужно срезать осторожно, с умом.~
Если в предложении о чём-либо спрашивают,то такое предложение называется~вопросительным.
Например: ~Ты знаешь, как надо собирать грибы?~
Предложение, в котором советуют или просят что-либо сделать, побуждают к действию, ~называется побудительным.
Например: ~Павлуша, не срезай маленький грибок! Оставь его расти.
Рассмотрите рисунок.
Составьте рассказ про Таню и её младшего братика Павлушупод названием«Как надо собирать грибы». ~Используйте примеры повествовательного, вопросительного и побудительного предложений.
ПАУЗА В ВИДЕО
В каких же случаяхв конце предложения ставится восклицательный знак?~5~
Если повествовательное, вопросительное или побудительное предложение произносится с особосильнымчувством (радости,~ восторга, ~возмущения) или ~содержит призыв,~оно становитсявосклицательным.~В конце такого предложения ставится восклицательный знак.
Предложениепо интонацииможет быть~невосклицательное и ~восклицательное.
Сравним предложения. ~Определим их видпо цели высказывания и ~по интонации.
Например, ~Как хорошо в лесу осенью!~3~
По цели высказывания – это повествовательное предложение, ~по интонации – восклицательное.
Второе предложение: ~Кто это так громко кричит?!~3~
Это вопросительное ~восклицательное предложение.
Предложение:~Не обижайте братьев наших меньших!~~ является побудительным ~ восклицательным предложением.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Игра «Выбери меня».
Послушайте текст:
В нашей стране любят спорт. Спорт делает людей сильными и смелыми. Он укрепляет здоровье, учит быть хорошими друзьями. Занимайтесь спортом! Бегайте, плавайте, ходите на лыжах, катайтесь на коньках!
Спишите текст. В конце каждого предложения поставьтенужный знак препинания: точку, ~вопросительный или~ восклицательный знаки.
Определите вид каждого предложения по цели высказывания и по интонации.
ПАУЗА В ВИДЕО
Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и по интонации.
Образец:~Когда вы ходили на экскурсию?~ (Вопросительное,~ невосклицательное).
Используйте указанные сокращения.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
ПАУЗА В ВИДЕО
Проверьте себя!
1. Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
2. Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
3. Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
4. Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
ПАУЗА В ВИДЕО
Конкурс чтецов.
Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.
ПАУЗА В ВИДЕО
Вы читали чудесные сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского? Малыши заучивают эти стихи наизусть, как только начинают говорить.
Знаете, какое любимое слово было у поэта? Слово РАДОСТЬ! Чуковский очень любил детей и писал для них радостные стихи. Читайте книги Чуковского!
Объясните постановку знаков препинания в конце предложений.
Какие виды предложений по цели высказывания и по интонации встречаются в тексте?
Спишите два последних предложения, ~подчеркните в них буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
ПАУЗА В ВИДЕО
Представьте, что вы в библиотеке.~
Вам нужна книга Корнея Чуковского «Айболит».
С какими словами Вы обратитесь к библиотекарю?~3~
Составьте небольшой рассказ « В библиотеке». ~Используйте в своём тексте повествовательные, ~вопросительные и ~побудительные предложения.
Не забудьте употреблять вежливые слова и выражения:
будьте добры; ~дайте, пожалуйста; ~разрешите, пожалуйста; ~Вы не могли бы; ~спасибо; ~благодарю Вас; ~до свидания.
ПАУЗА В ВИДЕО
7. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
Тест-опросник:
Текст состоит из ~3~предложений.
Предложения в тексте связаны ~3~по смыслу.
Заголовок отражает ~3~тему или основную мысль текста.
В тексте есть три части:~3~начало, основная часть, концовка.
Часть текста от одной красной строки до другой называется ~3~абзацем.
В речевом общении люди используют три вида текстов: ~3~текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Предложения по цели высказывания бывают ~3~повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации предложения могут быть~3~восклицательными и невосклицательными.
Молодцы!~ Вы были очень активны, старались.
Относитесь к родному слову как к «дару бесценному», ~как к сокровищу.
Пусть о вас всегда говорят:~«Это культурный человек». Владеющий культурой чувств,~ культурой общения,~ умеющийправильно, красиво и выразительноговорить,писать.
Запомните этот наказ:
Наша
речь дана в наследство,
Как бесценный чистый дар.
Сохранять её богатство
Каждый должен – стар и мал!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.