Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
школа №3 городской округ г. Выксы, Нижегородской области.
номинация: МХК
Театральные маски как символ искусства Мельпомены.
Гуманитарное отделение
Секция искусствоведческая
Работу выполнила:
Ученица 8 класса
Быкова Кристина Вадимовна
Научный руководитель:
Учитель МБОУ СШ №3
Королева Светлана Васильевна
Нижегородская область
г.Выкса
2018
Оглавление
Аннотация ………………………………………………………………………........3
Введение………………………………………………………………………………4
Глава 1. Обзор литературы.……………………………………….............................6
1.1. История возникновения масок…………………………………………...7
1.2. Маски в искусстве разных эпох ………………………..........................10
Глава 2. Материалы и методы исследований……………………………………..13
2.1. Венецианские карнавальные маски и их виды………………………..13
2.2. Историей развития маски в России……………………………………14
2.3. Лица советской эпохи или «искусство перевоплощения».…………..16
Глава 3. Результаты и их обсуждения……………………………………………..17
3.1. Изготовления маски в технике « папье-маше»………………………..17
3.2. Анкетирование и опрос…………………………………………………19
3.3. «Золотая маска» театрального фестиваля……………………………..21
Выводы………………………………………………………………………………22 Список используемой литературы………………………..…………………….…23
Приложение 1……………………………………………………………………….24
Приложение 2……………………………………………………………………….26
Приложение 3……………………………………………………………………….28
Приложение 4……………………………………………………………………….29
Приложение 5……………………………………………………………………….30
Аннотация
В работе предоставлено исследование истории масок, которая снабжена большим количеством рисунков, фотографий, графиков и таблиц.
Актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что на данном этапе накоплен значительный материал о значении феномена маски в культуре. Этот материал необходимо осмыслить, структурировать и обобщить.
Актуальность выбранной темы еще объясняется появлением в современной культуре новых смыслов, значений, функций феномена маски.
Цель работы: изучение роли и значения масок на протяжении разных эпох, создание масок для украшения интерьера кабинета искусств.
Для достижения данной цели использованы разнообразные методы исследования, такие как: теоретические (анализ литературы, обобщение), эмпирические (наблюдения, сравнения и тд.) и практические.
Данные методы исследования помогли решить следующие задачи:
· познакомиться с историей масок;
· развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству;
· подготовить презентацию к защите проекта;
· сделать выводы.
Данная исследовательская работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования серии масок, необходимых в украшении интерьера кабинета искусства. Работа будет полезна всем творческим людям, которые увлекаются разными видами искусства.
Введение.
Маски...
Уж не они ли виноваты в том,
Что в жизни мы, как персонажи сказки,
Разыгранной под сереньким дождём,
Но в ярких декорациях и красках.[ ]
Нет ни одного уголка на планете, где люди бы в определенные моменты истории не использовали «ложные лица».
Маска – замечательное и актуальное изобретение человечества, которое дает возможность хоть на некоторое время почувствовать себя другим человеком, добрым или злым, умным или глупым, красивым или уродливым. Возможно примеряя чужую личину, легче научиться понимать другого, почувствовать его боль и радость, пожить немного его жизнью. Конечно, многое зависит от того как использовать маску, но какие бы ритуалы в ней не проводили или какой бы забавный персонаж она не олицетворяла, все равно окажется, что маски живут отдельной жизнью, незаметно меняя наш внутренний мир, воспитывая нас и перемещая порой в страну фантазий и грез [3].
Маски всегда привлекали меня своей загадочной красотой, являясь неотъемлемой частью мирового искусства. Во мне проснулся интерес узнать, как создавались маски в разных странах и какую роль они играют в мировом искусстве?
Тема исследовательской работы:
«Театральные маски как символ искусства Мельпомены»
Мне интересны разные виды декоративно-прикладного искусства. Особое место в моей творческой деятельности занимает изготовление предметов в технике «папье-маше».
