Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников
Оценка 4.6

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
24.01.2017
Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников
Курсовая работа "Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников". «Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка» - утверждал Л. С. Выготский. Игра, спутник детства - ведущая деятельность, которая тесно переплетается с трудом и учением. В игре задействованы все стороны личности; ребенок находится в движении, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активизируются психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
сюжетно ролевая игра в трудовом воспитании докольников.docx
Сюжетно­ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Психолого педагогические аспекты сюжетно­ролевой игры в л 4 6 трудовом воспитании детей дошкольного возраста. 1.1  Сущность   и   особенности   развития   сюжетно­ролевой     игры     в 6 трудовом воспитании  дошкольников. 1.2  Методика   руководства   использования   сюжетно­ролевой   игры   в 11 трудовом воспитании дошкольников. Глава 2. Сюжетно­ролевая игра «Поликлиника» в трудовом воспитании 18 детей дошкольного возраста. (Практическая часть) Заключение Приложение  Список использованных источников 22 24 27 3 ВВЕДЕНИЕ           Одна   из   основных   задач   трудового   воспитания   дошкольников   – знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения  к трудовой деятельности взрослого. С начала посещения детского сада, ребята учатся   использовать   простейшие   инструменты,   изучают   свойства   разных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за порядком и чистотой   в   групповой   комнате,   ухаживают   за   комнатными   растениями, помогают сервировать   столы, прибирать игрушки. Дома дети также могут помогать родителям, выполняя простейшие трудовые поручения.         Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности наблюдать   за   трудовой   деятельностью   своих   родителей     на   общественном производстве, по этой причине на помощь взрослым направлен основной вид деятельности   дошкольников   –   сюжетно­ролевая   игра.     «Игра   —   источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка»   ­   утверждал   Л.   С.   Выготский.  В   процессе   игровой   деятельности могут   быть   реализованы   разделы   содержания   таких   образовательных областей,   как   «Физическая   культура»,   «Познание»,   «Социализация».     В современном обществе  резко повысился  социальный престиж интеллекта и научного   знания.   С   этим   связано   стремление   дать   детям     больше   знаний. Современные дети владеют гораздо большей информацией и знаниями, чем их сверстники 10­17 лет назад, они быстрее решают логические задачи. Интересы современных детей ограничены, а игры однообразны. Обычно, такие дети не умеют   находить   себе   занятия   в   свободное   время   и   на   окружающий   мир смотрят   без   удивления   и  особого   интереса.  Если   говорить   о   современном поколении детей, изначально, нужно сказать,   что ребята  в наше время или совершенно не играют, или   сюжетно­ролевой   игре уделяют слишком мало времени и внимания. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования 4 обучение   детей   производится   в   игре,   т.   к.   она   составляет   основное содержание   жизни   ребенка   дошкольного   возраста   и   является   его деятельностью. Игра, спутник детства ­ ведущая деятельность, которая тесно переплетается   с   трудом   и   учением.   В   игре   задействованы   все   стороны личности; ребенок находится в движении, говорит, воспринимает, думает; в процессе   игры   активизируются   психические   процессы:   мышление, воображение,   память,   усиливаются   эмоциональные   и   волевые   проявления. Игра   выступает   как   важное   средство   воспитания.   Выше   сказанное подчеркивает актуальность темы курсовой работы. Объектом   исследования  является   процесс   трудового   воспитания дошкольников. Предметом   исследования  является   сюжетно   ­   ролевая   игра   как средство  трудового воспитания  дошкольников. Цель   исследования:  проанализировать   особенности   и   своеобразия развития сюжетно ­ ролевой игры дошкольника. Гипотеза     исследования:  заключалась   в   предположении,   о   том,   что сюжетно­ролевые   игры   являются   специфическим   средством   трудового воспитания детей дошкольного возраста. Задачи исследования: Проанализировать научно­методическую литературу, Интернет­ресурсы по проблеме исследования. Проанализировать формы и методы сюжетно­ролевой игры. Проанализировать     особенности   сюжетно­ролевой   игры   в   трудовом воспитании у детей дошкольного возраста.  Методы исследования: ­   теоретические   (анализ   литературы   по   проблеме   исследования, изучение передового педагогического опыта); ­ наблюдение; 5 ­ беседа. Структура   курсовой   работы:   работа   состоит   из   введения,   2   глав, заключения, приложений и списка использованных источников. 6 Глава   I.   Психолого   педагогические   аспекты   сюжетно­ролевой игры в трудовом воспитании детей дошкольного возраста   1.1.     