Муниципальное образовательное учреждение
«Гарболовская средняя образовательная школа»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Епархиальных курсов повышения квалификации
реализующих модуль
«Основы православной культуры»
В курсах «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
ТЕМА
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК .ПАСХА»
Выполнила :
учитель начальных классов
Н.Н.Василенко
д. Гарболово , 2023 г.
Тема: Светлый праздник .Пасха.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: создать условия для формирования представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных христиан.
Задачи: 1.Познакомить учащихся с традициями и обычаями православного праздника;
2.Раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи;
3.Воспитывать эмоционально-нравственное отношение к празднованию Пасхи на Руси;
4.Развивать умение работать с текстом;
5.Развивать коммуникативные качества.
Планируемые результаты:
Личностные: приобщение к традициям празднования православного праздника Пасхи;
Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Методы: частично-поисковый, наглядный.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», рабочая тетрадь А.В.Кураева, мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(Звучит музыка «Колокольный звон», на фоне музыки учитель приветствует учащихся) https://yandex.ru/video/preview/1018527940732457564
Вот опять звенит звонок
Приглашает на урок,
А название урока - Основы православной культуры.
Урок наступает - Торжество нас ожидает.
-Ребята, о чем возвещает звон колокола?
-Колокольный звон, который мы слышим сейчас, говорит нам о начале урока и будет звучать в завершении нашего урока.
(Слайд №1.)
2. Подготовка к восприятию.
(отрывок читает ученица )
Отрывок из ст. Павла Потехина
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля:
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
(Слайд №2.)
Учебные вопросы:
1.Главная мысль стихотворения.
2.О каком празднике говорится в стихотворении?
-Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Христа?
-Чем закончилась жизнь Иисуса на земле?
(просмотр видеофильма https://yandex.ru/video/preview/5196012081270921560 )
(Слай № 3.)
3.Формулирование темы и планирование деятельности
Чтец 1.
Пришел к нам праздник самый лучший,
Любимый самый и самый певучий,
Празднуйте люди, все вместе!
Воскрес Христос- и это не сказка!
Вот и наступила долгожданная …(пасха)
- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»
- Верно – это Пасха.
(Слайд №4.)
- Сформулируйте тему урока.(Ответы детей.)
Чтец 2.
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
- Что вы знаете об этом празднике?
- Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?
- Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?
- А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели, что такое пасха и как её празднуют.
4. Открытие нового знания
- На нашем мероприятии присутствует представитель церкви , преподаватель Воскресной школы, Александра. Сейчас Вам расскажет о главном духовном событии в жизни христиан.
-Ребята, а что же это за праздник – Пасха?
Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.
Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.
Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.
В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы.
Ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».
Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.
- Особенной является и последняя неделя перед Пасхой. Каждый день этой недели особенный и несёт свой смысл, имеет своё название.
Неделя перед Пасхой называется Страстной.
(Заранее подготовленные ученики рассказывают коротко о
каждом из дней, выделяя главное).
Приложение 1.
Учитель :
Страстная неделя – это особое время, кульминация всего христианского года. Как и всегда, срабатывает интересная закономерность: ожидание праздника и само по себе превращается в настоящий праздник. Конечно, Пасха – это великое торжество, настоящая радость христиан.
Она продолжается до великой субботы. В субботу прихожане идут в церковь на службу и для освящения пасхальных куличей, яиц, пасок.
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Многократно звучат «Христос Воскресе!»-«Воистину Воскресе». Совершается крестный ход вокруг церкви.
-Пасха – это семейный праздник, когда вся семья собирается за праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи.
-
5. Физминутка.
Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битье. Вот и мы сейчас с вами поиграем.
«Чокаться» яйцами, стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника - также древняя традиция. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
- Прослушайте интересную легенду , которую вам поведает сказатель.
- Что интересного узнали ?
-Вот по этому приданию более 2000 лет мы соблюдаем традиции, красим яйца , угощаем близких и друзей.
(Слайд № 5.)
https://yandex.ru/video/preview/14615238461716944707
.
6 . Продолжение работы по новой теме.
-
- Празднику предшествует почти двухмесячный пост.
(Один из учащихся делает сообщение о Великом посте перед
Пасхой, подготовленное заранее).
Приложение 2.
Работа с учебником.
Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.
- Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?
(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная
пасха)
Рассказ учителя о каждом из угощений, опираясь на уже имеющиеся знания у детей.
Предлагается учащимся дома расспросить бабушек или мам о том, какие ещё есть секреты окрашивания яиц и рецепты приготовления пасхи и кулича.
Рассказать об услышанном на уроке.
7. Закрепление
Работа с учебником. Найти в учебнике ответ на вопросы:
1 группа – Что означает имя «Иисус», почему его называют «Спасителем (Спасом)»?
1 группа – От чего людей спасает крестная смерть Иисуса Христа?
3 группа – Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
4 группа – В чём состоит христианский пост?
