Сюжетно-ролевые игры

  • Документация
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству ( уборка комнаты, сервировка стола). Этические беседы "Ждём гостей", "Идём в гости". разучивание песенки "К нам гости пришли".Воспитатель может проводить игру в разных вариантах. дети могут играть в своей группе в воображаемой ситуации.
Иконка файла материала картотека сюжетно ролевые игры.docx
Игра «Гости» Цель. Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам Игровой материал. Кукольная посуда, воображаемое угощение, некоторых знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола). предметы-заместители; столы со скатертями, чайные приборы, вазы, чай, пироги. гости». Разучивание песенки «К нам гости пришли». Составление плана игры. Подготовка к игре. Этические беседы: «Ждем гостей» и «Идем в Игровые роли. Хозяева и гости. Ход игры. Воспитатель может проводить игру в разных вариантах. Ребята могут играть в своей группе в воображаемой ситуации, а могут пригласить гостей из другой группы. Подготовку к игре педагог начинает с беседы, в которой сообщает, что правила игры требуют, чтобы хозяева были вежливы по отношению к гостям, предупредительны, употребляли вежливые слова: «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и, т. д. После этого все игровые действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Воспитатель сообщает ребятам, что перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, украсить ее цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем взрослый предлагает ребятам договориться, как они встретят гостей, чем их займут. хлопками: Также педагог может разучить с детьми куплет известной песенки с К нам гости пришли, Дорогие пришли, Мы не зря кисель варили, Пироги пекли. И с капустой пирог, И с картошкой пирог. А который без начинки — Самый вкусный пирог! Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить план Один из вариантов игры может быть следующим. Когда «гости» игры, что, как и зачем будет происходить в ней. Он может подать некоторые идеи более интересного развития сюжета, но основное содержание должны придумать сами ребята. пришли, «хозяева» правильно рассаживают их, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Не хотите ли еще чаю или сока?». После чаепития «хозяева» с помощью воспитателя развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяева» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто какие развлечения будет проводить. По окончании игры педагогу необходимо коллективно обсудить все ошибки, допущенные хозяевами или гостями. Игра «День рождения» Цель. Воспитание чуткости, внимания. Закрепление культурных Игровой материал. Игрушечная посуда, пластилин, кусочки материи, навыков. нитки, цветная бумага, природный материал.Подготовка к игре. Беседа об организации дня рождения. Разучивание стихов, придумывание игр, аттракционов. Составление плана игры. Игровые роли. Именинник, мама, папа, бабушка, Дедушка, учительница, братья, сестры, гости. Ход игры. Педагог предлагает ребятам самостоятельно составить план игры. Выслушав предложения ребят, педагог может навести детей на мысль объединить сразу три игры: в семью, школу и в день рождения. Распределяются роли, ребята делятся на группы. Например, дети, играющие в семью, могут разыграть эпизод утра: все встают, умываются, делают зарядку, завтракают, затем дети-ученики уходят в школу, а младшие остаются дома. Они помогают старшим членам семьи готовиться ко дню рождения. Школьники и гости (товарищи именинника) где-то рядом в группе могут играть в школу. Кого-то выбирают на роль учителя, остальные — ученики. Таким образом, пока дома готовятся ко дню рождения, старшие братья и сестры, именинник и его товарищи учатся в школе. Содержание игры в день рождения может проводиться аналогично содержанию игры в гости: уборка квартиры, приготовление угощений, подарков. Когда дома все готово, зовут именинника и гостей. Все остальные игры свертываются, ребята начинают играть в день рождения: именинника тепло поздравляют родственники и друзья, дарят ему подарки, окружают вниманием, угощают, предлагая все самое лучшее. Члены семьи и сам именинник заботятся о том, чтобы гостям было весело и хорошо. Они заранее договариваются, кто и как будет развлекать гостей, придумывают игры, аттракционы, читают стихи, загадывают за- гадки и т. д. помогают им одеться. Члены семьи ложатся спать. обсуждают интересные моменты и ошибки, допущенные в игре. Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, По окончании игры участники делятся своими впечатлениями об игре, Игра «Пароль» Цель. Приучение детей к выполнению требований воспитателя, няни, Игровой материал. Красная кепка и наручная повязка, носовые Подготовка к игре. Беседа о требованиях детского сада, медицинской сестры. Закрепление правил поведения в общественных местах. платки, чиаая одежда; афиши, билеты и др. предъявляемых к ребенку. Этические беседы на тему «Мы идем в театр». Подготовка атрибутов для игры в театр. артисты. Игровые роли. Часовой, воспитанники, кассир, билетер, зрители, Ход игры. Игра может проводиться в нескольких вариантах. 1-й вариант. Перед началом игры педагог проводит беседу о требованиях, которые необходимо усвоить детям в детском саду: у каждого ребенка должен быть носовой платок, он должен быть чисто и аккуратно одет, руки и лицо должны быть чистыми, волосы причесаны и т. д. После этого воспитатель назначает часового, вручает ему красную кепку и нарукавную повязку. Часовой становится у дверей группы и по одному пускает детей в комнату. При этом входящему ребенку говорит: «Пароль!» Пароли педагог может менять каждые два-четыре дня. Они зависят от того, выполнение каких требований необходимо усвоить детям.