СВЯЗНАЯ УСТНАЯ РЕЧЬ –
БЛАГОПРИЯТНАЯ ПОЧВА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Материал для учителя
Что же дает устная работа на уроке и помогает ли она начинающему журналисту более успешно справиться с предстоящей письменной работой?
Прежде всего, она открывает дополнительные возможности для развития связной речи юного автора, причем, он не так жестко ограничен объемом письменной работы, выбором языковых средств для изложения мыслей. Ему помогают наводящие вопросы преподавателя, реплики соучеников и т. п.
Чем лучше юные авторы смогут развить свою устную речь, тем свободнее будут писать. Здесь есть прямая зависимость. Кроме того, сочетание устной и письменной работы при знакомстве с новым жанром дает авторам больше времени для проникновения в новый материал.
Устная работа создает благоприятные условия для понимания того, какой материал следует собрать к предстоящей работе, помогает осознать цель и суть задания, а также авторские возможности, помогает уточнить объем. Все будет гораздо сложнее, если опустить этот момент и сразу же приступить к работе
Какие же формы устной работы, предшествующие непосредственно работам в газетных жанрах, необходимы в VII—X классах? Самые разнообразные: ответы на вопросы, разработка планов, устные сочинения, устные этюды с определенным заданием, читательские диспуты, конференции, уроки внеклассного чтения, анализ сочинений и т. п.
Но и на этом этапе детские работы не остаются без внимания школьной прессы: лучшие работы публикуются в независимой открытой газете «А» в КРУГе» учебно-методической лаборатории детско-юношеской журналистики, а также в различных литературных конкурсах.
Подготовил Владимир Иванович Толстиков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.