Предметные цели:
1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы на сверлильном станке, приспособлениями для сверления.
2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
3. Способствовать осознанию основного технологического материала.
4. Способствовать формированию представления об обработке металла и древесины.
5. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
6. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
- раскрыть причины некачественной работы при сверлении;
- выяснить последствия неправильной работы при сверлении.
7. Способствовать пониманию закономерности теории и практики:
- создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технология, черчения, математики.
- способствовать пониманию зависимости между предметами технология, черчение, математика.
урок . Правила ТБ при сверлении Документ Microsoft Office Word.docx
Технологии машинной обработки природных и
искусственных материалов.
Тема урока:
назначение,
устройство. Инструменты и оснастка при работе на
сверлильном станке.
Сверлильный станок:
Цели урока:
Предметные цели:
1.
Способствовать формированию и развитию
умений и навыков работы на сверлильном станке,
приспособлениями для сверления.
Способствовать
запоминанию
основной
терминологии технологических процессов.
3.
Способствовать
осознанию
основного
технологического материала.
Способствовать формированию представления об
2.
4.
5.
6.
обработке металла и древесины.
Способствовать
осознанию существенных
признаков понятий, технологических процессов.
Создать условия для выявления причинно
следственных связей:
раскрыть причины некачественной работы при
сверлении;
выяснить последствия неправильной работы при
сверлении.
7. Способствовать пониманию закономерности
теории и практики:
создать условия для выявления взаимосвязи между
предметами технология, черчения, математики. способствовать пониманию зависимости между
предметами технология, черчение, математика.
Личностные цели:
1.
Способствовать развитию речи обучающихся
(обогащение и усложнение словарного запаса новыми
техническими словами, ее выразительности и оттенков).
2.
овладению
Способствовать
основными
способами мыслительной деятельности обучающихся
(учить анализировать свою работу, выделять главное при
выстраивании технологического процесса, сравнивать
свою работу с работой друзей по классу, строить
аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе,
доказывать и опровергать свою правоту, определять и
объяснять технологические понятия при выполнении
определённых операций, ставить и разрешать проблемы во
время урока).
3.
Способность
своих
интеллектуальных способностей для труда в различных
сферах.
самооценке
к
4.
Способствовать развитию сенсорной сферы
обучающихся (развитие глазомера, ориентировки в
пространстве, точности и тонкости различения цвета,
света формы).
5.
Способствовать формированию и развитию
познавательного интереса обучающихся к предмету
«Технология».
6.
Способствовать овладению всеми видами памяти
обучающихся.
7.
Способствовать формированию и развитию
самостоятельности обучающихся на теории и практике. 8.
Способствовать осознанию необходимости
общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации.
9.
Способствовать формирования понимания
бережного отношения к природным и хозяйственным
ресурсам.
Метапредметные цели:
1.
Способствовать формированию и развитию
нравственных, трудовых, эстетических, патриотических,
экологических,
экономических и других качеств
личности.
2.
Способствовать
воспитанию правильного
отношения к общечеловеческим ценностям.
3.
Выбор для решения познавательных и
задач различных источников
коммуникативных
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет
ресурсы и другие базы данных.
4.
Соблюдение норм и правил культуры труда в
соответствии с технологической культурой производства.
Профориентационные цели:
Обобщить у обучающихся знания и сферах
1.
трудовой деятельности, профессиях, карьере.
2.
Способствовать формированию знаний и умений
объективно осуществлять самоанализ уровня развития
своих профессионально важных качеств и соотносить их с
требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к
человеку. 3.
Развивать представление о народном хозяйстве и
потребности в трудовой деятельности, самовоспитании,
саморазвитии и самореализации.
4.
5.
Воспитывать уважение к работающему человеку.
Сформировать представление о профессии
слесарь, сверловщик.
Материальнотехническая база:
1.
2.
3.
4. инструменты, приспособления: чертилка, шило ,
столярная мастерская;
верстаки;
станок сверлильный,
сверлильный станок, сверла;
5. материалы: древесина.
Дидактическое обеспечение:
рабочая тетрадь
1.