Сущность и особенности развития сюжетно­ролевой игры  в трудовом воспитании  дошкольников Что же такое детская игра? Понятие «игра» передается словами,   обозначающими радость, веселье. Можно   сделать   вывод,   что   игра­   это   деятельность,   которая   доставляет ребенку удовольствие, поднимает эмоциональный настрой..  В игре ребенок воссоздает и предает  виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок постигает в игре сложную систему человеческих взаимоотношений. Именно в игровой форме ребенок понимает,   что   люди   любят   друг   друга   и   проявляют   заботу,   защищают   и приходят на помощь друг другу.   Если соответствующий игровой опыт не будет   сформирован   в   дошкольном   возрасте,   то   социальное   развитие дошкольника может быть осложнено.  Игра –   это   вид   добровольной     деятельности,   которая   несет   в   себе чувство   свободы.   К   игре   нельзя   принуждать.   Для   ребенка   дошкольного возраста это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может   выбирать,   во   что   играть,   сколько   времени   тратить   на   игру,   какие атрибуты и игрушки  использовать в игре. Игра – это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются предметами или действиями. Кукла может превратиться в игре то в веселого, то в капризного ребенка, которого  нужно накормить, и тут выручает игрушечная посуда. И вот на столе  «каша», а если под рукой нет игрушечных   столовых   приборов,   её   с   успехом   заменяет   карандаш   или палочка. Всё это символические действия с предметами­символами.  7 Сюжетно­ролевая   игра –   это   творческий   вид   игры,   в   которой   дети отражают   явления   окружающей   действительности   через   ролевое взаимодействие. Изучением   особенностей   сюжетно­ролевой   игры   занимались   такие психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец;  и педагоги: Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как   станут   раскрывать   роли,   где   развернут   игру,   и   т.   п.  Объединяясь   в сюжетно­ролевой   игре,   дети   по   своей   воле   выбирают   партнеров,   сами устанавливают   игровые   правила,   следят   за   их   выполнением,   регулируют взаимоотношения.  Но самое главное ­ в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает В   сюжетно­ролевой   игре   знания,   впечатления   ребенка   не   остаются неизменными:   они   пополняются   и   уточнятся,   качественно   изменяются, преобразовываются.   Это   делает   игру формой   практического   познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно­ролевая игра эмоционально насыщена и   доставляет   каждому   ребенку радость   и   удовольствие уже самим своим процессом. Структура сюжетно­ролевой игры. Сюжетно­ролевая игра состоит из следующих структурных компонентов: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль. Мотив: это ролевое действие, возникающее по мере усвоения ребенком предметного   мира.   На   протяжении   развития   сюжетно­ролевой   игры   мотив меняется.   Постепенно   мотивом   сюжетно­ролевой   игры   становиться возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры. 8 Тема:  это область социальной действительности, которая содержится в игре.   В   соответствии   с   возрастными   особенностями     детей   дошкольного возраста, а так же с содержанием образовательных   программ   и программ тематика сюжетно­ролевых игр меняется. Игровой замысел: это общее определение тематики игры, установление, во что и как будут играть дети дошкольного возраста. Основным компонентом сюжетно­ролевой игры является сюжет, без него не возможна сюжетно­ролевая игра. Сюжет игры ­ это действительность,  отображаемая детьми. Сюжет это воссоздание ребенком предопределенных действий, событий, взаимоотношений из окружающей  жизни и деятельности. Для реализации сюжета, ребенок выполняет игровые действия (накрывает на стол, ведет прием больных, ремонтирует машину и т.д.) Содержание   сюжетно­ролевой   игры   отображается   ребенком   при помощи роли, которую он на себя берет. Роль: по   средствам   роли   происходит   реализация   сюжета   игры   через ролевой диалог, ролевое действие и ролевую речь. Любая роль имеет  свои правила поведения, заимствованные ребенком из окружающей жизни, из отношений в мире взрослых. Важный элемент  сюжетно­ ролевой   игры   это   соблюдение   правил.     Роль   ­   это   образец   того,   как   надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение партнеров по игре, а затем и свое собственное. Ролевая   речь:  это   слова,   словосочетания,   предложения,   монологи и диалоги, которыми ребенок пользуется для обозначения своей роли и при   взаимодействии с играющими в игре. Игровые   действия: это   действия,   которые   ребенок   осуществляет в соответствии с взятой на себя ролью. Игровые действия могут быть: 9  Отобразительными  это  копируемые  действия  из   реальной жизни.  Изобразительными    ­     это   воображаемые   действия, используются слова как будто. Игровой   материал:     это   та   предметно­игровая   среда, помогающая ребенку реализовать игровой замысел. Основные этапы ее развития были выделены Д.