сути буллинга

  • docx
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сути буллинга.docx

Слайд 1. УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, сегодня мы обсудим актуальную и острую проблему школьной травли, разберемся в сути буллинга, поговорим  об инструментах выявления и предотвращения травли в школе.

Буллинг распространяется по всему миру, как вирус, в последние годы особенно быстро. В нашей стране эта проблема была психологически точно поставлена в фильме Ролана Быкова «Чучело». Фильм вышел на экраны в 1982 году, а проблема буллинга уже стояла в советских школах, только о ней замалчивали. То, что сейчас она больше обсуждается, очень хорошо, ведь если проблема замалчивается, она не решится.

Буллинг – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта Kids-Poll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% – неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% – многократно. Доказательством этому являются также всё новые записи издевательств над сверстниками, появляющиеся в СМИ.

 Все знают, что в любой школе, в любом классе есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи. Есть дети, которые чаще других становятся жертвами хулиганов, задир, обидчиков. И унижение, издевательства, травля, насилие в разных формах это повседневная, обыденная реальность для некоторых школьников. Одни участвуют в этом процессе в качестве агрессора или жертвы. Другие — большинство, как очевидцы и свидетели. Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой « школьной дедовщины» а теперь жертвами буллинга? Так что же такое «буллинг»? Давайте с вами посмотрим небольшой ролик. (Ролик начало)

Я предлагаю вам подумать и ответить:

• Сталкивались ли Вы когда-нибудь с буллингом, в тот период, когда были ребенком?

• Что Вы помните о том времени?

• Какие чувства и эмоции ситуация вызывала у Вас тогда?

• Как Вы с ней справлялись?

 

Слайд 3.   БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ – систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить. Это психологический террор, он предполагает затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.

Травля детей со стороны сверстников, так называемый буллинг, приводит к возникновению агрессии и насилия в коллективе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам, существенно увеличивает риск суицида среди подростков.

Итак, рассмотрим ВИДЫ БУЛЛИНГА

Слайд 5. Словесный (вербальный) – оскорбления, насмешки, обзывание, запугивание, угрозы, сплетни.

Слайд 6. Физический – плевки, удары, щипки, пинки, толкание, подножки, выкручивание рук, любые другие действия, причиняющие боль и даже телесные повреждения, действия сексуального характера, кража или умышленное повреждение личного имущества жертвы.

Слайд 7.  Социальный (психологический) – оскорбительные жесты или действия, игнорирование, отказ от общения, исключение из игры, бойкот, вымогательство денег, еды, вещей или принуждение к чему-то.

Слайд 8. Кибербуллинг – буллинг с использованием гаджетов и интернета, SMS, электронные письма, оскорбительные комментарии, распространение личной информации, передача сообщений, фотографий и видео оскорбительного, агрессивного, сексуального содержания, снятие драк и травли и публикация в сети.

Слайд 9. В ситуации травли всегда есть:

Агрессор или буллер – человек, который преследует или запугивает жертву.

• Не признают ответственность, обвиняют жертву («Мы просто прикололись», «Ничего такого не делали», «Он/а сам/а виноват/а», «Шуток не понимает», «Мы не обязаны с ним/ней общаться» и т.д.).

• Присваивают агрессивный и неуважительный способ поведения с другими людьми и пренебрежение правилами (драки, воровство, вандализм,  прогулы школы, низкие учебные достижения, курение, употребление алкоголя, наркотиков).

• Подвержены депрессии. Несмотря на внешний вид, имеют средний или низкий уровень самооценки (считают себя влиятельными, но хотят занять более высокое положение).

• Учебные успехи у детей, занимающихся травлей, несколько ниже среднестатистических показателей.

Буллерами  чаще всего становятся те, кто растут без запретов и авторитета родителей, но в то же время им не хватает внимания и уважения взрослых. У большинства таких детей – ярко выраженные нарциссические черты характера, т.е. превосходство над другими людьми. Им все время приходится самоутверждаться за счет других людей, доказывать свое собственное превосходство.

Буллеры закипают от обиды, горечи, ненависти и гнева и часто имеют широкий спектр предубеждений в качестве средства для вымещения своего гнева на других. Ими движет зависть и ревность. Отказ - еще одна сильная мотивация для буллинга. Буллеры - это люди, которые не учатся на последствиях своих поступков. Они с детства знают как избегать неприятных последствий своего плохого поведения через реакции отрицания и притворяясь жертвой.

Жертва, человек, который подвергается агрессии

• Испытывает сложности с физическим и психическим здоровьем.

