Конспект внеурочного занятия
по театральной деятельности
в 4 классе
Тема: «Сценическая речь»
студентки 402 группы
Сидаковой Алены Андреевны
Новосибирск 2018
Предмет: Театральная деятельность
Учитель: Сидакова Алена Андреевна
Класс: 4
Продолжительность: 45 минут.
Тема: «Сценическая речь»
Методическая цель:познакомить детей с понятием «сценическая речь» и её целями.
Тип занятия: открытие нового знания.
Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Учащиеся получат возможность:
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Учащиеся получат возможность:
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· формулировать собственное мнение и позицию;
Планируемые предметные результаты освоения:
Учащиеся научатся:
- научатся осмысленно владеть речью и некоторыми её законами на сцене;
- овладеют четкой, ясной, красивой, мелодичной дикцией.
Учебно-методическое обеспечение: выходные данные.
Материально- техническое обеспечение:
Для учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Для учеников: презентация, доска.
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты деятельности |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
|
-Добрый день, дорогие мои юные актеры! Сегодня нам предстоит узнать очень много нового и интересного ! Но для начала давайте встанем в полукруг и поздороваемся друг с другом глазками. Сегодня занятие проведу у вас я, зовут меня Алена Андреевна. |
(Приветствуют. Настраиваются на работу)
|
Личностные (самоопределение к учебной деятельности).
|
2. Этап сообщения цели |
-Давайте поговорим, о том, как человек на сцене, да и в жизни может выразить свои чувства, мысли, эмоции? Правильно ! Голос – это инструмент, с помощью которого мы можем добиваться своих целей. -А как вы думаете что такое сценическая речь? ( это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения,интонации.; одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Входит в основной курс обучения актёрскому мастерству.) -В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. -Так чем мы сегодня с вами будем заниматься? |
Голос
Отвечают
мы будем выполнять упражнения на сценическое раскрепощение и развитие артикуляции, пластики, дикции, дыхания, голоса. |
Коммуникативные (учет разных мнений)
Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие.)
Коммуникативные
|
3. Первичное усвоение новых знаний
4. Первичная проверка понимания
5.Первичное закрепление
|
-Первое наше упражнение будет это разогривающий массаж. Оно будет называться массирование. Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы. -Работаем дальше. Приступаем к вибрационному массажу. Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер. (повторим 3 раза)
-Молодцы! -Как вы думаете почему мы начали именно с массажа лица?
-Теперь у нас будет артикуляционная гимнастика. Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении, а вертикально, вместе с движением челюсти.
-Первое упражнение «Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица) Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно -Следующее упражнение «Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка. «Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее». -Молодцы! -Для чего мы сейчас делали упражнения? что они разрабатывают (тренируют)
-Следующие упражнения будут для губ. Улыбка – хоботок Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений. Часы Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя. «Веселый пятачок»: А) сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево; Б) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА Упражнения выполняются 5-6 раз Уколы Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты. Змея Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы. «Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка. «Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика. «Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно (10-15 раз). -Как вы думаете для чего мы сейчас делали упражнения для губ и языка?
УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ «Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше. «Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно. «Сложные звукосочетания». Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».
-Теперь произнесё звуки. «Звуки». БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ БРА-БРО-БРУ-БРЭ-ЮРЫ-БРИ ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ
«Чистоговорки» В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно) -Шла Саша по шоссе и сосала сушку; -Купи кипу пик; -Стоит поп на копне, колпак на попе; -Бык тупогуб, тупогубенький бычок У быка бела губа была тупа; -Ткач ткет ткани на платки Тане; -Два щенка щекой к щеке щиплют щетку в уголке. Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.
-Хорошо!
«Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» 1. как учительница русского языка, читающая диктант. 2. как преподаватель по речи 3. как обиженный ребенок 4. как скандальная бабка 5. как робот 6. как рассерженный человек -Для чего мы сейчас делали упражнения? |
Для освобождения лицевых мышц
разогревали мышцы лица
Укрепление мышц языка. Отработка правильных движений языка. Подготовка к правильному произношению звуков речи.
развивали свою дикцию и голос |
Познавательные: (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.)
Познавательные (построение логической цепи рассуждения)
Регулятивные (понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха)
|
6-7. Итог урока. Рефлексия |
Что нового мы сегодня узнали?
-Как сценическая речь может помочь вам в школе? Нужны ли такие занятия вам?
Что вам понравилось?
Игра «Эмоция замри» Вы большие молодцы! Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Всего доброго. |
-Мы узнали что такое сценичекая речь.
Ответы детей
-Понравились упражнения и игры.
Учащиеся выполняют задание. |
Регулятивные (оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения) Познавательные(обобщение изученного)
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.