Б. Элькониным. Первый этап. Основное содержание   игры ­   действия с предметами, осуществляемые   в   определенной   последовательности,   которая   нередко нарушается   играющими.   Последовательность   действий   носит   сюжетный характер.   Основные   сюжеты   ­   на   бытовую   тему.   Действия   однообразны   и часто   повторяются.   Роли   не   обозначены.   По   форме   это   игра   рядом   или одиночная  игра. Дети охотно играют  со взрослыми.  Самостоятельная  игра непродолжительна.  Как правило, мотиватором возникновения игры является игрушка или предмет­заместитель. Второй этап.  Основное содержание игры ­ действия с предметом. Эти действия   разворачиваются   более   полно   и   поэтапно   в   соответствии   с   ролью,   которая   обозначается   словом.   Последовательность выбранной   действий   становится   правилом.   Возникает   первое   взаимодействие   между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты  ­ бытовые. Одна и та же игра повторяется несколько раз. Игрушки заранее не подбираются. Игрой объединены  2­3 человека. Третий этап. Содержание игры ­ действия с предметами, дополненные взаимодействиями,   направленными   с   партнерами   по   игре.   Роли   четко обозначаются   и   распределяются   до   начала   игры.   Игрушки   и   предметы подбираются   в   соответствии   с     выбранными   ролями.   Логика,   характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным 10 правилом.   Игра   чаще   протекает   как   совместная.   Продолжительность   игры увеличивается.   Сюжеты   становятся   более   разнообразными:   дети   отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления. Четвертый этап. Основное содержание игры ­ отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Темы для игр   разнообразны; они определяется опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения строятся   на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе   личных   симпатий   и   привязанностей.   Игры   одного   содержания   не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. Виды сюжетно­ролевых игр: 1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники». Большую часть в игре   занимают игры с куклами, посредствам действия с которыми дети   воспроизводят   взаимоотношениях.   то,   что   знают   о   сверстниках,   взрослых,   их 2. Игры на производственные и общественные темы, отражающие труд взрослых. Тематика, которых   заимствуется из окружающей жизни: школа, магазин, почта, парикмахерская, поликлиника, транспорт, полиция, пожарные, цирк, театр, завод, строительство. 3.   Игры   на   героико­патриотические   темы,     которые   отражают героические подвиги народа (герои войны, космические полеты и т. д.). 4.   Игры   на   темы   литературных   произведений,   кино,   телепередач:   в «автомобилистов» и «полицейских», в черепашек  Ниндзя, в  Мойдодыра и др. В  играх дети воспроизводят  эпизоды целиком, подражая действиям героев, перенимая их поведение. 5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить кукол и выполнять разнообразные действия. Действует он при этом в двух ролях  ­ и 11 за куклу и за себя. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основе эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или жизни.  Длительность сюжетной игры: ­ в младшем дошкольном возрасте (10­15 мин.); ­ в среднем дошкольном возрасте (40­50 мин.); ­ в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней). 1.2.  Методика руководства использования сюжетно­ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников  Сюжетно­ролевые игры незаменимы в воспитании дошкольников.  Труд   взаимосвязан     с  игрой.  В  игре   дети   отражают   труд   взрослых,   а также знакомятся с трудом взрослых. Рассмотрим   знакомство   детей   с   трудом   взрослых,   особенностями профессий при  помощи сюжетно­ролевых игр.   Для   проведения   сюжетно­ролевой     игры   необходимо   предварительно подготовить   детей.   Понятно,   что   дети,   не   успевшие   познакомиться   со специальностью,   к   примеру,   полицейского,   не   смогут   сыграть   полицейского.   роль Подготовка к  сюжетно­ролевым играм  в профессии прослеживается во всех видах деятельности,   где ребенок может познакомиться с качествами специальностей, накопить нужный объем информации,   на основе которого можно воссоздать в игре определенный  вид человеческой жизнедеятельности. Источники накопления   информации для сюжетно­ролевых игр: ­ получения сведений о профессиях от родителей; 12 ­ воспитателей детского сада; ­ от сверстников и детей более старшего возраста; ­   из   своих   собственных   наблюдений   за   родителями,   родственниками, другими взрослыми; ­   приобретение   дополнительных   навыков,   не   относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т.д.). Информативное воздействие родителей ­ на каждом шагу сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии (беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы,   иллюстраций   к   ним,   мультфильмов,   т.е.   