• Начинает отставать в учёбе.

• Может иметь склонность к суициду, девиантное поведение.

• Становятся тревожными, видят мир полным опасностей, а себя – неспособными оказать влияние на происходящее.

Сторонники – люди, находящиеся на стороне агрессора, сами не участвуют в издевательствах, но и не препятствуют им.

Наблюдатели (Последователи) – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, но соблюдающий нейтралитет.

Они с  удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или  демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.

В-третьих, кто-то принимает участие в травле от скуки, ради развлечения.

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

И, наконец, небольшой процент наблюдателей, таким образом, самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К. Железникова «Чучело» кривляется и паясничает, издевается над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников. «Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется».

Буллинг оставляет неизгладимый след в психике всех участников процесса. Жертва издевательств – самая пострадавшая сторона и последствия зависят от того, насколько долго продолжалась травля.

Длительные школьные издевательства сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. В дальнейшем такой ребенок пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот - другие дети избегают дружбы с жертвами буллинга, поскольку боятся, что сами в итоге станут жертвами следуя логике: «...Каков твой друг - таков и ты». В результате отверженности в школе такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

У подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии установлении личности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Категория наблюдателей или зрителей, которые видят издевательства, но поворачиваются спиной, также оставляет отпечаток в душе зрителя: голос совести притупляется, человек становится черствым, равнодушным, неспособным к сочувствию и состраданию, эти чувства просто в силу защитных реакций атрофируются.

Как же бороться с буллингом?

Внимание педагогов и психологов к проблеме буллинга неуклонно растёт, поскольку очевидным становится тот факт, что его своевременное предотвращение и помощь детям, уже ставшим жертвами травли со стороны сверстников должны исходить именно от взрослых. Как правило, сами дети оказываются бессильны решить эту проблему, ведь с буллером не всегда можно найти общий язык.

Еще З. Фрейд писал: «Нельзя винить только школу в том, что в ней столько насилия и в том, что дети совершают суициды». Школа и учитель не могут давать гарантий, что актов насилия не будет, но должны сделать все для создания группы, где каждый интересен, чувствует свою важность и может занимать место. Место, чтобы выражать свои чувства, которые потом не будут обесценены. Место, на котором тебя видно. Место, чтобы сказать, что ты думаешь о происходящем и возможность влиять на это происходящее.

Большая роль в решении этой проблемы принадлежит родителям.  Одними из неблагополучных семейных факторов, влияющих на буллинг являются: недостаток тепла и включенности членов семьи в жизнь ребенка, недостаток контроля и наблюдения, попустительское родительское поведение без твердости, вседозволенность, жестокий стиль воспитания, использующий физические наказания. 

Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти.

Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания. Многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, ищут поддержки на стороне.

Если Ваш ребёнок оказался жертвой буллинга, Вам как родителям необходимо:

Не оставлять его один на один с этой ситуацией. Выслушайте ребенка и разберитесь: в чем суть конфликта, как давно он длится, существует ли опасность для ребенка, а не просто отмахиваться словами Дай сдачи.

Помните о том, что ребенок, которого травят, не может завоевать симпатии одноклассников, если будет добиваться успехов в чем-то или совершать хорошие поступки. Он будет получать пятерки, его назовут «ботаником», будет помогать кому-то, назовут «слабаком» и так бесконечно. Его успехи будут провоцировать группу на еще большие нападки.

Сохраняйте спокойствие. Ребенку важно знать, что Вы справитесь с любой ситуацией. Разговаривайте с родителями буллеров. Но не вступайте с ними в конфликт. Вам нужно совместными усилиями помочь детям. Также стоит обратиться к школьным учителям и обратить их внимание на эту проблему.

Учителям же нужно не показывать свое физическое превосходство, а поговорить с буллером. Кроме того, за выходками буллера нельзя наблюдать, ведь ему нужны зрители для того, чтобы максимально проявить демонстративное поведение. При выходках на уроке можно попробовать отвлечься от занятия и сосредоточить внимание на буллере, попытаться привлечь его к учебному процессу.

Однако стоить помнить, что нельзя закрывать глаза даже на малейшее проявление травли, ведь разобраться с ситуацией можно только общими усилиями и только, если вовремя обратить на нее внимание.

Благодаря поддержке родителей, учителей  детям легче переживать проблемы в школе. На сегодняшний день ни один ребенок не должен чувствовать себя униженным, ни один ребенок не должен быть запуган и подвергаться психологическому или физическому насилию в детском саду, в школе или на улице.

В заключении я расскажу вам притчу.  

   Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды      она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою     злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея  решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как  только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее   камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для    Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи,     сказал: «Дорогая, я просил. Чтобы ты перестала причинять людям    страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не    отпугивала их». 

Мораль: нет ничего странного в том, чтобы шипеть на нехорошего    человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и  знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не   пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не   причиняя зло в ответ. 

Пусть ваши дети на зло , причиненное им не отвечают злом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если ваш ребёнок вовлечён в травлю в качестве обидчика:

Постарайтесь докопаться до истины, но избегайте длительных допросов.

Если ребёнок не идёт на контакт, скажите ему: «Я знаю, многим детям трудно говорить о таких вещах, но пойми, что я хочу помочь тебе, и мы можем поговорить об этом тогда, когда ты будешь готов».

Поставьте в известность администрацию школы.

Не занимайте оборонительную позицию по отношению к другим родителям, если они хотят поговорить с вами о ситуации.

Не наказывайте своего ребёнка за его поступки отчуждением, но дайте понять ему, что такое поведение будет иметь последствия.

Заводите разговоры о том, как и почему это могло произойти, и о том, каковы последствия.

Старайтесь поддерживать нормальную повседневную жизнь.

Объясните своим детям, что оставаясь свидетелями травли, они становятся соучастниками.

Слайд 15. Как помочь ребёнку избежать школьного буллинга

Прежде всего, родители должны, безусловно, любить своего ребёнка и поступать так, чтобы ребёнок знал, что у него всегда есть поддержка и опора в их лице.

Любого ребёнка, начиная с первого класса, очень важно предупредить, что его могут дразнить, высмеивать одноклассники, могут даже ударить. Если что-то подобное произошло, научите ребёнка, что необходимо немедленно рассказать о случившемся родителям или другим взрослым, которым ребёнок доверяет.

Научите Вашего ребёнка, для того чтобы избежать попадания в группу риска по школьному буллингу, поступать следующим образом:

- вести себя с другими без зазнайства, задираний и превосходства над другими;

- вести себя скромно: без хвастовства своими успехами, родителями и друзьями, вещами и предметами, без демонстрации своей элитарности (даже самые неординарные способности человека – это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими);

- вести себя самодостаточно, то есть проявлять себя достойно, без подлизываний к учителям, сверстникам или более старшим по возрасту школьникам, жить без ябед и обид, относиться с уважением к другим людям (одноклассникам, сверстникам и др.);

- не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами;

- решения класса или другого коллектива (группы людей) воспринимать с пониманием, уметь принимать их без игнорирования, если эти решения не противоречат нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива);

- проявлять и применять свою физическую силу лишь в случаях защиты себя или тех, кого обижают, без демонстрации физической силы «просто так»;

- вести себя без бахвальства своим талантом или увлечениями, научиться привлекать других к себе, а не отталкивать их от себя;

- одарённость Вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с Вашим ребёнком, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы на соревнованиях, олимпиадах различного уровня, а не отказываться от участия, мотивируя отказ постоянной занятостью).

Слайд 17. Научите Вашего ребёнка:

- найти себе друга, среди одноклассников, а ещё лучше несколько настоящих друзей;

- найти общий язык с каждым учеником в классе;

- приглашать одноклассников в гости;

- научиться уважать мнение своих одноклассников;

- не пытаться всегда побеждать в своих спорах со сверстниками;

- научиться проигрывать и уступать, если Ваш ребёнок на самом деле не прав.

В целях повышения авторитета своего ребёнка в кругу его одноклассников, родители могут:

- научить ребёнка без страха воспринимать своих одноклассников, у которых тоже есть свои проблемы;

- родителям наладить контакты с учителями и одноклассниками;

- участвовать в классных совместных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;

- приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;

- ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как разборки происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать.

- повышать самооценку ребёнка за счёт похвалы за его реальные достижения;

- в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;

- помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

- если ребёнок - жертва буллинга, то не нужно смиряться с участью жертвы, а нужно восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;

- не показывать свой страх и слабость, и вместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них.

- не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;

- не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;

- учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

 

Слайд 18. Если профилактические меры не помогли, и Ваш ребёнок оказался жертвой буллинга, Вам как родителям необходимо:

- прежде всего, понять истинную причину произошедшего с ним;

- убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;

- сообщить об этом учителю и школьному психологу;

- сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

- если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;

- при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;

- в целях предупреждения развития посттравматического стрессового синдрома важно обратиться к специалистам (психологу, психотерапевту);

- ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

О насилии в отношении ребенка могут свидетельствовать особенности его поведения, настроения, внешний вид, «беспричинные» пропуски занятий и снижение успеваемости. Если Вы заметили за своим ребёнком серьёзные перемены не в лучшую сторону, это повод задуматься и более пристально за ним понаблюдать, а в случае подтверждения опасений о травле ребёнка незамедлительно обратится к администрации школы, или к классному руководителю, или к психологу.

