«СТУДИЯ ИГР» в рамках педагогической технологии В.В.Воскобовича»
Введение.
Обоснование «Студии игр» В.В. Воскобовича рамках педагогической технологии заключается, в их эффективности и доступности для педагогов и родителей дошкольников.
Цель: построение педагогического процесса, способствуюющего интеллектуально-творческому развититию детей в игре.
Технология рассчитана на детей от двух лет с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала.
Задачи игровой технологии В.В. Воскобовича:
- развить у ребёнка позновательный интереса, потребность и желание узнать новое;
- развить воображение, креативность мышления
(умение оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- развить наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развить у детей эмоционально-образное и логическое мышление;
- формировать базисные представления (об окружающем мир, математических, речевых умений).
- развивать мелкую моторику и всех психических процессах.
Особенности игр В.В. Воскобовича:
Познавательный интерес.
Каждая игра, представляет собой отдельную сказку с героями и приключениями, которые развивают у детей интересс и логику.
Творчество.
Нетрадиционные задания в играх, формируют у ребёнка креативное мышление и развивают творческий потенциал.
Обучение.
В процессе игры, ребёнок одновременно запоминает буквы, цифры, цвета, дни недели и т.д
Актуальность «Студии игр»в рамках педагогической технологии В.В. Воскобовича
Успешность ребёнка в будущей школьной жизни во многом зависит от того, насколько воспитание, развитие и образование в детском саду было успешным. Дети с высоким интеллектом и креативностью уверенны в себе, успешно учатся в школе, умеют адекватно оценивать свои возможности, обладают внутренней свободой и самоконтролем. Упустить возможность в дошкольном период развить творческие способности и интеллектуальный опыт, значит нанести вред детскому развитию.
Изучив различные развивающие технологии, я остановилась на игровой педагогической технологии В.В. Воскобовича, которая отвечает этим требованиям
Её легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители воспитанников. Она эффективна и доступна.
Процесс обучения происходит в доступной и привлекательной форме. Это создаёт благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Игры учат действовать в «уме» и «мыслить». Тем самым они раскрепощают воображение, развивают творческие способности и возможности.
Игры сопровождают ребёнка на каждой ступени образовательного процесса.
Игры Воскобовича многофункциональны и универсальны. Используя только одно игровое пособие ребёнок может проявлять своё творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое колличество образовательных задач. Эти универсальные игры можно неоднократно творчески использовать. Все игры разработанны исходя из интересов детей. Игра начинается от простого, постепенно усложняясь за счёт большого колличества разнообрахных игровых заданий и упражнений.
Обязательным условием развития детского интеллекта является обогащение предметно-пространсственной среды. В группе была организованна «Студия игр» , где удачно вписалось красочное пособие «Фиалетовый лес» и многофункциональное пособие «Коврограф Ларчик».Все игры Воскобовича легко трансформируются.
«Фиолетовый лес» - это развивающая среда в виде сказок. Это многофункциональная, безопасная предметно-развивающая среда, для моделирования обучающих ситуаций в группе. Это пособие способствует ознакомления с окружающем миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир), развитию познавательных процессов (пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения), развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, развитию аргументированной и связанной речи. Каждая игра в Фиолетовом лесу занимает определённую область и имеет своего персонажа.
«Коврограф Ларчик»-многофункциональный комплекс с помощью которого можно создать для детей многофункциональную развивающую обучающую среду. Используя этот комплекс можно заменить привычные занятия игровой деятельностью, развивать воображение, мышление, развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало. Формировать представления об окружающем мире, математических и речевых умений.
Коврограф можно использовать в педагогическом процессе во всех образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие (при создании схем и технологических карт для определения последовательности действий);
- познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений, ознакомление с миром природы, организация познавательно-исследовательской деятельности);
- речевое развитие(активизировать речь ребёнка, моделировать буквы с помощью верёвочных сказок, составлять и читать слоги, проводить звуковой анализ слов, развивать лексико-грамматическую сторону речи);
- художественно-эстетическое развитие(составление плана своей деятельности, при подведении итогов);
- физическое развитие (при физминутках, для комбинаций движений гимнастик, использование в эстафетах).
Преимущество игр Воскобовича то, что они всегда требуют активных действий каждого ребёнка. Поэтому на занятиях я можноо организовать не только умственную, но и моторную активность детей, так как выполнение игровых заданий часто связано с различными движениями.
Ведущей идеей педагогического опыта в создании «Студии игр» заключается в повышении эффективности образовательного процесса, направленного на развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.
