Традиции
Свадебная атрибутика « Платки невесты»
Традиционно самым главным атрибутом наряда балкарки считался платок. Женщины постарше носили два платка, снизу (чикиля) без бахромы небольшого размера. Он был из тонкой, нескользящей ткани, а сверху накидывался большой с бахромой. В недалеком прошлом второй платок «чикиля» был признаком того, что женщина перешла определенный возраст. Женщины помоложе и девушки, как правило, носили один платок.
По словам Лейлы Магомедовны Герузовой (урожд.Сарбашева) из Верхней Балкарии было три основных платка – «кюпес», «гыранча» «чомпал». «Кюпес» - представляет собой шёлковую шаль с бахромой из ткани «лаудан» (качество платка зависело от качества обработки шёлка). В данное время это шали среднего размера с не очень густой бахромой (фабричные), разных цветов, чаще употребляются для украшения свадебной процессии. «Гыранча» - большая шаль белого или кремового цвета различалась по качеству: «чий дарийден этилген» - в данном случае ткань из чистого шелка, с густой бахромой из шелка «чилле къурт» тутового шелкопряда; «мурса гыранча» - шаль из не очень долговечного шелка, более грубоватая по структуре. Также «гыранча» различались по крою: «тигилген гыранча» - букв. сшитая и «тигилмеген» в данном случае – цельная. Объяснялось это тем, что шёлковые ткани большой ширины были большой редкостью, поэтому «тигилмеген гыранча» цельные, считались более ценными, при узкой ширине ткани, брали две полосы и тонкими шёлковыми нитями вручную сшивали оба полотна, чтобы получить заготовку под шаль. Далее один угол (1/4) шали вышивался шёлковыми нитями. Самой искусной считалась та девушка, которая умела сделать незаметный шов при соединении двух кусков и красиво вышить гладью угол шали, про нее говорили «ариу къол ызы барды», или «къоллары алтынды» букв. у неё «золотые руки». После этого по периметру готовую шаль оплетали бахромой - «чачакъ тюйгендиле». Процесс оплетания бахромой был очень трудоемким, требовал определенных навыков, поэтому этим ремеслом занимались 1-2 человека в селе. В середине 80-х годов оплетание бахромой одного платка стоило 125 руб. «Чомпал жаулукъ» - платок из чистого шелка с набивным узором на самой ткани и такой же шёлковой бахромой. По словам информаторов, эти платки и другие вещи привозили из-за гор урии (скорее всего грузины) – люди, занимающиеся мелкой торговлей – в основном товар обменивался. После рождения в семье девочки, её родители обязательно приобретали такой платок и хранили его вплоть до её замужества. В доме мужа молодую невесту ставили за ширмой, натянутой между углами комнаты. Невеста, находясь в комнате за ширмой («мюйюш», «къаланкъа»), оставляла на голове один платок, а остальные накидывала поверх ширмы, чтобы все, кто входил, видели какие платки у нее есть.
«Кёрфе фота» - очень большая шерстяная шаль, по описанию Герузовой Лейлы, похожа на каракулевую шкурку, вся покрытая такими же завитушками с густой бахромой из самой ткани. Этот платок в В.Балкарии занимал особое – почетное место. Как правило, его дарили на свадьбе матери жениха среди прочих подарков (отцу дарили бурку с башлыком и серебряный кинжал с поясом). Из-за дороговизны такого платка только представители высшего сословия могли позволить себе делать такие подарки. В настоящее время эта шаль заменена не менее ценным, большим пуховым платком.
На свадьбе, во время обряда показа невесты, голову покрывали сначала «гыранча». Этот платок, спускали практически до кончика носа, закрывая лицо, а углы накидывали, на плечи.
«Гыранча» - оставшийся на невесте платок, передавался по наследству старшей из дочерей. В некоторых случаях, по словам моей бабушки Узденовой Гогуш Хаттаевны, этот платок после брачной ночи, отдавали женщинам со стороны жениха. Младшие девочки свадебные платки вышивали себе сами.
Два других платка свободно набрасывались поверх основного.
