В РОССИИ 62% ВСЕХ САМОУБИЙСТВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВЯЗАНО С СЕМЕЙНЫМИ КОНФЛИКТАМИ И НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ, БОЯЗНЬЮ НАСИЛИЯ И
БЕСТАКТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ВЗРОСЛЫХ, КОНФЛИКТАМИ С УЧИТЕЛЯМИ, ОДНОКЛАССНИКАМИ, ДРУЗЬЯМИ, ЧЕРСТВОСТЬЮ И БЕЗРАЗЛИЧИЕМ ОКРУЖАЮЩИХ.
ЗА КАЖДЫМ СЛУЧАЕМ СТОИТ ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ, БЕЗЫСХОДНОСТЬ, КОГДА СТРАХ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ ПОБЕЖДАЕТ СТРАХ СМЕРТИ.
СУИЦИД – УМЫШЛЕННОЕ
САМОПОВРЕЖДЕНИЕ СО
СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ (ЛИШЕНИЕ СЕБЯ ЖИЗНИ).
¨ Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности и утраты смысла жизни.
¨
Наиболее критичным
является весенний период и начало лета, когда начинаются школьные каникулы.
Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души
может провоцировать самоубийства: уровень суицидов в апреле выше, чем
среднегодовой.
¨ Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
¨ Самоубийства обычно происходят в ситуации длительно существующих личностных или семейных проблем, хотя сама попытка может быть импульсивной.
КТО ВИНОВАТ?
«Виноваты в первую очередь родители», - считает детский психолог О.Ворошилова, работавшая в НИИ Склифосовского с детьми, проходившими лечение после попытки покончить жизнь самоубийством.
В семьях, где дети предпринимали попытки самоубийства, на первый взгляд благополучных, благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи неблагополучные с психологической точки зрения. Все дело во внутрисемейной атмосфере.
СУИЦИДАЛЬНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ – ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ
СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ – МЫСЛИ,
НАМЕРЕНИЯ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ, УГРОЗЫ, ПОПЫТКИ, ПОКУШЕНИЯ.
КОГДА БЛИЗКИМ СТОИТ БЫТЬ ОСОБО ВНИМАТЕЛЬНЫМИ?
¨ Подростковый суицид может быть как спланированным, продуманным, так и спонтанным, аффективным. Часто ему предшествуют следующие проявления:
¨ Ребенок замкнут, у него нет друзей и он не откровенен с родителями.
¨ У ребенка вдруг появляется апатия и равнодушие ко всему.
¨ Ребенок склонен к ипохондрии, придумывает себе «страшные» болезни.
¨ Ребенок рисует в воображении картины и спрашивает о том, что будет, когда он умрет.
¨ Ребенок вдруг начинает раздавать друзьям и знакомым дорогие для него вещи.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ,
ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ СУИЦИДА?
¨ Все проблемы можно решить. Именно родители должны внушать эту уверенность.
¨ В трудные минуты он получит от родителей поддержку, сочувствие и уверенность в том, что его всегда поймут. У ребенка должна быть та "жилетка", в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Поэтому если малыш доверил вам свое "горе", не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации.
¨ Никто не будет смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты, и живут только сегодняшним днем, им нужно сейчас, а не в далеком будущем.
¨ Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.
ПОЭТОМУ РАДУЙТЕСЬ, ЧТО РЕБЕНОК СО СВОИМ ГОРЕМ ПРИШЕЛ ИМЕННО К ВАМ.
ОН ВАМ ДОВЕРЯЕТ. А ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО
СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ ВЫ ЛЕГКО
ПРЕОДОЛЕЕТЕ ЕГО «БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ».
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ,
ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ СУИЦИДА?
¨ Все проблемы можно решить. Именно родители должны внушать эту уверенность.
¨ В
трудные минуты он получит от родителей поддержку,
сочувствие и уверенность в том, что его всегда поймут. У ребенка должна быть та
"жилетка", в которую можно в любой момент излить все свои проблемы.
Поэтому если малыш доверил вам свое "горе", не занимайтесь
нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только
оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте
ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши
нотации.
¨ Никто не будет смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты, и живут только сегодняшним днем, им нужно сейчас, а не в далеком будущем.
¨ Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.
ПОЭТОМУ РАДУЙТЕСЬ, ЧТО РЕБЕНОК СО СВОИМ ГОРЕМ ПРИШЕЛ ИМЕННО К ВАМ.