Ребята, не выполнившие условий сегодняшнего пароля, входят в Например, если воспитатель добивается, чтобы все дети приносили с собой носовые платки, паролем считается предъявление часовому платка. Если необходимо, чтобы все ребята не забывали причесываться, пароль — аккуратно причесанные волосы. Паролем может быть чистая одежда, а также подстриженные ногти. группу последними. В конце недели воспитатель сообщает ребятам о том, кто из ребят выполнил условия игры, а кто нет. добиться выполнения какого-либо требования, и продолжаться не более двух-трех недель (часто с перерывами). При этом педагогу нужно постоянно менять пароль. Данная игра может проводиться в тех случаях, когда необходимо 2-й вариант. Театр вежливых ребят. Воспитатель проводит беседу о правилах поведения в общественных В театре вежливых октябрят исполняются стихи и инсценировки, местах и сообщает: «Скоро мы будем играть в театр, но эта игра не простая, в ней нужно знать вежливые слова и уметь ими пользоваться». После этого педагог помогает ребятам в организации театра, в подготовке афиш, билетов, разучивании стихотворений, инсценировок. Когда все готово для игры, воспитатель сообщает, что в театре платой за билет служат вежливые слова. Если дошкольник подойдет к кассиру и скажет: «Дайте, пожалуйста, билет», он его получит. Если он забыл веж- ливое слово «пожалуйста», его отправят подумать, вспомнить, что надо сказать, чтобы получить билет. Если ребенок скажет: «Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, билет», а получив билет, ответит: «Спасибо», он будет сидеть в первых рядах. Игра начинается. которые учат детей правилам культурного поведения. «Билетеры» театра зорко следят за тем, чтобы все зрители строго соблюдали правила: уступали друг другу дорогу, пропускали вперед девочек, проходили между рядами, повернувшись лицом к сидящим, не разговаривали во время представления и т. д. При последующем проведении игры можно менять сюжет, например, поиграть в «Кинотеатр вежливых ребят» или «Экскурсию в музей» и т. д. Игра «Волшебники» Цель. Воспитание у детей чуткости, стремления проявить заботу и Игровой материал. Карандаши, бумага, картон, пластилин и др. Подготовка к игре. Чтение сказок. Этическая беседа «Добрые волшебники». Изготовление подарков для малышей. Подготовка к концерту. внимание к окружающим. Игровые роли. Волшебники. Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит этическую беседу «Добрые волшебники», опираясь на сказочные сюжеты, в которой наводит детей на мысль о том, что добрые волшебники в сказках всегда помогают хорошим людям. Для дальнейшего хода беседы педагог задает следующие вопросы: «А какого человека мы могли бы назвать добрым волшебником не в сказке, а на самом деле? (Доброго, отзывчивого, который всегда старается помочь другим людям). Как вы думаете, а вы могли бы вы постараться всегда поступать, как добрые волшебники? Вот, например, кто-то из вас забыл принести, из дома фломастеры и очень огорчен, а ему на помощь приходят добрые волшебники и предлагают «Возьми мои». А давайте мы с вами станем добрыми волшебниками для малышей? Что бы мы могли для нихсделать? (Дети предлагают мастерить из пластилина игрушки; После этого педагог знакомит с правилами добрых волшебников: Затем педагог предлагает: «Давайте с сегодняшнего дня играть в слепить снежную бабу, сделать из картона фигурки кукол и т. д.). Затем воспитатель обобщает беседу: «Значит, чтобы играть в добрых волшебников, надо действительно, прежде всего, стать добрыми — делать только хорошее и приятное». «Разговаривай приветливо и ласково с людьми», «Научись всем делиться с другими», «Делай радостные сюрпризы и малышам, и товарищам, и своим родителям». добрых волшебников. Согласны? Теперь каждый из нас добрый волшебник» и дает задание каждому ребенку подумать, чтобы он хотел сделать доброго для детей младшей группы. волшебников и просит ребят сообщить о своих задумках и планах. Ребята, к примеру, могут предложить сделать для малышей альбом «Наш детский сад», или вылепить снежную бабу, или залить горку, или сделать из пластилина маленький сказочный город, или смастерить елочные игрушки и т. д. Воспитатель делит ребят на группы и предлагает каждой сделать свой сюрприз. После того, как все подарки готовы, педагог с ребятами выпускают «молнию» (здесь на большой лист бумаги вывешиваются рисунки, на которых изображены дела добрых волшебников). В один из дней малышам дарят добрые «подарки». В этот же день ребята подготовительной группы организуют для них концерт: читают стихи, поют песни, разыгрывают сценки о добрых и дружных ребятах. На следующий день воспитатель снова возвращается к игре про Игра «Улица» Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте. Игровой материал. Картонные дома, вывески, фигурки людей, игрушки-машины, светофор, рули. Подготовка к игре. Тематические прогулки - экскурсии по улице. Беседы с использованием иллюстративного материала. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «Улица». Игровые роли. Пешеходы, шоферы, милиционер, дворник и др. Ход игры. Перед игрой проводится большая предварительная работа. Подготовка к игре начинается с проведения нескольких прогулок по улице. На первой прогулке воспитатель показывает детям улицу и обращает внимание детей на то, что на улице много домов — новых и старых, очень высоких и низких, разного цвета и размера; также можно посчитать с детьми этажи у нескольких домов. Далее педагог объясняет, что дома на улице различаются потому, что в одном живут люди, в другом находится театр, в третьем - ателье или почта, в четвертом — магазин, в пятом - фотоателье или салон красоты, и т. д. видели; это можно сделать, рассматривая картинки, открытки и рисунки, на которых изображена улица с домами. Затем на занятии педагог может предложить детям, нарисовать различные дома, находящиеся на улице; из строительного материала воспитатель советует построить рядом много разных домов и сделать, улицу; на занятиях по конструированию детям раздаются выкройки домов разной величины, сделанные из бумаги После этой прогулки воспитателю нужно закрепить все, что онинескольких цветов. Под руководством воспитателя дети должны склеить из этих выкроек дома, наклеить на них двери и окна или нарисовать их. Педагог может посоветовать на одном доме окна наклеить в один-два ряда ~ в этом доме будет всего один-два этажа; на другом наклеивают четыре-пять рядов окон - это соответственно четырех- или пятиэтажный дом. Потом воспитатель раздает детям вывески, которые они наклеивают над дверями домов: «Школа», «Детский сад», «Ателье», «Почта», «Библиотека», «Аптека», «Салон красоты», «Больница» (или «Поликлиника»), «Магазин», «Булочная», «Фотоателье», «Кино» (или «Театр»), «Цирк». Каждый ребенок должен сделать на занятии один дом. Так получается