Нивизна методического материала игр Воскоскобовича в образовательный процесс заключается в создании системы применения приёмов и методов игровых технологий В.В. Воскобовича направленных на развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников. В самостоятельном поиске скрытых путей решения игровых задач, где требуется смекалка, сообразительность, нестандартное творческое мышление. Содержание игр учитывает особенности психики ребёнка. Игра заинтересоавывает его, активизирует внимание и втягивает в процесс решения задачи. Одна игра даёт возможность решать множество образовательных задач (одновременно осваиваются буквы, цифры, умение различать цвета, развивает мышление, воображение, мелкую моторику рук. Многие игры сопровождаются сказками, заданиями,. вопросами и иллюстрациями.
Структура методического материала игр Воскобовича в образовательном процессе состоит из нескольких блоков:
1. Сенсорное развитие (форма, величина, цвет);
2. Интеллектуальное развитие (наглядно-действенное мышление);
3. Математическое развитие (пространственное отношение, размер, форма, счёт, размер);
4. Обучение чтению, развитие речи.
В играх Воскобовича выделают три блока развивающих игр:
1. Универсальный блок (пособия, которые можно использовать для решения большого количества задач).
2. Предметный блок (с помощью этого блока можно обучить детей конкретному предмету или научить читать).
3. Конструктивный блок ( работа с конструкторам)
Технология внедрения педагогической технологии В.В. Воскобовича в образовательную практику включает следующие элементы:
1. Подготовка предметно-пространственной среды.
В группе оборудованны интеллектуально-игровые центры, где находятся наборы развивающих игр, которые соответствуют возрасту детей.
2. Организация взаимодействия взрослого и ребёнка.
Взрослый знакомит детей с персонажами сказок, подбирает задания, вопросы, играет и занимается вместе с детьми.
3. Использование игр Воскобовича на занятиях.
На занятиях игры выполняют главную роль дидактического материала. Являются обязательной частью, которую дети с нетерпением ждут на каждом занятии. “Элементы технологии используются на занятиях по обучению грамоте, по математическому развитию, экологическому воспитанию, ознакомлению с окружающим мир, изобразительной деятельности, музыкальных занятиях.
4. Организация совместной деятельности..
В группе создаются условия для интеграции различных игр(музыкальных, математических….) Такой способ проведения совместной деятельности очень иффективный, так как позволяет ставить развивающие и образовательные задачи, но при этом дети продолжают играть.
5. Организация совместной деятельности родителей и детей.
В группе проходят встречи для родителей, где нами продумываются варианты проигрывания игр Воскобовича в домашних условиях для закрепления материала
Вовлечение родителей в образовательный процес с помощью игр Воскобовича даёт хорошие результаты: происходит объеденение детей и родителей при совместных занятиях, родители могут разнообразить досуг своего ребёнка.
Для внедрении в образовательный процесс технологии В.В. Воскобовича задействованы ресурсы без которых невозможно получить желаемый результат.
- методические книги (с заданиями, вопросами, иллюстрациями, со сказками и разными сюжетами);
- развивающая предметно-пространственная среда ( «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик»);
- конспекты занятий (их можно составить самим, либо найти в практических пособиях для воспитателей и методистов ДОУ «Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича);
- вебинары и конференции (тьютерский центр проводит их, чтобы познакомить с играми Воскабовича, а также издаёт методические пособия для педагогов и родителей.
Технологию Воскобовича можно воспроизвести в образовательной практике других организации:
Применение данного опыта возможно во всех образовательных учреждениях с детьми дошкольного возраста по всем общеобразовательным программам ДОУ, а также в индивидуальной работе с детьми. Может быть использована педагогом дополнительного образования, педагогом-психологом и педагогом-логопедом, так-как это технология является:
- универсальной по отношению к образовательным программам. Развивающие игры легко вписываются в содержание любой образовательной программы.
- имеет широкий возрастной диапазон. Игры подходят для детей разных возрастов;
- приемственность на разных этапах образования.
- лёгкость и быстрота освоения. Технологию быстро осваивают как педагоги, так и родители.
- трансформированность пособий.
Результативность использования игр В.В. Воскобовича в образовательной практике.
Достижение планируемых результатов
На заключительном этапе, чтобы выявить результативность опыта данной технологии была проведена диагностика в соответствии с рекомендациями автора В.В. Воскобовича, Т.Г. Харько «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста от 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».
Включив в образовательный процесс развивающие игры Воскобовича, мы достигли хорошие результаты, выявилась положительная динамика уровня интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста.
Данные мониторинга представлены в диаграммах.
Динамика развития пространственных представлений
(Диагностику провела воспитатель средней группы: Житкова И.Н.)
Динамика развития психических функций, связанных с речевой деятельностью (Диагностику провела воспитатель старшей группы: Житкова И.Н.)
Динамика познавательных процессов мышления
(Диагностику провела воспитатель подготовительной группы: Житкова И.Н.)
Динамика
развития творческих способностей
(Диагностику провела воспитатель подготовительной группы группы: Житкова И.Н.)
