Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель». (1 класс, литературное чтение)

  • Иллюстрации
  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект разработан для 1 класс, тема Т. Белозеров «Подснежники» и С. Маршак «Апрель»;. Целью является: познакомить со стихотворением о весне Т. Белозеров «Подснежники» и С. Маршак «Апрель»; обучать плавному, выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихотворение разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.
Иконка файла материала Подснежники, Апрель.docx
Этапы и содержание Организационный момент Прозвенел звонок Начинаем наш урок. Садитесь. ­ Приветствие: Чтоб урок понравился всем нам, Напомню правила я вам: Не просто разговаривать, А чётко выговаривать И правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Работать вместе, дружно. И ссорится не нужно. ­Для чего нужно соблюдать правила поведения на  уроке? (Чтобы выполнить всю запланированную работу). ­ Я приглашаю вас сегодня в гости, а вот куда. Послушайте стихотворение и помогите мне, доскажите  слово. ­Если речка голубая Пробудилась ото сна И бежит в полях, сверкая – Значит к нам пришла (весна) ­Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, И поёт пичужек стая – Значит к нам пришла (весна) Виды деятельности обучающихс я Планируемые результаты Личностн ые Метапред метные Предметн ые Форма организа ции МТО Фронтал ьная Слай д 1 Формиров ать  мотиваци ю к  обучению  и  целенапра вленной   познавате льной  деятельно сти Слай д 2 Слай д 3­Если солнце разрумянит Наши щёки докрасна, Нам ещё приятней станет – Значит к нам пришла (весна) ­ Итак, мы идём в гости к весне. Точнее сказать, это она  пришла в наши края. ­ Давайте вспомним, как называются весенние месяцы. (ответы детей: март, апрель,май) ­ Ребята, над какой темой мы сейчас с вами работаем? (Апрель, апрель! Звенит капель…) Проверка домашнего задания. ­Начнём урок с проверки домашнего задания. Что  должны были подготовить к сегодняшнему уроку? (Выучить наизусть стихотворение А.Плещеева и  сделать рисунок) ­Сейчас мы проведём с вами конкурс чтецов и посетим  выставку художников. (Проверка домашнего задания,  на доске рисунки.) ­Молодцы. Вы сделали красивые рисунки и показали,  какие вы хорошие ораторы. Речевая разминка а) чтение и проговаривание скороговорок    Из соседнего колодца целый день водица льётся. (медленно, быстрее, быстро) б) чтение слов на слайде.        1 столбик– по слогам,  целиком,   2 столбик – быстро,  ласково.           Цветы                        диван           Молоко                       Роман Проверяют  выполнение  домашнего  задания Проводят  речевую  разминку Р:Владеть  монологи  ческой и  диалогиче Слай д 4 Слай д 5 Слай д 6 Слай д 7 Фронтал ьная Фронтал ьнаяМагазин                     дремать           Лавочка                     гулять           Выходной                  метёт Постановка проблемы урока ­ Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями –  цветами. Угадайте, что это за цветок. ­Из под снега вышел друг, И весной запахло вдруг. (подснежник) ­ Откройте учебники на стр. 66 – 67 и сформулируйте  тему урока. ­ Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями  русских поэтов о подснежниках и о весне. ­Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворения,  находить в нём красивые слова.) Цели урока (на слайде). • учиться выразительно читать стихотворения; • учиться представлять в своём воображении картины  природы, описанные автором в стихотворении; • определять настроение автора и свои чувства,  возникающие при прослушивании, чтении  стихотворения. • учиться умению рассказывать о своих впечатлениях и  делиться мыслями с товарищами; ­Для чего вам это нужно? (Нам нужно это для того, чтобы уметь красиво и  правильно говорить самим и чтобы было приятно  слушать другим.) Работа по теме урока. ской  формами  речи.  