С развитием соцсетей детская и подростковая травля в школах приобрела новые формы.

Слайд 19. Подробнее хотелось бы остановиться на КИБЕРБУЛЛИНГЕ.

Согласно анонимным интернет-опросам, на сегодняшний день около половины детей и подростков скрывают от родителей что-то из своей онлайн-жизни, а треть из них знакомы или лично сталкивались с кибербуллингом. И если раньше травля происходила в школе открыто и жертва всегда знала обидчика, то сейчас любой может подвергнуться атаке в Сети. Зачастую родители узнают об этом довольно поздно, когда ребенку уже нанесен большой психологический ущерб. С какими видами кибербуллинга школьники могут столкнуться в интернете, кто становится жертвой и как обезопасить своих детей.

Что такое кибербуллинг?

Понятие "кибербуллинг" (от англ. cyber – кибер и bullying – задирать, запугивать) пришло к нам с Запада в конце 90-ых и стало активно использоваться с распространением интернета и соцсетей. Сегодня кибербуллинг формулируется как вид травли, подразумевающий агрессивное поведение по отношению к жертве и распространяющийся при помощи средств интернета (соцсетей, фото- и видеоконтента, электронных сообщений и др.). Обычно это понятие применяют по отношению к детям, а для взрослых чаще используется формулировка "киберхаррасмент".

Для начала перечислим наиболее популярные формы кибербуллинга в России:

– исключение из общения или групп (носит характер бойкота человека в интернете);

– домогательства, при которых одним человеком или группой формируются угрозы и преследования;

– аутинг (от англ. outing – предание гласности), то есть публикация персональных данных без согласия человека (например, подробности состояния здоровья или адреса проживания);

– киберсталкинг – одна из самых опасных форм буллинга, когда преследование человека переходит из виртуального мира в реальный, а сбор информации в интернете используется для запугивания или домогательств;

– поддельные профили, которые формируются на основе открытых данных о человеке (фото-, видеоконтент и данные, которые он сам публикует). На человека создается фейковый (поддельный) аккаунт, и от его имени рассылается ложная, негативная и компрометирующая информация;

– троллинг– намеренная социальная провокация или издевательства в сетевом общении.

Слайд 20. Кто становится жертвой

Многие родители на сегодняшний день не знают, что их ребенок делает в интернете, какие сайты посещает и какими ресурсами интересуется. По результатам исследования "Лаборатории Касперского", проведенного в январе 2019 года, 73 процентов родителей, имеющих детей в возрасте 7  лет, контролируют их действия в Сети. При этом, когда дети достигают возраста 10 лет, уровень контроля со стороны родителей снижается, за действиями своих чад в интернете следят уже только 50 процентов взрослых.

Сегодня аккаунт в соцсетях может завести человек в возрасте не менее 13 лет для Instagram и Facebook и 14 лет – для "ВКонтакте", хотя рекомендованным возрастом для "ВКонтакте" является 16–18 лет. Но большинство детей уже в 10–12 лет регистрируются в соцсетях, ставя в графе "возраст" цифру "14".

С кибертравлей может столкнуться любой ребенок независимо от возраста, самые сложные случаи приводят к психическому расстройству и даже суициду. Зачастую травля идет параллельно в школе и онлайн.

Обычно под видом злого незнакомца скрывается человек, который хорошо знает свою жертву. В реальном мире иногда сложно травить, потому что жертва может дать отпор. А в интернете можно относительно соблюдать анонимность и посягать практически на любого.

Подростки-недоброжелатели заходят с фейковых аккаунтов и начинают рассылать злобные сообщения жертве. Другой вариант, когда дети коллективно создают специальный аккаунт на сверстника, чтобы его травить. Весь класс выкладывает туда неприглядные фото и кажущиеся им смешные истории, которые на самом деле являются очень обидными для конкретного ребенка.

В итоге к травле могут присоединиться даже те, кто не знает жертву. А в небольших городах, где всего пять–шесть учебных заведений на весь город, это порой "гуляет" из школы в школу. Подросткам смешно и весело наблюдать за тем, как кого-то сфотографировали в неприглядной ситуации или нелепой позе, и они с радостью присоединяются к злобному "мейнстриму".

