Разработка внеклассного мероприятия. Театрализованное представление «Из жизни Архимеда» может быть предложено для реализации учащимся 5-7 классов. Данная работа поможет учителям математики и физики в проведении внеурочной деятельности, расширить кругозор учащихся. Подготовка представления: создание декораций, костюмов, погружение в ту эпоху, позволит развить интерес к предмету математике, физике.
Театрализованное представление «Из жизни Архимеда».
Математика стала настоящей наукой только у древних греков. Это был удивительно
талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя.
В математике древние греки обогнали все другие народы. Почему? Потому что они
хорошо умели спорить. Они не просто заучивали правила, а доискивались причины: почему
правильно делать так, а не иначе. Каждое правило, греческие математики старались
объяснить, доказать, что оно действительно верное. Для этого они спорили друг с другом,
рассуждали. Докажут одно правило, доказывают более сложное и так далее. Из правил
складывались законы, а из законов науки математика, механика, физика и так далее.
Греческие учёные не случайно так много занимались математикой. «Математика – есть
ключ ко всем наукам», говорил один из них. Ведь всё, что можно измерить, выразить
числами, становится материалом для применения математики.
Великие древнегреческие учёные, их имена прошли сквозь две с лишним тысячи лет, и
дошли до нас. И среди них великий учёный, о котором сегодня пойдёт речь.
Архимед родился в греческом городе Сиракузах в 287 году до нашей эры на острове
Сицилия, и был одним из величайших учёных древнего мира. Он учился сначала у своего
отца – астронома Фидия. Есть основания думать, что это была знатная, но небогатая семья.
Сцена о том, как Архимед попал в 2000 год.
Девочка (часто моргает, вынув носовой платок, трёт глаз).
Архимед: Отчего вы плачете, милая девочка? Я вас чем ни будь расстроил?
Девочка: Нет, что вы? Мне попала в глаз песчинка.
Мальчик: Подумаешь, песчинка, пустяки!
Архимед: Пустяки? Молодой человек, никогда не говорите, не подумав. Я несколько лет
своей жизни посвятил песчинкам.
Мальчик: ( удивлённо ) Песчинкам?
Архимед: Самым обыкновенным. Я задумал подсчитать, сколько песчинок может
поместиться во Вселенной, если её заполнить песком, обычным песком, какой
бывает на пляже.
Мальчик: Разве это можно посчитать ( разводит руками ). Наверное, во Вселенной
поместиться бесконечно большое число песчинок!
Архимед: Нет, нет, вы не правильно выражаетесь! Вы хотите сказать не бесконечно
большое число, а очень большое число. Это совсем разные вещи.
Мальчик: Но ведь Вселенная бесконечно велика!
Архимед: Вы забываете, что мы, древние, представляли себе Вселенную иначе, чем вы. В
мое время считали, что в центре Вселенной находится неподвижно Земля, а
вокруг неё вращается Солнце, планеты, все звёзды, прикреплённые к небосводу
как к крышке огромной чаши. Так вот, я всё же сосчитал это число песчинок и
даже написал по этому поводу сочинение. Я его так и назвал «Об исчислении
песка в сфере неподвижных звёзд». Я вижу, что песчинка сама выскочила из
вашего глаза, очень рад. У меня дело. Может мне, сегодня, удастся отыскать,
наконец, точку опоры, которую я так долго ищу.
Мальчик: Какую точку?
Архимед: Разумеется, точку опоры. Ведь, если я найду точку опоры, я смогу перевернуть
Мальчик: Каким образом?
Архимед: С помощью рычага. Когдато в своём родном городе Сиракузы я построил
Землю.
подобную машину.
Мальчик: Так это же наш современный рычаг.
Демонстрация действия рычага, рычажных весов, примеры рычага ( ножницы, клещи,
плоскогубцы, дырокол, бумагорез, чеснокодавка, консервный нож и так далее ) , качели.Архимед находился в родственных отношениях с сиракузским царём( тираном )
Гиероном и его сыном Гелоном. Архимед провёл продолжительное время в Александрии,
где повидимому, учился у знаменитых математиков того времени. Возвратившись в
Сиракузы, Ян посвятил себя исключительно математическим исследованиям, которые
привели его так же к открытиям в области техники и механики.
Сцена о том, как царь Гиерон задал Архимеду задачу, и о том, как Архимед решил
её.
Архимед определил площади поверхности и объёмы различных тел и фигур. Он много
занимался и проблемой квадратуры круга. Учёный вычислил отношение длины окружности
к диаметру и нашёл, что оно равно 22≈3,14=.Архимед построил
7
замечательную кривую-спираль Архимеда. По спирали Архимеда идёт,
например, на грамм пластинке звуковая дорожка. Изобретённый им
бесконечный или архимедов винт для вычерпывания воды до сих пор
применяется в Египте. И мы пользуемся винтом: в мясорубке, в
строительстве и так далее.
Сцена о том, как Архимед удивил царя Гиерона и весь Сиракузский
люд на берегу Ионического моря.