целая улица. На второй прогулке педагогу надо показать детям, как много на улице разных машин: на одних ездят люди, на других возят мороженое, на третьих — молоко, четвертые убирают снег или, если дело происходит летом, поливают улицу, подметают. Есть машины, на которых возят больных. Показав детям городской транспорт, следует рассказать, что эти машины возят людей на работу, домой с работы, в цирк, кино, детей в детский сад или в школу, а также объяснить, как надо себя вести в троллейбусе, автобусе, трамвае и т. д. (не кричать, не толкаться, уступать место старым и больным и т. д.). После второй прогулки педагогу следует побеседовать с детьми о транспорте, показать на иллюстративном материале изображения машин разных видов: легковых, грузовых, самосвалов, для перевозки молока, хлеба, машин, поливающих и подметающих улицу, убирающих снег, автобусов, троллейбусов, трамваев и т. д. Кроме того, с детьми можно рассмотреть рисунки, на которых изображено внутреннее помещение автобуса или троллейбуса, чтобы дать представление, что происходит внутри. Показ такой картинки воспитатель может сопровождать следующим рассказом: «Кондуктор дает билет, девочка уступает место бабушке: бабушке трудно стоять, она старенькая; вот сидит мама с малышом на руках, ей уступили место: малыш маленький, его будут толкать, а маме тяжело его держать на руках; инвалиду тоже надо уступить место; надо помогать, пожилым людям сойти с автобуса или троллейбуса». После этого педагог может предложить вниманию детей рисунок с отрицательным содержанием: в автобусе сидит мальчик, а рядом стоит старушка, и спросить ребят, правильно ли ведет себя мальчик, воспитанный ли он и почему дети думают, что он невоспитанный. На занятии педагог предлагает ребятам нарисовать какую-нибудь из тех машин, которые они видели на улице. В конце занятия следует показать детям все рисунки, называя изображенные на них машины и закрепляя названия. Во время свободных игр детей педагогу нужно собрать все машины, какие имеются в группе. И превратить часть из них в специализированные: к одному металлическому грузовику сделать картонный кузов с записью «Продукты», к другому — свернутый трубкой картон и надписать «Квас», к легковой машине приклеить маленький красный крест — на ней будут возить больных. Затем педагог может посоветовать детям построить из строительного материала несколько домов (улицу) и поиграть с ними и машинами: возле больницы дежурит «Скорая помощь», грузовик возит в магазин вылепленные из пластилина овощи и фрукты, в продуктовый магазин на специальной машине из пекарни привозят хлеб, бублики, печенье, булки, по улице едет маршрутное такси. пешеходах: на улице много людей, они - идут и на работу, и с работы, и в На третьей прогулке по улице педагог должен рассказать детям оПосле такой прогулки в группе педагог вместе с детьми может зоопарк, и в магазин, и в больницу. Возле магазина можно показать ребятам людей, которые заходят туда за покупками, у кинотеатра - тех, кто спешит на очередной сеанс, около школы - школьников, которые идут учиться, и т. д. Также надо сказать детям, что людей на улице много, все спешат, поэтому по ней надо ходить так, чтобы никому не мешать. После этого воспитатель сообщает детям некоторые правила, которые нужно соблюдать на улице: на улице нельзя бегать, играть, ходить надо спокойно, не толкая прохожих, только по тротуару, по дороге ходить нельзя — там едут машины, автобусы, троллейбусы. рассмотреть картинки, где нарисованы пешеходы на улице. Рассматривая изображенных людей, нужно рассказать о них: «Вот идут школьники с портфелями, они торопятся в школу; вот дедушка идет в магазин, у него в руках большая сумка; вот тетя идет к остановке троллейбуса, она спешит на работу; вот мама гуляет с малышом, показывает ему улицу, дома, машины; вот мальчик несет мяч, он идет на футбольное поле, будет играть с друзьями в футбол» и т. д. Очень хорошо показать детям картинку, на которой изображено, как ребята помогают старушке нести тяжелую сумку или переводят ее через дорогу. Также можно показать рисунок, где изображен мальчик, который поднимает с тротуара бумажку и бросает ее в урну. На занятии лепкой воспитателю нужно предложить каждому ребенку вылепить из пластилина кого-нибудь из людей, которых они видели на улице. Нужно напомнить детям: «Можно лепить девочку с портфелем, папу и маму, можно тетю с сумкой или милиционера». После занятия педагог с детьми рассматривает изделия, дают каждому из них оценку. На четвертой прогулке педагог показывает детям, как пешеходы переходят улицу, останавливаются на перекрестке у светофора, ждут, пока зажжется зеленый свет, как они смотрят сначала налево, а дойдя до середины дороги — направо. Затем ребятам нужно объяснить, что нельзя перебегать улицу, а надо переходить ее спокойно. Также на улице следует показать детям милиционера и рассказать, почему он следит за порядком: чтобы все шли спокойно, не бегали по мостовой, переходили улицу только по пешеходным дорожкам при зеленом свете, а при красном стояли, не играли на дороге, не сорили, бумажки бросали не на тротуар, а в урны. Воспитатель может продолжить свой рассказ тем, что на улице должно быть всегда чисто, «поэтому улицу убирают дворники, подметают, поливают, зимой чистят тротуары от снега. Дорогу убирают машины и т. д. После этого педагог может перевести детей через дорогу с целью научить ребят правильно переходить улицу. изображение перекрестка, рассмотреть переходящих улицу пешеходов, спросить у детей, какой, по их мнению, сейчас свет на светофоре и почему они так считают. В беседе педагог должен закрепить те впечатления и знания, которые дети получили во время прогулки. Педагог также может предложить детям нарисовать перекресток, светофор и машины или пешеходов на перекрестке, затем провести с ними подвижную игру, распределив роли милиционера, водителей и пешеходов. Милиционер стоит на перекрестке и с помощью воспитателя руководит движением машин и пешеходов. Впоследствии после четырех прогулок педагог может провести с детьми беседу по большой картине, на которой изображены и разные дома, и пешеходы, и идущий транспорт, и перекресток с милиционером, После этой прогулки-экскурсии взрослому надо показать детямДля игры в «улицу» кроме