2. дополнительная
литература
(словари,
справочники);
учебнотехническая документация (УТД);
технологические карты (ТК), эскиз изделия;
3. образцы объектов труда, готовые изделия;
4.
образцы поузловой обработки изделий, детали
изделия;
5. материалы для контроля знаний учащихся;
карточкизадания: Сверление отверстий на
сверлильном станке;
кроссворд: (Рабочая тетрадь)
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный
опрос, демонстрация наглядных пособий, практические
работы.
Тип урока: комбинированный Вид урока: урокпрактикум
Словарная работа на уроке: сверлильный станок,
сверло, патрон, технологическая машина, ременная
передача, Техника Безопасности.
Ход урока
I. Организационная часть
1. Явка обучающихся на занятие.
2. Распределение рабочих мест (если необходимо).
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Проверка знаний ранее изученного материала.
На предыдущих уроках вы изучали тему: «Твердые и
мягкие породы древесины » давайте вспомним, что же
это.
4.1. Фронтальный опрос.
Вопрос 1. Какими свойствами облают материалы?
Вопрос 2. Назовите 23 вида пород древесины .
Вопрос 3. Какие изделия изготавливают из тверды и
мягких пород ?
Вопрос 4. Назовите профессии работников, занятых
работой с древесиной.
II. Теоретическая часть
1. Изложение нового материала.
Сверление. Инструменты и приспособления для
сверления
Сегодня мы познакомимся со сверлильным станком, а
также познакомимся с приёмами работы на сверлильном
станке.
Запишите тему в тетрадь. Ручные инструменты, применяемые для сверления
отверстий.
В начальных классах вы познакомились с
транспортными и транспортирующими машинами. На
сегодняшнем
с
технологическими машинами к которым относится и
сверлильный станок.
мы познакомимся
уроке
Основные части технологических машин (двигатель,
передаточный механизм, рабочий орган).
Сверлением называется технологическая операция
по обработке материалов резанием с помощью сверла.
Существуют различные виды сверл.
Наиболее
распространенные из них спиральные.
Спиральное сверло. Коническая зенковка. Во время сверления режущая часть сверла врезается в
материал изделия и снимает стружку, которая затем
отводится через винтовые канавки, расположенные на
направляющей части. Ленточка позволяет уменьшить
трение сверла о стенки отверстия. Хвостовик с лапкой
служит для закрепления сверла во время сверления.
При сверлении часто возникает необходимость
расширить верхнюю часть отверстия, чтобы углубить в
нее головку болта, винта, шурупа и т. д. Для этого
используют сверло большего диаметра или специальный
инструмент зенковку (см. рис).
Операцию по обработке верхней части отверстия
зенковкой называют зенкованием. При сверлении изделие
закрепляется неподвижно,
а сверлу сообщается
одновременно два движения:
движение резания вращательное вокруг оси и
движение подачи поступательное вдоль оси свела.
Сверление. Машинные тиски. Для закрепления заготовки во время сверления
обычно используют машинные тиски. На их основании
закреплена неподвижная губка, а по направляющей с
помощью винта с рукояткой может перемещаться
подвижная губка.
Изделие устанавливают между губками и вращением
винта рукояткой передвигают подвижную губку и прочно
закрепляют изделие в тисках.
Если сверление производится на сверлильном станке,
то сами тиски можно закрепить на столе станка для этого
в основании тисков сделаны выемки, а на столе станка
имеются специальные пазы. Установив в пазы стола и
выемки основания тисков болты с гайкой, тиски
закрепляют на столе сверлильного станка.
1. Перед установкой машинных тисков тщательно
протрите опорные плоскости стола и основания тисков
и слегка смажьте их машинным маслом.
2. При сверлении отверстий малого диаметра
тиски закреплять необязательно.
Для закрепления сверла во время сверления
приспособление
используют
сверлильный патрон.
специальное
Сверлильный патрон
Сверлильный станок В нем можно устанавливать сверло с
цилиндрическими хвостовиками разного диаметра.
Сверло закрепляется в патроне с помощью ключа.
