Сущность менеджмента

  • docx
  • 06.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002080.docx

Сущность менеджмента

 

Термин «менеджмент» (лат. «manus» – рука) происходит от англ. «to manage» – администрирование, управление и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо.

Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в словарный обиход, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, т. к. выделяют три основных вида управления
в соответствии с тремя основными областями развития объективного мира: неживая природа, живая природа, общество:

-  управление в технических системах,

-  управление в биологических системах,

-  управление в социальных системах.

 

Менеджмент изучает управление только в социальных системах. Под социальным управлением понимается воздействие на общество в целом или на его отдельные части, с тем чтобы обеспечить успешное движение к заданной цели.

Общественная потребность в управлении обусловлена тремя факторами:

1)   необходимостью управления коллективами людей, их производственной кооперацией;

2)   необходимостью оптимального сочетания живого труда и средств производства;

3)   необходимостью управления связями, существующими в производстве и обществе.

Известно очень много определений менеджмента, все они описывают его с различных сторон, например:

Менеджмент – это воздействие на коллектив, ведущее к намеченной цели и необходимые для этого взаимосвязанные мероприятия, организации и рычаги.

Менеджмент – это выработка, принятие и реализация решений, наилучшее распределение ресурсов, целенаправленная переработка информации и многое другое.

Менеджмент – целенаправленное руководство коллективом трудящихся с целью производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) с высокими потребительскими свойствами и уровнем качества при минимальных затратах.

Менеджмент – это процесс, включающий планирование, организацию, мотивацию и контроль, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

 

Таким образом, менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных, финансовых, и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент характеризуется прежде всего как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и методов их достижений.

Менеджмент предполагает выполнение требований, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия эффективного труда работников и получение результатов, которые соответствуют поставленным целям. Умение ставить и реализовывать цели лежит в основе менеджмента.

Менеджеры – это профессиональные наемные работники, занимающиеся управленческой деятельностью, организаторы какой-либо работы. Их можно разделить на три уровня (табл. 1).

 

Таблица 1

Характеристика уровней руководства

 

Характе­ристика

Руководители

высшего звена

(институциональный уровень)

Руководители

среднего звена (управленческий уровень)

Руководители

низового звена

(технический

уровень)

Место на

иерархичес­кой лестнице

Во главе организации (члены совета директоров, президенты, вице-прези­денты, директор)

Во главе основных подразделений

Во главе небольших коллективов исполнителей (начальники цехов, участков, групп, бригадиры)

Функции

Определение миссии, целей и политики, стандартов деятельности, структуры и системы управления

Выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений

Повседневное управление технологическими процессами и исполнителями (рабочими и другими неуправленческими работниками)

Порядок

назначения

Занимают свою должность на основании кон тракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками)

Назначаются первым лицом или его заместителями

Назначаются руководителями среднего звена

Права

Представительство на переговорах с главными контрагентами и государственными органами

Решение некоторых кадровых вопросов, поощрение или наказание подчиненных

В установленном порядке  премировать подчиненных, налагать на них взыскания

 


 

Окончание табл 1

 

Характе­ристика

Руководители высшего звена (институциональный уровень)

Руководители среднего звена (управленческий уровень)

Руководители

низового звена

(технический

уровень)

Обязанности

Организация работы фирмы в рамках, определяемых законодательством уставом и другими документами.

Установление заданий исполнителям, контроль их выполнения.

 

Распределение заданий, составление графиков работы.

Организация и координация труда персонала.

Распоряжение имуществом и средствами без специальной доверенности.

Расторжение и заключение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках.

Стимулирование подчиненных руководителей.

Ответственность за все решаемые задачи и принимаемые решения.

Реализация власти в соответствии со статусом

Проведение мероприятий по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, дисциплины, санитарных норм.

Подготовка информации для решений, принимаемых высшими руководителями.

Борьба с конфликтами

Обеспечение выполнения производственных заданий качественно и в срок.

Контроль за рациональным использованием оборудования, ресурсов, дисциплиной, безопасность труда;

Содействие рационализаторству.

Осуществление обратной связи.

Разрешение межличностных конфликтов