Слай д 8 Фронтал ьная Формулирую т тему урока Слай д 9 Р:Восприн имать  учебное   задание,  выбирать  последова тельность  действий,  оценивать  ход и  результат  выполнени я Фронтал ьная­Прочитайте, как называется первое стихотворение и  кто автор («Весна»А.Майков). ­ На прошлом уроке вы познакомились с творчеством  этого поэта. Вспомните, кому посвятил свое  стихотворение А.Майков? (ласточке) ­ Кто рад наступлению весны? (ласточка) а) И вот ещё одно стихотворение, послушайте  и постарайтесь представить себе картину, описанную  автором в стихотворении.(чтение стихотворения  «Весна», учителем) ­О чем это стихотворение? (о весне, о подснежнике) ­ С каким чувством поэт пишет о цветке? (с нежностью,  любовью) ­Чувство изумления оттого, что при помощи обычных  слов А. Майков написал такое красивое стихотворение. б) Чтение стихотворения учащимися по приему  «жужжащее чтение». ­ Прочитайте стихотворение каждый для себя и найдите  слова, которые вам непонятны. ­ Смысл каких слов вам непонятен? (ответы) ­Где мы можем найти толкование данных слов?  (Толковый словарь, интернет) ­Подле – возле, рядом ­Сквозистый ­ тонкий слой снега, через который видно землю, прелые листья, растения. ­Ещё не весь снег растаял, а уже появились цветы.  Подснежники ­ есть сама весна. ­ Как поэт называет подснежник? (голубенький, чистый). ­ Какое слово в стихотворении помогает представить  Ведут диалог с учителя по  изученному  стихотворен ию Чтения  стихотворен ия Знакомятся с непонятными словами,  узнают  толкование  этих слов читать с  выражение м  лирически е  произведе ния,  выделяя  голосом  важные  мысли и  слова;  сравниват ь стихи  разных  поэтов,  посвященн ые одной  теме;  наблюдать , как  меняется  настроени е поэта. К:принима ть участие в диалоге,  общей  беседе,  выполняя  правила  речевого  поведения (не  перебиват ь,  выслушив ать  собеседни ка,  стремитьс я понять  его точку  зрения и  др.); выражают  собственн ые чувства при  чтении  текста и в  ходе  размышле ний,  анализа; Слай д 10осознают  смысл  определен ия  учебных  задач при  работе с  художеств енным  произведе нием. Слушают  биографию  автора последний снежок?(сквозистый) ­ Какое настроение создаётся при чтении этого  стихотворения? (радостное и грустное). в) Прочитайте еще раз стихотворение и подготовьтесь к  выразительному чтению, пользуйтесь памяткой.  (выразительное чтение) ­ Ребята, но не только Аполлон Майков писал об этом  прекрасном цветке. ­Прочитайте как называется следующее стихотворение и кто его автор?(«Подснежники» Т.Белозёров.) Об авторе. Белозёров Тимофей Максимович родился 23 декабря  1929 года в селе Камыши Курганской области в  многодетной крестьянской семье. У него рано умерла  мама и его на воспитание взяла добрая женщина. После  окончания семилетней школы Тимофею Максимовичу  пришлось много работать. Первый сборник стихов был  напечатан в журнале «Алтай».Большинство  произведений Т.Белозёрова посвящено сибирской  природе, детству. Читая его произведения, хочется  стать чуточку добрее и лучше.Ирина Токмакова, чьи  стихи мы уже читали, говорила, что стихи Белозёрова –  это глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем,  пахнущего цветущим ромашковым полем. До майского ромашкового поля у нас ещё есть время, а  вот с апрельским подснежником давайте познакомимся. ­ По названию стихотворения предположите о чём  пойдёт речь? (О подснежниках, о весне) ­ Послушайте стихотворение Т.Белозёрова  Слай д 11- 13 Фронтал ьная Слай д 14«Подснежники» и постарайтесь представить себе  картину, описанную автором в  стихотворении. (Учитель читает стихотворение,  Обмен мнениями) ­ Совпали ли ваши предположения? (Частично) ­ О ком говорится в стихотворении? (О Снегурочке) ­ Какое настроение возникло у вас? (грусть, радость) 1.