«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ЗАРАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕНА ИЛИ ЧЕЛОВЕК САМ СОЗДАЁТ СЕБЕ СУДЬБУ»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: • привлечение учащихся к активной познавательной деятельности через разрешение проблемы и формирования умения отстаивать свои взгляды; • подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ; • подведение учащихся через творческое задание к долговременному планированию и созданию «образа Я». • Образовательные задачи урока. Обучающие: должны знать • сюжет и героев повести «Фаталист»; • понятия «новелла», «философский роман»; • значения слов «фаталист», «бостон», «штосс», «зелёный стол, «метал банк», «Ва – банк!», «понтёр», «талья» «цепь», «червонец», «астрология», «метафизика», «чихирь», «урядник», «есаул». Развивающие: должны научиться • выражать личное отношение по поводу прочитанного; • выявлять характерные признаки жанра «новеллы» на примере конкретного произведения; • определять тему и главную мысль произведения; • видеть и интерпретировать художественные детали; • доказательно отстаивать свою точку зрения; • через творческое задание (сочинение) планировать и создавать свой “образ Я”; • связывать произведение с сегодняшним днём. Воспитательные: • побудить учащихся задуматься о проблеме судьбы, выявлять свою точку зрения на проблему; • воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению. Средства обучения.Цель урока: • привлечение учащихся к активной познавательной деятельности через разрешение проблемы и формирования умения отстаивать свои взгляды; • подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ; • подведение учащихся через творческое задание к долговременному планированию и созданию «образа Я». • Образовательные задачи урока. Обучающие: должны знать • сюжет и героев повести «Фаталист»; • понятия «новелла», «философский роман»; • значения слов «фаталист», «бостон», «штосс», «зелёный стол, «метал банк», «Ва – банк!», «понтёр», «талья» «цепь», «червонец», «астрология», «метафизика», «чихирь», «урядник», «есаул». Развивающие: должны научиться • выражать личное отношение по поводу прочитанного; • выявлять характерные признаки жанра «новеллы» на примере конкретного произведения; • определять тему и главную мысль произведения; • видеть и интерпретировать художественные детали; • доказательно отстаивать свою точку зрения; • через творческое задание (сочинение) планировать и создавать свой “образ Я”; • связывать произведение с сегодняшним днём. Воспитательные: • побудить учащихся задуматься о проблеме судьбы, выявлять свою точку зрения на проблему; • воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению. Средства обучения.
Иконка файла материала лермонтов фаталист.docx
Конспект урока литературы в 9 классе Тема урока: «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ЗАРАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕНА ИЛИ ЧЕЛОВЕК САМ СОЗДАЁТ СЕБЕ СУДЬБУ» (ПО ПОВЕСТИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ФАТАЛИСТ») Тип урока: урок­размышление (проблемный) Цель урока:  привлечение учащихся к активной познавательной деятельности через разрешение проблемы и формирования умения отстаивать свои взгляды;  подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ;  подведение учащихся через творческое задание к долговременному планированию и созданию «образа Я».  Образовательные задачи урока. Обучающие: должны знать  сюжет и героев повести «Фаталист»;  понятия «новелла», «философский роман»;  значения слов «фаталист», «бостон», «штосс», «зелёный стол, «метал банк», «Ва – банк!», «понтёр», «талья» «цепь», «червонец», «астрология», «метафизика», «чихирь», «урядник», «есаул». Развивающие: должны научиться  выражать личное отношение по поводу прочитанного;  выявлять характерные признаки жанра «новеллы» на примере конкретного произведения;  определять тему и главную мысль произведения;  видеть и интерпретировать художественные детали;  доказательно отстаивать свою точку зрения; через творческое задание (сочинение) планировать и создавать свой “образ Я”;  связывать произведение с сегодняшним днём. Воспитательные:  побудить учащихся задуматься о проблеме судьбы, выявлять свою точку зрения на проблему;  воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению. Средства обучения. Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер. Учебно – методические материалы: портрет М.Ю. Лермонтова; повесть М.Ю. Лермонтова «Фаталист»; аудиозапись отрывка из повести “Фаталист”; презентация к уроку; задачи урока для прикрепления; учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной; оценочные листы; конспект урока; технологическая карта урока. Формы работы: слово учителя; фронтальный опрос; индивидуальная работа работа с  текстом учебника; самостоятельная работа; создание творческой работы  (сочинение). Способы организации деятельности: в деятельности учащихся сочетаются информационные, репродуктивные, проблемные, самостоятельные и творческие методы деятельности.План урока: Организационный этап. 1. Определение учащимися темы и задач урока (через звучание аудиозаписи отрывка из повести и комментирования эпиграфа к уроку). 2. Мотивационный этап (через вступительное слово учителя о проблеме судьбы в повести и опроса учащихся о значении слова «судьба» и отношения к ней). 3. Усвоение новых знаний (проверка индивидуальной самостоятельной домашней работы): 1). Индивидуальный опрос по карточкам. 2). Вопросы классу 5. Итог урока (через комментирование финальных слов Печорина, обобщение учителя, повторного опроса учащихся об отношении к судье). 6. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения (сочинение как итог размышлений на уроке). 7. Рефлексия и оценивание достижений учащихся (выставление оценок по оценочному листу на фоне песни на стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...»). На доске слова Вулича и эпиграф. Слова Вулича: «Может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или  каждому из нас заранее назначена роковая минута». Эпиграф к уроку: Быть или не быть? Вот в чем вопрос. Достойно ль смириться под  ударами судьбы Иль стоит оказать сопротивленье. У. Шекспир. . Организационный этапПроверка готовности учащихся к уроку. Контролируют и демонстрируют свою готовность к уроку. 1 II. Определение учащимися темы и задач урока Подготовка к восприятию художественного произведения 1. Звучание аудиозаписи отрывка из повести (Начало повести и до слов «Почему  мы должны давать отчёт в наших поступках?»). Слушание аудиозаписи отрывка из повести. 2 2. Вопросы классу: 1. О чём же сегодня пойдёт у нас речь? Как вы понимаете эпиграф к уроку и  слова Вулича? Определим тему урока. 2. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы, анализируя повесть?  (прикрепление на доску задач урока). Чтение и комментирование учащимися эпиграфа урока. Определение темы урока и запись её в тетрадь. 1. Ответ: судьба человека заранее определена или человек сам создаёт себе судьбу. 2. Ответ: 1). Во что же верить: в судьбу, якобы кем – то начертанную, или в себя, свою волю, решительность, ум? 2). Кто же в повести фаталист? 3). Верил ли Лермонтов в судьбу? 3 III. Мотивационный этап 1. Вступительное слово учителя «Судьба», «фатум», «провидение»,  «предопределение», «рок»... ­ таинственные слова. Во все времена привлекали  они людей. Лермонтова тоже. В романе поэта «судьбе» отведено большое  место. В «Бэле» Максим Максимович говорил о Печорине: «Ведь есть, право,  этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные  необыкновенные вещи!». В «Тамани» Печорин спрашивает себя: «И зачем было  судьбе кинуть меня в мирный круг контрабандистов?» В «Княжне Мери»  Печорин записал в дневнике: «… судьба как­то всегда приводила меня кразвязке чужих драм… Какую цель имела на это судьба?». 2. Опрос учащихся. Как вы, ребята, понимаете значение слова «судьба» и верите ли вы в судьбу? Ответ: «судьба» 1. Стечение жизненных обстоятельств; не зависящий от воли человека ход событий. 2. Рок, фатум; высшая сила. 3. Участь, доля, жизненный путь. 3IY. Усвоение новых знаний 1. Слово учителя: Эту повесть можно назвать новеллой. 1. В литературе малый небольшая повесть, рассказ. 2.Нечто новое, новое добавление к чему­нибудь. повествовательный жанр: 2. Вопросы классу: 1. Какое впечатление произвела на вас новелла «Фаталист»? Чем она отличается от других? 2. Как вы понимаете заглавие повести «Фаталист?» От какого слова оно  произошло? 3. Кто, по ­ вашему, герои повести, и кто они по отношению к судьбе: верящие в  неё или не верящие? 