Сущностные характеристики развивающей предметно - пространственной среды как условия творческого развития детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Сущностные характеристики развивающей предметно - пространственной среды как условия творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.8
docx
05.05.2024
Сущностные характеристики развивающей предметно - пространственной среды как условия творческого развития детей  старшего дошкольного возраста
Сущностные характеристики развивающей предметно.docx

 Сущностные характеристики развивающей предметно - пространственной среды как условия творческого развития детей

старшего дошкольного возраста

 

В условиях модернизации современного дошкольного образования все больше ученых обращаются  к проблеме формирования развивающей предметно-пространственной  среды, раскрывающие ее многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурологическую роль.

В современной педагогике под средой понимается вся окружающая детей действительность, в условиях которой происходит их   интеллектуальное и личностное развитие.

                Среда  является стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями ее субъектов .

                Структурным компонентом развивающей среды учёные выделяют предметное окружение. Определяя предметное окружение как предметную среду, современные исследователи рассматривают её с точки зрения организации (организованная и неорганизованная среда); деятельности, осуществляемой в среде (игровая, учебная, продуктивная).

Сущность предметной среды, рассматривается  в трудах А.С. Макаренко, который, рассматривая структуру предметной среды, выделяет следующие ее компоненты: деятельностный, информационный (предметный), коммуникативный .

Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических видов деятельности, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, инициативность, стремление к творческому отображению познанного .

Научный и практический интерес представляют работы учёных, которые исследовали предметную среду детства О.В.Артамонова, О.А.Горбань, В.С.Мухина, Г.Л.Пантелеев, В.А.Пегровский, М.Н.Полякова,  Р.Б.Стеркина,  О.Б.Даплина,  Н.Лерноушек и др.

Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, учеными был введён термин «развивающая среда» (Н.А.Ветлугина, В.А.Петровский, О.Р.Радионова и др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребёнка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребёнка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.

В.А.Ясвин  рассматривает развивающую среду, как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно - предметном окружении.

Таким образом, рассмотрев различные подходы к определению развивающей предметно-пространственной среды, можно увидеть насколько это понятие является многогранным, охватывающим различные компоненты и возможности для развития детей дошкольного возраста.

                Однако, на данный момент в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного образования дано четкое название образовательному пространству дошкольной организации: развивающая предметно-пространственная среда, под которой мы понимаем часть образовательной среды, представленной специально организованным пространством (участком, помещениями  и т.п.), оборудованием, инвентарем, материалами, для развития детей дошкольного периода в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,  укрепления и охраны их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно - пространственная среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитывающую, организованную, коммуникативную, стимулирующую функции. Произведения искусства, которые присутствуют в развивающей предметно - пространственной среде детей дошкольного возраста, несут радость познания, открытия, вызывают эмоциональный отклик.

                Создание развивающей  среды, соответствующей требованиям  ФГОС дошкольного образования,  является   ключевой     задачей    дошкольных организаций, поскольку она обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей, позволяет проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Для развития творческих способностей в старшей группе детского сада развивающая предметно - пространственная среда представлена уголком художественного творчества.

Целью уголка художественного творчества является развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование творческого потенциала детей, формирование воображения, творческих способностей, эстетического восприятия, активности, самостоятельности.

В результате длительных исследований ученые пришли к выводу, что для того, чтобы среда стимулировала творческую, исследовательскую, познавательную активность, которые являются неотъемлемыми компонентами творческой деятельности детей, необходимо ее создавать, основываясь на основных принципах ее построения.

 В работах Г.Г.Григорьевой  раскрываются следующие основные принципы построения предметно - развивающей среды для самостоятельной изобразительной деятельности:

1. Принцип  сближения и дистанции позиции в общении  ребенка и взрослого, детей меж собой для установления контакта. То есть предметная среда должна сближать  детей и взрослого, способствовать между ними доверительному общению.

В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможные желания детей уединиться в творчестве.

2. Принцип стимулирования самостоятельности, активности, творчества.

В размещении оборудования нужна вариативность.  В старшей группе большое внимание уделяется коллективному изобразительному (продуктивному) творчеству, поэтому столы необходимо разместить так, чтобы была возможность объединить несколько дошкольников одним общим делом (например, рисованием).