ОН ВАМ ДОВЕРЯЕТ. А ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО
СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ ВЫ ЛЕГКО
ПРЕОДОЛЕЕТЕ ЕГО «БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ».
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ,
ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ СУИЦИДА?
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
¨ Все проблемы можно решить. Именно родители должны внушать эту уверенность.
¨ В трудные минуты он получит от родителей поддержку, сочувствие и уверенность в том, что его всегда поймут. У ребенка должна быть та "жилетка", в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Поэтому если малыш доверил вам свое "горе", не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации.
¨ Никто не будет смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты, и живут только сегодняшним днем, им нужно сейчас, а не в далеком будущем.
¨ Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.
ПОЭТОМУ РАДУЙТЕСЬ, ЧТО РЕБЕНОК СО СВОИМ ГОРЕМ ПРИШЕЛ ИМЕННО К ВАМ.
ОН ВАМ ДОВЕРЯЕТ. А ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО
СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ ВЫ ЛЕГКО
ПРЕОДОЛЕЕТЕ ЕГО «БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ».
1. Непрерывный контакт с родными, нормальное чувство эмоциональной привязанности, когда ребенок уверен, что вне зависимости от его поступков, успехов (оценок в школе, отношения учителей и проч.) он все равно любим и будет принят, получит поддержку и прощение, если совершил ошибку.
2. Включенность ребенка в жизнь семьи: принятие его друзей, совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем).
3. Осознание подростком реальности и необратимости смерти. Ведь из-за этой причины порой совершаются демонстративные попытки суицидов,
«игра» в смерть.
4. Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка. Если подавленное настроение, неверие в собственные силы, высокая тревожность длятся долго, а ребенок не получает своевременной поддержки от значимых людей, то последствия могут быть весьма печальными.
5.
Семейный
оптимизм. На рост числа суицидов влияют и внешние факторы:
политическая, социальная и экономическая нестабильность, безработица, угроза
войны, которые увеличивает и число суицидов у взрослых. Когда в семье подростка
родители или другие взрослые сокрушенно обсуждают происходящие в мире события,
он понимает, что ему просто некому помочь справиться со стрессом.
1. Непрерывный контакт с родными, нормальное чувство эмоциональной привязанности, когда ребенок уверен, что вне зависимости от его поступков, успехов (оценок в школе, отношения учителей и проч.) он все равно любим и будет принят, получит поддержку и прощение, если совершил ошибку.
2. Включенность ребенка в жизнь семьи: принятие его друзей, совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем).
3. Осознание подростком реальности и необратимости смерти. Ведь из-за этой причины порой совершаются демонстративные попытки суицидов,
«игра» в смерть.
4. Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка. Если подавленное настроение, неверие в собственные силы, высокая тревожность длятся долго, а ребенок не получает своевременной поддержки от значимых людей, то последствия могут быть весьма печальными.
5. Семейный оптимизм. На рост числа суицидов влияют и внешние факторы: политическая, социальная и экономическая нестабильность, безработица, угроза войны, которые увеличивает и число суицидов у взрослых. Когда в семье подростка родители или другие взрослые сокрушенно обсуждают происходящие в мире события, он понимает, что ему просто некому помочь справиться со стрессом.
1. Непрерывный контакт с родными, нормальное чувство эмоциональной привязанности, когда ребенок уверен, что вне зависимости от его поступков, успехов (оценок в школе, отношения учителей и проч.) он все равно любим и будет принят, получит поддержку и прощение, если совершил ошибку.
2. Включенность ребенка в жизнь семьи: принятие его друзей, совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем).
3. Осознание подростком реальности и необратимости смерти. Ведь из-за этой причины порой совершаются демонстративные попытки суицидов,
«игра» в смерть.
4. Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка. Если подавленное настроение, неверие в собственные силы, высокая тревожность длятся долго, а ребенок не получает своевременной поддержки от значимых людей, то последствия могут быть весьма печальными.
5. Семейный оптимизм. На рост числа суицидов влияют и внешние факторы: политическая, социальная и экономическая нестабильность, безработица, угроза войны, которые увеличивает и число суицидов у взрослых. Когда в семье подростка родители или другие взрослые сокрушенно обсуждают происходящие в мире события, он понимает, что ему просто некому помочь справиться со стрессом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.