Подготовка к чтению – Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем  целыми словами. сне­гу­роч­ка – снегурочка про­во­жа­я – провожая пе­чаль­на­я – печальная пла­ка­ла – плакала тро­га­я – трогая сне­гу­роч­ки­ны – снегурочкины. 2.Чтение стихотворения по цепочке. – Прочтите строчки, в которых автор говорит о  Снегурочке. ­ Почему Снегурочка плакала? (Не хотела прощаться с  Зимой) ­ Почему Снегурочка оказалась всем чужая? (Наступила Весна) – С чем автор сравнивает подснежники? (со слезами  Снегурочки, холодные слезы уходящей зимы, белые  капли нежных цветков.) – Нравится ли вам сравнение подснежников со  снегурочкиными слезами? ­ Чем похожа Снегурочка на подснежник? Подготавлив аются к  чтению К:проявля ть  доброжела тельное  отношение к  партнёру К:принима ть участие в диалоге,  читать с  выражение м  лирически е  произведе ния,  выделяя  голосом  важные  мысли и  слова;  сравниват ь стихи  разных  поэтов,  посвященн ые одной  теме;  Фронтал ьная­ Можно ли сравнить стихотворение со сказкой?  (Снегурочка ­ сказочный персонаж, произошло  волшебство.) ­ Послушайте легенду о появлении на Земле цветов –  подснежников. 3. Заслушивание легенды  Когда­то давным­давно на Земле была долгая­долгая  зима. Снег толстым кровом укрывал землю. Очень  холодно было людям. Попросили они Снегурочку  уговорить свою маму – Зиму покинуть Землю.  Уговорила Снегурочка Зиму пожалеть людей, пустить  Весну. Провожая Зиму, Снегурочка очень плакала. И  там, где падали Снегурочкины слёзы, выросли  подснежники. Так появились на Земле эти цветы. 4.Выразительное чтение стихотворения. – С какой интонацией надо его читать? (Неторопливо,  спокойно) ­ Пользуйтесь правилами выразительного чтения. (чтение детьми стихотворения в слух 1­2 человека) Физминутка (видеоролик) Продолжение работы по теме урока ­Подснежники одна из примет апреля. С давних пор  подснежники считают цветами надежды, символом  весны. Пётр Ильич Чайковский посвятил этому  удивительному цветку пьесу. Закройте глаза и  помечтайте под эту чудесную музыку. 1)      Прослушивание музыки П. И. Чайковского. ­ Какое настроение передал композитор в музыке? ­ Что вы представили, слушая эту музыку? наблюдать , как  меняется  настроени е поэта. Фронтал ьная общей  беседе,  выполняя  правила  речевого  поведения (не  перебиват ь,  выслушив ать  собеседни ка,  стремитьс я понять  его точку  зрения и  др.); Виде орол ик Муз ыка Чайк овск ого Слай д 15- 18Прослушива ют музыку  П.И.  Чайковского . Слай д 19 – Отшумели вьюги. Все ярче и теплее греет солнце.  Спешит, торопится весна. Хорошо вокруг! В лесу  появились первые цветы. Снег начинает таять. Воздух  чистый и прозрачный. Музыка апреля похожа на вальс.   – Кто автор следующего стихотворения? (С.Я.Маршак) – Прочтите название стихотворения. (“Апрель”.) ­ Как вы думаете, о чём это произведение? 2) Чтение стихотворения «Апрель» учителем. ­ Какое настроение передаёт это стихотворение?  (радостное, восторженное) ­ Кто рад весне? (Вся природа) 3) Словарная работа. ­ Замените словосочетания словами из текста:  капли тающего снега (капель)  деревья, упавшие на землю (валежник)   медленно и тяжело идёт (пробирается). зимний холод (стужа) – Каким близким по значению словом можно заменить  слово “сквозь”? (Словом “через”.) – Прочтите слова, сначала по слогам, а затем целыми  словами. му­ра­вьи – муравьи про­би­ра­ет­ся – пробирается ва­леж­ник – валежник рас­цвёл – расцвёл ­Прочитайте стихотворение по цепочке по 2 строчки.  (дети читают стихотворения) ­ Обратите внимание, как поэт рассказал о пробуждении природы. Фронтал ьная К:принима ть участие­ О каких признаках весны говорит автор? ­ Найдите в стихотворение действие капели. (Капель  звенит) ­ О чём это действие говорит? ­ Найдите действие ручьёв? (Бегут) ­ Приём в литературе, который С.