Связь заглавия и главной мысли текста.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Словарная работа. 4 3 На доске записаны слова: медведь, лиса, петух, корова, комар, заяц, сорока, лягушка. Учитель называет заглавие русской народной сказки – «Теремок», а дети должны выписать слова, относящиеся к этой сказке. – Сколько слов нужно выписать? (5: лягушка, заяц, петух, лиса, медведь; в одноимённой авторской сказке С.Я. Маршака нет зайца.) – В выписанных словах поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного. – К каким словам можно подобрать проверочные? – Вспомните и назовите сказки, в которых есть какие-то из этих героев. («Три медведя», «Лиса Патрикеевна» и др.) 2. Развитие умений устной речи – устанавливать связь названия с содержанием текста. а) Работа по учебнику: упр. 33 – совершенствуется умение соотносить текст и заголовок, отражающий тему текста. б) Проверка домашнего задания: упр. 21, «Дидактический материал». – О чём (о ком) в нём говорится? (Об ушах, их споре.) – Почему слова Правое, Левое, Уши написаны с большой буквы? (Они живут и разговаривают, как герои в сказках.) – Отражает ли заглавие то, о чём говорится в тексте? – Может ли у этого текста быть другое заглавие? – Сравните несколько вариантов заглавий: «Спор». «Уши». «Кто главнее?». Какое вам кажется наиболее удачным? 1 3 1 – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Зачем нужно заглавие к тексту?) – Зачем же? – А что ещё может скрывать заглавие? Откройте Рабочие тетради. Выполнение задания №4, тема 3 в Рабочей тетради, 2-й кл. Задания: – О чём этот текст? (О дельфинах.) – Что именно говорится о дельфинах, что о них сообщается? (Что они умные, выступают в цирке, что они помогают другим дельфинам и спасают людей.) – Что именно сообщается в тексте, самое важное в нём, составляет смысл текста, его основную, главную мысль? Найдите эту основную мысль среди вариантов ответов в задании № 4 (вариант 4). – Обратите внимание: основная мысль (то, что является самым главным) выражена кратко и точно. – Можно ли главную мысль вынести в заглавие? (Да, можно текст озаглавить, как в варианте 4, или сократить так: Умные и добрые животные.) – Сделайте вывод: что кроме темы может отражать заглавие текста? (Главную мысль.) – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? – Составим план урока. План (примерный) 1. Главная мысль текста. 2. Отличие темы текста и главной мысли. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает это умение?
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur20.doc
Русский язык Текст Урок 20 (17). Тема: Связь заглавия и главной мысли текста. Цель:   – развитие умения выявлять самое важное в содержании текста (главную мысль), соотносить заглавие с главной мыслью, выбирать подходящее к тексту заглавие. Символы: Н П М Этапы урока Ι . Актуализация  знаний.  Ход урока – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Словарная работа.     4  3 На доске записаны слова: Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. © ООО «Баласс», 2012 13. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. медведь, лиса, петух, корова, комар, заяц, сорока, лягушка. Учитель называет заглавие русской народной сказки – «Теремок», а  дети должны выписать слова, относящиеся к этой сказке. – Сколько слов нужно выписать? (5: лягушка, заяц, петух, лиса, медведь;  в одноимённой авторской сказке С.Я. Маршака нет зайца.) – В выписанных словах поставьте ударение, подчеркните букву  безударного гласного. – К каким словам можно подобрать проверочные? – Вспомните и назовите сказки, в которых есть какие­то из этих героев.  («Три медведя», «Лиса Патрикеевна» и др.) 2. Развитие умений устной речи – устанавливать связь названия с  содержанием текста. а) Работа по учебнику: упр. 33 – совершенствуется умение соотносить  текст и заголовок, отражающий тему текста. б) Проверка домашнего задания: упр. 21, «Дидактический материал». – О чём (о ком) в нём говорится? (Об ушах, их споре.) – Почему слова Правое, Левое, Уши написаны с большой буквы? (Они  живут и разговаривают, как герои в сказках.) – Отражает ли заглавие то, о чём говорится в тексте? – Может ли у этого текста быть другое заглавие? – Сравните несколько вариантов заглавий: «Спор». «Уши». «Кто  главнее?». Какое вам кажется наиболее удачным? © ООО «Баласс», 2012 2II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.  