УДК
Шелкунов Н.С.
студент 5 курса
ЛПИ СФУ
г. Лесосибирск, Россия
Сущностная характеристика и виды рефлексии
Аннотация. В данной статье описан феномен рефлексии в контексте педагогики.
Ключевые слова: рефлексия, психология, методика, умения.
Понятие рефлексии встречается в различных сферах деятельности человека, а также употребляется в разных научных сферах, например, в науковедении, психологии, эргономике, философии, педагогике, конфликтологии и др.
Однако до сих пор не существует одного конкретного и общепринятого определения для термина «рефлексия». В научных кругах возникают определенные трудности теоретического плана, которые связаны с вариативностью подходов ученых к исследованию вопросов о рефлексии. Проблемы в теоретическом осмыслении данного понятия связаны с недостаточной разработанностью многих аспектов данного вопроса [1].
А. В. Карпов говорит о возможных способах решения проблемы конкретизации понятия и утверждает, что: «<…> для дальнейшего конструктивного развития проблемы рефлексии необходима, прежде всего, дифференциация и конкретизация, а тем самым – и операционализация самого ее предмета. В его качестве следует рассматривать не «рефлексию вообще» не частные, парциальные ее проявления и разновидности, а рефлексию в ее основных модусах и спецификациях» [Там же, с. 48].
В нашем исследовании мы рассмотрим понятие «рефлексия» с трех основных позиций, а именно с точки исследования в философии, психологии и педагогике. Отметим, что все три позиции содержат в своей основе феномены опыта и развития.
Французский философ Рене Декарт был основоположником учения о внутреннем опыте. Согласно данному учению мы подвергаем сомнению существования всех вещей, которые даны нам в ощущениях, так как все эти вещи способны оказаться сном, чем-то вымышленным, однако мы не сомневаемся в существовании нашего собственного мыслящего «я», потому что в момент сомнения мы мыслим, а если мы способны размышлять, значит, мы существуем. Выражение Декарта «мыслю, следовательно, существую» стало основой его философского учения [2].
Позднее английский педагог и философ Джон Локк выделял две составные части человеческого опыта.
Внешний опыт, ощущения. С помощью чувственного опыта мы можем узнать о существовании внешних предметов. То есть источником внешнего опыта будут являться вещи материального мира, которые могут вызвать у человека определенные эмоции.
Внутренний опыт, рефлексия. Так называемое «внутреннее чувство» помогает нам осознать действия и мысли собственного ума [3].
Однако ощущения, т.е. внешний опыт, получают первенство, так как пока душа не получает ощущений, она остается «чистой доской» и только после воздействия внутреннего опыта, рефлексии, она совершает собственные действия.
Благодаря А. Буземану в 20-х годах рефлексия стала предметом изучения в психологии. Он предложил выделить ранние исследования о рефлексии в особую область, которая называется психология рефлексии. А. Буземан дает следующее определение рефлексии « … это всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя». По словам Л. С. Выготского, результатом работ Буземана стало экспериментальное доказательство того, что «рефлексия и основанное на ней самосознание подростка представлены в развитии».
В. А. Лефевр в обобщенном виде представлял рефлексию как «способность некоторых систем строить модели себя и одновременно видеть себя строящими такие модели». Своей формулировкой он значительно расширил понимание термина, т.к. ранее рефлексия трактовалась узко, а именно как способность анализировать свои собственные мысли. Он также говорил о том, что способность к рефлексии есть у различных типов субъектов, например, у индивида, группы, организации, государства и всего человечества в целом.
В. А. Лефевр первым ввел такое понятие как рефлексивное управление – «…процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому мы будем называть рефлексивным управлением». Исходя из анализа исследований Лефевра, мы можем говорить о том, что под рефлексией понимается способность человека принимать позицию исследователя не только в отношении к собственным мыслям и действиям, но и по отношению к другому субъекту [Там же].
По мнению В. В. Давыдова, «…рефлексия – это осознание человеком оснований (иначе способа) своих действий». Также автор пишет о том, что рефлексия – это главная сила, которая движет всеми сторонами психического развития у подростков.
И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов рассматривали рефлексию собственной деятельности в трех ее временных формах.