склеенных детьми домов и вылепленных светофором, переходящими улицу людьми. Также хорошо показать детям и фильмы или фрагменты по теме «На улице». ими из пластилина фигурок воспитатель совместно с детьми должен приготовить и другие атрибуты: картонные фигурки пешеходов, урны, све- тофор (с одной стороны на нем будет красный свет, с другой - зеленый, время от времени светофор нужно поворачивать), игрушечные трамваи, троллейбусы, автобусы и др. После подготовки и предварительной работы к игре воспитатель говорит детям, что они будут играть в «улицу», но для этого сначала надо ее построить. Педагог раздает домики, он предлагает детям сделать ровную, красивую улицу, советует (если дети испытывают затруднения), как лучше расположить на ней дома. Когда все готово, воспитатель говорит, что улица не бывает пустой: по тротуарам идут люди, а по мостовой едут машины. Он предлагает детям сделать на улице тротуары, людей. Воспитатель рассказывает о «жизни» улицы и предлагает детям по ходу повествования совершать те или иные действия: «Первым на улицу приходит дворник. Он смотрит, чистый ли тротуар, не насорил ли кто, и подметает тротуар. Света, помоги дворнику подмести этот тротуар, а ты, Рома, помоги убрать другой тротуар. (Дети берут фигурки дворников и подметают улицу.). Вот, молодцы, теперь оба тротуара чистые. Приезжают машины - они убирают проезжую часть - сначала одна подметает, а потом другая поливает, чтобы дорога тоже была чистая. Женя, ты шофер. Подме- ти своей машиной дорогу. Алеша тоже шофер. Он сейчас польет дорогу водой. (Ребята двигают машины и убирают дорогу.). Теперь улица чистая. Утро. Шоферы едут на машинах, на улицах много машин. (Дети вывозят на улицу машины.). Вот идут в детский сад дети. Давайте поможем им дойти быстро. (Фигурки ребят проходят к детскому саду, и их ставят за зданием, как будто они вошли внутрь.). На улице появляется много людей: они идут в магазин, к доктору, на работу. (Ребята играют с фигурками — двигают их вдоль улицы, пешеходы заходят в дома и т. д.). Воспитатель во время игры не должен показывать детям игровые действия. Его задача - объединить все игровые действия детей общим замыслом и помочь им реализовать его, развить сюжет игры. действиями детей, помогает детям полностью овладеть и замыслом, и содержанием игры. Эта форма игры служит хорошей подготовкой к ролевой игре на эту тему, ребенок в ней учится вычленять и диф- ференцировать отдельные ролевые действия, проявляет самостоятельность в обыгрывании роли. определенные роли (шофера, дворника, милиционера, воспитательницы, продавца в магазине и т. д.), в соответствии с которыми и будут действо- вать в процессе игры. Далее, развиваясь, игра может быть объединена с другими игровыми темами: «Магазин», «Школа», «Детский сад», «Шоферы», «Поликлиника» и др. Форма игры в виде рассказа воспитателя, иллюстрируемого игровыми После такой подготовки педагог призывает ребят брать на себя Игра «В лесу» Цель. Закрепление названий различных видов растений, Автор: Стаценко Раиса Николаевна сюжетно­ролевых игрСобираемся на прогулку Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить  правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда»,  «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и  осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик. Возраст: 3–4 года. Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет  поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла  жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь.  Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что  нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последова­ тельности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.   Магазин Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия  «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в  магазине, расположенные на витрине, деньги. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный  супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и  прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли  продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по  отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,  мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками  вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачива­ ются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотно­ шения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и  товаров может быть в супермаркете. Игрушки у врача Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами,  воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести  понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура»,  «стационар».Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр,  шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и  чепчик для врача. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра,  остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику  на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки  болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью  пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему  лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стаци­ онарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других  известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они  попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать,  говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры  дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет  температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает  о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную  помощь.   Аптека   Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает  лекарства, кассир­продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные  травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас  детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные  растения». Оборудование: игрушечное оборудование аптеки. Возраст: 5–7 лет. Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем  занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от  населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они пригото­ вили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посети­ телям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию. День рождения Степашки   Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола  для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать  внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить  словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка»,  «посуда», «сервис». Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые пред­ меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик,  стульчики. Возраст: 3–4 года.Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день  рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки,  идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом  и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспи­ тателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между  детьми в процессе игры. Строим дом Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на  роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку  несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе,  расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный  запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран»,  «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки  для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной  профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель  предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться  игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты  люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об  их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются  роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они  подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе  строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом  готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.   Зоопарк Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни,  питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словар­ ный запас детей. Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного  материала), билеты, деньги, касса. Возраст: 4–5 лет.Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в  зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем  питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обра­ щаться с животными, как ухаживать за ними. Детский сад Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех  людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального  работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо  относиться к своим воспитанникам. Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад. Возраст: 4–5 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального  руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры  следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных  ситуаций. Парикмахерская Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру  общения, расширить словарный запас детей. Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикма­ хера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д. Возраст: 4–5 лет. Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со  всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у нихрасчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают  сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский,  мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут  прическу Кати в порядок. Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы.  Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и  обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры  дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в  прическу, маникюре. В библиотеке Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами  библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на  занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей:  «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал». Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши,  наборы открыток. Возраст: 5–6 лет.          Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоми­ нают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2– 3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распреде­ ляются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает  много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или  коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из  книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудня­ ются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к  посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети  желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки.  Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они  играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего  понравилось. Космонавты Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в  космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей:  «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие  ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе?  Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким,  умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который  будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрываютситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов,  Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей. Семья Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном  бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь,  доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их  деятельности. Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда,  вещи и т. д. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью».  Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают  продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавли­ вают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотноше­ ниями между Членами семьи, вовремя помогать им. В кафе Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязан­ ности повара, официанта. Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки­куклы, деньги. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он  познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает  пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправля­ ются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать  заказ, благодарят за обслуживание.