Желая создать художественные объекты для декоративного оформления интерьера кабинета в школе, я сформулировала следующую гипотезу:
« Если оформить кабинет в школе серией декоративных работ, то у других учащихся появиться интерес к декоративно-прикладному искусству, его эмоционально- чувственному восприятию».
В своей творческой работе я объединила интерес к венецианским маскам и свое увлечение «папье-маше».
Целью моей работы: создание серии декоративных масок на основе одной из венецианских форм.
Задачи:
o найти и изучить литературу по данной теме;
o познакомиться с классическими формами венецианских масок;
o изготовить маски в технике « папье-маше»;
o использовать информацию данного проекта в практической деятельности;
o провести опрос и сделать выводы.
Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, практический.
Работа выполнялась в течение октября-января 2017-2018 учебного года, на базе школы. В анкетировании и творческих заданиях задействованы были педагоги, учащиеся школы, близкие друзья и знакомые в количестве 50 человек.
Говорю искреннее спасибо своему научному руководителю за сотрудничество, и предоставление мне необходимой информации.
Мною была изучена интересная по своему содержанию литература, книги [1-6], в работе активно пользовалась услугами Интернета [ 7-10].
В работе представлены цветные фотографии, детские работы, репродукции картин знаменитых художников, таблицы и диаграммы.
Яркой кульминацией исследовательского проекта стали - маска « Венецианской дамы» и ««Вольто».
Глава 1. Обзор литературы.
При исследовании темы: «Театральные маски как символ искусства Мельпомены» я первоначально обратилась к словарю (Бредбери, 1964г). Мною были найдены термины, которые помогли разобраться во многих интересующих меня вопросах, касающихся масок и театрального искусства[1].
Я узнала, что Мельпомена - в древнегреческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии. Изображалась в венке из виноградных листьев, с трагической маской и палицей в руке (Рис.1.)
В переносном смысле: Мельпомена – искусство трагедии, символ сценического искусства (см. Рис.2.).
Рис. 1. Мельпомена, Эрмитаж. Рис.2. Статуя Мельпомены. Музы театра.
В книгах (Иванова В.В, 2007 г.) и (Осьмухина О. Ю, 2009 г.) были найдены стихи и интересные высказывания, связанные с данной темой, значения определённых терминов [2-3].
Большую информацию о славянских и венецианских масках нашла в книге (Осьмухина О. Ю, 2009 г.), материал оказался интересным и увлекательным, что позволило мне больше узнать о истории развития масок [3].
В современное время просто необходимо пользоваться услугами интернета. Для нахождения дополнительной информации, рисунков и фотографий, в работе c таблицами и графиками, при создании презентации, успешно использовались интернет ресурсы: [4-10].
Результатом моего творчества стали маски , выполненные в технике« папье-маше» ( см. Рис. )
Глава 1
1.1. История возникновения масок.
Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа [2].
Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях.
Слово «маска» происходит через французское masque от итальянского maschera или испанского máscara. 5000-летняя Маска W , как полагают, является самой старой из дошедших до наших дней масок (см. Рис.3.).
Где и когда впервые стали делать и использовать маски, сказать трудно. Рассматривая изображения древних археологических раскопок, можно прийти к выводу, что маски надевали на лица усопших. Самой удивительной находкой стала золотая маска, египетского фараона Тутанхамона IV, обнаруженная в 1922 году, археологом Говардом Картером ( см.Рис.4.).
Это удивительное творение древних мастеров. Считалось, что маска предохраняет умершего от злых духов.
Рис.3. Рис.4. Рис.5.
Древние люди считали, что человек, надевающий тотемическую маску, получает свойство того существа, которое маска изображает. Особенно широким распространением пользовались у первобытных народов звериные маски, а также маски духов и мертвецов ( см. Рис.5.).
Тотемические игры и пляски являлись элементом театрального искусства. Маска была главным атрибутом ритуальных действий ( см. Приложение №1).
