Конспект разработан для 1 класс, тема Т. Белозеров «Подснежники» и С. Маршак «Апрель»;. Целью является: познакомить со стихотворением о весне Т. Белозеров «Подснежники» и С. Маршак «Апрель»; обучать плавному, выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихотворение разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.
Этапы и содержание
Организационный момент
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок. Садитесь.
Приветствие:
Чтоб урок понравился всем нам,
Напомню правила я вам:
Не просто разговаривать,
А чётко выговаривать
И правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Работать вместе, дружно.
И ссорится не нужно.
Для чего нужно соблюдать правила поведения на
уроке? (Чтобы выполнить всю запланированную работу).
Я приглашаю вас сегодня в гости, а вот куда.
Послушайте стихотворение и помогите мне, доскажите
слово.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая –
Значит к нам пришла (весна)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая –
Значит к нам пришла (весна)
Виды
деятельности
обучающихс
я
Планируемые результаты
Личностн
ые
Метапред
метные
Предметн
ые
Форма
организа
ции
МТО
Фронтал
ьная
Слай
д 1
Формиров
ать
мотиваци
ю к
обучению
и
целенапра
вленной
познавате
льной
деятельно
сти
Слай
д 2
Слай
д 3Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет –
Значит к нам пришла (весна)
Итак, мы идём в гости к весне. Точнее сказать, это она
пришла в наши края.
Давайте вспомним, как называются весенние месяцы.
(ответы детей: март, апрель,май)
Ребята, над какой темой мы сейчас с вами работаем?
(Апрель, апрель! Звенит капель…)
Проверка домашнего задания.
Начнём урок с проверки домашнего задания. Что
должны были подготовить к сегодняшнему уроку?
(Выучить наизусть стихотворение А.Плещеева и
сделать рисунок)
Сейчас мы проведём с вами конкурс чтецов и посетим
выставку художников. (Проверка домашнего задания,
на доске рисунки.)
Молодцы. Вы сделали красивые рисунки и показали,
какие вы хорошие ораторы.
Речевая разминка
а) чтение и проговаривание скороговорок
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
(медленно, быстрее, быстро)
б) чтение слов на слайде.
1 столбик– по слогам, целиком, 2 столбик – быстро,
ласково.
Цветы диван
Молоко Роман
Проверяют
выполнение
домашнего
задания
Проводят
речевую
разминку
Р:Владеть
монологи
ческой и
диалогиче
Слай
д 4
Слай
д 5
Слай
д 6
Слай
д 7
Фронтал
ьная
Фронтал
ьнаяМагазин дремать
Лавочка гулять
Выходной метёт
Постановка проблемы урока
Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями –
цветами. Угадайте, что это за цветок.
Из под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (подснежник)
Откройте учебники на стр. 66 – 67 и сформулируйте
тему урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями
русских поэтов о подснежниках и о весне.
Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
(Научиться выразительно читать стихотворения,
находить в нём красивые слова.)
Цели урока (на слайде).
• учиться выразительно читать стихотворения;
• учиться представлять в своём воображении картины
природы, описанные автором в стихотворении;
• определять настроение автора и свои чувства,
возникающие при прослушивании, чтении
стихотворения.
• учиться умению рассказывать о своих впечатлениях и
делиться мыслями с товарищами;
Для чего вам это нужно?
(Нам нужно это для того, чтобы уметь красиво и
правильно говорить самим и чтобы было приятно
слушать другим.)
Работа по теме урока.
ской
формами
речи.
Слай
д 8
Фронтал
ьная
Формулирую
т тему урока
Слай
д 9
Р:Восприн
имать
учебное
задание,
выбирать
последова
тельность
действий,
оценивать
ход и
результат
выполнени
я
Фронтал
ьнаяПрочитайте, как называется первое стихотворение и
кто автор («Весна»А.Майков).
