Сущность и значение проектной деятельности в современной системе физического воспитания на этапе основного общего образования.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в ФГОС и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
§ обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
§ обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
§ реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
§ помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
§ привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
§ обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса на занятиях по физической культуре, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В этой связи, педагоги по физической культуре стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей школьного возраста является проектная деятельность.
Проектирование проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а также в свое несовершенство) на основании исследовательских знаний о нем. Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».
В современной школьной практике используются различные педагогические проектные технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся.
Сегодня у учителей физической культуры нет единого мнения по поводу метода проектов. Причины отрицания обсуждаемого метода самые разные: у кого-то отсутствует четкое понимание обсуждаемого вопроса, отчего он кажется неимоверно сложным; кто-то чрезмерно загружен внеурочной деятельностью по предмету. Однако, большинство педагогов, и теоретики, и практики, считают, что использование этого метода на уроках физической культуры — необходимая составляющая современного образовательного процесса и требование ФГОС второго поколения.
Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса на занятиях по физической культуре, основанный на взаимодействии с окружающей средой физкультурного зала, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога по физической культуре, детей над определенными практическими умениями и навыками. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые умения и навыки в области физическая культура и получить ощутимый результат.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности на занятиях по физической культуре является то, что ребенок еще не может самостоятельно сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в процессе организации занятий по физической культуре проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагог по физической культуре, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Цели и задачи проектного метода
Основной целью проектного метода на занятиях по физической культуре является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
Ø обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Ø развитие познавательных способностей;
Ø развитие творческого воображения;
Ø развитие творческого мышления;
Ø развитие коммуникативных навыков.
В основе метода проектов лежит идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Что дает работа над проектом?
Во-первых, учащиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе с реальным миром. Во-вторых, ученики рассматривают множество проблем встречающихся в жизни и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности. В-третьих, они уже в стенах школы могут задуматься о будущей профессии и проанализировать свои возможности.
Очень важно здесь научить их мыслить творчески, обращая внимание на возможность нестандартного мышления и видения, как самой проблемы, так и ее решения.
Педагог по физической культуре выступает как организатор детской двигательной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Проект – это самостоятельная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Здесь учитель должен выступать лишь в роли консультанта, советчика, направляющего, но не более того. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Темы ребята выбирают самостоятельно или по рекомендации учителя. Желательно предлагать им то, что вызывает у них интерес, стремление высказать свою точку зрения. Проекты могут быть спортивно-тренировочной и оздоровительной направленности: например, «Значение физической культуры для моего роста и развития организма», «Моя физическая культура. Как я это понимаю», «Отрицательное воздействие малоподвижного образа жизни на мое формирование. Что этому противопоставить», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности», «Физическая культура в моем самоутверждении», «Забота о своей осанке», «Комплекс физических упражнений, который предложу своим друзьям» и.т.д
Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств.
Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. Проектная технология может помочь в разрешении части проблем, так как в урок двигательной активности она привносит и интеллектуальную деятельность. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования.
Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.
Серьезным этапом работы над проектом является его «защита». Представляя свой проект, учащиеся осознают, что стало результатом их работы. Важно, чтобы ребенок, готовясь к «защите» учился анализировать свои действия, и на основе этого принимать новые решения.
Классификация проектов
Проекты можно классифицировать по нескольким признакам:
По содержанию можно различать общественно-политические, социальные, педагогические, предметные (в рамках школьных предметов), экологические и т.д.
По выполняемым задачам: исследовательские, практические, информационные, продуктивные.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, групповые с индивидуальным компонентом.
По длительности и объему: маленькие, средние и большие.
Например, информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата.
Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.
Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.
Практические - направляют действия учащихся на решение реальных проблем.
Продолжительность проектной деятельности учащихся может быть разной - от 1 урока до 2-3 месяцев
Маленькие проекты могут длиться от 1 до 6 часов. Это может быть проектный урок или серия уроков, или занятия, которые осуществляются в рамках внеклассной работы. Проектные уроки или занятия часто включают не все фазы проектного метода и, тем самым, соответствуют обучению с использованием проектного метода.
Средние проекты могут длиться от 1 до 2-х дней, одну неделю, 40 часов, может быть, даже три месяца. В школе, других учебных заведениях для детей и взрослых такие проекты не редкость.
Большие проекты освещаются в средствах массовой информации. О них говорят, они находятся в центре внимания общественности, политиков, министерств. Такие проекты могут длиться от одной недели до нескольких лет, часто при участии многих групп и/или организаций.
Характеристики проектного метода
При проектном методе учащиеся самостоятельно, используя различные формы работы и источники информации, исследуют какую-либо самостоятельно выбранную проблему или разрабатывают и реализуют план создания, преобразования, изготовления или организации чего-либо.
Проектная работа или проект это всегда самостоятельная работа, в процессе которой школьники разрабатывают предварительно избранную идею или намерение.
Обычно проектная работа представляет собой многоэтапное задание, или макро-задание, включающее подчинительные задания или микро-задания. Каким будет содержание и результат, определяют сами ученики.
Для проектного метода характерно:
· интер-дисциплинарное (межпредметное) обучение;
· направленность на проблему;
· деятельность в рамках проекта планируется и осуществляется учениками, с привлечением в качестве консультантов учителя/ учителей-предметников/ специалистов;
· результат и работа над его достижением в равной мере важны;
· результат проекта значим для учеников или более широкого сообщества.
· в процессе работы учащиеся совершенствуют навыки и получают новую информацию.
По сравнению с другими методами проектный метод имеет ряд преимуществ:
· учит работать самостоятельно и творчески;
· вызывает интерес к изучаемому предмету и различным жизненным проблемам;
· позволяет связать теорию с повседневной жизнью;
· учит работать в сотрудничестве с другими;
· развивает способность высказывать, обосновывать и защищать свое мнение, дискутировать, приходить к компромиссу в случае необходимости;
· развивает навыки планирования и организации;
· развивает способность критически мыслить, анализировать;
· дает возможность получить удовольствие от работы, проделанной самостоятельно или вместе с одноклассниками;
· помогает освоить навыки, необходимые для получения и презентации конкретного конечного продукта;
· открывает скрытый потенциал школьников.
Несмотря на такое количество характеристик, все же невозможно достигнуть полной картины проектного метода. Это открытая форма обучения, которая учитывает интересы участников и ситуацию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.