Когда Архимеду было более 70 лет в 212 году до нашей эры, его
родной город Сиракузы осадили войска могущественного Рима во главе
с крупным военачальником Марком Клавдием Марцеллом. Одним из
( защитников ) руководителем обороны был и Архимед.
Сцена о том, как 2 года спустя Марцелло взял Сиракузы, и о том,
как погиб величайший учёный древности Архимед.
О том, как царь Гиерон задал
Архимеду задачу
и о том, как Архимед решил её.
Сиракузы. III век до нашей эры
Давайте заглянем сквозь тысячи лет
в тот город у моря, где жил Архимед.
Вот по дороге мощёной
в раздумье шагает учёный.
К царю Сиракуз
Направляется он.
Навстречу спешит из дворца-
Гиерон:
- Нужен твой совет учёный:
мастер сделал мне корону.
Погляди-ка, Архимед,
золотая или нет?
С виду золотом сверкает.
Но ты знаешь, всё бывает…
Говорят, что мастер прыткий
отпилил кусок от слитка,
остальную часть расплавил,
серебра туда добавил.
А потом принёс, хитрец,
Мне подделку во дворец!
Золото
иль позолота?
Разгадать - твоя забота!как найти ОБЪЁМ короны,
Надо точно
это всё определить,
но корону-
не царапать, не пилить!-
Из дворца побрёл учёный.
«Мне известен
ВЕС короны.
Ну, а как найти
ОБЪЁМ?»
Думал ночью,
думал днём…
И однажды в ванной моясь,
погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода-
догадался он тогда,
и помчался к Гиерону,
не обут и не одет…
А народ кричал вослед:
-Что случилось, Архимед?
Может быть, землетрясенье?
Или в городе пожар?-
Всполошился весь базар!
Закрывали лавки даже.
Шум, и крики, и смятенье!
Он пронёсся мимо стражи.
-Эврика!
Нашёл решенье!-
Во дворец примчался он:
-Я придумал, Гиерон!
Во дворце
Архимед: Эврика! Раскрыл секрет!
Гиерон: Ты оденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон,
а расскажешь всё потом!
Архимед: Пусть весы сюда несут
и с водой большой сосуд…
Всё доставить Гиерону!
(слуги всё приносят.)
На весы кладём корону
И теперь такой же ровно
ищем слиток золотой…
( Находит кусок золота,, по
весу равный короне.)
Гиерон: Всё понятно!
Архимед: Нет, постой!
Мы теперь корону нашу
Опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда
в чаше поднялась вода!
Ставлю чёрточку по краю.Гиерон: А корону?
Архимед: Вынимаю.
В воду золото опустим.
Гиерон: В воду золото? Допустим…
Архимед: Поднялась опять вода.
Метку ставлю
я
. Гиерон: Куда?
Архимед: Ну конечно же, по краю.
Гиерон: Ничего не понимаю.
Лишь две чёрточки я вижу:
эта выше, эта ниже.
Но какой же вывод главный?
Архимед: Равный вес.
Объём не равный!
Ну, а слиток золотой.
Значит, был в короне той
легче золота металл!
Эврика! –
тут царь вскричал. –
Говоришь, объём не равный?
Мастер мой мошенник явный!
За фальшивую корону
он ответит по закону!
А ты за разгадку
получишь дары!
На этом прервалась беседа…
Немало воды утекло с той поры,
Но помнят Закон Архимеда!
О том, как Архимед удивил царя Гиерона
и весь сиракузский люд на берегу
Ионического моря.
Сиракузы. То же время.
Однажды по берегу моря вдвоём
гулял Архимед с сиракузским царём.
Царь молвил:
Науки твои нелегки…
Триеру тащили на мель моряки.
Тянули корабль, выбиваясь из сил.
И тут Архимед Гиерона спросил:
Ты помнишь мой винт для подъёма воды?
В Египте рабам облегчил я труды.
А знаешь, как людям помог бы рычаг
в труде непосильном. К примеру,
один бы сумел на песчаный причал
втащить я… вот эту триеру.
Стоит Гиерон потирает висок:
Ты втащишь триеру? Один? На песок?!
Триеру на берег втащу я один.Триеру с гребцами и грузом.
Вот ты через месяц сюда приходи…
Узнали про то в Сиракузах…
В назначенный срок собирается люд
на пристани, солнцем согретой.
Глядят на машину, но чуда не ждут:
Не втащит! Да слыхано ль это!
Гиерон: Я вижу верёвки и много колёс,
и я поражаюсь размеру,
но даже Геракл, ухватившись за торс,
не втащит на берег триеру…
И тут Архимед повернул колесо
триера послушно ползёт на песок.
Плывём по земле!
закричали купцы.
А стражникам сделалось жутко.
По воздуху вёслами машут гребцы,
как будто лишились рассудка.
Гиерон: Не верю глазам! Столько силы в плечах?!
Архимед: Нет, царь! Эту силу умножил рычаг!
Взглянул Архимед: небо, море кругом.
Синее море и горы.
Я землю бы мог повернуть рычагом,
лишь дайте мне точку опоры.