СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду. Организация длительных сюжетно-ролевых игр требует от воспитателя значительных усилий по их тщательной и продуманной подготовке, но все они окупаются и заинтересованностью детей, и эффективностью их проведения. Все дети очень требовательны к тем предметам, в которые они будут играть, ищут в них сходство с действительностью. Во время игры дети могут заменять игрушки другими, более подходящими для замысла, и наделять их воображаемыми свойствами. В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации. В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг: стать палеонтологами на раскопках, полететь на Марс, изобрести машину времени. Очень важным считаю такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Самое главное — индивидуальный подход, который предполагает знание особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это помогает детям, даже самым застенчивым и неорганизованным, раскрыться, проявить инициативу, удерживать интерес к игре на протяжении длительного времен. При таком подходе подчас выявляются самые неожиданные вещи. Особое усилия требует подготовка сюжетно - ролевой игры «Семья», «Гости», «День рожденье». Провожу беседы о взаимоотношениях в семье, где работают родители, этические беседы: «ждем гостей» и «идем в гости». Разучиваем песенки. Составляем планы игры и т.д. Изготавливаем атрибуты: кукольную посуду, угощение, предметы - заместители: столы со скатертями, чайные приборы, вазы, пироги. Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века. Детское сознание, впитывающее: в памяти, откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И я могу наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных» и т. д. По опыту знаю, какое большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, использую следующие правило: 1. совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть; 2. "сюрпризное" преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от Чебурашки в игре "Магазин", «У кукол скопилось много грязной одежды, устроим для них прачечную!», поиск по чертежу клада и т. д.); 3. участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: "Добрый день! А я педиатр, зашла узнать, как себя чувствует ваш сын"); 4. косвенное побуждение к игре ("Мне нужно сделать стол. Но как его сделать? Может быть, Саша согласится стать мебельщиком?.. "). Важно также правильно закончить игру, что означает подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке. Занимаясь грамотной организации игровой деятельности в группе, стали проявляться личностные качества воспитанников. В сюжетно-ролевых играх мои дети стали расширять представления о взаимоотношениях взрослых, они проникаются уважением к труду человека. Мои воспитанники полюбили игры, часто организуют их по собственной инициативе, самостоятельно распределяют роли, творчески развивают сюжет, становятся более инициативными, раскрывают творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.