всего   увиденного   и услышанного). Дети объединяется   в группы для игр, происходит обмен информацией друг  с другом. В процессе  игры случается  смена  ролей, что  способствует поддержанию  интереса детей к различным сторонам профессии. В некоторых случаях   взрослые   регулируют   смену   ролей   в     сюжетно­ролевой   игре,   для повышения  интереса  и развития сюжетной линии.   Систематическая  смена играющих, способствует взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой информации в процессе игры. Игра оказывает познавательное и воспитательное влияние на ребенка на всем своем протяжении: от возникновения желания играть и до послеигрового периода. Игровой   процесс   состоит   из:   предыгровой   (избирательный)   период, подготовительный,  собственно   игра,  послеигровое   влияние   данной   игры   на ребенка   (впечатления,   обсуждение,   выяснение   заинтересовавшегося   или неясного, желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п.) 13 Одно   из   главных   функций   воспитателя   в   процессе   игры   является поддержание   интереса     к   игре.   Она   не   должна   стать   скучной.   После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением. В   игре   дошкольники   проводят   почти   все   свое   время.   Поэтому формирование основных понятий и представлений   у детей об окружающем мире идет в основном в игровой форме. Понимание деятельности  взрослых, формирование элементарных представлений об профессиях возможно только в процессе игры.     Воспитатель   должен   создать   условия   для   игры,   чтобы   она   стала увлекательной   деятельностью.   Это   обогащение   детей   реалиями   об окружающем:   о   предметах,   явлениях,   о   взаимоотношениях   людей.   Для достижения этой цели мною используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях   людей,   о   профессиях   с   использованием   фотографий, фильмов, картинок; инсценировки, мультфильмы. Воспитатели,   при   ознакомлении   детей   с   трудом   взрослых,   наглядные способы, умело сочетают со словесными (рассказы, беседы). Важное   место среди словесных методов отводится использованию детской художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детские книги заражает   детей   энтузиазмом   труда:   пробуждает   интерес,   уважительное отношение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. При руководстве сюжетно­ролевыми играми перед воспитателями стоят надлежащие задачи: развитие игры как деятельности (расширение те­ матики игр, углубление их содержания); внедрение игры в целях воспитания групп   и   отдельных   ребят,   руководство   сюжетно­ролевой   игрой   требует педагогического профессионализма.  Воспитатель должен направить игру, не нарушив ее, сохранить самостоятельный и креативный  характер игры. 14 Разработка   проблемы   педагогического   управления   сюжетно­ролевыми играми стартовала еще » 30­х годах (Д. В.Менджерицкая, Р. И.Жуковская). Были   выдвинуты   пути   целенаправленного   педагогического   влияния   на содержание   детских   игр   с   целью   решения   задач   нравственного,   и   трудового   воспитания   дошкольников,   были интеллектуального   разработаны способы становления   игры, педагогические аспекты сочетания   разных приемов с целью развития игры и расширения ее воздействия на детей дошкольного возраста (Т. А.Маркова, А. И.Матусик, В. Е.Воронова, А. А. Анциферова и др.). В 60­е годы А. П.Усова первая исследовала детские реальные отношения и   на   основе   исследования   игры   и   уровня   детских   взаимоотношений определила пути дифференцированного педагогического вдияния на развитие игры и позитивных взаимоотношений дошкольников. В 70­е годы продолжа­ ются исследования (Р.А. Иванкова, Н.Е. Михайленко, В.И. Судакова). Сегодня   также   огромное   внимание   уделяется   проблеме   руководства сюжетно­ролевой игрой дошкольников (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина). В разработке   данной   проблемы   можно   выделить   направление,   для   которого   строгая   регламентация   игры   (К.Я.   Вольцис), характерна   достаточно   некоторые   авторы   допускают   возможность   управлять     игрой   при   помощи косвенных   приемов   (Н.В.   Седж,   Р.Л.   Непомнящая).   В   детском   саду используется   комплексное   руководство   сюжетно­ролевыми   играми.   Где сочетаются   в   единое   целое   приобретаемые   ребятами   познания   об окружающем   мире,   и   создание   условий   для   становления   ребенка   как личности. Приемы руководства играми детей символически возможно поделить на: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства. Косвенные   приемы ­ без  конкретного  вмешательства  в  игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры). 15 Прямые   приемы –   конкретное     включение   педагога   в   игру   (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, объяснение, поддержка, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Комплексный   метод   ­  это   система   педагогических   воздействий, содействующих   развитию   самостоятельной   сюжетной   игры   ребят, основываясь   на   возрастных   особенностях   и   способностях   становления интеллекта ребенка. Комплексный   метод   руководства   игрой   включает   следующие компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельности ребенка; обучающие игры; организацию предметно­игровой среды; общение взрослого с ребятами в процессе игры. Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко,   заключается   в   том,   что   взрослый   здесь   не   педагог,   а   равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста направлять воспитанника на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на уровне. доступном него     для   Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно­ролевой игры. 1.Выбор игры.  Выбор игры, которую преподаватель включает в деятельность детей,   конкретизируется   определенной   воспитательной   задачей.   Любая   игра выполняет определенные   функции, из этого следует, что,   педагог должен знать   реальные   возможности   игры.  Игра   может   быть   кратковременной   или длительной. Это различие весьма существенно для воспитателя. Дело в том, что   кратковременно   игра   выполняет   роль   эмоционального   стимула.                   Больше   возможностей   имеет   длительно   функционирующая   игра. Элементы   игры,   игровая   форма   выполняют   функции   упражнений   в деятельности детей. Например, игра «Чистюля» постоянно требует от ребят 16 чистоты и опрятности; игра «Мастерилкин» позволяет постоянно следить за группового   имущества. сохранностью   кукольной   мебели   и           Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно разделить на кратковременные   (стимулирующие)   и   длительные,   выполняющие   функций упражнений   при   воспитании   у   дошкольников   положительного   отношения   к труду.   Педагогическая игры. 2. Стартовый   этап   педагогического   конструирования   длительной   игры   — разработка плана       наброски   ее сюжета, определение   ролей, наполнение ролей   содержанием. Трудность   при     разработке   длительной   игры   заключается   в   поддержании интереса у детей  к игре в предлагаемом варианте.  3.   Ознакомление   детей   с   планом   игры   и   совместная   его   доработка. План   игры,   который   разрабатывает   воспитатель,   может   предлагаться   детям группы. старшей подготовительной и       4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно­ ролевые игры  с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья —  автобус,   стол —  газовая плита, пенек  —  кабинет  врача и т.  п. Создание   воображаемой   ситуации   —   важнейшая   основа   начала   творческой   сюжетно­ролевой 5. Распределение ролей. При разделении ролей в длительной сюжетно­ролевой игры.                 игре   воспитатель   руководствуется   общепедагогическими   положениями:   он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому   ребенку дает   желаемую   роль,   предлагает   очередность   разыгрывания   ролей,   ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.    Перспектива получения желаемой роли — это стимул, вызывающий у детей дошкольного   возраста     стремление   лучшим   образом   сыграть   любую   роль. 6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной 17 игры,   воспитателю   необходимо   позаботиться   о   таком   начале   игрового действия,   в   котором   бы   сразу   возникла   воображаемая   ситуация.   Можно подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.   7. Сохранение игровой ситуации.   В развернутой сюжетно­ролевой игре дети. развивают сюжет сами       игровой     Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре. 1)   Воспитатель   обязан   задавать   тон   в   обращении   с   играющими   детьми, употребляя условную игровую терминологию. Педагог должен видеть  в детях моряков, лётчиков, поваров, а не называть их по именам и фамилиям, дабы не   с   ней   и   игру. разрушить   воображаемую   ситуацию,   а   вместе   2) Педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива. 3)   Меры   педагогического   воздействия   на   детей     дошкольного   возраста   ­ требования, поощрения, наказания ­ педагог должен осуществлять не разрушая ситуации. воображаемой игровой       Соблюдение   перечисленных   условий   позволит   педагогу   сохранить эмоционально   привлекательную   для   детей   игровую   ситуацию   на время. продолжительное 8.   Завершение   игры.    Игра   всегда   рассчитана   педагогом   на   определенный   промежуток   времени.   Если   игра   проходит   интересно,   захватывая   детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Педагог заранее намечает предполагаемую концовку.  Во всех случаях необходимо продумать окончании игры, которое вызвало острое эмоциональное          Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству состояние детей.  у       сюжетно­ролевыми   играми   детей,   педагогу   необходимо   предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Ведь через 18 сюжетно­ролевую игру мы формируем положительное отношение к труду и трудовой деятельности, воспитываем желание помогать взрослым, подражать их деятельности, обогащаем знаниями о новых видах трудовой деятельности, развивает воображение, речь, творческие способности, коммуникацию. Глава 2.   Сюжетно­ролевая игра «Поликлиника» в трудовом воспитании детей дошкольного возраста. (Практическая часть) Цель.   