Вариантов травли – десятки: от банальных рассылок в WhatsApp в группе, где выкладывают фото с подписью "а зацените, как Игорь в туалет ходил и неправильно одел штаны", до анонимных угроз и звонков с оскорблениями. Был случай, когда мама выкладывала в соцсети фото купания своего ребенка, а спустя много лет, когда мальчик вырос, его недоброжелатель нашел эти фото и разослал сверстникам. И если мамины подружки восхищались, какой милый карапуз, то уже взрослые школьники смеялись и обсуждали, что у "карапуза" с тех пор выросло или не выросло.

Иногда такие группы с обсуждениями рождаются тайно от жертвы травли, но рано или поздно информация до нее доходит. Обычно жертву уведомляют: "Если хочешь на себя посмотреть – вот, можешь посмотреть, как мы здорово тут про тебя рассуждаем". И дают ссылку.

Лучшее решение – игнорировать инициатора

Эксперты по детской онлайн-безопасности "Лаборатории Касперского" считают, что проблема большинства тех, кто сталкивается с кибербуллингом, заключается в попытке отвечать на вызовы и провокационные вопросы от недоброжелателей.

Именно этой реакции ждет инициатор буллинга. Любой ответ и попытка оправдаться вызывают только большее желание написать еще, потому что недоброжелатель видит в этом слабость человека.

Лучшее решение проблемы – не реагировать и игнорировать подобные вызовы и сообщения. Самый простой вариант травли – найти больную точку и планомерно на нее давить. Тогда получается, что цель травли достигнута, человеку плохо. А если больной точки нет, то и травить бесполезно, потому что он не реагирует. Раз ткнули, два ткнули, а реакции ноль, приходится от него отстать.

Только если взрослый способен понять это самостоятельно, то ребенку необходима помощь. Эксперты по детской онлайн-безопасности рекомендуют в первую очередь завести аккаунт и "подружиться" в соцсети со своими детьми. Важно посмотреть, какие сообщения появляются у ребенка на стене, какие группы он посещает. Но ни в коем случае не в формате слежки (у ребенка тоже есть право на личную жизнь), а чтобы знать его интересы, потребности и темы, которыми он увлекается.

Также сегодня существуют специализированные программы родительского контроля, которые позволяют не только ограничивать детей от потенциально опасных ресурсов, но и фиксировать факты большого количества сообщений и постов ребенка в соцсети. Таким образом, взрослый может со своего телефона видеть объем поступаемых ребенку сообщений, не видя их содержимое (соблюдаются права гражданина на тайну переписки). И если количество сообщений резко увеличилось, стоит поговорить с ребенком.

Родителям ни в коем случае не стоит вмешиваться в переписку ребенка и начинать отвечать человеку, который его обижает. Ни с аккаунта ребенка, ни со своего, ни с какого-либо другого. В этом случае азарт инициатора кибербуллинга только возрастает, и онлайн-переписка может длиться бесконечно.

Первый важный шаг при личных оскорблениях в интернете – занести человека или всю группу людей в черный список, чтобы у них не было возможности писать.

Также можно пожаловаться администраторам соцсети на хамство, оскорбление и клевету. Но если кибербуллинг приобрел большие масштабы и в это включен уже не один обидчик, а целый класс, необходимо поставить в известность школу и классного руководителя.

Когда угрозы в соцсетях переносятся на реальный мир, начинают поступать угрожающие звонки и попытки найти человека ("я знаю, где ты живешь", "я буду следить за тобой" и так далее) – это уже повод обратиться в полицию. Главное – собирать все свидетельства угроз: делать скриншоты сообщений, сохранять оскорбительные фото, коллажи и видео, делать записи звонков. На телефон ребенка можно установить программу, автоматически записывающую все звонки, чтобы в случае угроз предоставить полиции реальные доказательства.

Слайд 21. И самое важное – нужно выстраивать общение со своими детьми так, чтобы они могли в любой момент к вам обратиться. Что бы ребенку ни писали в соцсети, он должен знать, что у него есть человек, способный его защитить. Тот, кто обладает авторитетом. Это может быть как один из родителей, так и старший брат, сестра или учителя. Психологически комфортная атмосфера в семье должна быть всегда, это вопрос доверия между ребенком и родителем, чтобы в случае опасной ситуации они могли рассказать все друг другу.

Каждый ребенок имеет право на счастье и наша задача -  ему это право обеспечить!

Слайд 22. Спасибо за внимание!


 

Скачано с www.znanio.ru