На прошлом уроке вы познакомились с творчеством
этого поэта. Вспомните, кому посвятил свое
стихотворение А.Майков? (ласточке)
Кто рад наступлению весны? (ласточка)
а) И вот ещё одно стихотворение, послушайте
и постарайтесь представить себе картину, описанную
автором в стихотворении.(чтение стихотворения
«Весна», учителем)
О чем это стихотворение? (о весне, о подснежнике)
С каким чувством поэт пишет о цветке? (с нежностью,
любовью)
Чувство изумления оттого, что при помощи обычных
слов А. Майков написал такое красивое стихотворение.
б) Чтение стихотворения учащимися по приему
«жужжащее чтение».
Прочитайте стихотворение каждый для себя и найдите
слова, которые вам непонятны.
Смысл каких слов вам непонятен? (ответы)
Где мы можем найти толкование данных слов?
(Толковый словарь, интернет)
Подле – возле, рядом
Сквозистый тонкий слой снега, через который видно
землю, прелые листья, растения.
Ещё не весь снег растаял, а уже появились цветы.
Подснежники есть сама весна.
Как поэт называет подснежник? (голубенький, чистый).
Какое слово в стихотворении помогает представить
Ведут диалог
с учителя по
изученному
стихотворен
ию
Чтения
стихотворен
ия
Знакомятся с
непонятными
словами,
узнают
толкование
этих слов
читать с
выражение
м
лирически
е
произведе
ния,
выделяя
голосом
важные
мысли и
слова;
сравниват
ь стихи
разных
поэтов,
посвященн
ые одной
теме;
наблюдать
, как
меняется
настроени
е поэта.
К:принима
ть участие
в диалоге,
общей
беседе,
выполняя
правила
речевого
поведения
(не
перебиват
ь,
выслушив
ать
собеседни
ка,
стремитьс
я понять
его точку
зрения и
др.);
выражают
собственн
ые чувства
при
чтении
текста и в
ходе
размышле
ний,
анализа;
Слай
д 10осознают
смысл
определен
ия
учебных
задач при
работе с
художеств
енным
произведе
нием.
Слушают
биографию
автора
последний снежок?(сквозистый)
Какое настроение создаётся при чтении этого
стихотворения? (радостное и грустное).
в) Прочитайте еще раз стихотворение и подготовьтесь к
выразительному чтению, пользуйтесь памяткой.
(выразительное чтение)
Ребята, но не только Аполлон Майков писал об этом
прекрасном цветке.
Прочитайте как называется следующее стихотворение и
кто его автор?(«Подснежники» Т.Белозёров.)
Об авторе.
Белозёров Тимофей Максимович родился 23 декабря
1929 года в селе Камыши Курганской области в
многодетной крестьянской семье. У него рано умерла
мама и его на воспитание взяла добрая женщина. После
окончания семилетней школы Тимофею Максимовичу
пришлось много работать. Первый сборник стихов был
напечатан в журнале «Алтай».Большинство
произведений Т.Белозёрова посвящено сибирской
природе, детству. Читая его произведения, хочется
стать чуточку добрее и лучше.Ирина Токмакова, чьи
стихи мы уже читали, говорила, что стихи Белозёрова –
это глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем,
пахнущего цветущим ромашковым полем.
До майского ромашкового поля у нас ещё есть время, а
вот с апрельским подснежником давайте познакомимся.
По названию стихотворения предположите о чём
пойдёт речь? (О подснежниках, о весне)
Послушайте стихотворение Т.Белозёрова
Слай
д 11-
13
Фронтал
ьная
Слай
д 14«Подснежники» и постарайтесь представить себе
картину, описанную автором в
стихотворении. (Учитель читает стихотворение,
Обмен мнениями)
Совпали ли ваши предположения? (Частично)
О ком говорится в стихотворении? (О Снегурочке)
Какое настроение возникло у вас? (грусть, радость)
1.Подготовка к чтению
– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем
целыми словами.