Раскрытие   значения   деятельности   медицинских   работников. Формирование   навыков   и   умений   креативно   развивать   сюжет   игры. Воспитание уважительного отношения к деятельности врача. Игровой   материал. Игровой   комплект     «Игрушечный   доктор»: термометры, шприц, , шпатель, , молоточек, пипетка,   ватные палочки для 19 смазывания йодом или мазью, вата, бинт, йод для прижигания ранок, капли, микстура,   лекарство   для   уколов,   порошки,   таблетки,   мазь,   самодельные игрушки из картона, предметы­заместители, кое­какие истинные предметы. Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет медицинской сестры в детском саду. Беседа с медицинским работником. Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева,   «Человек   заболел»   И.   Туричина,   «Доктор   Айболит»   К.   И. Чуковского. Просмотр обучающего фильма о врачах  и мультфильма «Доктор Айболит».   Рассматривание   иллюстраций   по   теме.   Самостоятельное изготовление необходимых  атрибутов для сюжетно­ролевой игры.  Игровые   роли. Доктора     разных   специализаций,   медицинская   сестра, больные. Ход   игры. Воспитатель   подготовку   к   сюжетно­ролевой   игре   начинает   с экскурсии в медицинский кабинет, расположенный в детском саду и беседы с медсестрой. В кабинете необходимо показать детям рабочее место медсестры, познакомить   ребят   с   разнообразными   мединструментами,   пояснить   их назначение, продемонстрировать, как ими пользуются: как осматривать уши, нос,   горло;   как   сестра   набирает   шприцем   лекарство;   как   пользоваться пипеткой;   как   измерять   рост,   взвешивать   и   т.   д.   В   процессе   выполнения каждого  отдельного действия воспитатель обязательно  объясняет  его цель, чтобы   ребята   уяснили   не   только,   как   проводить,   ту   или   другую   мед. процедуру,   но   и   для   каких   целей.   При   этом   воспитателю   необходимо отметить значимость работы медицинской сестры, что работа направлена на то,   чтобы   все   были   здоровы,   ну   а   если   кто­нибудь   заболевает,   медсестра оказывает   помощь,   чтобы   ребята   выздоровели   и   продолжали   играть   в любимые игры, гулять на улице, заниматься. После экскурсии  в медкабинет необходимо   подытожить с ребятами все, что они узнали нового, для того чтобы   закрепить   экскурсионный     можно   использовать   материал, рассматривание   плакатов,   карточек,   рисунков,   с   изображением 20 разнообразных   моментов   деятельности   врача.   В   этой   беседе   воспитатель закрепляет впечатления детей, расширяет их знания, подкрепляет интерес к теме,   что   необходимо   для   проведения   игры.   Педагог   задает   ребятам наводящие     вопросы   по   содержанию   картинок,   обращает   внимание   на существенное, поясняет и конкретизирует   все, что изображено. После чего педагог вывешивают в групповой комнате картинки, для самостоятельного рассмотрения их детьми дошкольного возраста. Для подготовки к игре педагог знакомит  воспитанников детского сада с такими произведениями как: «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И. Туричина. После   чего в беседе с детьми педагог   раскрывает   смысл   работы   медицинского   персонала,   поясняет взаимодействие   служб   по   оказанию   помощи   медицинской   больным: поликлиника ­ аптека ­ скорая помощь ­ больница ­ санаторий. Для того чтобы закрепить полученные знания  у детей очень хорошо просмотреть фильмы, где отражена  деятельность врача. Затем   воспитатель мотивирует   детей на   изготовление атрибутов для игры. Можно раздать каждому дошкольнику лист картона, с   изображением медикаментов   и   некоторых   мед.   инструментов.   Например,   могут   быть нарисованы кружочки (таблетки), бутылочки (йод, сироп, капли), термометр, пипетка, шприц и т. д.   Каждому ребенку посильно вырезать   по контурам нарисованные предметы, а также склеить коробочки. Когда   атрибуты   для   игры   изготовлены,   педагог   демонстрирует     детям игровые способы употребления произведенных ими предметов, обыгрывает, показывает, как ставить картонный термометр, как макать ватку в спирт и протирать ею место укола, и т.д.  В процессе изготовления атрибутов ребята названия. должны запомнить их   усвоить     и                Далее   педагог   предлагает   вниманию   детей   ряд   иллюстраций   с 21 изображением   соответствующей   игры,   где   роли   врача,   сестры,   пациентов исполняют дети. Для   организации   сюжетно­ролевой   игры   педагог   в   качестве   атрибутов может использовать игровой комплект «Игрушечный доктор», самодельные атрибуты из картона, предметы­заместители, некоторые настоящие предметы. Нельзя вводить в игру   сразу много настоящих предметов. Опытным путем подтверждено, что их количество в каждой игре должно быть ограничено. Число настоящих предметов, вносимых в эту игру, нужно ограничить ватой, бинтом, баночками (от мази),  бутылочками (пустыми с надписями). Для первой игры педагог вместе с детьми оснащает кабинет медработника и приемную, к которой больные  должны ожидать свою очередь. В кабинете должны   быть   лекарства,   инструменты:   в   баночке   или   стаканчике   ­ термометры, в коробочке ­ шприц, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, йод для прижигания ранок, капли, сиропы, лекарство для уколов, таблетки, мазь.  