Маска греческого театра отличалась от обрядовой. Она изображает человеческое лицо в обобщенных чертах и не показывает индивидуальный характер героя. Есть упоминания о том, что маски были изобретены скульптором Фесписом.
Во времена драматурга Эсхила появились цветные маски, так как было введено окрашивание. Маски надевали на голову наподобие шлема. Сначала маски делали из дерева, позднее – из гипса .
В театрах Древней Греции и Рима зрительные залы были огромны, сцена располагалась далеко от зрителей и в масках делали приспособление для усиления голоса актера. Внутренняя часть маски около рта выкладывалась серебром и медью и имела вид воронки ( см. Приложение№ 1).
С развитием театрального производства маски стали делать из воска, кожи, загипсованного льна, полотна. Иногда маски были сдвоенные, строенные, это давало возможность небольшому количеству актеров играть несколько ролей, быстро преображаться [3].
Со временем стали делать портретные театральные маски, которые чертами лица были похожи на знаменитых людей: царей и полководцев, но такие маски вскоре были запрещены.
Полумаски использовали редко. Позднее, к маскам стали прикреплять парики, сделанные из пакли и веревок, поэтому голова в своем размере сильно увеличивалась.
В средневековом театре маски надевали актеры, изображавшие чертей и дьявола [2].
Основной материал для изготовления масок: дерево, глина, керамика, кожа, металл. В современное время используются легкие материалы: пластик, папье-маше, ткань. Театральные маски украшали перьями, камушками (иногда даже драгоценными камнями), разрисовывали природными красками.
Спектр предназначения масок огромен ( см. Таблицу №1).
« Виды масок» Таблица №1
o ритуальные и обрядовые;
.1. Святочные маски россиян |
o погребальные и посмертные;
2. Погребальные маски ацтеков.
|
o театральные и маскарадные;
3. 4. |
o маска в искусстве кино;
5. « Маска» художественный фильм режиссера: Чака Рассела, 1994 г. США. |
Специальные: медицинские; защитные; фектовальные; хоккейные; декоративные и др…
6. 7. 8. 9. 10.
|
Декоративные маски в основном предназначены для украшения помещения. В качестве настенных украшений чаще всего выступают изображения божественных сущностей африканского либо восточного пантеона. Также это могут быть изображения животных либо, реже, небесных светил.
Если на Западе такое украшение выполняет сугубо эстетическую функцию, то на Востоке и в ряде африканских стран декоративные маски служат тотемическими символами, отгоняющими злых духов.
По размеру декоративные маски различаются. Иногда встречаются изделия в 1 метр в высоту [3].
1.2. Маски в искусстве разных эпох.
С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах.
Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и претерпели изменения формы и выразительных средств.
В Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян (см. Рис 6,7).
Общеизвестный символ театрального искусства – смеющаяся и плачущая маски – берет начало в древнегреческом театре.
Рис.6. Рис. 7.
Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и выполняли роль рупора. Их изготовляли из бронзы, и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра. В Средневековье ношение масок во время выступления было связано с мистическими соображениями. Боги изображались актерами в серебряной или золотой маске.
Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла ( см. Приложение № 2).
Масочные герои «комедии дель арте» считаются предшественниками современных клоунов. Знаменитый персонаж уличного театра – Арлекин, широко известен и в настоящее время. Маски «комедии» были органично связаны с жанром импровизации, буфонным стилем, специфическими особенностями представления.
Маски были более удобны, не закрывали все лицо, можно было наблюдать мимику актера ( см. Таблица №2).
Таблица №2
Четыре основных персонажа «комедии дель арте»
1. Панталоне |
2. Дзанни |
3. Бригелла |
4. Арлекин |
|
|
|
|
Маска была темно- коричневого цвета, с сильно завитыми усами и с преувеличенных размеров бородой. |
Странная маска, закрывавшая только лоб и нос |
Смуглая маска, как бы загорелая кожа жителя Бергамо |
Лицо закрыто черной маской с круглой бородкой |
В XVII веке маски «комедии дель арте» теряют свою остроту, теряют связь с реальными событиями, становятся условными театральными атрибутами. Маска перестает быть принципиальными приемом оформления лица актера.