снегурочка – снегурочка
провожая – провожая
печальная – печальная
плакала – плакала
трогая – трогая
снегурочкины – снегурочкины.
2.Чтение стихотворения по цепочке.
– Прочтите строчки, в которых автор говорит о
Снегурочке.
Почему Снегурочка плакала? (Не хотела прощаться с
Зимой)
Почему Снегурочка оказалась всем чужая? (Наступила
Весна)
– С чем автор сравнивает подснежники? (со слезами
Снегурочки, холодные слезы уходящей зимы, белые
капли нежных цветков.)
– Нравится ли вам сравнение подснежников со
снегурочкиными слезами?
Чем похожа Снегурочка на подснежник?
Подготавлив
аются к
чтению
К:проявля
ть
доброжела
тельное
отношение
к
партнёру
К:принима
ть участие
в диалоге,
читать с
выражение
м
лирически
е
произведе
ния,
выделяя
голосом
важные
мысли и
слова;
сравниват
ь стихи
разных
поэтов,
посвященн
ые одной
теме;
Фронтал
ьная Можно ли сравнить стихотворение со сказкой?
(Снегурочка сказочный персонаж, произошло
волшебство.)
Послушайте легенду о появлении на Земле цветов –
подснежников.
3. Заслушивание легенды
Когдато давнымдавно на Земле была долгаядолгая
зима. Снег толстым кровом укрывал землю. Очень
холодно было людям. Попросили они Снегурочку
уговорить свою маму – Зиму покинуть Землю.
Уговорила Снегурочка Зиму пожалеть людей, пустить
Весну. Провожая Зиму, Снегурочка очень плакала. И
там, где падали Снегурочкины слёзы, выросли
подснежники. Так появились на Земле эти цветы.
4.Выразительное чтение стихотворения.
– С какой интонацией надо его читать? (Неторопливо,
спокойно)
Пользуйтесь правилами выразительного чтения.
(чтение детьми стихотворения в слух 12 человека)
Физминутка (видеоролик)
Продолжение работы по теме урока
Подснежники одна из примет апреля. С давних пор
подснежники считают цветами надежды, символом
весны. Пётр Ильич Чайковский посвятил этому
удивительному цветку пьесу. Закройте глаза и
помечтайте под эту чудесную музыку.
1) Прослушивание музыки П. И. Чайковского.
Какое настроение передал композитор в музыке?
Что вы представили, слушая эту музыку?
наблюдать
, как
меняется
настроени
е поэта.
Фронтал
ьная
общей
беседе,
выполняя
правила
речевого
поведения
(не
перебиват
ь,
выслушив
ать
собеседни
ка,
стремитьс
я понять
его точку
зрения и
др.);
Виде
орол
ик
Муз
ыка
Чайк
овск
ого
Слай
д 15-
18Прослушива
ют музыку
П.И.
Чайковского
.
Слай
д 19
– Отшумели вьюги. Все ярче и теплее греет солнце.
Спешит, торопится весна. Хорошо вокруг! В лесу
появились первые цветы. Снег начинает таять. Воздух
чистый и прозрачный. Музыка апреля похожа на вальс.
– Кто автор следующего стихотворения? (С.Я.Маршак)
– Прочтите название стихотворения. (“Апрель”.)
Как вы думаете, о чём это произведение?
2) Чтение стихотворения «Апрель» учителем.
Какое настроение передаёт это стихотворение?
(радостное, восторженное)
Кто рад весне? (Вся природа)
3) Словарная работа.
Замените словосочетания словами из текста:
капли тающего снега (капель)
деревья, упавшие на землю (валежник)
медленно и тяжело идёт (пробирается).
зимний холод (стужа)
– Каким близким по значению словом можно заменить
слово “сквозь”? (Словом “через”.)
– Прочтите слова, сначала по слогам, а затем целыми
словами.