Опыт показывает, что дети развивают психические процесс (память, воображение, мышление, внимание). У детей развиваются творческие способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности. У детей появился интерес к исследованию и творческому поиску, желание учиться. У детей появилось желание к достижению целей. Дети стали более внимательнее, стали лучше концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций. Научились доводить начатое дело до конца. Дети стали проявлять инициативу и творческий подход в играх. Повысился интеллектуальный уровень развития, креативность, научились анализировать, сопоставлять и сравнивать.
На завершаемом этапе было проведено повторное анкетирование с родителями, где родители уже в 97% отдают предпочтение играм м игрушкам, в основе которых заложен развивающий характер. Следовательно повысилась компетентность родителей в вопросе выбора игр для детей. Появилась заинтересованность в применении игровых технологий В.В. Воскобовича.
Перспективное планирование «Студия игр» в рамках педагогической технологии
В.В. Воскобович
Содержание
1 период- сентябрь,октябрь, ноябрь;
2 период-декабрь,январь, февраль;
3 период-март, апрель, май.
С детьми
Период |
Тема недели |
Задачи |
Мероприятия |
1 период |
Осень (деревья, овощи, фрукты) |
1. Учить находить лишнеев признаках природы. 2. Учить находить взаимосвязь природы и человека. 3. Учить бережно относиться к природе. 4. Закреплять правила поведения в природе. |
1. Игра «Что изменилось?» 2. Игра «Помоги собрать гномикам фрукты и овощи» 3. Игра «Пчёлка Фифа в осеннем лесу» 4. Игра «У кого выше улетел шарик» |
Лес. Ягоды.Грибы |
1. Помочь детям увидеть как выглядит лес в разные времена года. 2. Воспитывать у детей бережное отношение к богатствам леса. 3. Формировать правила поведения в лесу. 4. Учить классифицировать грибы и ягоды по признакам и побуждать детей называть их. |
1. Ролевая игра «Встреча в Фиолетовом лесу» 2. Игра «Кто спрятался?» 3. Игра «Какой по порядку?» 4. Игра «Все грибы пополам» 5. Игра «По следам гусеницы Фифы» |
|
Дикие животные. Домашние животные |
|
1. Игра «Лев, Павлин, Лань, Пони»(пространственные карточки) 2. Игра «Весёлое путишествие капитана Гуся» 3. Игра «Цифрятам нужна помощь» 4. Игра «Угадай, кто?» 5. Игра «Ёжик» |
|
Мебель. Посуда |
1. Учить находить взаимосвязь между предметами. 2. Способствовать развитию воображения 3. Закрепить основные названия мебели и посуды |
1. Игра «Поможем медвежатам» 2. Игра «Чей домик?» 3. Игра «Где Лапушок?» 4. Игра «Угощение для Гномов» |
|
2 период |
Зима. Зимующие птицы |
1. Закреплять представления о признаках зимы. 2. Продолжать знакомить о свойствах снега, льда и опасностях обморожения. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. 4. Закреппить с детьми знания о зимующих птицах и желание помогать им в зимний период. |
1. Игра «Путишествие в Фиолетовый лес» 2. Игра «Помоги найти птицу зимой» 3. Квест - игра «Послание Сороки» 4. Игр «Кто в домике живёт? |
|
Новый год |
1. Формировать представления о Новом годе, познакомить с традициями праздника 2. Создание положительных эмоций у детей 3. Формировать представления об обществе, стране, мире.
|
1. Игра «Поможем малышу Гео нарядить новогоднюю ёлку» 2. Игра «Закалдованный замок» 3. Игра «Подарки для гномов» 4. Игра «Мы делили апельсин»
|
|
Профессии. |
1. Закреплять знания детей о разных профессиях 2. Расширить интерес детей к различным профессиям 3. Учить высказывать своё отношение к той или иной профессии 4. Учить рассказывать о профессии своих одителей |
|
|
Транспорт |
1. Расширить представление детей о разных видах транспорта 2. Расширить представление детей о профессиях людей работающих на транспорте 3. Способствовать закреплению знаний по теме
4. Способствовать развитию воображения
|
1. Сюжетно-ролевая игра «Автопарк Мишика» 2. Игра «В путишествие с капитаном Гусем» 3. Игра «Путишествие в страну радужных гномов» 4. Игра «Где моё место?»