Устройство сверлильного станка и работа на нем
Рассмотрим устройство сверлильного станка на
примере широко применяемого в школьных учебных
мастерских настольного вертикальносверлильного
станка. На этом станке можно сверлить отверстия
диаметром до 12 мм.
Включают станок с помощью пусковых кнопок.
Вращение от электродвигателя через ременную передачу,
закрытую ограждением, передается шпинделю станка. В
нижней части шпинделя устанавливается сверлильный
патрон в нем закрепляют сверло или другой режущий
инструмент. Поворотом рукоятки осуществляется подача
сверла при сверлении. На столе станка, с помощью тисков
или других приспособлений, закрепляют обрабатываемые
за готовки.
Приступая к работе на станке, осматривают его,
проверяют исправность. Нажимают на кнопку «Пуск» и
убеждаются, что станок работает. Нажатием на кнопку
«Стоп» выключают станок.
Устанавливают в шпинделе станка сверлильный
патрон для этого хвостовик патрона осторожно вводят в отверстие шпинделя и коротким толчком вверх
закрепляют патрон.
Установка патрона в шпинделе сверлильного
станка
Подбирают сверло нужного диаметра. Вставляют в
сверлильный патрон специальный ключ. Вращением ключа
против часовой стрелки разводят кулачки патрона.
Устанавливают в патрон сверло. Вращением ключа по
часовой стрелке надежно закрепляют сверло в патроне и
убирают ключ на место его хранения.
Закрепление сверла в патроне
Сверло должно быть зажато в патроне прямо, без
перекоса. Перекос можно обнаружить по неровному
вращению или так называемому биению сверла. Заготовку
с предварительно размеченным и накерненным центром
будущего отверстия размещают и закрепляют на столе
станка в машинных тисках. При сверлении отверстий
малого диаметра заготовки можно закреплять с помощью
ручных тисков или струбцин.
Включают станок и осторожно подводят сверло к
заготовке. Вершина сверла должна точно попасть в накерненную метку центра отверстия. Постепенно
усиливал нажим на ручку подачи, сверлят отверстие.
Работать надо очень внимательно. Перед окончанием
сверления и выходом сверла из сквозного отверстия
необходимо уменьшить подачу, так как в это время
может произойти так называемый подхват сверла и оно
может сломаться.
По окончании сверления вращением рукоятки подачи
в обратную сторону осторожно выводят сверло из
отверстия и кнопкой «Стоп» останавливают станок.
С помощью ключа вынимают сверло из патрона и
затем, используя специальный клин, снимают сам патрон.
Снятие патрона со станка
Вставляют узкий конец клина в выбивное отверстие
шпинделя и, слегка нажимая на широкий конец клина,
вводят его в глубь отверстия. При этом клин нажмет на
лапку хвостовика патрона и вытолкнет его из шпинделя.
Патрон поддерживают левой рукой, чтобы он не упал на
стол станка. Если хвостовик патрона держится в
шпинделе очень туго, то допускается снимать патрон,
слегка ударяя по торцу клина молотком. В этом случае,
чтобы не повредить патрон и поверхность стола, на стол
станка кладут деревянную дощечку. ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
К работе на сверлильном станке допускаются:
под руководством педагога (учителя, инструктора
по труду, педагога дополнительного образования и
т.п.), учащиеся 5 – 11 классов, прошедшие
медицинский осмотр и не имеющие медицинских
противопоказаний для работы на сверлильном
станке;
к самостоятельной работе (при работе с металлом)
(с согласия одного из родителей) учащиеся не
моложе 14 лет, прошедшие медицинский осмотр и
не имеющие медицинских противопоказаний для
работы на сверлильном станке (при работе с
металлом);
прошедшие инструктаж по технике безопасности;
ознакомленные с инструкцией по эксплуатации
сверлильного станка.
Работающий на сверлильном станке обязан соблюдать
Правила внутреннего распорядка учащихся. График
работы на сверлильном станке определяется календарным
планированием, утвержденным директором школы.
Опасными и вредными факторами при работе
на сверлильном станке являются:
физические (опасное напряжение в электрической
сети; движущиеся и вращающиеся части станка;
заусенцы на заготовках, отлетающие стружки при
обработке хрупких материалов; шум; вибрация; система вентиляции);
химические (пыль);
психофизиологические (напряжение внимания).
