В.В. Клименко [3] дает определение: «Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, нив конструкции тела, ни в имеющихся способностях. Талант – это человек, оригинально решающий известные задачи».
Бытует мнение, что каждый ребенок талантлив. Это значит, что при правильном определении его склонностей и развитии его одаренностей может обнаружить дарование в одной или нескольких областях человеческой деятельности.
Необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, который включает в себя не только выявление одаренности детей и подростков и их особенностей, но и выявление роли обучения в развитии разных видов одаренности.
Уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни при занятиях спортом с раннего возраста, уже проявляют ярко выраженные способности, другие же в силу сложившихся обстоятельств, к спортивным занятиям были допущены позже.
Связь спортивного результата с талантом и одаренностью.
Ключевые слова: одаренность, талант, способности, индивидуальность,
личностные особенности, возрастные особенности, прогнозирование, результат.
Одаренность и талант – это слишком сложный в психологическом
отношении ансамбль качеств личности, чтобы полагать, что у каждого человека
существует возможность самостоятельно, неповторимо, оригинально и
творчески выполнить любую деятельность. Чаще делается вывод о том, что
способности с одной стороны, одаренность и талант с другой. Говоря о
способности, подчеркивают возможность человека чтото делать, а говоря о
таланте, подчеркивают прирожденный характер данного качества – способности
человека.
В.В. Клименко [3] дает определение: «Сущность таланта в способности к
действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, нив
конструкции тела, ни в имеющихся способностях. Талант – это человек,
оригинально решающий известные задачи».
Бытует мнение, что каждый ребенок талантлив. Это значит, что при
правильном определении его склонностей и развитии его одаренностей может
обнаружить дарование в одной или нескольких областях человеческой
деятельности.
Необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей –
достаточно продолжительный процесс, который включает в себя не только
выявление одаренности детей и подростков и их особенностей, но и выявление
роли обучения в развитии разных видов одаренности.
Уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и
заключаются в том, что одни при занятиях спортом с раннего возраста, уже
проявляют ярко выраженные способности, другие же в силу сложившихся
обстоятельств, к спортивным занятиям были допущены позже.
Другая сторона этой проблемы состоит в том, что многие спортсмены,
обладающие уникальными способностями и одаренностью, уходят из спорта, не
раскрыв своих возможностей и таланта изза того, что в отношении к ним была
применена стандартная система подготовки,
не учитывающая их
индивидуальных возможностей, функциональных и адаптационных резервов [6].
Известно, что многие выдающиеся спортсмены в детстве ничем не выделялись и,
наоборот многие юные таланты, так и остались бывшими. Вероятно, только
признание генных зависимостей темпа личностного и индивидуального развития
от генотипа объясняет, почему детская одаренность часто не приводит к
высоким достижениям во взрослом состоянии. Можно предположить, что кроме
влияния среды, реально работает программа, определяемая генотипом.
Действительно, генотипический тип созревания может быть ускоренным,
что часто и проявляется в практике развития, а конечный результат развития
тем же генотипом может быть задан как норма [1]. В таком случае ускорениеразвития в один период, под влиянием генетических факторов, может, может
сменяться замедлением в другой период под его же влиянием.
При этом признаки одаренности, по которым судят о ребенке, могут быть
кратковременными, относящимися преимущественно к данной поре жизни, а
могут быть и долговременными, выражающими подлинное становление
индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений
[5].
Естественно, что в каждом случае причины, по которым одаренность
осталась незамеченной, различны. Одаренность может не проявляться до
определенного времени, либо родители, педагоги и другие взрослые не обратили
внимания на имеющиеся предпосылки, или не хватило знаний, не сработала
интуиция, а могли просто не заметить в ребенке выдающихся потенциальных
возможностей, считая наиболее ценными совсем другие.
Неизвестно, в каких случаях детскую подростковую одаренность, следует
рассматривать как гарантию будущих высоких достижений личности в
различных областях деятельности в целом и в спортивной деятельности в
частности. Это подтверждает, что характер и уровень проявления способностей
и одаренности очень индивидуальны, а система тренировочного процесса слабо
учитывает психофизиологическую специфику детей и подростков. Оценка и
регуляция механизмов одаренности и их значение для дальнейшего роста –
сложная задача.
Тщательное изучение факторов,
способствующих достижению
спортсменами выдающихся результатов говорит о том, что каждый незаурядный
спортсмен – это яркая индивидуальность.
Применительно к спортивной деятельности одаренность представляет
собой индивидуальносвоеобразное сочетание способностей. В основе
успешного выполнения всякой деятельности находится
разнообразное
сочетание способностей [1].
В числе первых это было озвучено С.А. Рубинштейном (1989), он писал: «…
если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от
которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не
только интеллектуальные, но все другие свойства и особенности личности, в
частности эмоциональной сферы,
темперамента – эмоциональная
впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.».
Целостное представление было дано Б.А. Тепловым в его исследовании
умственных способностей выдающихся полководцев, таких как Наполеон и
Суворов. Им было показано, что одаренность не может быть понята как
проявление интеллекта, она представляет собой единство интеллектуальных,
волевых и эмоциональных качеств личности [7].
Целостный подход к изучению индивидуального развития одаренных детей
использовался в исследованиях Н.С. Лейтоса [5]. Это позволило определить
качественное своеобразие умственных возможностей детей, возрастных
предпосылок становления общей одаренности, а также выделить ее основныесоставляющие: неустанную активность, стремление к самому процессу
познания, высокий уровень интеллекта и творческих способностей.
С осторожностью нужно относится к прогнозам, поскольку одаренность –
это уровень общих способностей ребенка. Этот уровень обусловлен всем
процессом развития личности.
Органические предпосылки развития
способностей человека обуславливают, но не предопределяют одаренности
человека и возможностей ее развития. Наряду с этим значительное влияние на
формирование одаренности оказывает самооценка, мотивация деятельности.
Литература
1. Богоявленская Д.Б.
Психология творческих способностей/Д.Б.
Богоявленская. – М., 2002. – 318 с.
2. Воробъев А.Н.
Принцип индивидуализации – функция или
закономерность в современном тренировочном процессе? А.Н.
Воробъев// Теория и практика физ. культуры, 1986. № 6 – С.2931.
3. Клименко В.В. Психологические тесты таланта/ В.В. Клименко. –
Харьков, 1986.
4. Ильин Е.П. Об адекватности пониманиясвязей свойств нервной
сиситемы с эффективностью деятельности поведением спортсменов
/Е.П. Ильин//Теория и практика физической культуры, 1985. № 6. –
С.5256.
5. Лейтос Н.С. Психология одаренности детей и подростков/Н.С. Лейтос. –
6.
М., 2003 – 334 с.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов/ В.Н.
Платонов. – М., 1986 – 287 с.
7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М. Теплов – М.,
1961 – 536 с.
8. Сальников В.А. Одаренность и талант как основное условие достижения
выдающегося спортивного результата/ В.А. Сальников// Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка – М., 2007. № 2 – С.61
66.