Театрализованное представление «Из жизни Архимеда».

  • Мероприятия
  • doc
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка внеклассного мероприятия. Театрализованное представление «Из жизни Архимеда» может быть предложено для реализации учащимся 5-7 классов. Данная работа поможет учителям математики и физики в проведении внеурочной деятельности, расширить кругозор учащихся. Подготовка представления: создание декораций, костюмов, погружение в ту эпоху, позволит развить интерес к предмету математике, физике.
Иконка файла материала Театрализованное представлени1.doc
Театрализованное представление «Из жизни Архимеда».        Математика стала настоящей наукой только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя.         В математике древние греки обогнали все другие народы. Почему? Потому что они хорошо умели спорить. Они не просто заучивали правила, а доискивались причины: почему правильно   делать   так,   а   не   иначе.   Каждое   правило,   греческие   математики   старались объяснить, доказать, что оно действительно верное. Для этого они спорили друг с другом, рассуждали. Докажут одно правило, доказывают более сложное и так далее. Из правил складывались законы, а из законов ­ науки математика, механика, физика и так далее.        Греческие учёные не случайно так много занимались математикой. «Математика – есть ключ ко всем наукам»,­ говорил один из них. Ведь всё, что можно измерить, выразить числами, становится материалом для применения математики.        Великие древнегреческие учёные, их имена прошли сквозь две с лишним тысячи лет, и дошли до нас. И среди них великий учёный, о котором сегодня пойдёт речь.         Архимед родился в греческом городе Сиракузах в 287 году до нашей эры на острове Сицилия, и был одним из величайших учёных древнего мира. Он учился сначала у своего отца – астронома Фидия. Есть основания думать, что это была знатная, но небогатая семья.         Сцена о том, как Архимед попал в 2000 год. Девочка (часто моргает, вынув носовой платок, трёт глаз). Архимед: Отчего вы плачете, милая девочка? Я вас чем ни будь расстроил? Девочка: Нет, что вы? Мне попала в глаз песчинка. Мальчик: Подумаешь, песчинка, пустяки!  Архимед: Пустяки? Молодой человек, никогда не говорите, не подумав. Я несколько лет                    своей жизни посвятил песчинкам.  Мальчик: ( удивлённо ) Песчинкам?                                      Архимед: Самым обыкновенным. Я задумал подсчитать, сколько песчинок может                                поместиться во Вселенной, если её заполнить песком, обычным песком, какой                    бывает на пляже.  Мальчик:   Разве   это   можно   посчитать   (   разводит   руками   ).   Наверное,   во   Вселенной поместиться бесконечно большое число песчинок! Архимед:   Нет,   нет,   вы   не   правильно   выражаетесь!   Вы   хотите   сказать   не   бесконечно большое число, а очень большое число. Это совсем разные вещи. Мальчик: Но ведь Вселенная бесконечно велика! Архимед: Вы забываете, что мы, древние, представляли себе Вселенную иначе, чем вы. В мое время  считали,  что в центре  Вселенной  находится неподвижно  Земля, а вокруг неё вращается Солнце, планеты, все звёзды, прикреплённые к небосводу как к крышке огромной чаши. Так вот, я всё же сосчитал это число песчинок и даже написал по этому поводу сочинение. Я его так и назвал «Об исчислении песка в сфере неподвижных звёзд». Я вижу, что песчинка сама выскочила из вашего глаза, очень рад. У меня дело. Может мне, сегодня, удастся отыскать, наконец, точку опоры, которую я так долго ищу. Мальчик: Какую точку? Архимед: Разумеется, точку опоры. Ведь, если я найду точку опоры, я смогу перевернуть Мальчик: Каким образом? Архимед:   С   помощью   рычага.   Когда­то   в   своём   родном   городе   Сиракузы   я   построил Землю. подобную машину. Мальчик: Так это же наш современный рычаг.          Демонстрация действия рычага, рычажных весов, примеры рычага ( ножницы, клещи, плоскогубцы, дырокол, бумагорез, чеснокодавка, консервный нож и так далее ) , качели.Архимед находился в родственных отношениях с сиракузским царём( тираном ) Гиероном и его сыном Гелоном. Архимед провёл продолжительное время в Александрии, где   по­видимому,   учился   у   знаменитых   математиков   того   времени.   Возвратившись   в Сиракузы,   Ян   посвятил   себя   исключительно   математическим   исследованиям,   которые привели его так же к открытиям в области техники и механики.    Сцена о том, как царь Гиерон задал Архимеду задачу, и о том, как Архимед решил её. Архимед определил площади поверхности и объёмы различных тел и фигур. Он много занимался и проблемой квадратуры круга. Учёный вычислил отношение длины окружности к диаметру и нашёл, что оно равно 22≈3,14=.