При работе на сверлильном станке должна
использоваться следующая спецодежда и индивидуальные
средства защиты: халат хлопчатобумажный, берет,
защитные очки. На полу около станка должна быть
решетка с диэлектрическим ковриком.
Учащийся обязан соблюдать правила пожарной
безопасности, знать места расположения первичных
средств пожаротушения.
Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и
уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь.
В процессе работы учащийся обязан соблюдать
правила ношения спецодежды, пользования средствами
индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать
правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее
место.
Обо всех неисправностях станка и системы
немедленно
учащийся
обязан
заземления
проинформировать педагога.
Рабочее место и рабочая зона должны иметь
достаточное освещение. Свет не должен слепить глаза.
Для смены сверл, очистки станка, уборки рабочего
места необходимо использовать вспомогательные
инструменты (ключ, крючок, лопата, щетка, скребок и
т.п.).
О каждом несчастном случае пострадавший или
очевидец обязан немедленно сообщить педагогу.
Учащиеся,
допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к
ответственности в соответствии с Правилами внутреннего
распорядка учащихся.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД
НАЧАЛОМ РАБОТЫ
Изучить содержание настоящей Инструкции.
Надеть спецодежду, тщательно заправить волосы под
головной убор и проверить средства индивидуальной
защиты (защитные очки; коврик диэлектрический).
Осмотреть рабочее место, убрать лишние и
мешающие предметы, обратив внимание на достаточность
освещения, наличие ограждений вращающихся частей
станка.
Проверить отсутствие внешних повреждений станка,
наличие и исправность тумблеров, переключателей и т.п.
Убедиться в исправности работы системы
вентиляции.
Произвести внешний осмотр станка и убедиться:
в свободном доступе к пусковому устройству;
в остроте заточки сверла, отсутствии трещин,
зазубрин;
в прочности закрепления сверла в патроне;
в том, что крепление сверла обеспечивает точное
его центрирование;
в том, что шпиндель сбалансирован и «не бьет» в
подшипниках;
в достаточной освещенности рабочего места.
Кратковременным
включением
исправность работы станка.
проверить В случае обнаружения неисправности станка,
инструментов учащийся обязан немедленно поставить в
известность педагога.
Запрещается самостоятельно включать станок в
электрическую сеть.
Не приступать к работе в случае обнаружения
несоответствия рабочего места установленным в данном
разделе требованиям, а также при невозможности
выполнить указанные в данном разделе подготовительные
к работе действия.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ
РАБОТЫ
Во время работы необходимо соблюдать настоящую
правила эксплуатации станка и
инструкцию,
инструментов, не подвергать их механическим ударам, не
допускать падений.
Следить за исправной работой станка, системы
вентиляции, целостностью изоляции и заземления.
Учащийся обязан:
работать на станке только при включенной
вытяжной вентиляции, в защитных очках;
поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем
месте;
надежно закреплять обрабатываемую деталь
зажимами;
подачу сверла на деталь производить плавно без
рывков;
при обработке деталей длиною более 1,5 м
пользоваться специальными подставками (при длине детали более 2 м должен быть оборудован
роликовый стол);
стружки из высверленного гнезда удалять только
при помощи щетки;
не удалять стружку при работающем станке;
материалы и детали складывать аккуратно в
определенном месте так, чтобы они не мешали
работе;
не останавливать и не тормозить руками
выключенный, но еще продолжающий вращаться
шпиндель;
особое внимание и осторожность проявлять в конце
сверления (при выходе сверла из материала
заготовки уменьшить подачу).
