Театр как средство формирования речи детей
Оценка 4.8

Театр как средство формирования речи детей

Оценка 4.8
docx
28.03.2021
Театр как средство формирования речи детей
Театр.docx

ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. 
                                         Сухомлинский В.А

 

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Это наиболее доступный и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Известно, что дети с нарушениями речи часто бывают  необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их деятельность. Нередко они теряют возможность полноценно общаться со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание той или иной деятельности им доступны и понятны. У детей с речевой патологией имеются и такие отклонения, как: неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, бедность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность развития фонетико-фонематического восприятия.

 

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

 

Театрализованная игровая деятельность является одними из средств развития  речевой активности дошкольников. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей.

Театрализованная постановка позволяет заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, развить творческое воображение, элементарно-логическое мышление, память и, главное, сформировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

Воспитательное значение театрализованной игры состоит в развитии эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решений коррекционных задач с другой стороны.

Ведущая роль в этой работе принадлежит взрослому. Речь и выразительные умения взрослого служит образом для подражания.

 

В наш детский сад поступают дети с различными видами речевой недостаточности: ОНР, ФФНР, заикание и т.д. Часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными недостатками психической деятельности.

Для занятий с такими детьми необходимо особенно тщательно подбираю материал для театрализованного развлечения. Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные занятия (всех специалистов) способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.

Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.

Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому театральная деятельность является средством всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.     

  

 

      Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

        Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).     

        В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

         Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

 

 

Что же такое выразительная речь?

На сегодняшний  день к хорошей речи предъявляется множество требований:

§  содержательность,

§  логичность,

§  точность, ясность и простота,

§  богатство,

§  чистота,

§  уместность,

§  правильность,

§  образность,

§  живость, эмоциональность, выразительность,

§   благозвучие.

В рамках театрализованной деятельности особенно значимым является выразительность и эмоциональность.

Выразительность речи – это умение передавать в речи оттенки чувств и мыслей. В устной речи средствами выразительности могут быть интонация, жесты,  мимика, пауза, тон и тембр голоса.

         Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя» 

 (Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.)

 

 

Интонация – это сложный комплекс, включающий  в себя несколько выразительных средств  звучащей речи:

§  Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и её оформляют гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.

§  Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

§  Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышение и понижения голоса.

§  Фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

§  Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.

§  Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый, мрачный и т.д. 

 

Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи.

 

Именно эмоциональная речь взрослого служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества  ведется, в основном, путем подражания.

При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется  эмоциональной речью и  обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

 

 

      В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.     

     Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

       Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

        Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

      Таким образом можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи.

 

 

Содержание занятий по театрализованной деятельности:

 

o   просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

o   игры-драматизации;

o   упражнения для социально-эмоционального развития детей;

o   коррекционно-развивающие игры;

o   упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

o   задания для развития речевой интонационной выразительности;

o   игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики;

o   ритмические минутки (логоритмика);

o   пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

o   упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

o   театральные этюды;

o   отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

o   подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

o   знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

 

       Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.

       Театрализованная деятельность оказывает влияние на развитие  речи  детей дошкольного возраста только в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

 

 

Список литературы.

 

1.   Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. – М.: В. Секачев, 1998.

2.   Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

3.   Логопедия. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста: выпуск 1/Сост. О. В. Епифанова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

4.   Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

5.   Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-у издание. – СПб.: Питер, 2004.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

Для занятий с такими детьми необходимо особенно тщательно подбираю материал для театрализованного развлечения

Для занятий с такими детьми необходимо особенно тщательно подбираю материал для театрализованного развлечения

В рамках театрализованной деятельности особенно значимым является выразительность и эмоциональность

В рамках театрализованной деятельности особенно значимым является выразительность и эмоциональность

При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоциональной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка

При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоциональной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2021