4. Кто главное действующее лицо в повести? И почему? Слушание слова учителя и ответы на вопросы. Объясняют значение непонятных слов. 1. Ответ: В этой повести Лермонтов поднимает философские вопросы: жизни и смерти, судьбы и воли. 2. Ответ (чтение значения слова по толковому словарю): Фаталист – человек, проникнутый фатализмом, т. е. верящий в предопределение свыше, в то, что жизнь человека определена заранее, исключающая случайность и свободу. Произошло от слова «фатум»­судьба  , рок, неизбежность.    3. Ответ: Вулич, Печорин, Максим Максимыч – фаталисты. 4. Ответ: Вулич ­ это загадочная, неординарная личность. О нём рассказывает Печорин в своём дневнике. И заглавие повести относится именно к нему. 3. Индивидуальный опрос Работа по       карточке №11). Кто участвует в споре о существовании фатализма, как решался спор? 2). Выясним позиции спорящих накануне спора и после спора. (Найдите и  зачитайте фрагмент спора Вулича и Печорина «Я взял со стола... это мне  показалось странным и недаром.) 3). Почему поведение Вулича Печорину показалось «странным»? Чтение фрагментов повести и ответы на вопросы. 1. Ответ: Печорин не верит в предопределение («Утверждаю, что нет  предопределения...»), и вступает в спор с Вуличем, который считает, что «судьба  написана на небесах» и обстоятельства или вмешательства её не изменят. Вулич  ­ фаталист.  2. Ответ: После пари Печорин сказал, что поверил в предопределение судьбы, хотя  вновь говорит о печати смерти на лице офицера: «Только не понимаю теперь, отчего  мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть». 3.Ответ: Печорин, как настоящий психолог, по нервному поведению Вулича  понял, что он на этом случае не остановится и продолжит испытывать судьбу Вопросы классу: «Скоро все разошлись по домам, различно толкуя о причудах Вулича» (чтение  отрывка текста о толкованиях осечки пистолета). 1. Как же так получилось, что у Вулича произошла осечка пистолета? Так что же  это было – судьба? Или что­то другое? 2. Он на осечку пистолета надеялся...или рассчитывал? Чтение фрагментов повести и ответы на вопросы. 1, 2. Ответ: Учащиеся цитируют слова Максима Максимовича о том, что “ ... эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь  пальцем”. Максиму Максимовичу можно верить. Он, вероятно, пользовался оружием  горцев. И потом: Вулич не хотел умирать и мог незаметно под общим гипнозом, когда все завороженно следили за крутящимся и падающим тузом, что – то предпринять. Ведь  слишком большой был риск. 2 Работа по       карточке №2Как вы прокомментируете ночные думы Печорина о звёздах и людях после пари с Вуличем? (Чтение «...и мне было смешно... с людьми или с судьбою»). Чтение отрывка повести. Комментарий: Он ощущает в себе освобождение от слепой  веры предков (много знает), и отстаивает волю человека. Он смеётся над фатализмом.  Хотя только что признал существование рока. От сомнения переходит к сомнению. Но... в то же время откровенно завидует способности предков верить, так как понимает,  что без веры жить трудно, вера — благо. 2 Р  а  бота по     карточке №3   1). Как всё – таки сбылись слова Печорина о том, что Вулич должен «непременно нынче умереть»? 2). Почему смерть «нашла» Вулича? (Какой вопрос задаёт перед смертью Вулич?  Только ли бытовой смысл несёт прозвучавший вопрос и ответ на него? Случайно  ли ответ выделен курсивом?) 3). Смерть Вулича была случайной или предопределённой? 4). «Я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочёл на его изменившемся лице печать близкой кончины». Как ты  понимаешь в данном контексте слово «инстинкт»? Чтение фрагментов повести и ответы на вопросы. 1. Ответ: Чтение фрагмента повести. 2. Ответ: Он опять испытывал судьбу. Пьяному казаку задаёт вопрос: «Кого ты,  братец, ищешь? – «Тебя!» ­ последовал ответ. Этот казак стал для Вулича  олицетворением смерти. Он искал смерть и нашел её. 3. Ответ: Можно сказать, что смерть Вулича была случайной и в тоже время закономерной, предопределенной. Вулич был горд и не осознавал, что он один ночью в темном месте спрашивает что­то у незнакомого человека, а казак был пьян и просто испытывал потребность “натворить”, т. к. его же близкие знакомые подтверждают это: “как напьется чихиря, так и пошел крошить все, что ни попало”. 4. Ответ: Умение предугадывать ход дальнейших событий, наблюдательность, знание слабых сторон человека. Вулич жил страстями, а не головой. 