(Ответы детей)
Самостоятельная работа учащихся в православной тетради.
https://znanio.ru/media/tetrad_opk-1503
Пользуясь текстом учебника , дополни текст.
Имя Иисус значит ___________.
Христос именуется Спасителем, потому что на крест Он пошёл ради _______. Однако после распятия он ____________.
Воскресение - ___________________.
В честь этого особенно торжественно отмечается ___________.
(Проверка в парах)
Приложение 3.
8. Подведение итогов урока.
О чем вы расскажете дома родителям?
- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?
- На Руси в праздничную неделю повсюду слышен был колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола.
- Давайте послушаем, как звучит колокольный звон.
IX. Рефлексия.
1. |
На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. |
Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. |
За урок я |
не устал / устал |
5. |
Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
X. Задание на дом (на выбор):
1. Нарисуй пасхальную открытку
2.Расспросить бабушек или мам о секретах окрашивания яиц, и приготовления пасхи и кулича.
(Звучит музыка «Колокольный звон», на фоне музыки учитель приветствует учащихся) https://yandex.ru/video/preview/1018527940732457564
Приложение 1.
https://icocnews.ru/lessons/pashalnaya-nedelya-hrista-2.html
Великий понедельник
В этот день вспоминают две библейские истории:
Первая даже не связана с Христом напрямую. Верующие читают ветхозаветное послание об Иосифе, который был продан в рабство своими братьями. Близкие люди предали этого человека, однако он все равно остался верен Богу. Прошли годы, и Иосиф стал вторым лицом Египта после фараона. Поэтому этот герой предстает в образе страдальца, который потерпел огромные испытания, но все же был возвышен Богом. Также и Христос, которого предал Иуда, в итоге воскрес из мертвых и победил смерть и грех.
Второй эпизод связан с биографией Иисуса. Однажды он шел со своими учениками и увидел смоковницу (инжирное дерево), которое хоть и росло, но не давало никаких плодов. Спаситель сравнил ее с людьми, которые хоть и живут, и выполняют все свои обязанности, но страдают от духовной бесплодности. Вера, милосердие, снисходительное отношение к ближним – это то, что помогает человеку почувствовать душевный мир и получить настоящие плоды.
Интересно, что на Руси издавна в Великий понедельник было принято полностью прибраться в доме, побелить углы, очистить хлев, помыть скотину. К празднику начинали готовиться заранее – ведь ожидание торжества приближает нас к светлому дню, не правда ли?
Великий вторник
В этот день вспоминают сразу о нескольких проповедях Христа. Спаситель учил народ о воскресении мертвых, о том, что необходимо исполнять обязанности не только перед Богом, но и властью, а также рассказывал о Страшном суде.
Все эти и другие истории назидали людей и пробуждали в них веру. Ведь они искренне были убеждены в том, что Христос – Сын Бога, Мессия, приход которого уже давно ожидался благодаря предсказаниям пророков.
Великая среда
В среду вспоминают историю о предательстве Иуды Искариота, который выдал Христа фарисея всего за 30 серебреников. Примечательно, что впоследствии Иуда раскаялся в содеянном, пришел в отчаяние и совершил еще один тяжкий грех – он повесился на ветви осины. Легенда гласит, что сначала предатель выбрал березу, но та побелела от страха. А вот осина после повешения стала постоянно дрожать на ветру – как бы с ужасом содрогаясь от случившегося.
Еще в среду вспоминают об одной женщине, которая помогла подготовить тело Спасителя к погребению. До встречи с Христом она вела не вполне правильный образ жизни и прослыла грешницей. Положительное влияние Иисуса, искренняя вера этой женщины полностью изменили ее образ жизни, и в итоге она была прощена.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Считается, что в среду исповедь имеет особую силу. Поэтому верующим можно сходить в церковь, а также вознести молитву Господу о раскаянии в своих грехах.
Великий четверг
В народе его называют еще чистым. Принято ходить в баню и тщательно мыться всей семьей. Причем сделать это нужно до рассвета – т.е. фактически в среду вечером. Телесная чистота ничуть не менее важна чистоты духовной – об этом не стоит забывать.
До сих пор большое количество людей стремятся сходить в баню в Чистый четверг или просто совершить водные процедуры у себя дома всей семьей. И в этот же день по традиции принято подготовить куличи и крашеные яйца.
Дело в том, что в пятницу и субботу лучше не заниматься домашними делами. А в воскресенье уже будет пора праздновать, поэтому подготовиться стоит заранее.
А вот из историй, которые вспоминают в этот день, главное событие – это Тайная вечеря. Ей посвящены не только тексты Священного писания, но и некоторые произведения искусства – например, одноименная картина, которая принадлежит перу легендарного Леонардо да Винчи (нарисована в конце XV века).
Великий мастер стремился передать тот момент, когда Христос сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Конечно, все присутствовавшие были в смятении – и это можно заметить невооруженным глазом.
