Суффикс и его роль в слове

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: – дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове; – развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова. П – повышенный уровень М – максимальный уровень
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur61_+.doc
Русский язык ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС. Урок 61 (55). Тема: Суффикс и его роль в слове Цель:   – дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове;   –  развитие   чувства   языка   на   основе   выявления   смысловых   оттенков   (уменьшительности,   увеличительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3 4  1. Проверка домашнего задания. 1. Ученики предлагают свои загадки, которые они составляли дома. Два слова записываются и разбираются на доске. 2. – Сколько разных слов вам было предложено в задании № 8, тема 5 в рабочей тетради? (2.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  © ООО «Баласс», 2013 1признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. –  В   каких   словах   одинаковые   основы?   Чем   они   отличаются? (Окончаниями.) – Как называются такие слова? (Это формы слова.) –  А   что   такое   слово  диванчик  по   отношению   к   слову  диван? (Однокоренное слово.) – Чем оно отличается от остальных? (В нём есть суффикс.) – Назовите слова с нулевым окончанием (по заданиям № 9, 10). – Как вы обнаружили нулевое окончание? (Изменили слова так, чтобы оно появилось.) – Назовите слова с суффиксом и приставкой (задание № 9). (Пригорок, безлунный.) –  Сколько слов с одинаковой основой выписали в задании № 10? (3.) Назовите их. 2. Словарная работа. Картинный диктант. Учитель показывает рисунки предметов. Ученики   записывают   название   предмета   и   ещё   одно   однокоренное слово, обозначают орфограммы. Топор, картина, дельфин, календарь, балкон. – Проверка сигнальными карточками. – При помощи какой части слова образовали однокоренные слова? (При помощи суффикса.) II.  Формулирование  проблемы,  планирование  1  3  3  – Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала: «С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три». Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. © ООО «Баласс», 2013 2деятельности.  Открытие новых  знаний. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  –  Правильно, это суффикс. Запишите тему урока. Составьте его план, сформулируйте задачи урока. План. Учитель вместе с детьми составляет план. 1. Вспомнить, что такое суффикс, привести примеры. 2. Найти (выделить) суффикс в словах. 3. Составить схему слова. 4. Определить значение суффикса в слове. 5. Придумать слова с суффиксами. 6. Найти слова с суффиксами в тексте. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 3  5  3  Вспоминаем то, что знаем. 1. Упр. 193. Выполняется коллективно под руководством учителя. –  В   словах  река,   речушка,   реченька,   речная  одинаковый   корень,   но разные основы, поэтому это слова с разным значением. Сначала дети объясняют значение каждого слова с опорой на слово река,   выделяют   основы   слов   и   те   части,   которыми   различаются основы,   –   суффиксы.   Затем   обозначают   корень,   отмечают   в   нём чередование согласных к//ч. Вывод: суффиксы служат для образования новых слов. 2. Упр. 194. Этапы работы: 1) Наблюдение за употреблением слов с уменьшительно­ласкательными суффиксами. С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, героя стихотворения, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  © ООО «Баласс», 2013 3соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. 2)   Орфографическое   задание   –   нахождение   слов   с   орфограммами­ буквами безударных гласных в корнях и приставках: Во дворе, появился, живёт, конура, дворовый, тихонечко, дрожит, в денёк, холодный и т.д. Появился, помою, прижму, поцелую, пожму. 3) Лексическая работа: беседа о значении слов­синонимов в рамке. Устное составление предложений с этими словами. 4) Самостоятельный разбор по составу слов лапа, лапка. 3. «Где есть суффикс?» –  На   доске   записаны   слова.   Назовите   только   слова   с   суффиксами. Докажите, что это суффикс, а не часть корня. городок кулак резина горшок судак штанина –  Что общего в словах каждой пары? (Имеют одинаковые окончания и концовки основ.) –  Что  нужно  сделать,  чтобы  найти  слова  с  суффиксами? (Подобрать однокоренные,   через   которые   можно   их   объяснить,   выделить   часть, которая добавилась к слову, – это и будет суффикс.) Алгоритм доказательства: Слово городок можно объяснить через однокоренное слово – город. Городок  –  маленький город. Определяем часть, которая добавилась, – суффикс ­ок и корень город­. Слово  горшок  нельзя объяснить через однокоренное слово:  горш,  гор  – таких слов не существует, значит, в этом слове нет суффикса, ок – часть корня горшок. – Запишите слова с суффиксами, разберите их по составу. 4. Упр. 195 – развивается умение передавать оттенки значений слов, © ООО «Баласс», 2013 4значение   суффиксов   на   словообразовательное   опираясь (уменьшительности, увеличительности). Ученики выполняют его самостоятельно, проверка коллективная. Мальчик   назовёт   эту   книгу  книга  или  книжка,  гномик  –  книжища (для него она очень большая), великан – книжечка или книжица (для него она маленькая). Запись и разбор слов: Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма  самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. 4  4 – Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а окончание – для образования форм слов и связи слов в предложении.) © ООО «Баласс», 2013 5– Как связаны между собой понятия: основа слова, суффикс, окончание? (Суффикс входит в основу слова, а окончание не входит.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 6, с. 164. Деятельность учеников:  – Выделять в слове все части, действовать по алгоритму. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также