Световые явления (конспект урока)

  • doc
  • 25.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Световые явления (конспект урока).doc

Конспект урока по физике
в 8  классе
«Световые явления»

          

Цель урока:

Образовательная - систематизировать и углубить знания и умения, навыки при решение качественных задач по световым явлениям.   

Развивающая: создать условия для  развития  умений  учащихся  анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: способствовать развитию навыков  коммуникативного общения учащихся.

Тип урока: обобщение материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Ход урока.

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация знаний.

Фронтальная работа с классом по вопросам:

1.      Что такое свет?

Предполагаемые ответы учащихся: видимое излучение.

2.      Что называется световым лучом?

Предполагаемые ответы учащихся: линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света

 

3.      Какому закону  подчиняется распространение света в однородной прозрачной среде?

Предполагаемые ответы учащихся: прямолинейному закону

 

4.      Что такое а) угол падения?

Предполагаемые ответы учащихся: угол, образовавшийся между падающим лучом и перпендикуляром

                 б) угол отражения?

Предполагаемые ответы учащихся: угол, образовавшийся между отраженным лучом и перпендикуляром

 

5.      Как читается закон отражения света?

Предполагаемые ответы учащихся: луч, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Угол падения равен углу отражения

 

6.      Какое определение вы дадите плоскому зеркалу?

Предполагаемые ответы учащихся: плоская поверхность, зеркально отражающая свет

 

7.      Каковы характеристики изображения даваемого плоским зеркалом? Предполагаемые ответы учащихся: мнимое, равное, симметричное

 

8.      Какое явление называется преломлением света?

Предполагаемые ответы учащихся: изменение направления светового луча при  переходе из одной среды в другую

 

9.      В каком случае угол преломления больше угла падения

Предполагаемые ответы учащихся: если световой луч переходит из среды оптически более плотной в менее плотную.

10.  Что называют линзой?

Предполагаемые ответы учащихся: прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.

 

11.  Какое определение вы дадите а) выпуклой линзе?

Предполагаемые ответы учащихся: линза, у которой края намного тоньше, чем середина.

б) вогнутой линзе? 

Предполагаемые ответы учащихся: линза, у которой края толще, чем середина.

 

12.  Что называется фокусом линзы?

Предполагаемые ответы учащихся: точка на главной оптической оси, в которой собираются параллельные  главной оптической оси линзы лучи после преломления.

 

13.  Что называется фокусным расстоянием линзы?

Предполагаемые ответы учащихся: расстояние от линзы до её фокуса.

 

14.  В каком случае оптическая сила линзы а) положительная? Предполагаемые ответы учащихся: если линза собирающая

    б) отрицательная?

Предполагаемые ответы учащихся: если линза рассеивающая

 

3.  Обобщение  материала:

1. Работа с индивидуальными заданиями

 (учащийся читает своё задание и даёт версию своего ответа, идет обсуждение)

Задачи «сыщика»

1.      Почему сыщик , осмотрев обгоревшую сторожку и выяснив у свидетелей, что в день пожара было жарко и солнечно, указал на графин с водой, стоявший на обугленном подоконнике, как на возможную причину пожара?

Предполагаемые ответы учащихся: Графин, наполненный водой, в воздухе мог действовать, как собирающая линза, солнечные лучи, прошедшие через графин, сфокусировались на каком-либо легко воспламеняющемся предмете, вызвав тем самым пожар.

 

2.      «Надо непременно хоть одним глазком увидеть, что творится за этим высоким забором», - решил сыщик. Применив длинную пластмассовую трубку, он радостно пошел покупать два плоских зеркальца. Зачем потребовались сыщику зеркала и трубка? И причем здесь физика?

Предполагаемые ответы учащихся: Он изготовил оптический прибор перископ. Перископ работает на явлении отражения света от двух плоских зеркал, меняет ход лучей и делает видимыми скрытые какой-либо преградой объекты.

 

Задачи «туриста»

1.      Можно ли при помощи льда развести костер?

Предполагаемые ответы учащихся: Да, если льду придать форму выпуклой линзы, она будет собирать световые лучи в одну точку.

 

2.      Если бывалый путешественник собирается в опасную дорогу, то он непременно возьмет с собой маленькое зеркальце. Зачем оно ему?

Предполагаемые ответы учащихся: С помощью зеркальца можно направить луч – солнечный или от фонаря в нужную сторону, чтобы привлечь внимание людей и сигнализировать о себе.