В настоящее время маски широко используются в различных формах театра:
- японский театр но;
-комедия масок «дель арте»;
-индонезийский театр теней Ваянг;
-китайская Чао-опера;
-ритуальный военный танец чхау в Индии;
-Мачо Ратон — жанр сатирической драмы в Никарагуа ( см. Приложение №2);
-в кукольных театрах и цирковых представлениях и тд. ( см. Рис.8, 9).
Рис.8. Рис.9.
«Петрушка» -кукольный театр. Маска в цирке. Клоуны.
Многие известные художники обращались к этой теме масок ( см. Рис 10,11).
Рис.10. Рис. 11.
« Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». « Мы все актеры».
В.Васнецов,1896г. Е.С. Маркова, 1916 г.
Популярности маскам добавил и балет, в котором персонажи часто представали в масках ( см. Рис. 12,13).
Рис. 12. Рис.13.
Балет « Щелкунчик» Балет « Ромео и Джульетта»
муз. П.И. Чайковского муз. С.Прокофьева.
Глава 2. Материалы и методы исследований.
2.1. Венецианские карнавальные маски и их виды.
Истоки венецианского карнавала лежат в древнеримских Сатурналиях – ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.[3]
Первое упоминание карнавала в Венеции относится к 1094 году, хотя до XIII—XIV веков масок на карнавалах не носили. В 1162 году в честь победы над патриархом Аквилеи началось народное гуляние на площади Сан- Марко. Предположительно с того времени карнавал стал ежегодным.
В XVII веке венецианский карнавал пришёл в упадок. Некоторое время ношение масок было очень популярно: венецианцы носили их полгода – с августа до Великого поста. В 1979 году венецианский карнавал вновь стал популярен. Правительство Италии избрало его для популяризации истории и культуры Венеции.
Каждый год свыше полумиллиона туристов приезжают в Венецию на карнавальные мероприятия – в том числе и для участия в них. Карнавал открывается старейшим венецианским праздником – Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами. Здесь проходят костюмированные представления, которые с достоверностью воссоздают феерическую, фривольную обстановку карнавалов прошлых веков, представленный разными видами масок. ( см. Приложение №3).
В 1996 году Венецианский карнавал получил собственный гимн, который написал известный кутюрье Пьер Карден ( см. Рис 14)
Рис. 14. Рис. 15.
В проектах Венецианского карнавала принимает участие российский художник
Михаил Шемякин ( см. Рис.15.), по его эскизам создаются костюмы для элитной публики ( см. Приложение№ 4).
2.2. Историей развития маски в России
Путь маски в нашей стране был сложен. Вначале это были чисто обрядово-ритуальные маски. Маскарадные потехи были известны на Руси с глубокой древности и связаны были с праздниками зимнего и летнего солнцестояния, Петровом днем, Масленицей [4].
Маска стала принадлежностью скоморохов, которые с помощью притч и сказок высмеивали жадность, зло и зависть, высказывая при этом уважение к трудолюбию, честности, добру, преданности.
В XI-XIII веках, когда страна находилась под сильным влиянием церкви, маска проникла в церковную драму. С помощью маски изображали дьявола или черта, как ни странно, они становились любимцами публики, именовались «харями» или «рожами» (см. Приложение №1).
Рождественские святки никогда не обходились без «ряженных». Кстати, каждая маска несла в себе смысл, например: маска медведя - богатство, маска козы - плодородие, маска коровы - долгую жизнь, маска лисы - хитрость[5].
Во времена правления Петра Первого святочные игрища очень поощрялись и должны были поддерживаться знатными вельможами.