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. Применительно к изобразительной деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке. Для самостоятельных занятий изобразительной деятельностью Г.Г.Григорьева предлагает выделять место, которое хорошо освещено. Для размещения изобразительного материала нужны полки либо шкафы, к которым дошкольники  имеют свободный доступ .

 В распоряжении детей должна быть бумага различного  формата и цвета, фломастеры, цветные карандаши, уголь, цветные восковые мелки, мел, краски, сангина, глина, пластилин, природный и «бросовый» материал.  Количество и качество материалов постоянно обновляют, меняют, должно быть предоставлено  место  для демонстрации детских работ в группе.

4. Принцип  гибкого и комплексного зонирования, то есть определенность места и расположение материала по изобразительной деятельности .

Таким образом, уголок художественного творчества - это зона, максимальной свободы и выражения детей дошкольного возраста.

Организация уголка художественного творчества должна соответствовать следующим требованиям: непрерывность, гибкость, вариативность, открытость, эстетичность, интегрированность.

С.Л.Новоселова обосновала требования к наполнению и созданию развивающей среды, в том числе и уголка художественного творчества со стороны психологического комфорта и психического развития:

- среда должна быть современной, отвечать основным положениям эргономики, удобной для детской деятельности;

- должна обеспечивать достижение перспективного и нового уровня в развитии детской деятельности;

- базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро - и микропространством деятельности ребёнка  и старших;

-  среда должна удовлетворять потребностям ближайшего,  перспективного и актуального развития детей, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;

- среда должна учитывать возрастные особенности ребёнка детского сада .

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях по изучению влияния развивающей среды на творческое развитие дошкольников, обращает внимание на эстетическую функцию в развитии: красивый внешний вид предметов и оборудования - все предметы должны быть сделаны из ярких, современных, красивых материалов, в отделке их возможно использование национального колорита.

 Несколько другое психологическое требование к предметно - развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности выделила Н.А.Рыжова, с ёё точки зрения среда должна быть  информативна и целесообразна, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, настраивать на эмоциональный лад . 

               Впоследствии,  Т.С.Комарова  считала, что  среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионального творчества педагога.

О.А.Чадова отмечает, что для того, чтобы уголок изобразительной деятельности действительно стал центром детского творчества  важно обратить внимание на  условия его  оснащения и оформления, а именно:

- расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность;

- использование детского дизайна в оформлении;

- наличие произведений искусства;

- соблюдение возрастных требований;

- изобразительный материал: возрастные требования, доступность, разнообразие;

- оборудование для рисования, аппликации, лепки;

- работа с цветом (дидактические игры, учебно - наглядный материал);

- различная техника изобразительного творчества (образцы);

- работа и линией (учебно - наглядный материал, дидактические игры);

- развитие композиционных умений (дидактические игры, учебно - наглядный материал);

- знакомство с народно - прикладным искусством (дидактические игры, учебно-наглядный материал);

- образцы из глины (предметы народного промысла, игрушки);

- жанры живописи;

- уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал);

- организация работы с детьми вне зоны художественно - эстетического развития - перспективные планы;

- наличие игрового персонажа .

Важно отметить, что  в  старшем дошкольном возрасте  необходимо развивать любые проявления инициативы дошкольников: самоорганизацию, самооценку, самостоятельность, самопознание, самовыражение, самоконтроль. Поэтому уголок художественного творчества организуется таким образом, чтобы каждый воспитанник детского сада имел возможность заниматься своим любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

Таким образом, продуманная, целенаправленная организация развивающей предметно - пространственной среды уголка по  изобразительной  деятельности играет большую роль в гармоничном воспитании и творческом развитии детей.

 


 

Сущностные характеристики развивающей предметно - пространственной среды как условия творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Сущностные характеристики развивающей предметно - пространственной среды как условия творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Принцип сближения и дистанции позиции в общении ребенка и взрослого, детей меж собой для установления контакта

Принцип сближения и дистанции позиции в общении ребенка и взрослого, детей меж собой для установления контакта

Важно отметить, что в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать любые проявления инициативы дошкольников: самоорганизацию, самооценку, самостоятельность, самопознание, самовыражение, самоконтроль

Важно отметить, что в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать любые проявления инициативы дошкольников: самоорганизацию, самооценку, самостоятельность, самопознание, самовыражение, самоконтроль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2024