Маршак использовал в  своём стихотворении называется олицетворением. ­ Звуки чего услышал Маршак? (звуки капели, ручья) ­ Чьи голоса услышал Самуил Яковлевич? (голоса птиц) ­Что еще произошло с наступлением весны? (расцвел  подснежник) – Прочтите стихотворение выразительно, передавая  настроение поэта.Пользуйтесь памяткой.(чтение вслух) ­ Ребята, а кто из вас уже встречался с этим  стихотворением раньше? Где вы его слышали? (Сказка «Двенадцать месяцев») ­Эту сказку и другие очень интересные произведения  С.Я.Маршака вы можете прочитать в нашей школьной  библиотеке. Итог урока ­ С какими произведениями мы познакомились на уроке? ­ С какой целью написаны все эти стихотворения? • Чтобы сообщить... • Чтобы передать свою печаль, радость. • Привлечь внимание к красоте природы. ­ Какое из них вам больше всего понравилось? Почему? ­ О каких первоцветах шла речь в каждом из  стихотворений? (О подснежнике) Беседа о бережном отношении к природе. Чтения  стихотворен ия Подводят  итог урока в диалоге,  общей  беседе,  выполняя  правила  речевого  поведения (не  перебиват ь,  выслушив ать  собеседни ка,  стремитьс я понять  его точку  зрения и  др.); читать с  выражение м  лирически е  произведе ния,  выделяя  голосом  важные  мысли и  слова;  сравниват ь стихи  разных  поэтов,  посвященн ые одной  теме;  наблюдать , как  меняется  настроени е поэта. Цвет ы­ Если мы окажемся в весеннем лесу, станете вы срывать подснежники? ­ Почему?( Из­за нежной красоты подснежники срывают  сотнями и даже тысячами. Это приводит к трагическим  последствиям. Постепенно подснежники исчезают,  становятся редкими.) Послушайте стихотворение Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все и я, и ты, Если мы сорвём цветы­ Опустеют все поляны И не будет красоты! ­ Если встретите это прекрасное растение, не срывайте  его. Остановите и тех, кто это делает. Пусть нежный  цветок радует своей красотой всех, кто придет после  нас. ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ Что дал вам урок для жизни? Рефлексия. ­На столах у каждого из вас лежат подснежники бутоны  и раскрывшиеся цветы. ­Если вам было интересно на уроке, вы узнали сегодня  что – то для себя нового, и активно работали, то  поднимите раскрывшийся подснежник. А если что – то  осталось непонятным, остались вопросы, на которые  необходимо ответить поднимите бутон. Всем большое  спасибо. ­Я всем вам желаю весеннего настроения. Прослушива ние  стихотворен ия умение  проверять  себя и  самостоят ельно  оценивать  свои  достижени я Оценивают  свою  деятельностьДомашнее задание Выучить понравившееся стихотворение наизусть и  выполнить иллюстрацию к нему Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель». Цель: познакомить со стихотворением о весне Т. Белозеров «Подснежники» и С. Маршак «Апрель»; обучать плавному,  выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихотворение разных поэтов, посвященные одной теме; развивать  память, речь, мышление, воображение. Планируемые результаты: Личностные:Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной деятельности; умение проверять себя и  самостоятельно оценивать свои достижения; выражают собственные чувства при чтении текста и в ходе размышлений, анализа;  осознают смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением. Метапредметные: Регулятивные: Воспринимать учебное  задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения;  Владеть монологи ческой и диалогической формами речи.Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать,  выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством  учителя; ориентироваться в учебнике; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема),  под руководством учителя; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Предметные:читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных  поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.