Связная речь - сложная форма речевой деятельности . Игры на развитие связной речи.
Оценка 4.6

Связная речь - сложная форма речевой деятельности . Игры на развитие связной речи.

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
дефектология
Детсад
19.02.2018
Связная речь -   сложная форма речевой деятельности  . Игры на развитие связной речи.
Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения и пр. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.
Связная речь.docx
Связная речь ­ наиболее сложной формой речевой деятельности   Игры на развитие связной речи. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы   вбирает   в   себя   все   достижения   ребёнка   в   общем   развитии,   овладении родным   языком,   культурой   общения   и   пр.   Возможно,   поэтому самостоятельное   составление   рассказа   является   обязательным   элементом тестирования на медико­педагогических комиссиях по приёму детей в школу. Значение развития связной речи многообразно. Во­первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы   у   доски,   рассуждения   по   поводу   содержания   урока,   составление изложений и сочинений. И, наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности. Нередко   под   связной   речью   родители   понимают   отдельные   фразовые высказывания.   Уточним,   что   связная   речь   —   это   цепь   логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Рассказ может быть повествовательным (отображение события в динамике), описательным (характеристика предмета, явления) и объяснительным (какой предмет, что с ним   делать,   почему).   Кроме   того,   существуют   рассказы­рассуждения   и творческие рассказы (основанные на воображении). Игры на развитие связной речи у детей Работа по развитию связной речи у детей является синтезом всех предыдущих речевых  упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с  обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием  грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение детей  рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов­описаний по  теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по­своему»,  «Закончи предложение» и т.д. Игровое упражнение «Распространи предложение» Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами­ предметами, словами­признаками, словами­действиями. Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на  наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда?  Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант  помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом,  позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям. Игра «Пойми меня» Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя  разные характеристики предмета. Логопед показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая,  а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может  только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать  раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому­то, то  этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку,  посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно  сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед  спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да.  Тогда логопед говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но  слово­подарок тоже называть нельзя. Потом логопед рассказывает про свой подарок,  показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось  логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок  угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу. Игровое упражнение «Если бы...» Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления —  синтеза, прогнозирования, экспериментирования. Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником, то ...» «Если бы я стал невидимым ...» «Если весна не наступит никогда ...» Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение. Игровое упражнение «Закончи сам» Цель — развитие у детей воображения, сказочной речи. Логопед рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание  продолжить или придумать концовку. Игры для детей на обогащение словарного запаса В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения,  которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение  быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со  словами­предметами, словами­признаками, словами­действиями и упражнение в их  согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов. Игра «Наоборот» Цель — упражнение в подборе антонимов (слов­неприятелей). Логопед говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем  беда: он очень любит все делать наоборот. Мама­ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру,  которую назвала «Наоборот». Стала мама­ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал  не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и  больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч,  должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду. Еще при работе со словами­антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди  «Прощальная игра»: Нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»). Теперь «начало» я скажу — ты, отвечай ... («конец»). Игровое упражнение «Закончи фразу» Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова­ неприятели). Логопед называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово,  которое пропустил логопед, т.е. закончить фразу. Сахар сладкий, а лимон ... Луна видна ночью, а солнце ... Огонь горячий, а лед ... Река широкая, а ручей ... Камень тяжелый, а пух ... Обыграть это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка  пошел все­таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал  дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему  плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем. Игровое упражнение «Скажи по­другому» Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов­приятелей). Логопед говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик  сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный,  расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» ­ это слова­приятели. Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу. Какое слово повторилось два раза? (идет). Что значит «дождь идет»? Скажи по­другому. Что значит «мальчик идет»? Скажи по­другому. Как можно сказать по­другому: весна идет? (весна наступает). Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания: Чистый воздух (свежий воздух). Чистая вода (прозрачная вода). Чистая посуда (вымытая посуда). Самолет сел (приземлился). Солнце село (зашло). Река бежит (течет, струится). Мальчик бежит (мчится, несется). Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький  (малюсенький). Игра «Какой предмет?» Цель — развитие умения подбирать к слову­предмету как можно больше слов­ признаков и правильно их согласовывать. Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к  слову­признаку дети должны подобрать как можно больше слов­предметов. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ... Красное — платье, яблоко, знамя, ... Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5­6 лет В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие  грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5­6 лет. Речевые игры помогают усвоить  грамматические категории рода, числа, падежа, существительных и прилагательных; вида,  времени и наклонения глагола. Игровое упражнение «Подбираем рифмы» Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа  множественного числа существительных. Читаем ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в  переводе С.Я. Маршака: Даю вам честное слово, вчера в половине шестого Я видел двух свинок без шляп и ботинок. Даю вам честное слово! Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста: ­ Кого видел поэт? В каком виде они были? ­ Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.) ­ Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем  сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а ты  продолжай. Даем честное слово: Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без ... (ботинок) и ... (чулок) И щенков без ... (рукавичек) Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на  развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое. Игра на развитие речи «Кузовок» Цель — образовать уменьшительно­ласкательные наименования; соотносить  действие с его названием. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку +дается в  руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе кузовок, Клади в него, что на ­ок. Обмолвишься — отдашь залог. Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок,  коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не  подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети  приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто­нибудь из  детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому  делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое­то  задание (назвать слово с каким­то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на  слоги и т.д.) Игровое упражнение «Чье все это?» Цель — упражнение в согласовании слов­предметов и слов­признаков в нужном числе  и падеже. Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые  нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи  глаза? Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи. Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи. Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные. Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи. Игра «Домики» Цель — упражнение в определении рода слов­предметов. Логопед объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать  «он мой», во втором ­ «она моя», в третьем ­ «оно мое», в четвертом ­ «они мои». Нужно  «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без  называния терминов.

Связная речь - сложная форма речевой деятельности . Игры на развитие связной речи.

Связная речь -   сложная форма речевой деятельности  . Игры на развитие связной речи.

Связная речь - сложная форма речевой деятельности . Игры на развитие связной речи.

Связная речь -   сложная форма речевой деятельности  . Игры на развитие связной речи.

Связная речь - сложная форма речевой деятельности . Игры на развитие связной речи.

Связная речь -   сложная форма речевой деятельности  . Игры на развитие связной речи.

Связная речь - сложная форма речевой деятельности . Игры на развитие связной речи.

Связная речь -   сложная форма речевой деятельности  . Игры на развитие связной речи.

Связная речь - сложная форма речевой деятельности . Игры на развитие связной речи.

Связная речь -   сложная форма речевой деятельности  . Игры на развитие связной речи.

Связная речь - сложная форма речевой деятельности . Игры на развитие связной речи.

Связная речь -   сложная форма речевой деятельности  . Игры на развитие связной речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018