муравьи – муравьи
пробирается – пробирается
валежник – валежник
расцвёл – расцвёл
Прочитайте стихотворение по цепочке по 2 строчки.
(дети читают стихотворения)
Обратите внимание, как поэт рассказал о пробуждении
природы.
Фронтал
ьная
К:принима
ть участие О каких признаках весны говорит автор?
Найдите в стихотворение действие капели. (Капель
звенит)
О чём это действие говорит?
Найдите действие ручьёв? (Бегут)
Приём в литературе, который С.Маршак использовал в
своём стихотворении называется олицетворением.
Звуки чего услышал Маршак? (звуки капели, ручья)
Чьи голоса услышал Самуил Яковлевич? (голоса птиц)
Что еще произошло с наступлением весны? (расцвел
подснежник)
– Прочтите стихотворение выразительно, передавая
настроение поэта.Пользуйтесь памяткой.(чтение вслух)
Ребята, а кто из вас уже встречался с этим
стихотворением раньше? Где вы его слышали?
(Сказка «Двенадцать месяцев»)
Эту сказку и другие очень интересные произведения
С.Я.Маршака вы можете прочитать в нашей школьной
библиотеке.
Итог урока
С какими произведениями мы познакомились на уроке?
С какой целью написаны все эти стихотворения?
• Чтобы сообщить...
• Чтобы передать свою печаль, радость.
• Привлечь внимание к красоте природы.
Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?
О каких первоцветах шла речь в каждом из
стихотворений? (О подснежнике)
Беседа о бережном отношении к природе.
Чтения
стихотворен
ия
Подводят
итог урока
в диалоге,
общей
беседе,
выполняя
правила
речевого
поведения
(не
перебиват
ь,
выслушив
ать
собеседни
ка,
стремитьс
я понять
его точку
зрения и
др.);
читать с
выражение
м
лирически
е
произведе
ния,
выделяя
голосом
важные
мысли и
слова;
сравниват
ь стихи
разных
поэтов,
посвященн
ые одной
теме;
наблюдать
, как
меняется
настроени
е поэта.
Цвет
ы Если мы окажемся в весеннем лесу, станете вы срывать
подснежники?
Почему?( Изза нежной красоты подснежники срывают
сотнями и даже тысячами. Это приводит к трагическим
последствиям. Постепенно подснежники исчезают,
становятся редкими.)
Послушайте стихотворение
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Если встретите это прекрасное растение, не срывайте
его. Остановите и тех, кто это делает. Пусть нежный
цветок радует своей красотой всех, кто придет после
нас.
Что нового вы узнали на уроке?
Что дал вам урок для жизни?
Рефлексия.
На столах у каждого из вас лежат подснежники бутоны
и раскрывшиеся цветы.
Если вам было интересно на уроке, вы узнали сегодня
что – то для себя нового, и активно работали, то
поднимите раскрывшийся подснежник. А если что – то
осталось непонятным, остались вопросы, на которые
необходимо ответить поднимите бутон. Всем большое
спасибо.
Я всем вам желаю весеннего настроения.
Прослушива
ние
стихотворен
ия
умение
проверять
себя и
самостоят
ельно
оценивать
свои
достижени
я
Оценивают
свою
деятельностьДомашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение наизусть и
выполнить иллюстрацию к нему
Предмет: литературное чтение
Класс: 1
Тема: Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».
Цель: познакомить со стихотворением о весне Т. Белозеров «Подснежники» и С. Маршак «Апрель»; обучать плавному,
выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихотворение разных поэтов, посвященные одной теме; развивать
память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Личностные:Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения; выражают собственные чувства при чтении текста и в ходе размышлений, анализа;
осознают смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением.
Метапредметные:
Регулятивные: Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения;
Владеть монологи ческой и диалогической формами речи.Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать,
выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством
учителя; ориентироваться в учебнике; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема),
под руководством учителя; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Предметные:читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных
поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.