1. Ситуативная рефлексия выступает в форме «мотивации» и «самооценки» и обеспечивает независимое участие человека в ситуации, осмысление ее элементов, анализ того, что происходит в данный момент. Это рефлексия «здесь и сейчас». Рассматривается способность субъекта соотносить свои действия с конкретной ситуацией, координировать, контролировать элементы деятельности в зависимости от того, как меняются условия.
2. Ретроспективная рефлексия составляет основу для анализа и оценки уже проделанной деятельности, событий, которые произошли в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование ранее приобретенного опыта, затрагиваются также мотивы, условия, предпосылки, результаты и этапы деятельности. Такая форма может быть использована для выявления возможных ошибок, поиска причин собственных успехов и неудач.
3. Перспективная рефлексия представляет собой рассуждение о будущей деятельности, представление о порядке действий, планирование, выбор более эффективных методов на будущее.
Все три временные координаты рефлексии связаны между собой.
Ученые-исследователи выделяют следующие типы рефлексии.
1. Кооперативная рефлексия напрямую связана с проектированием, психологией управления, педагогикой, спортом. Психологическое знание этого типа рефлексии дает предложение о коллективных действиях и сотрудничестве в совместных действиях.
В то же время рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта от процесса деятельности, как «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к предыдущим, уже выполненным действиям, так и по отношению к запланированной деятельности, чтобы обеспечить взаимопонимание и согласованность действий при совместной деятельности. В таком случае акцент делается на результатах и выводах рефлексии.
2. Коммуникативная рефлексия рассматривается как наиболее важная часть общения и межличностное восприятие и характеризуется как специфическое качество познания человека другим человеком.
Данный аспект несет в себе ряд функций:
‒ регулятивная;
‒ познавательная;
‒ функция развития.
3. Личностная рефлексия изучает поступки субъекта, виды собственного «Я» как индивидуальности.
В свою очередь Н. И. Гуткина выделяет следующие виды рефлексии:
1. Логическая – рассматривается в области мышления;
2. Личностная – связана с самосознанием; она позволяет изучать собственные поступки. По мнению автора, личностная рефлексия проходит в несколько этапов:
1) переживание ситуации тупика;
2) дискредитация личностных стереотипов;
3) взгляд под другим углом на стереотипы, проблемы и себя самого.
3. Межличностная – рефлексия направлена на исследование межличностных отношений.
При взаимодействии личностной и межличностной рефлексии возникают такие специфические для подросткового возраста новообразования, как «рефлексивные ожидания», т. е. представления о том, как сам субъект рефлексии воспринимается другими людьми.
Отечественные ученые Б. П. Ковалев и С. В. Кондратьева в процессах педагогического общения выделяют следующие виды рефлексии.
1. Социально-перцептивная рефлексия. Предметом такой рефлексии выступает переоценка, перепроверка собственных мыслей и мнений, которые сформировались у обучающегося в процессе общения с другими обучающимися или учителем.
2. Коммуникативная рефлексия – осознание субъектом того, как его оценивают, воспринимают и относятся к нему другие. Иначе говоря, «я – глазами других».
3. Личностная рефлексия – осознание собственного сознания и действий, самопознание.
А. В. Карпов различает следующие уровни рефлексии в зависимости от сложности рефлексируемого содержания.
Первый уровень – рефлексивная оценка текущей ситуации, оценку собственных мыслей и чувств в конкретной ситуации, а также мониторинг поведения в ситуации другого человека.
Второй уровень включает в себя интерпретацию решения о том, что другой человек чувствовал в той же ситуации, что он думал о ситуации и самом предмете.
Третий уровень есть представление мыслей другого человека о том, как субъект воспринимает его или ее, а также о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о себе.
Четвертый уровень содержит представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о мыслях другого человека и о поведении субъекта в данной ситуации.
Рассматривая рефлексию в педагогической сфере, некоторые педагоги говорят о том, что в основе данного понятия лежат рефлексивные умения. Это вполне закономерно, потому что человек не рождается со способностью у рефлексии, и эти умения логично формировать в школьном возрасте.
Ю. И. Антонов дает следующее понятие рефлексивного умения – «…это умение осуществлять самоконтроль и оценку деятельности».
В свою очередь Т. Ф. Ушева рассматривает рефлексивные умения как освоенные обучающимися способы осуществления рефлексивной деятельности на основе знаний о средствах и способах осуществления рефлексии собственной деятельности.