Интересно, что картина с момента своего создания и до сих пор хранится в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие (Милан, Италия). Во время Второй мировой в здание попала бомба. Разрушения были довольно серьезными, а само полотно не пострадало. В жизни много маленьких и больших чудес – стоит только оглянуться вокруг.(Демонстрация картины)
Великая пятница
Приближаются трагические события. Пятница – это день, когда состоялся суд над Христом и его распятие. Позорная смерть, которой предавали только разбойников, была уготована и Спасителю, исцелявшему людей, прощавшему грешников, воскресавшему из мертвых. В этот день читают 12 Евангелий Святых Страстей Христовых.
А во время вечерней службы выносят плащаницу – это ткань большого размера, на которой вышито (или нарисовано) изображение Христа, лежащего в гробе. Вокруг Спасителя стоят люди и оплакивают его.А вот сохранилась ли оригинальная ткань, в которую завернули тело умершего Иисуса? На эту роль претендует известная Туринская плащаница – полотно льняной материи (около 4 метров в длину).
Считается, что на ней проявился лик Христа, который даже запечатлен на негативе фотографии. Хотя православная и католическая церкви официально не признают достоверность этой истории, но тем не менее, воспринимают плащаницу как еще один символ страданий Спасителя.
Великая суббота
Кульминация Страстной недели. Спаситель умер еще в пятницу, а в субботу тело положили в гроб, который поставили в пещеру. Вход в нее заблокировали огромным камнем, какой по форме напоминал яйцо. Кстати говоря, одна из легенд утверждает, что именно поэтому яйцо стало символом Пасхи.Многие верующие стремятся попасть в храм, чтобы принять участие в пасхальной службе – всенощной, которая проводится примерно с 23 часов субботы до 2-3 часов воскресенья. Постоять можно и в течение нескольких минут, и в течение всего времени – в зависимости от возможностей здоровья.Но лучше, конечно, дождаться окончания богослужения. Ведь именно в этот момент можно оказаться в ряду первых людей в мире, которые произнесут в этом году: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
В эти дни верующие вспоминают страдания Господа, а еще приносят крашеные яйца и куличи в храм, чтобы освятить еду. Также в субботу в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, сходит благодатный огонь. И хотя признают чудо только представители православной церкви, радость верующих от этого не убавляется.
Приложение 2.
Сам Господь Иисус Христос постился 40 дней, и потому наш пост длится столько же. Давайте рассмотрим картину известного русского художника Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне». Обратите внимание, какие мрачные краски использовал живописец, как вы думаете, почему?
(Дети рассматривают картину , отвечают на вопрос)
Великий пост начинается сразу после Масленицы. Последнее воскресенье перед постом называется Прощенное: «Накануне в воскресенье совершили чин прощенья, в подражание святым мы друг другу всё простим». Великий пост - это лестница, ведущая людей к Богу. Каждая ступенька - это неделя (седмица) Великого поста, а потому их семь. Первая неделя строгая, в храмах в эти дни совершается особое богослужение, во время которого священники читают канон святого Андрея Критского. Вторая неделя по народному календарю — неделя рукоделия. Третья неделя Крестопоклонная. В среду пекли постные пироги с крестами на каждого члена семьи. Четвертая неделя - поминание всех святых. Пятая неделя - похвальная. Обычно в это время весна вступает в свои права, оживает вся природа. Шестая неделя — Вербная или Вход Господень в Иерусалим. На Вербное воскресенье люди освящали веточки вербы, приносили их домой, и потихоньку хлестали ими родных, желая им здоровья. При этом приговаривали: «Верба-хлёст бьёт до слёз, верба бела бьёт за дело, будь здоров!» Седьмая неделя называется страстной, она самая строгая, все люди готовятся к Пасхе.
Дети рассматривают лестницу Великого поста. 1. Торжество православия. 2. Седмица Святого Григория Паламы. 3. Крестопоклонная неделя. 4 Преподобного Иоанна Лествичника. 5. Марии Египетской. 6. Вход Господень в Иерусалим. 7. Страстная седмица.
Приложение 3.
Имя Иисус значит ___________. |
Христос именуется Спасителем, потому что на крест Он пошёл ради _______. Однако после распятия он ____________. |
Воскресение - ___________________. |
В честь этого особенно торжественно отмечается ___________. |
Приложение 4.
1. |
На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. |
Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. |
За урок я |
не устал / устал |
5. |
Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
Перечень использованной литературы:
· Кураев А. В. «Основы православной культуры» учебник для 4-5 классов, М. «Просвещение», 2012
· Кураева А.В. «Основы православной культуры» рабочая тетрадь , М.»Просвещение», 2012
· Этнокалендарь памятных дат, событий и праздников в культурных традициях жителей Санкт-Петербурга 2014 года, Спб, ЗАО «Фрегат», 2013
· Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2014» для учителей 1-4 классов, Спб, ЗАО «Фрегат», 2013
· Потехин П. «Пасхальный звон»
· Алтарёва С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. «Календарные, фольклорные и тематические праздники для начальной школы», М. «ВАКО», 2006
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.