Связь спортивного результата с талантом и одаренностью.

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В.В. Клименко [3] дает определение: «Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, нив конструкции тела, ни в имеющихся способностях. Талант – это человек, оригинально решающий известные задачи». Бытует мнение, что каждый ребенок талантлив. Это значит, что при правильном определении его склонностей и развитии его одаренностей может обнаружить дарование в одной или нескольких областях человеческой деятельности. Необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, который включает в себя не только выявление одаренности детей и подростков и их особенностей, но и выявление роли обучения в развитии разных видов одаренности. Уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни при занятиях спортом с раннего возраста, уже проявляют ярко выраженные способности, другие же в силу сложившихся обстоятельств, к спортивным занятиям были допущены позже.
Иконка файла материала statya.docx
Связь спортивного результата с талантом и одаренностью. Ключевые   слова:   одаренность,   талант,   способности,   индивидуальность, личностные особенности, возрастные особенности, прогнозирование, результат. Одаренность   и   талант   –   это   слишком   сложный   в   психологическом отношении ансамбль качеств личности, чтобы полагать, что у каждого человека существует   возможность   самостоятельно,   неповторимо,   оригинально   и творчески   выполнить   любую   деятельность.   Чаще   делается   вывод   о   том,   что способности   с   одной   стороны,   одаренность   и   талант   ­   с   другой.   Говоря   о способности,   подчеркивают   возможность   человека   что­то   делать,   а   говоря   о таланте, подчеркивают прирожденный характер данного качества – способности человека. В.В. Клименко [3] дает определение: «Сущность таланта в способности к действию,   его   не   следует   выискивать   ни   в   особых   достоинствах   мозга,   нив конструкции   тела,   ни   в   имеющихся   способностях.   Талант   –   это   человек, оригинально решающий известные задачи». Бытует   мнение,   что   каждый   ребенок   талантлив.   Это   значит,   что   при правильном определении его склонностей и развитии его одаренностей может обнаружить   дарование   в   одной   или   нескольких   областях   человеческой деятельности. Необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно   продолжительный   процесс,   который   включает   в   себя   не   только выявление одаренности детей и подростков и их особенностей, но и выявление роли обучения в развитии разных видов одаренности. Уровень   и   характер   проявления   одаренности   очень   индивидуальны   и заключаются в том, что одни при занятиях спортом с раннего возраста, уже проявляют   ярко   выраженные   способности,   другие   же   в   силу   сложившихся обстоятельств, к спортивным занятиям были допущены позже. Другая   сторона   этой   проблемы   состоит   в   том,   что   многие   спортсмены, обладающие уникальными способностями и одаренностью, уходят из спорта, не раскрыв своих возможностей и таланта из­за того, что в отношении к ним была применена   стандартная   система   подготовки,   не   учитывающая   их индивидуальных возможностей, функциональных и адаптационных резервов [6]. Известно, что многие выдающиеся спортсмены в детстве ничем не выделялись и, наоборот   многие   юные   таланты,   так   и   остались   бывшими.   Вероятно,   только признание генных зависимостей темпа личностного и индивидуального развития от   генотипа   объясняет,   почему   детская   одаренность   часто   не   приводит   к высоким достижениям во взрослом состоянии. Можно предположить, что кроме влияния среды, реально работает программа, определяемая генотипом.  Действительно, генотипический  тип созревания может быть ускоренным, что часто и проявляется в практике развития, а конечный результат развития тем же генотипом может быть задан как норма [1]. В таком случае ускорениеразвития в один период, под влиянием генетических факторов, может, может сменяться замедлением в другой период под его же влиянием. При этом признаки одаренности, по которым судят о ребенке, могут быть кратковременными,   относящимися   преимущественно   к   данной   поре   жизни,   а могут   быть   и   долговременными,   выражающими   подлинное   становление индивидуальности   и  являющимися   предвестниками   более  зрелых   достижений [5]. Естественно,   что   в   каждом   случае   причины,   по   которым   одаренность осталась   незамеченной,   различны.   