Сущность процесса воспитания

  • Лекции
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 25.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11 Сущность процесса воспитания.pptx

Сущность процесса воспитания

Процесс воспитания

Система воспитательных мероприятий, направленных на формирование всесторонне и гармонично развитой личности

Специфика данного процесса состоит в целенаправленности. Наличие конкретной цели делает его систематическим и последовательным, не допускает случайности, эпизодичности, хаотичности в проведении воспитательных мероприятий.

Компоненты воспитания

Сознание – свойственная человеку функция головного мозга, которая состоит в отображении объективных свойств предметов и явлений окружающей среды, процессов, которые происходят в нем;

Чувства – психические состояния и процессы, в которых отображено эмоциональную сторону духовного мира человека, его субъективное переживание событий и эмоциональное отношение к окружающему миру.

Навык – психическое новообразование, благодаря которому индивид способный исполнять определенное действие рационально, с надлежащей точностью и скоростью, без лишних затрат физической и нервно-психической энергии.

Привычка – склонность человека к относительно стойким способам действий.

Этапы процесса воспитания

Определить совокупность черт и свойств личности (определенного идеала), которые следует сформировать у воспитанника

Изучение индивидуальных особенностей воспитанника (коллектива), его позитивных черт, недостатков в характере и поведении, а также черт, которые находятся на стадии зарождения.

Реализация программы воспитания, т.е. запланированных воспитательных мероприятий, что предусматривает приобщение воспитанников к разным видам деятельности, участие в которых способствует формированию опыта поведения соответственно идеалу.

Побуждение учеников к самостоятельной работе по развитию личности

Управление процессом воспитания

Деятельность педагогов, которые обеспечивают планомерное и целенаправленное воспитательное влияние на воспитанников

Самовоспитание

Сознательная деятельность человека, направленная на выработку у себя позитивных черт и преодоление негативных

Перевоспитание

Воспитательный процесс, направленный на преодоление негативных черт личности, которые сформировались под влиянием неблагоприятных условий воспитания

Исправление

Сложный психический процесс перестройки личности, который происходит под влиянием перевоспитания и самостоятельной работы личности над устранением отклонений во всем сознании и поведении

Принципы воспитания

Руководящие положения, которые отображают общие закономерности процесса воспитания и определяют требования к содержанию организации и методов воспитательного процесса

Целенаправленность воспитания
Связь воспитания с жизнью
Единство сознания и поведения в воспитании
Воспитание в труде
Комплексный подход в воспитании

Воспитание личности в коллективе
Объединение пед. руководства с инициативой и самостоятельностью учеников
Объединение уважения к личности воспитанника с разумной требовательностью к этому

Индивидуальный подход к ученикам в воспитании
Принцип систематичности, последовательности и преемственности в воспитании
Единство педагогического требований школы, семьи и общества