Кругосветное путешествие   Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран,  воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить  словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия»,  «Европа», «Тихий океан». Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль,  карта мира. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие  на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса,  Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и  обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и  континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им  справиться с этим испытанием.     На дорогах города Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с  новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на  дороге. Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и  зеленый. Возраст: 5–7 лет. Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место  для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное  место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за  стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор.  Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял  регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него  красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди».  Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.   Правила движения Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать  правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внима­ тельными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширитьсловарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения»,  «превышение скорости», «штраф». Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения,  техталоны. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД,  чтобы те                                                        следили за порядком на дорогах города.  Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой  роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила  дорожного движения.     Мы – спортсмены Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спор­ тивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества:  быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в  пространстве. Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества  заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат,  лесенки, скамейки и т. д. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам  спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования.  Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в  котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение  задания. Игра заканчивается награждением победителей.       На станции технического обслуживания автомобилей Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения,  проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой  ролью – слесарем по ремонту автомашин. Оборудование: строительный материалдля постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование  для мойки и покраске автомобилей. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много  автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть  станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить  большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников,  обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).   Пограничники   Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок  дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость,  ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас  детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод». Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные  фуражки. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе  нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как  проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети  самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы,  Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные  на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и  дружескую взаимопомощь. Школа Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки,  чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя,  расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель»,  «пенал», «ученики» и т. д. Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка. Возраст: 6–7 лет.Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу.  Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают  ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики.  Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют  его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики,  родного языка, физкультуры, пения и т. д. Космическое приключение Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми  дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить  словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство»,  «невесомость», «космодром». Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты  видов нашей планеты из космоса. Возраст: 6–7 лет.              Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический  корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в  космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым,  сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в  космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и  выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все  готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С  высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том,  почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети  рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает  остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая  остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.   Мы – военные разведчики Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять  задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным  профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей –  «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты». Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие. Возраст: 6–7 лет.Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить  фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них.  Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат  охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.