 

Задачи «астронома»

1.      Изменилось ли бы что-то в картине звездного неба (что именно?), если бы вдруг исчезла земная атмосфера?

Предполагаемые ответы учащихся:  Изменилось. Из-за преломления света в атмосфере Земли звезды кажутся нам выше над горизонтом, чем есть на самом деле. Без атмосферы звезды ( кроме находящихся в зените) будут наблюдаться ближе к горизонту.)

 

2.      Почему днем не видно звезд?

Предполагаемые ответы учащихся: Днем солнечный свет очень интенсивен и его рассеиваемая атмосферой часть, которую мы видим, значительно ярче света звезд.

 

2. Вопросы творческих групп.

1) Вопросы от литературного общества.

     1. Прочитайте начало одного стихотворения Ф.И.Тютчева:

«День вечереет, ночь близка

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака».

 

ВОПРОС: Почему вечером тени удлиняются?

Предполагаемые ответы учащихся:  За счет увеличения угла падения лучей.

 

2.      В повести В.Катаева «Белеет парус одинокий» есть такие слова: «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опущенное в воду, казалось сломанным».

ВОПРОС: Почему весло казалось сломанным?

Предполагаемые ответы учащихся:  Из-за преломления световых лучей водой.

 

3.      « С каждой минуты тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры. Луна приобрела медный оттенок, а часть её поверхности, которая не была ещё охвачена мраком, стена пепельно-серой. Кольцо тени всё больше закрывало луну – оно теперь заволокло более половины её кроваво-красного диска, а багровая мгла сгущалась больше и больше…»

ВОПРОС: Почему луна приобрела медный оттенок, а потом стала кроваво-красной?

Предполагаемые ответы учащихся: Описано лунное затмение. Лучи красного света менее всего подвергаются рассеянию земной атмосферой, они проходят сквозь неё и попадают на Луну, оказавшуюся в тени Земли.

 

 2) Вопросы от любителей искусства:

        1.Чем объясняется блеск ограненных драгоценных камней?

Предполагаемые ответы учащихся: огранку делают таким образом, чтобы свет, попавший в камень, после многократных отражений от его внутренних поверхностей выходил через определенные грани. Переливы объясняются дисперсией света при его переходе из воздуха в камень и при выходе из него.

 

        2.Почему в живописи применяют такой прием: предметы, которые должны нам казаться далёкими, изображают размытыми, без четких контуров и более бледными, чем близлежащие?

Предполагаемые ответы учащихся: это объясняется особенностью восприятия.  Если человек рассматривает далекие предметы, то их изображения получаются на сетчатке глаза размытыми. От удаленных объектов в глаз поступает более слабый световой поток, поэтому они кажутся более бледными.

 

         3. На своих рисунках дети обычно изображают Солнце круглым, а его лучи – идущими от него во все стороны. Солнечные лучи, пробивающиеся к нам сквозь тучи, тоже представляются нам расходящимися и идущими из одной точки. Между тем лучи солнца, падающие на Землю почти параллельны. Как объяснить такое противоречие?

Предполагаемые ответы учащихся: это особенность зрения. Когда мы смотрим на далекие предметы, лучи нам представляются исходящими из одной точки. Подобное наблюдается, когда мы глядим на уходящие в даль параллельные железнодорожные рельсы: они кажутся нам сходящимися в бесконечности.

 

3. Экспериментально-демонстрационные задачи.

Опыт №1

Оборудование: прозрачная стеклянная пластинка, сосуд с толченым стеклом, экран и кодоскоп.

Вопрос: Стеклянная палочка прозрачна. Почему же толченое стекло непрозрачно?

Предполагаемые ответы учащихся: Поверхность частиц толченого стекла неровная, поэтому большинство падающих на их поверхность лучей рассеивается, а те, что прошли в стекло, испытывают многократные отражения от краев, и лишь часть может выйти из него.

 

Опыт №2

Оборудование: закопченная ложка, прозрачный сосуд с водой.

Вопрос: Почему закопченная черная ложка в воде кажется серебристой? Предполагаемые ответы учащихся: Вода плохо взаимодействует с сажей, покрывающей ложку, поэтому вокруг ложки, погруженной в воду, остается тонкий слой воздуха; лучи света испытывают полное отражение от границы раздела «вода – слой воздуха»  около ложки, поэтому она кажется серебристой.

 

4.      Подведение итогов урока.

5.      Домашнее задание:  стр. 135 вопросы 2,3 (Л.А. Кирик)