Красивые маскарады, балы, которые проходили в Европе, не обходили стороною и Россию: императрицы Елизавета, Екатерина II, император Николай I. все были любителями повеселиться.
Постепенно маска, предмет скоморошества и лицедейства, стала серьезно использоваться для развлечений знатными людьми.
Царицей Анной Иоанновной была выписана из Италии целая театральная группа «комедии дель арте»:
ü с 1731 года в России начинает существовать постоянно действующий профессиональный западноевропейский театр.
ü Первый публичный маскарад в Москве состоялся в 1744 году.
ü В 1850 г. в Москве в честь 25-летия царствования Николая I был дан роскошный костюмированный бал, участники которого нарядились в костюмы населяющих Россию народностей.
ü В 1903 г. в Зимнем дворце состоялся грандиозный исторический бал, все участники которого оделись в русские придворные костюмы XVII в.
ü Обрядовая маска использовалась и в маскарадных шествиях, и в театрализованных представлениях на улицах, на театральных подмостках, и на народных праздниках и гуляниях.
Сейчас можно встретить различные маски : веселые, грустные, добрые ,злые, но всегда можно заметить, что самые отталкивающие и пугающие маски связаны с образами ведьм, чертей, колдунов и другой нечисти. Возможно, так проявляется связь современного поколения с языческими предками, которые таким образом пытались защитить свои семьи [3].
2.3. Лица советской эпохи или «искусство перевоплощения».
Настоящему актеру приходится часто менять образы, действуя от лица разных героев: очень известный театральный режиссер и юморист Аркадий Исаакович Райкин (1935—1987г.г) был мастером мгновенного перевоплощения на сцене и часто в своих миниатюрах, пронизанных сатирой и остротой, использовал свои авторские маски ( см. Рис. 16,17).
Рис. 16. Рис.17.
С юных лет мечтал стать актёром и Владимир Высоцкий ( см. Рис.18.). Однажды он подружился с артистом МХАТа В. Богомоловым (см. Рис.19.), который раскрыл ему незримую близость философии, способной вызывать впечатления эмоционального переживания и даже умственное прозрения. Он утверждал, что в театральном искусстве заложена особая философская программа, истолковать которую – благородная задача актёра [5].
Рис.18. В. Высоцкий. Рис.19. В. Богомолов.
Все в масках, в париках - все как один,-
Кто - сказочен, а кто - литературен...
Сосед мой слева - грустный арлекин,
Другой - палач, а каждый третий – дурень.
В. Высоцкий [4].
Ø Актер выступает, как творец, а маски высказывают глубокую мудрость на языке искусства.
Глава 3. Результаты и их обсуждения.
3.1. Изготовления маски в технике « папье-маше».
В результате исследования я сделала венецианскую маску в технике папье-маше, процесс создания которой достаточно прост:
1. Для того чтобы изготовить маску мне потребовались следующие материалы:
- готовая заготовка маски из картона;
- сосуд с растворённым в нём клеем ПВА и водой пропорции 1:2;
- газеты;
- крем для рук или вазелин
2. Приступаем к подготовке заготовки.
· Если бы у меня была заготовка из картона, я бы покрыла её толстым слоем масляной эмали, но т.к. я использовала готовую пластиковую заготовку, делать это не имело смысла.
· Покрываем заготовку равномерным слоем крема или вазелина (или можно покрыть каким-нибудь маслом – см. Фото 1.
1. 2. 3.
· Рвём газету, и смачивая в сосуде с клеем и водой, покрываем нашу заготовку (в идеале замочить газету и оставить размокать на 30-40 минут – см. Фото 2).
· В сложных местах (вырезы для глаз, нос, губы) следует промазать клеем ПВА ( см. Фото 3).
· Затем оставить сохнуть на 20-30 минут, и нанести ещё один слой газеты.
· Покрываем маску финишным слоем клея и оставляем сохнуть на ночь (минус в масках в том, что они долго сохнут).