Архимед построил 7 замечательную кривую-спираль Архимеда. По спирали Архимеда идёт, например, на грамм пластинке звуковая дорожка. Изобретённый им бесконечный или архимедов винт для вычерпывания воды до сих пор применяется в Египте. И мы пользуемся винтом: в мясорубке, в строительстве и так далее. Сцена о том, как Архимед удивил царя Гиерона и весь Сиракузский люд на берегу Ионического моря. Когда Архимеду было более 70 лет в 212 году до нашей эры, его родной город Сиракузы осадили войска могущественного Рима во главе с крупным военачальником Марком Клавдием Марцеллом. Одним из ( защитников ) руководителем обороны был и Архимед. Сцена о том, как 2 года спустя Марцелло взял Сиракузы, и о том, как погиб величайший учёный древности Архимед. О том, как царь Гиерон задал Архимеду задачу и о том, как Архимед решил её. Сиракузы. III век до нашей эры Давайте заглянем сквозь тысячи лет в тот город у моря, где жил Архимед. Вот по дороге мощёной в раздумье шагает учёный. К царю Сиракуз Направляется он. Навстречу спешит из дворца- Гиерон: - Нужен твой совет учёный: мастер сделал мне корону. Погляди-ка, Архимед, золотая или нет? С виду золотом сверкает. Но ты знаешь, всё бывает… Говорят, что мастер прыткий отпилил кусок от слитка, остальную часть расплавил, серебра туда добавил. А потом принёс, хитрец, Мне подделку во дворец! Золото иль позолота? Разгадать - твоя забота!как найти ОБЪЁМ короны, Надо точно это всё определить, но корону- не царапать, не пилить!- Из дворца побрёл учёный. «Мне известен ВЕС короны. Ну, а как найти ОБЪЁМ?» Думал ночью, думал днём… И однажды в ванной моясь, погрузился он по пояс. На пол вылилась вода- догадался он тогда, и помчался к Гиерону, не обут и не одет… А народ кричал вослед: -Что случилось, Архимед? Может быть, землетрясенье? Или в городе пожар?- Всполошился весь базар! Закрывали лавки даже. Шум, и крики, и смятенье! Он пронёсся мимо стражи. -Эврика! Нашёл решенье!- Во дворец примчался он: -Я придумал, Гиерон! Во дворце Архимед: Эврика! Раскрыл секрет! Гиерон: Ты оденься, Архимед! Вот сандалии, хитон, а расскажешь всё потом! Архимед: Пусть весы сюда несут и с водой большой сосуд… Всё доставить Гиерону! (слуги всё приносят.)                     На весы кладём корону                                  И теперь такой же ровно                                ищем слиток золотой…                                    ( Находит кусок золота,, по                                      весу равный короне.)             Гиерон:  Всё понятно!                                                    Архимед:  Нет, постой!                                Мы теперь корону нашу                                Опускаем в эту чашу.                                Гиерон! Смотри сюда­                                в чаше поднялась вода!                               Ставлю чёрточку по краю.Гиерон:   А корону?            Архимед:   Вынимаю.                               В воду золото опустим.               Гиерон:   В воду золото? Допустим…            Архимед:   Поднялась опять вода.                               Метку ставлю                               я          .   Гиерон:    Куда?           Архимед:    Ну конечно же, по краю.              Гиерон:   Ничего не понимаю.                              Лишь две чёрточки я вижу:                              эта­ выше, эта­ ниже.                              Но какой же вывод главный?          Архимед:   Равный вес.                             Объём­ не равный!                             Ну, а слиток золотой.                             Значит, был в короне той                             легче золота металл!                              ­ Эврика! –                                              тут царь вскричал. –                            Говоришь, объём не равный?                            Мастер мой мошенник явный!                            За фальшивую корону                            он ответит по закону!                             А ты за разгадку­                            получишь дары!­                            На этом прервалась беседа…                            Немало воды утекло с той поры,                            Но помнят Закон Архимеда!              О том, как Архимед удивил царя Гиерона                  и весь сиракузский люд на берегу                                 Ионического моря.     Сиракузы. То же время. Однажды по берегу моря вдвоём гулял Архимед с сиракузским царём. Царь молвил:                        ­Науки твои нелегки…­ Триеру тащили на мель моряки. Тянули корабль, выбиваясь из сил. И тут Архимед Гиерона спросил: ­Ты помнишь мой винт для подъёма воды? В Египте рабам облегчил я труды. А знаешь, как людям помог бы рычаг                             в труде непосильном. К примеру, один бы сумел на песчаный причал втащить я… вот эту триеру.­ Стоит Гиерон потирает висок: ­ Ты втащишь триеру? Один? На песок?! ­Триеру на берег втащу я один.Триеру с гребцами и грузом. Вот ты через месяц сюда приходи… Узнали про то в Сиракузах… В назначенный срок собирается люд на пристани, солнцем согретой. Глядят на машину, но чуда не ждут: ­Не втащит! Да слыхано ль это!          Гиерон:    Я вижу верёвки и много колёс, и я поражаюсь размеру, но даже Геракл, ухватившись за торс, не втащит на берег триеру… И тут Архимед повернул колесо­ триера послушно ползёт на песок. ­Плывём по земле!­ закричали купцы. А стражникам сделалось жутко. По воздуху вёслами машут гребцы, как будто лишились рассудка.                                                         Гиерон:    Не верю глазам! Столько силы в плечах?!       Архимед:    Нет, царь! Эту силу умножил рычаг!­                           Взглянул Архимед: небо, море кругом.                           Синее море и горы.                            ­ Я землю бы мог повернуть рычагом,                           лишь дайте мне точку опоры.