Во   время   первой   игры   роль   доктора   берет   на   себя   педагог,   который   ребятам   не   только   игровые   приемы,   но   и   игровые демонстрирует   возможности   роли.   В   роли   доктора,   педагог     разговаривает   с   больными, показывая   ребятам   как   вести   беседу,   которая   определяет   и   направляет игровые действия. На следующий день педагог может возложить роль доктора и медсестры детям, а на себя берет роль первого пациента. Явившись на прием в качестве первого   пациента,  воспитатель   старается   помочь   неопытному   врачу,   своей беседой, помогает то прямыми, то косвенными вопросами, советами освоить роль.   Далее   воспитатель   контролирует   то,   чтобы   дети   менялись   ролями, чтобы роль врача исполнял каждый раз один и тот же ребенок. При   дальнейшем     проведении   сюжетно­ролевой   игры,   ее   дополняют готовыми     игрушками   или   настоящими   предметами,   что   в   свою   очередь 22 оживляет игру детей, вызывает новые действия, усиливает желание играть, поддерживает   интерес   к   игре.   В   дальнейшем   игры   усложняются   развитие должно идти по линии специализации врача: так, например, ногу и глаза лечит уже не один и тот же врач, а два разных специалиста. Воспитатель может познакомить   детей   с  разными     специальностями   врачей:   окулист,  педиатр, хирург, дерматолог, отоларинголог и т. д. Спустя   некоторое   время   для   поддержания   интереса   к   игре   с дошкольниками  можно   рассмотреть  ряд   картинки,  рисунки,  изображающие   лечащих   различных   зверей.   С   этой   же   целью   можно ребят, продемонстрировать   и   объяснить   ребятам   иллюстрации   к   произведению «Айболит» К. И. Чуковского или мультфильм по этой сказке. Затем можно связать две игры «Доктор» и «Зоопарк». 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Через игру у ребенка формируется   своё отношение к окружающему миру. Игра организует не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь. Это единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и   творческую   активность,   именно   в   игровой   форме   у   детей   формируется умения   контролировать   и   оценивать   себя   и   свои   действия,   понимать правильность своих действий.                   Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. В этот период происходит интенсивное  формирование личности,  и то,  что   не  было   заложено     в  детские  годы,  уже  не   компенсировать     и  не наверстать  взрослому человеку. Сюжетно­ролевые гармонически   развитой   личности, игры предполагают собой базу формирования  выход   способной отыскивать   из критичной истории, проворно брать задач, показывать инициативу,     на   т.е. закладывают себя решение  те свойства, которые важны для социализации в грядущей жизни.       Изучив и проанализировав психолого­педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:   1.Главная деятельность  ребят дошкольного возраста ролевая игра. Как раз в ней складывается позитивное отношение   к   труду   и  трудовой   деятельности. Игра воспитывает желание  помогать взрослым, подражать   их деятельности, обогащать познаниями о профессиях,  креативность,  коммуникацию.  2. Особенный смысл содержит игра для развития различных форм случайного поведения ребят. Развиваются случайное  внимание   и память,  соподчинение развивает фантазию, речь,    мотивов и целенаправленность поступков. 24 3. Сюжетно­ролевая игра обязана отвечать прогрессивной реальности  т.к. в связи  с  развитием   научно­технического   прогресса   появляется   много   новой техники,   –     задача   воспитателя   создать   условия   для   отражения   этого   в сюжетно­ролевых играх детей.        На основе выводов сделаны следующие рекомендации:  1. необходимо   создать   условия   для   игры   в   группе   с   учётом пространства, времени в режиме дня, создать материально –   игровую базу: игрушки,   пособия,   атрибуты,   предметы­заместители,   бросовый   материал, который применяется ребятами во время сюжетно ­ ролевых игр; 2. обогащать содержание детской игры внедрением разных  методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, чтение  художественной   литературы, рассказ  педагога    о  труде взрослых,   демонстрация     иллюстраций,   инсценировки   литературных произведений,   этические   беседы,     участие   педагога   в   игре,   предложения, советы,   разъяснения,   вопросы,   нацеленные     на   подсказ   детям   возможной реализации замысла и др.  По   средствам   использования   сюжетно­ролевых   игр   повысился   уровень представлений детей о труде взрослых, в том числе родителей; возрос интерес детей к сюжетно­ролевым играм, обогатились сюжетные линии.         Таким  образом,  гипотеза,  о  том, что  сюжетно­ролевые  игры  являются специфическим   средством   ознакомления   детей   дошкольного   возраста   с трудом взрослых, нашла своё подтверждение. 