· Вынимаем маску из заготовки.
· Раскрашиваем маску по своему усмотрению.
В результате трудоемкой, но очень интересной творческой работы я изготовила две маски: « Венецианская дама» и «Вольто» ( см. Фото 4-7).
Фото.4. Фото.5. Фото.6. Фото.7.
Вывод: результат моей работы порадовал всех, в том числе и меня. Обменялась опытом с учащимися нашей школы. Особенно понравилось выступать перед младшими школьниками.
3.2. Анкетирование и опрос.
Среди учащихся школы, друзей и знакомых было проведено анкетирование.
Представляю Вашему вниманию диаграммы результата опроса ( см. Диаграммы 1-4)
Диаграмма №1 Диаграмма №2
1. 2.
Диаграмма №3 Диаграмма №4
3. 4.
Результат опроса:
На вопрос:
• Что с латинского означает маска?
- 29% ребят знают, что означает слово маска, 47% не знают, 24 % сомневаются.
На вопрос:
• Какого цвета одежду ты бы выбрал на карнавал?
- 76% ребят знают, что надеть на карнавал, 12% не знают, 12% сомневаются
На вопрос:
• Когда ты выбирал костюм или маску, ты хотел быть в каком образе?
- 65% ребят знают, кем хотят быть, одевая маску, 11% не знают, 24% сомневаются.
• Ты бы хотел сыграть в театре? Прожить чужую жизнь, испытать эмоции, пережить приключения?
- 41% ответили «да», 24% « нет» и 35% ещё сомневаются.
Ø Мои сверстники активно отвечали на вопросы и их заинтересовала моя работа.
Учащихся 3-4 классов я попросила нарисовать эскизы театральных костюмов и сделать маски к любимым книжным персонажам.
Рис.20.«Пьеро» Рис.21. «Спектакль» Рис.22. « Коломбина»
Голубев Виктор (9лет), Филиппова Дарья (10 лет), Семакина Анастасия(10 лет). Лучшие рисунки ( см. Рис. 20-22.) и маски я поместила в свою работу ( см. Таблица №3).
Таблица №3
« Маски любимых литературных героев»
Выводы:
ü Учащиеся начальных классов умеют талантливо рисовать эскизы театральных костюмов.
ü Самые любимые персонажи сказок: « Колобок», « Белочка» из сказки А.С. Пушкина , « Лиса и медведь» из русской народной сказки.
3.3. «Золотая маска» театрального фестиваля.
В 1994 году российский храм Мельпомены обзавелся своим театральным фестивалем « Золотая маска» основателями которого стали Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Москвы, а с 2002 года Сбербанк России стал генеральным спонсором этого фестиваля. Президентом ассоциации с одноименным названием долгие годы является Георгий Тараторкин.
Фестивалю предшествует жесткий и профессиональный отбор спектаклей, проводимый в течение всего года экспертными советами, в которые входят именитые и заслуженные хореографы, дирижеры, режиссеры и актеры.
Всероссийский фестиваль проходит весной и заканчивается красочной красивой церемонией вручения премии, символом которой является изображение золотой маски, которое разработал и собственноручно изготовил первый экземпляр художник Олег Шейнцис ( см. Рис . 23 ).
Рис. 23. Рис. 24.
Театральная премия «Золотая маска» предусматривается в нескольких номинациях. Это самая высокая награда, которую нельзя получить за деньги или «по знакомству», она имеет высокий статус и главное ее достоинство – признание таланта и достижения коллег.
Обладательницей театральной премии «Золотая маска» стала наша соотечественница - Ирина Сергеевна Пегова: заслуженная артистка РФ, актриса МХТ имени Чехова, лауреат национальной кинопремии «Золотой орел», исполнительница главных ролей в кинофильмах «Прогулка», «Подруга особого назначения», «Космос как предчувствие» ( см. Рис. 24).