Одаренность   может   не   проявляться   до определенного времени, либо родители, педагоги и другие взрослые не обратили внимания   на   имеющиеся   предпосылки,   или   не   хватило   знаний,   не   сработала интуиция, а могли просто не заметить в ребенке выдающихся потенциальных возможностей, считая наиболее ценными совсем другие. Неизвестно, в каких случаях детскую подростковую одаренность, следует рассматривать   как   гарантию   будущих   высоких   достижений   личности   в различных   областях   деятельности   в   целом   и   в   спортивной   деятельности   в частности. Это подтверждает, что характер и уровень проявления способностей и одаренности очень индивидуальны, а система тренировочного процесса слабо учитывает психофизиологическую специфику детей и подростков. Оценка   и регуляция   механизмов   одаренности   и   их   значение   для   дальнейшего   роста   – сложная задача. Тщательное   изучение   факторов,   способствующих   достижению спортсменами выдающихся результатов говорит о том, что каждый незаурядный спортсмен – это яркая индивидуальность. Применительно   к   спортивной   деятельности   одаренность   представляет собой   индивидуально­своеобразное   сочетание   способностей.   В   основе успешного   выполнения   всякой   деятельности   находится     разнообразное сочетание способностей [1]. В числе первых это было озвучено С.А. Рубинштейном (1989), он писал: «… если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых   зависит   продуктивность   его   деятельности,   то   в   нее   включаются   не только интеллектуальные, но все другие свойства и особенности личности, в частности   эмоциональной   сферы,   темперамента   –   эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.». Целостное   представление   было  дано  Б.А.  Тепловым   в  его   исследовании умственных   способностей   выдающихся   полководцев,   таких   как   Наполеон   и Суворов.   Им   было   показано,   что   одаренность   не   может   быть   понята   как проявление   интеллекта,   она   представляет   собой   единство   интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности [7]. Целостный подход к изучению индивидуального развития одаренных детей использовался   в   исследованиях   Н.С.   Лейтоса   [5].  Это   позволило   определить качественное   своеобразие   умственных   возможностей   детей,   возрастных предпосылок становления общей одаренности, а также выделить ее основныесоставляющие:   неустанную   активность,   стремление   к   самому   процессу познания, высокий уровень интеллекта и творческих способностей.          С  осторожностью нужно относится к прогнозам, поскольку одаренность – это   уровень   общих   способностей   ребенка.   Этот   уровень   обусловлен   всем процессом   развития   личности.   Органические   предпосылки   развития способностей   человека   обуславливают,   но   не   предопределяют   одаренности человека и возможностей ее развития. Наряду с этим значительное влияние на формирование одаренности оказывает самооценка, мотивация деятельности. Литература 1. Богоявленская   Д.Б.   Психология   творческих   способностей/Д.Б. Богоявленская. – М., 2002. – 318 с. 2. Воробъев   А.Н.   Принцип   индивидуализации   –   функция   или закономерность   в   современном   тренировочном   процессе?   А.Н. Воробъев// Теория и практика физ. культуры, 1986. ­ № 6 – С.29­31. 3. Клименко   В.В.   Психологические   тесты   таланта/   В.В.   Клименко.   – Харьков, 1986. 4. Ильин   Е.П.   Об   адекватности   пониманиясвязей   свойств   нервной сиситемы   с   эффективностью   деятельности   поведением   спортсменов /Е.П. Ильин//Теория и практика физической культуры, 1985. ­ № 6. – С.52­56. 5. Лейтос Н.С. Психология одаренности детей и подростков/Н.С. Лейтос. – 6. М., 2003 – 334 с.   Платонов   В.Н.   Подготовка   квалифицированных   спортсменов/   В.Н. Платонов. – М., 1986 – 287 с. 7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М. Теплов – М.,  ­ 1961 – 536 с. 8. Сальников В.А. Одаренность и талант как основное условие достижения выдающегося   спортивного   результата/   В.А.   Сальников//   Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – М., 2007. ­  № 2 – С.61­ 66.