Одним из этих двух платков мог быть «чомпал жаулукъ», а другим так называемый «николай жаулукъ» (николаевский платок - времен царя Николая) или «мухарске» (может быть «бухарский»). Считалось очень престижным, если у невесты на голове был один из этих платков. У моей мамы также был один старинный платок, по периметру которого шла кайма без узора, а в центре имелся узор из мелких цветов на самой ткани.В более поздний период вместо «мухарске», появились «парча-орта» шали из парчи. Парча также оплеталась шёлковой бахромой, но уже с блестящими нитями под цвет парчи и хранилась в доме девушки до ее замужества.
В детстве я везде сопровождала свою бабушку и помню, как на одной свадьбе она возмущалась, что на невесте не было парчового платка. Она говорила: если нет бухарского, то хотя бы должен быть парчовый.
Хотя я была единственной дочкой, парчовых платков у нас в доме всегда было не менее пяти. Когда кто-то из родственниц выходила замуж, было принято дарить платок. Очень близким родственницам даже относили весь комплект платков, для невесты. Последний парчовый платок, который остался у нас в доме, стал экспонатом Центра балкарской культуры. Когда я выходила замуж в конце 80-х, парчовые платки вышли из моды и он мне не пригодился. На смену им пришли японские платки с шерстяной, шелковой бахромой и без бахромы.
Помимо больших платков на голове, у невесты были платки с бахромой обычных размеров на руках и в виде передника. На предплечья прикрепляли платок, обворачивая его вокруг руки и краешек заворачивали. Можно было потянуть - и он слетал с руки. Категорически нельзя было завязывать края платка в узелок. Вообще на одежде невесты не должно было быть ни одного узелка, ни булавок, ни иголок. Передник тоже закрепляли на поясе. Когда выводили невесту, старший рода произносил благословение. На невесту сыпали зерно, конфеты, деньги. Снимал платки с головы невесты подросток (со стороны жениха по отцовской линии) не моложе 14-15 лет или гость, которого хотели уважить. Накинутые на голову невесты платки он снимал с помощью специально подготовленного крепкого прута из ветки дерева, на некоторых свадьбах платки снимали с помощью кинжала, причём кинжал держали за лезвие, а под платок поддевали рукоятку. Хотя сейчас и не носят на поясе кинжалы, в нашем народе сохранилось поверье, что кинжал из ножен вынимался исключительно только в двух случаях: 1) при встрече с врагом лицом к лицу; 2) при рождении в семье ребенка мужского пола, кинжал вынимали, брали в обе руки, ставили на него гоппан с бузой и провозглашали тост.
Два верхних платка, так называемый фартук «ал ау», и «къол аула», накидывали на бабушку жениха по линии отца или самую старшую из присутствующих родственниц – это было проявлением знака уважения к старшим. На самом деле эти платки оставались в доме, если в семье была незамужняя девушка, то обязательно отдавали ей, если таковой не было отдавали племяннице или ближайшей родственнице исключительно по мужской линии.
Два носовых платка, закрепленные на кольцах на правой и левой руках, отдавались дедушке и бабушке жениха по линии отца. Мужской носовой платок был большого размера. Невестка шила их сама. Брался соответствующий кусок ткани, для украшения по периметру аккуратно вытягивались нити, а края подворачивались и очень аккуратно, чтобы не видно было стежков, пришивались. Женский носовой платок вышивался шёлковыми нитками и обвязывался по периметру крючком.
После свадьбы невестка должна была носить платок надвинутым на лоб, закрывающим шею и щеки. До недавнего времени считалось, что молодая невестка не оказывает должного уважения, если носит платок, завязанный на затылке, а не под горлом.
Обычай трех платков сохранился до сих пор. Правда, носовые платки на пальцах исчезли в 80-х. Сейчас в моде так называемые карачаевские платки, вышитые цветным шелком. Они очень красивые и дорогие. В основном сейчас все покупают в Дагестане готовые комплекты. В зависимости от качества ткани, цена варьируется от трех тысяч и выше. Сейчас стали привозить сирийские комплекты.
Отдельно хочу остановиться на платке, который остается на голове невесты. Обряд «баш ау алгъан» (снятие покрывала), не значит, что все сразу должны увидеть её лицо, во первых – неприлично было выходить сразу с открытым лицом к старшим, во вторых в том, что лицо было закрыто была своя причина - платок служил защитой от завистливого и дурного глаза.
Ульбашева Сафият,
учитель балкарского языка и литературы ,
высшей категории, МКОУ СОШ№6 г.о.Нальчик
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.