Ø Очень похоже, что символ лица современного театра становится более молодым и свежим, даже если речь идёт о многолетней классике.
В результате рассмотрения темы: «Театральные маски как символ искусства Мельпомены» я хотела бы сделать следующие выводы:
ü Истоки появления масок лежат в глубокой древности.
ü В ходе исследования, я многое узнала, и поняла, что маска – основное действующее лицо в различных обрядах и карнавалах, в, театрах, кино, балете и тд.
ü У каждой маски своя жизнь, своя роль, свой образ и предназначение.
ü Данный вид декоративно-прикладного искусства многим остается интересен. Моя гипотеза нашла свое подтверждение.
Список используемой литературы.
1. Брэдбери Р.Д.– «Маски». М.: Мир и Образование, 1964. -736с
2. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.; Л., 1965. -208 с.
3. Осьмухина О.Ю. Русская литература сквозь призму идентичности. Маска как форма авторской репрезентации в прозе ХХ столетия. М.: Сов. Россия, 1990.- 605 с.
6. https://studopedia.su/4_6719_obsuzhdenie.html;
7. https://ru.wikipedia.org;
8. http://www.liveinternet.ru/users/3094518/post231429127;
9. https://www.znaikak.ru/maskatheater.html;
10 http://itmydream.com/citati/maski/12.
Приложение 1.
«Маски в искусстве разных эпох»
1.5000-летняя Маска Warka 2. Погребальная маска фараона Тутанхамона.
(Др.Египет)
3. Похоронные маски Древнего Рима.
4. Маски Древней Греции
4.Театральные маски Древнего Рим
Маски средневекового театра.
5. Маски Древней Руси.
6. Маска козы XVI век. 7. Святки в русской традиции.
8. Масленица в России. 9. В избу придем и станцуем, и споем.
10. Костюмированный бал в Зимнем дворце 1903 года.
Приложение 2.
Виды театральные масок.
1.Маски японского театра Но.
2. Цветная ксилография (конец XIX века), Япония.
3. Маски комедии Дель Арте 4. Маски китайской Чао-оперы.
5. Индонезийского театр теней Ваянг. 6. Маски Мачо Ратон — драмы в
Никарагуа
7. Ритуальный военный танец чхау в Индии
8. Маска-грим театра Катхакали ( Индия)
Приложение 3.
Венецианские карнавальные маски.
Баута. Коломбина.
Венецианская Дама:
Либерти Валери
Саломея Моретта Фантазия
Приложение 4
Карнавальная сюита художника Михаила Шемякина.
Михаил Михайлович Шемякин. Родился 4 мая 1943 года в Москве.
Современный Российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
1. Абстракция. Карнавал 2.Фото. 3. Эскиз костюма.
4. Серия картин « Карнавал Санкт-Петербурга»
5. Петрушка. 6. Дружба с Высоцким. 7. Поэзия танца.
Искусство Михаила Шемякина — это смесь авангардных техник.
Картины и скульптуры Шемякина выставляются в музеях и выставочных центрах.
Приложение 5
Анкета для опроса
Ф.И. класс
1. Что с латинского означает маска?
А – личина, Б – этика, В – загадка, Г - тёмное иносказание,
2. Какие цвета ты выберешь для карнавала:
А - алый, золотой; Б - голубой, оранжевый; В - черный, фиолетовый, бордовый; Г- желтый, зеленый.
3. Когда ты выбирала костюм и маску, ты хотел (а)…
А – таинственным(ной), чтобы тебя никто не узнал;
Б –элегантной(ным) и изящной ( ным);
В – яркой( им) и веселой(ым);
Г – популярным и узнаваемым персонажемэ
4.Ты хотел бы сыграть в театре? Прожить чужую жизнь, испытать эмоции, пережить приключения, которых никогда не будет в твоей собственной?
А - да;
Б – нет, это не моё;
Г – возможно, думаю, у меня бы неплохо получилось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.