Сущность менеджмента
Термин «менеджмент» (лат. «manus» – рука) происходит от англ. «to manage» – администрирование, управление и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо.
Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в
словарный обиход, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность»,
«руководитель», «директор». Термин «менеджмент» по сути является аналогом
термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин
«управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой
деятельности, т. к. выделяют три основных вида управления –
в соответствии с тремя основными областями развития объективного мира: неживая
природа, живая природа, общество:
- управление в технических системах,
- управление в биологических системах,
- управление в социальных системах.
Менеджмент изучает управление только в социальных системах. Под социальным управлением понимается воздействие на общество в целом или на его отдельные части, с тем чтобы обеспечить успешное движение к заданной цели.
Общественная потребность в управлении обусловлена тремя факторами:
1) необходимостью управления коллективами людей, их производственной кооперацией;
2) необходимостью оптимального сочетания живого труда и средств производства;
3) необходимостью управления связями, существующими в производстве и обществе.
Известно очень много определений менеджмента, все они описывают его с различных сторон, например:
Менеджмент – это воздействие на коллектив, ведущее к намеченной цели и необходимые для этого взаимосвязанные мероприятия, организации и рычаги.
Менеджмент – это выработка, принятие и реализация решений, наилучшее распределение ресурсов, целенаправленная переработка информации и многое другое.
Менеджмент – целенаправленное руководство коллективом трудящихся с целью производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) с высокими потребительскими свойствами и уровнем качества при минимальных затратах.
Менеджмент – это процесс, включающий планирование, организацию, мотивацию и контроль, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
Таким образом, менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных, финансовых, и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент характеризуется прежде всего как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и методов их достижений.
Менеджмент предполагает выполнение требований, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия эффективного труда работников и получение результатов, которые соответствуют поставленным целям. Умение ставить и реализовывать цели лежит в основе менеджмента.
Менеджеры – это профессиональные наемные работники, занимающиеся управленческой деятельностью, организаторы какой-либо работы. Их можно разделить на три уровня (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика уровней руководства
Характеристика |
Руководители высшего звена (институциональный уровень) |
Руководители среднего звена (управленческий уровень) |
Руководители низового звена (технический уровень) |
Место на иерархической лестнице |
Во главе организации (члены совета директоров, президенты, вице-президенты, директор) |
Во главе основных подразделений |
Во главе небольших коллективов исполнителей (начальники цехов, участков, групп, бригадиры) |
Функции |
Определение миссии, целей и политики, стандартов деятельности, структуры и системы управления |
Выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений |
Повседневное управление технологическими процессами и исполнителями (рабочими и другими неуправленческими работниками) |
Порядок назначения |
Занимают свою должность на основании кон тракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками) |
Назначаются первым лицом или его заместителями |
Назначаются руководителями среднего звена |
Права |
Представительство на переговорах с главными контрагентами и государственными органами |
Решение некоторых кадровых вопросов, поощрение или наказание подчиненных |
В установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них взыскания |
Окончание табл 1
Характеристика |
Руководители высшего звена (институциональный уровень) |
Руководители среднего звена (управленческий уровень) |
Руководители низового звена (технический уровень) |
Обязанности |
Организация работы фирмы в рамках, определяемых законодательством уставом и другими документами. |
Установление заданий исполнителям, контроль их выполнения.
|
Распределение заданий, составление графиков работы. Организация и координация труда персонала. |
Распоряжение имуществом и средствами без специальной доверенности. Расторжение и заключение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках. Стимулирование подчиненных руководителей. Ответственность за все решаемые задачи и принимаемые решения. Реализация власти в соответствии со статусом |
Проведение мероприятий по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, дисциплины, санитарных норм. Подготовка информации для решений, принимаемых высшими руководителями. Борьба с конфликтами |
Обеспечение выполнения производственных заданий качественно и в срок. Контроль за рациональным использованием оборудования, ресурсов, дисциплиной, безопасность труда; Содействие рационализаторству. Осуществление обратной связи. Разрешение межличностных конфликтов |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.