Поиск решения  (открытие  нового знания),  формулирование правила  (определения). 1   3   1 – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Зачем нужно заглавие к тексту?) – Зачем же? – А что ещё может скрывать заглавие? Откройте Рабочие тетради. Выполнение задания №4, тема 3 в Рабочей тетради, 2­й кл. Задания: – О чём этот текст? (О дельфинах.) – Что именно говорится о дельфинах, что о них сообщается? (Что они  умные, выступают в цирке, что они помогают другим дельфинам и спасают людей.) – Что именно сообщается в тексте, самое важное в нём, составляет смысл  текста, его основную, главную мысль? Найдите эту основную мысль среди  вариантов ответов в задании № 4 (вариант 4). – Обратите внимание: основная мысль (то, что является самым главным)  выражена кратко и точно. – Можно ли главную мысль вынести в заглавие? (Да, можно текст  озаглавить, как в варианте 4, или сократить так: Умные и добрые  животные.) – Сделайте вывод: что кроме темы может отражать заглавие текста?  (Главную мысль.) – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? – Составим план урока. План (примерный) 1. Главная мысль текста. 2. Отличие темы текста и главной мысли. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё предполо­ жение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять   свои   мысли   в устной форме. 4. Умение работать в паре. © ООО «Баласс», 2012 3– Какой кружок обозначает это умение? ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.      1  3  3  1 1. Работа в Рабочей тетради. Выполнение задания №5, тема 3 в Рабочей тетради, 2­й кл.  Развивается умение определять главную мысль по заголовку. Методическая рекомендация: чтобы научить детей находить главную мысль, нужно показать, что главная мысль отражает самое важное в содержании, показывает, ради чего написан текст. Главная мысль часто   связана   с   авторским   отношением,   оценкой,   которая   может быть   выражена   словами:  хорошо,   хороший,   добрый  или,   наоборот, плохой,  злой,   даже   если   прямо   об   этом   не   сказано   в   тексте   или заголовке. После   самопроверки   (с   помощью   ключа   в   приложении)   учащиеся должны обосновать, что помогло им найти главную мысль в заголовке. 2. Работа по учебнику.   5     Упр.   33   –   развивается   умение   понимать   прочитанное,   выявлять ключевые   слова,   на   основе   которых   делать   обобщения   (принцы, принцессы,   чудовища,   животные   –   это   всё   герои),   устанавливать Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 4соответствие содержания текста и заглавия, выбирать подходящее заглавие. –  Что отражает выбранное вами название – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно в этих героях, какие чувства они вызывают)? – А что отражало бы заглавие «Любимые сказки»? (Основную мысль – что в них хорошего, почему они любимые.) –  О   чём   можно   было   бы   рассказать   в   тексте   с   заглавием   «Любимые сказки»? 3. Запись текста из двух предложений под диктовку учителя. Одну строку дети пропускают, чтобы потом подобрать заглавие. Цунами  –  это   огромные   волны.   Иногда   они   смывают   целые   посёлки   в море. (По С. Сахарнову.) Задание: – Подберите заглавие, которое отражало бы тему текста. («Цунами» или «Что   такое   цунами?»),   а   затем   заглавие,   передающее   главную   мысль текста. («Опасные волны» или «Чем опасны цунами?») – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)  – Какие «секреты» может заключать в себе заглавие? (Отражать тему или главную мысль текста.) – Запишите ключевые слова, связанные с главной мыслью текста. (Самое важное/основное, главное, хорошо, плохо.)         4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  VΙ . Итог урока © ООО «Баласс», 2012 5– За что? V. Домашнее  задание.  Упр. 22 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:  – Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.  – Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также