25 ПРИЛОЖЕНИЕ А Памятка: «Как подготовить детей к игре?» Осваивая   новые   сюжеты,   роли   и   игровые   действия,   дошкольник обогащает игру новым содержанием, и, значит, она будет оставаться для него актуальной и интересной. Педагогу очень важно поддерживать интерес к игре, обогащать жизненный опыт, предоставлять детям время и место для игры, стимулировать  творческую активность детей. Обогащению игровых сюжетов содействуют   экскурсии   и   целевые   прогулки,   рассказы   о   профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, демонстрация иллюстраций.   Эти   формы   взаимодействия   педагога     с   дошкольниками составляют   содержание   предварительной   работы,   которая   подготавливает детей к игре. Предварительная   работа обязана   быть   целенаправленной, педагогически   емкой,   разноплановой,   что   позволит   охватить   целиком используемую   в   игре   тему.   В   этой     работе   задействованы   все   способы   и формы   взаимодействия   педагога   с   детьми   в   педагогическом   процессе детского сада. Игра включает в себя все, что происходит в жизни ребенка. 1. Целевые   прогулки и   экскурсии позволят   воспитателю   ближе ознакомить   дошкольников   с   деятельностью   взрослых,   дают   возможность ребятам   беседовать   с   представителями   данной   профессии,   удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый воспитатель может провести экскурсию в форме путешествия. 26 2. Рассказы   о   профессиях заинтересуют   ребят   живыми   образными сравнениями,   дают   пищу   для   воображения.   Если   обогатить   такой   рассказ иллюстрациями,   то   у   ребят   возникнет   желание   познакомиться   поближе: применить   или   изготовить   подобные   инструменты,   произвести   действия. Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, нацеленные на то, чтобы   воспроизвести   какую­либо   ситуацию,  рассказать   о   событии («Как   я побывала в порту», «Как мальчик потерялась на ж\д вокзале», «Как я была в новом супермаркете» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события. 3. Тематические   беседы призваны   прояснить   представления   у дошкольников   о   той   или   иной   игровой   (жизненной)   ситуации,   их   мнение относительно какого­либо сюжета. Воспитатель вовлекает детей в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому­ либо   сюжету   позволяет   показать   модели   замыслов   игры   и   их   развитие: «Знаешь, обычно врач сначала раскладывает все инструменты, а потом вызывает пациентов», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэропорта?» 4. Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять   качество   товара),   а   также   соблюдать   правила   в   игре,   быть организованными,   Для   проведения дидактических   игр   вам   понадобятся   различного   рода   предметы,   которые   проявлять   лидерские   качества. можно   найти   в   разделах «Игровые   комплекты»,  «Инструменты   и оружие», «Наборы кухонной посуды», 27 5. Театрализованные  игры научат   дошкольников     обыгрывать   готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в   роли.   В   создании   интерьера   для   проведения   театрализованных   игр   вам поможет специальные наборы мебели. 6. Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное ребятами до этого. Дошкольники увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей. Различного рода иллюстрации и плакаты. 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Федеральный закон «ОБ образовании в Российской федерации» от 29  декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (редакция от 27.07.2013). 2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/  Н.В.Алешина.­М.: «Педагогическое Общество России», 2000. – 128с. 3. Васильева М.А. Игровая деятельность детей как средство воспитания и  пути совершенствования руководства ею. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1986. С 5­12. 4. Голицына Н.С. Комплексное руководство сюжетно­ролевыми играми в  детском саду – М.: Скрипторий, 2010. – 160 с. 5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под  ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Изд. 3­е. СПб.:  Детство – пресс, 2011. 6. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб.  заведений /С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 10­е изд., стер. – М.:  издательский центр «Академия», 2009. – 416 с. 7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников /  Н.Н.Захаров.­ М.: Просвещение, 1988. 8. Краснощекова Н.В. Сюжетно­ролевые игры для детей дошкольного  возраста – М.: Феникс, 2008. 9. Михайлова Н.Л., Короткова Н.А.  Организация сюжетной игры в  детском саду – М.: Линка­Пресс, 2009. – 96 с. 10.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой. – 3­е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА­ СИНТЕЗ, 2012. – 336 с. 11.Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4­7 лет / Т.В,Потапова.­ М.: ТЦ Сфера, 2008.­ 64 с. 12.Электронная библиотека [электронный курс] база данных. URL:  http://text.tr200.biz/ (дата обращения 10.01.16). Загл. с экрана. Яз.рус. 29

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевая игра в трудовом воспитании дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017