Во время работы запрещается:
переключать электрические разъемы при
включенном питании;
касаться проводов и других токоведущих частей,
находящихся под напряжением;
самостоятельно проверять наличие напряжения в
сети;
работать на станке в случае его неисправности,
искрения, нарушения изоляции и заземления;
закрывать станок бумагами и посторонними
предметами;
работать в перчатках, рукавицах;
тормозить руками патрон или вращающееся сверло;
тормозить шпиндель нажатием детали (торможение
производить при помощи тормозного устройства);
наклонять голову близко к вращающемуся шпинделю станка и сверлу;
держать руками при сверлении незакрепленную в
тисках деталь;
смазывать и охлаждать сверло во время работы
станка с помощью мокрых тряпок;
оставлять без присмотра включенный станок;
производить самостоятельно вскрытие и ремонт
станка;
сдувать стружку со станка или убирать ее руками;
производить уборку над и под работающим
станком или в непосредственной близости от его
движущихся частей;
вытирать рубильники и другие выключатели тока;
принимать и передавать какиелибо предметы через
вращающиеся части станка;
собирать в один ящик тряпки, отходы древесины,
бумаги и промасленной ветоши (для каждого вида
отходов должен быть отдельный ящик);
выполнять любые действия без разрешения
педагога.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В
АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В случае возникновения аварийных ситуаций
немедленно остановить станок нажатием кнопки «стоп» и
сообщить об этом педагогу.
При перегреве двигателя необходимо остановить его
и дать возможность охладиться. Охлаждать двигатель
водой или снегом запрещается.
При появлении стука,
изменении
характерного шума, перегреве сверла, подшипников,
вибрации, появлении запаха гари или дыма, поломке сверла, а также
при неисправности заземления корпуса станка прекратить
работу, отвести сверло от заготовки и немедленно
остановить станок. Сообщить об этом педагогу и
действовать в соответствии с его указаниями.
При получении травмы сообщить об этом педагогу.
При необходимости помочь педагогу оказать
пострадавшему первую помощь и оказать содействие в
его отправке в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО
ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
После окончания работы учащийся обязан:
отвести сверло от обрабатываемой детали и
выключить станок;
убрать стружку со станка при помощи крючка и
щетки, не сдувать стружку и не сметать ее рукой;
привести в порядок рабочее место, околостаночное
оборудование;
сложить в специальный шкаф инструмент и
приспособления, используемые при работе на
станке;
убрать
в отведенное место средства
индивидуальной защиты;
снять специальную одежду;
тщательно вымыть руки с мылом.
При обнаружении неисправности оборудования
проинформировать об этом педагога.
С разрешения педагога покинуть помещение
мастерской. Вводный инструктаж к практической работе.
1. Объяснение порядка выполнения учебнотрудового
задания.
2. Приемы самоконтроля во время работы и ее
результат.
III. Практическая работа
1.
Самостоятельная работа обучающихся по
выполнению полученного задания.
2. Текущее инструктирование и контроль.
IV. Итоговая часть урока.
1. Прием выполненных обучающимися работ.
2. Заключительный инструктаж итоги практической
работы.
3. Анализ типичных ошибок, раскрытие их причин,
дополнительное объяснение и показ приемов работы.
4. Подведение общих итогов занятия.
5. Задание на дом.
6. Уборка рабочих мест и всей мастерской.
Инструкция
Техники БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ: 1. Наденьте спецодежду.
2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной
передачи.
3. Надежно закрепите сверло в патроне.
4. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой
системы путем включения и выключения кнопок.
5. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках или кондукторе.
Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь
запрещается.
6. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
1. Не пользуйтесь сверлами с изношенными хвостовиками.
2. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только
того, как шпиндель станка наберет полную скорость.
после
3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить
центры
отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления
накалывают шилом.
4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При
выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.
5. Во избежание травм в процессе работы на станке:
а) не наклоняйте голову близко к сверлу;
б) не производите работу в рукавицах;
в) не кладите посторонние предметы на станину станка;
г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок.
Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной
кисточкой; д) не останавливайие руками патрон или сверло;
е) не отходите от станка, не выключив его.
6. Перед остановкой станка поднимите сверло от детали, после чего
выключите электродвигатель.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:
1. После выполнения работы удалите стружку со станка с помощью
щетки.
Из пазов станочного стола стружку уберите
металлическим
крючком.
Не сдувайте стружку и не сметайте ее руками.
2. Освободите сверло из патрона и сдайте его учителю.
3. Приведите себя в порядок.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Сверлильный станок: назначение, устройство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.