Чтобы сформировать у обучающихся рефлексивные умения, мы должны рассмотреть условия, которые смогли бы обеспечить усвоение нового опыта. Будем исходить из того, что педагогические условия – «это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности».
Отметим педагогические условия, при которых обучающийся успешно овладеет рефлексивными умениями.
Организация учебного диалога в процессе обучения.
В основе человеческого взаимодействия, в частности и учебного, лежит диалог, который запускает мышление человека. М. М. Бахтин утверждает, что «истина рождается между людьми, совместно её ищущими в процессе их диалогового взаимодействия» [Цит. по 30].
Для того, чтобы приступить к диалогическому общению на уроке, учитель должен создать такую ситуацию, в которой у обучающихся возникло бы желание самовыражаться, раскрывать для себя других участников диалога; ситуацию, где каждый обучающийся будет чувствовать себя уверенно и осознавать свою ценность как активного участника диалога.
Диалог может возникнуть, если содержание учебного предмета будет истолковано неоднозначно или представлено с разных позиций; перед обучающимися будет поставлена проблема, задача или вопрос; у обучающихся будет возможность изложить собственную позицию, цели, задачи.
2. Обучение анализу деятельности с разных позиций.
Существует множество методик, способствующих смене позиции в деятельности. Благодаря коллективному способу обучения (КСО), работая в парах постоянного и сменного состава, ученики могут занимать позиции обучающего или обучающегося, что позволяет на этапе рефлексии провести анализ проделанной работы с разных позиций.
3. Установление субъект-субъектных отношений в учебном взаимодействии.
Отношения ученик-ученик, ученик-учитель должны быть взаимовыгодными. Имеется в виду, что каждый субъект реализует собственные цели в процессе разных взаимодействий во время учебного процесса.
Вопросы рефлексии изучаются не только отечественными педагогами, но также и их иностранными коллегами. По мнению некоторых зарубежных исследователей, рефлексия включает в себя мониторинг мышления учащихся или их обучения; сравнение этих данных с предполагаемыми целями обучения; принятие решений о сохранении, корректировке или прекращении подхода к обучению. Критическое осмысление педагогического опыта имеет первостепенное значение для повышения эффективности.
Исходя из опытов зарубежных ученых, мы можем выделить следующие плюсы рефлексии.
Рефлексия может быть полезной формой профессионального развития на разных этапах обучения.
Рефлексия развивает критическое мышление.
Она способствует личностному росту.
Она дает свободу учителям, чтобы улучшить свою собственную методику преподавания.
За счет лучшего понимания собственного индивидуального стиля обучения на основе рефлексивной практики, преподаватели могут повышать эффективность своей работы в классе.
Рефлексия обогащает личные размышления учащихся о своей работе и дает возможность усовершенствовать свой процесс обучения и самообучения.
При проведении рефлексии учитель сталкивается с некоторыми проблемами, например, нехватка времени и постоянное давление на учителей, чтобы они успели пройти с обучающимися учебную программу. Кроме того, личность учителя может быть очень важным фактором, так как если учитель не способен адекватно относиться и подстраиваться под какие-либо изменения, перемены или имеет отношение, в котором учитель не принимает разные точки зрения, то будет очень трудно использовать рефлексию [37]. Она просто окажется неорганичной и лишней для такого учителя.
Таким образом, проанализировав источники по теме исследования, мы можем сказать, что под рефлексией понимается анализ, осмысление, переосмысление и понимание собственной деятельности. Мы также можем говорить о том, что слова «самопознание» и «самоанализ» будут являться синонимами понятия «рефлексия». Далее мы пришли к выводу, что нет четкой, единой классификации видов рефлексии, на которую бы ссылались авторы, поэтому они выделяют свое понимание видов рефлексии, опираясь на ее временные формы, области научного исследования, и т.д. Формированию рефлексивных умений у школьников способствует реализация особых рефлексивных условий.
Список источников:
1. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал – 2003. – №5. С. 45– 57
2. Рябушкина, Т. М. Познание и рефлексия: Научная монография / Т. М. Рябушкина. – Москва: Канон + РООИ «Реабилитация», 2014. – 352 с. 32
3. Локк, Д. Сочинения: В 3-х т. Т. 2/ Д. Локк. – Москва : Мысль, 1985. – 560 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.