5. Игра «Транспорт для гномов» |
3 период |
Весна. Праздник мам |
|
1. Игра «На помошь весне» 2. Квест-игра «Путешествие в весенний лес» 3. Игра «Как у гусеницы Фиыф появилась новая шляпка» 4. Игра «Цветы для мамы» 5. Игра «Подарок девочке Дольке» 6. Игра «Собери бусы»
|
|
Насекомые |
1. Продолжать знакомить детей с рахными видами насекомых, их разнообразии и особенностях внешнего вида 2. Продолжать знакомить детей с отличительными признаками насекомых их повадками, питании, образе жизни 3. Познакомить детей о пользе и вреде насекомых 4. Формировать желание получать удовольствие от общения с природой
|
1. Игра «Ручейки» 2. Игра «Чудо-соты» 3. Игра «Мы поможем пчёлке Жуже» 4. Игра «Весёлая гусиница Фифа и её подружки» 5. Игра «Узоры паучка Чок-Чок» |
|
Правила дорожного движения |
1. Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения 2. Закреплять знания детей о понятиях «улица», «тратуар», «проезжая часть». 3. Воспитывать умение ориентировать в дорожно-транспортной ситуации 4. Воспитывать в детях грамотных пешеходов |
1. Игра «Безопасная дорога для слонёнка «Ляп-Ляпа» 2. Игра «Зебра» 3. Игра «Светофор» 4. Игра -квест «Путишествие в стране Светофории» |
|
Наш город |
1. Расширить представление детей о родном городе, с достопримечательностями, историей города 2. Познакомить с традициями, гербе, с известными людьми. 3. Воспитывать интерес и любовь к своему городу, малой родине. 4. Расширить представление детей о доме, семье. |
1. Игра «Путешествие по городу с Ляопушком» 2. Игра «Мишка потерялся» 3. Игра «Волшебные дорожки» 4. Игра «Найди свой домик» 5. Игра «Город гномов» |
|
Лето. Весенние цветы |
1. Расширить представление детей о лете, сезонных изменениях 2. Систематизировать знани и поведения представления детей о правилах на природе, о летних признаках 3. Расширять представления детей о роли природы в жизни человека и всего живого 4. Формировать элементарные представления о цветах 5. Воспитывать бережное отношение к природе |
1. Игра «На лесной полянке» 2. Игра «Цветик-семицветик» 3. Игра «Узнай и дорисуй» 4. Игра «Радуга» |
|
С родителями
период |
задачи |
мероприятия |
сентябрь |
Провести экскурсию в «Студии игр» В.В. Воскобовича |
1. Родительское собрание на тему «Сказочные лабиринты игры». 2. Консультация в родительский уголок «Развитие логического мышления для детей дошкольного возраста посредствам игр В.В. Воскобовича» |
октябрь |
Познакомить родителей с развивающими играми Воскобовича, их особенностями и методами работы с ними. |
1. Мастер класс «Дети и игра» |
ноябрь |
Знакомить родителей с возможностями игр Воскобовича опираясь на темы недели. Дать рекомендации по применению дидактического материала. |
1. Родительские часы |
декабрь |
Придумать вместе с родителями варианты проигрывания игр в домашних условиях |
1. Круглый стол |
январь |
Поделится опытом изготовления |
1. Выставка игр Воскобовича, сделанных своими рками |
февраль |
Выполнить задание по формированию правильных привычек ЗОЖ |
1. Акция «Цветик-семицветик здоровья» |
март |
1. Полддержать интерес родительской аудитории к играм Воскобовича. 2. Оказать помощь в создании домашней игротеки. 3. Учить родителей применять игррвые упражнения и задания с играми Воскобовича в домашних условиях. 4. Содействовать сплочению родителей включая их в интеллектуально-творческую деятельность. |
Проект совместной деятельности с родителями. Тема: «Развиваемя играя»
|
апрель |
||
май |
Динамика развития пространственных представлений
(Диагностику провела воспитатель средней группы: Житкова И.Н.)
Динамика развития психических функций, связанных с речевой деятельностью (Диагностику провела воспитатель старшей группы: Житкова И.Н.)
Динамика познавательных процессов мышления
(Диагностику провела воспитатель подготовительной группы: Житкова И.Н.)
Динамика
развития творческих способностей
(Диагностику провела воспитатель подготовительной группы группы: Житкова И.Н.)
Опыт показывает, что дети развивают психические процесс (память, воображение, мышление, внимание). У детей развиваются творческие способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности. У детей появился интерес к исследованию и творческому поиску, желание учиться. У детей появилось желание к достижению целей. Дети стали более внимательнее, стали лучше концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций. Научились доводить начатое дело до конца. Дети стали проявлять инициативу и творческий подход в играх. Повысился интеллектуальный уровень развития, креативность, научились анализировать, сопоставлять и сравнивать.
На завершаемом этапе было проведено повторное анкетирование с родителями, где родители уже в 97% отдают предпочтение играм м игрушкам, в основе которых заложен развивающий характер. Следовательно повысилась компетентность родителей в вопросе выбора игр для детей. Появилась заинтересованность в применении игровых технологий В.В. Воскобовича.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.