4Слово учителя: Осечка пистолета Вулича, последующая смерть его ­ всё,  казалось бы, служит для Печорина иллюстрацией тезиса: «От судьбы не  уйдешь». Риторический вопрос: Так всё­таки судьба существует, и воля человека не играет роли? Работа по       карточке №4 1). Зачем Печорин вступает в схватку с пьяным казаком? 2). Как он остался жив в борьбе с пьяным обезумевшим казаком, уповая на рок  или на свою волю? (Чтение отрывка «...подобно Вуличу я вздумал испытать  судьбу... было с чем!»). Чтение фрагментов повести и ответы на вопросы. 1. Ответ: Печорин так и не решил для себя: есть предопределение или нет. Он решил предопределение испытать на себе: убьет его казак или не убьет (ведь нагадали же ему, что суждено умереть ему от злой жены). Казалось бы, Печорин ­ фаталист. 2. Ответ: Он точно рассчитал, прежде чем кинуться в окно хаты, где заперся казак – убийца. Печорин понимает, что его шансы выжить увеличиваются от быстроты его действий и от того, что убийцу отвлекает есаул. Идёт борьба с предопределением с помощью его самого. Разум героя управлял его судьбой. Итог должен был получиться именно таким. 3 Вопросы классу: 1. «Офицеры меня поздравили – и точно, было с чем!», ­ пишет в дневнике  Печорин. С чем же офицеры поздравляли Печорина? 2. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его  личности проявляются в сцене захвата пьяного казака? Ответы на вопросы. 1. Ответ: Печорин совершил героический поступок: он впервые жертвует собой ради  других. Это поступок открывает возможности его духовного развития. 2. Ответ: Смелость; жажда действия, подвига; воля, активность, мужество. Работа по       карточке № 5 1). Как объясняет Максим Максимыч осечку пистолета? (Чтение конца повести). 2). Верит ли он в предопределение?Чтение фрагментов повести и ответы на вопросы. 1. Ответ: Чтение конца повести 2. Ответ: И верит и не верит. Вопрос о вере Максим Максимыча остаётся. V. Итог урока. Обобщение. Слово учителя: По мере развития действия «Фаталиста» Печорин получает  троекратное подтверждение существования судьбы. Но всегда испытывает её,  то есть идёт ей наперекор. Вопросы классу: 1. Что же утверждает М. Ю. Лермонтов повестью «Фаталист»? Прочитаем вывод Печорина и прокомментируем: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает  наверное, убеждён ли он в чём или нет?.. и как часто мы принимаем за  убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всём:  это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до  меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает.  Ведь хуже смерти ничего не случиться – а смерти не минуешь!». Слово учителя: Печорин не хочет жить, покорно следуя судьбе – он творит её сам, но остаётся трагическая социальная предопределённость: невозможность найти своё место в жизни, в 30 – х годах 19 века. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. И всё – таки вместо мрачного и пессимистического вывода автор приводит читателя к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою. 2. Почему новелла «Фаталист» играет роль финала? Вернёмся к началу урока. 3. К кому же из героев относится заглавие повести? 4. Сверим ваши выводы с учебником. Чтение стр. 308 ­ 309. 5. На какой позиции стоит сам автор? 6. Каково теперь, после анализа повести, ваше отношение к судьбе, фатализму? Слушание слов учителя. Комментирование финальных слов Печорина:Если он и готов признать, что предопределение существует, то отнюдь не в ущерб  активности поведения человека: быть просто игрушкой в руках судьбы, по мнению  Печорина, унизительно. Печорин не хочет жить, покорно следуя судьбе – он творит её  сам. Ответ на вопрос. 2. Ответ: Новелла подводит итог личности и поведению героя, открывая в нём  черты смелости, мужества, воли и жажды деятельности, которые имеют уже  «общественный смысл», отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его Героем времени… 4. Ответ: Чтение страниц учебника статьи «Вулич» 3, 5 Ответ: Вероятно, каждый герой Лермонтова фаталист, но по – своему. Печорин  тоже фаталист, но странный: он хочет сам распорядиться своей жизнью.  Фатализм Печорина и, следовательно, Лермонтова можно выразить формулой «Не  покорюсь!». Эта говорит о том, что жизнь человека в руках его самого. 6.Ответы учащихся Заключительное слово учителя: Однозначного ответа о судьбе автор не даёт, но всё­таки вопрос о судьбе и  правах личности на самостоятельность Лермонтов решает в пользу  человека. Если предопределение и существует, то это должно делать поведение  человека только активнее. Быть просто игрушкой в руках судьбы  унизительно. Лермонтов дает именно такое толкование проблемы. Запись вывода в тетрадь. VI. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения  (сочинение на выбор) 1. Напишите сочинение: “Я через 30 лет”. Вы дома не только будете писать сочинение, но одновременно работать над своим “образом – Я”, чтобы добиться той «судьбы», о которой вы мечтаете. План. 1. Какую “судьбу” вы себе хотите? 2. От чего или кого она будет зависеть? 3. Что необходимо для этого сделать? Что совершенствовать, а что воспитывать? У каждого из нас есть такие черты характера, которые нужно совершенствовать (самосовершенствование), а есть такие, которых нет, но очень бы хотелось, чтобы были (самовоспитание).2. Напишите сочинение – рассуждение по финальной цитате Печорина «Я  люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности  характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд,  когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а  смерти не минуешь!».VII. Оценивание достижений и рефлексия по оценочному листу на фонероманса на слова Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» в  исполнении А. Малинина. Оценивание своих достижений и рефлексия по оценочному листу Приложение 1 Словарная работа Значения слов Новелла — 1. В литературе малый повествовательный жанр: небольшая повесть, рассказ. 2. Нечто новое, новое добавление к чему­нибудь. Фаталист ­ человек, верящий в судьбу, фатум. Фатализм ­ (от ∙лат. fatalis ­ роковой) (∙книж. ) Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено, и человек ничего не в силах изменить. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы. Судьба ­ 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий. 2. Рок, фатум; высшая сила. 3. Участь, доля, жизненный путь.  Чихирь  — род кавказского виноградного вина. Пари – спор с условием выполнить какое­нибудь обязательство при проигрыше. Штосс ­ старинная азартная карточная игра.   Зелёный стол – стол, покрытый зелёным сукном, за которым ведётся  карточная игра. Метал банк – банкомёт сдавал карты понтёрам, играющим против банка.Банк – 1. Карточная игра. 2. Сумма, поставленная на кон при игре в карты.  «Ва – банк!» ­ восклицание, обозначающее: на весь банк, на всю сумму в банке. Понтёр – игрок в азартной карточной игре, играющий против банка. Талья – круг карточной игры до окончания колоды у банкомёта или до срыва  банка. Цепь – линия стрелков в наступлении. Червонец – золотая монета. Астрология – лжеучение, утверждающее, что по расположению звёзд можно  предсказывать будущее. Метафизика – в данном тексте: отвлечённое умствование. Есаул – офицер казачьих войск. Урядник – унтер – офицер в казачьих войсках. Приложение 2 Карточка №1 1). Кто участвует в споре о существовании фатализма, как решался спор? 2). Выясним позиции спорящих накануне спора и после спора. (Найдите и зачитайте  фрагмент спора Вулича и Печорина «Я взял со стола... это мне показалось странным и  недаром.) 3). Почему поведение Вулича Печорину показалось «странным»? Карточка №2 Как вы прокомментируете ночные думы Печорина о звёздах и людях после пари с  Вуличем?(Выразительное чтение «...и мне было смешно... с людьми или с судьбою»). Карточка №3 1). Как всё – таки сбылись слова Печорина о том, что Вулич должен «непременно нынче  умереть»?2). Почему смерть «нашла» Вулича? (Какой вопрос задаёт перед смертью Вулич? Только ли бытовой смысл несёт прозвучавший вопрос и ответ на него? Случайно ли ответ  выделен курсивом?) 3). Смерть Вулича была случайной или предопределённой? 4). «Я предсказал невольно бедному его судьбу; мой   инстинкт не обманул меня: я точно  прочёл на его изменившемся лице печать близкой кончины». Как ты понимаешь в данном  контексте слово «инстинкт»? Карточка №4 1). Зачем Печорин вступил в борьбу с пьяным казаком? 2). Как он остался жив в борьбе с пьяным обезумевшим казаком, уповая на рок или на  свою волю? (Выразительное чтение отрывка «...подобно Вуличу я вздумал испытать  судьбу... было с чем!»). Карточка №5 1). Как объясняет Максим Максимыч осечку пистолета? (Чтение и комментирование  конца повести). 2). Верит ли в предопределение Максим Максимыч? Задачи урока, для прикрепления на доску  Во что же верить: в судьбу, якобы кем – то начертанную, или в себя, свою волю, решительность, ум?  Кто же в повести фаталист?  Верил ли Лермонтов в судьбу?

Посмотрите также