Технологическая карта урока
АООП: Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития (в соответствии с ФГОС ООО) |
|||||
Класс: 9 А |
|||||
Учитель Тимофеева Т.В. |
|||||
Предмет: Русский язык |
|||||
Тема урока: Сжатое изложение |
|||||
Тип урока: Урок методологической направленности |
|||||
Цель: Способствовать организации деятельности по написанию сжатого изложения, используя один из приёов компрессии (сжатия) текста (исключение).
|
|||||
Задачи:
Образовательные: - Закреплять знания о приёмах сжатия текста - Формировать умение определять тему, идею как текста, так и каждой микротемы - Объяснять языковые явления
Коррекционно-развивающие: _ Развивать умение наблюдать лингвистический материал и извлекать необходимую информацию - Способствовать расширению кругозора, логического мышления; - Развивать познавательную активность; - Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные: - Воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету - Прививать культуру речи - Развивать навык оценочных действий и высказываний; - Воспитывать умение работать к команде. - Показать важность такого жизенного понятия, как доброта
|
|||||
Планируемые результаты |
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||
- Формировать умения практически применять приёмы сжатия текста в визуальном восприятии
- Способствовать развитию орфографической зоркости
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- Конструктивно взаимодействовать с учителем |
- заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий - интерес к поставленной задаче - осознание собственных эмоций - повышение самооценки за счет достижения коллективного результата |
- Познавательные УУД: - ориентироваться в системе знаний; - понимать необходимость дополнительной информации (знаний) для решения учебной проблемы, - добывать и осмысливать информацию, наблюдать и делать выводы - Коммуникативные УУД: - способность определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; - способность излагать свое мнение, делать выводы. - формировать умение работать в команде |
|||
Межпредметные связи: |
Окружающий мир, литература |
||||
Ресурсы урока: |
Мультимедийный проектор, индивидуальные распечатки, памятка-алгоритм по написанию сжатого изложения, тексты изложения, портрет В. А. Сухомлинского, типовые тестовые задания по русскому языку под редакцией Г.Т. Егораевой, бланки ответов (типовые) ОГЭ.
|
||||
Формы обучения: |
фронтальная |
||||
Ход урока/ занятия |
|||||
Содержание деятельности педагога
|
Содержание деятельности обучающегося |
Формируемые базовые или универсальные учебные действия |
|||
1. Организационный этап |
|||||
- проверяет явку готовность к уроку, создает доброжелательную атмосферу в классе - настраивает ребят на понимание и сотрудничество
|
- приветствуют педагога и выполняют самооценку готовности к уроку |
- |
|||
2. Мотивация учебной деятельности |
|||||
- создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность
|
- планируют собственную деятельность на уроке |
- составлять план действий |
|||
3. Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия |
|||||
- создает условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока)
1-й этап. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Актуализация знаний о сжатом изложении. Вы успешно прошли первый этап подготовки к ГВЭ (итоговое собеседование), а сегодня продолжим подготовку к основному экзамену по русскому языку, написанию сжатого изложения.
А.П. Чехов говорил: «Краткость- сестра таланта». Как вы понимаете это высказывание? - Для какого вида работы можно использовать данную фразу? - Сформулируйте цель нашего урока. Чем нам предстоит заниматься?
- Что такое сжатое изложение?
Вспомните приёмы сжатия (компрессии) текста.
Самоопределение к учебной деятельности. Проверка домашнего задания (Письменный ответ на вопрос «Каким человеком тебе хочется стать?»
Прежде чем перейдём к работе с текстом, заполните, пожалуйста, карточку, на которой напечатано слово ДОБРОТА. Что означает для вас это слово, как вы его понимаете.
Слово учителя. Доброта-духовно-нравственное качество личности, выражающее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать БЕСКОРЫСТНО. Знаете ли вы, что существует международный праздник доброты? Он был учреждён в Токио в 1998 году. Россия недавно присоединилась к этому празднику, который отмечается 18 февраля. По словам М. Твена, «Доброта- это то, что может увидеть слепой и услышать глухой». Можете ли вы вспомнить свои добрые дела, поступки, хотя бы малые?
А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре « Я считаю тебя добрым» . У нас «волшебный клубочек», который передаем из рук в руки говорим, почему считаем его (её) добрым. Я передаю клубочек Алёше. Я считаю, что ты, Алёша, добрый: ты вежливый, справедливый, благодаришь за урок учителя, любишь познавать новое, к тебе тянутся ребята). Алеша –Алине и т.д. (перечисляя его добрые качества) и т.д. В итоге у нас получилась паутинка добра.
|
- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении
Нужно уметь передавать свои мысли кратко, сохраняя главное.
Высказывают предположения о цели и задачах урока
Это краткий пересказ основного содержания.
В сжатом изложении нужно передать главное, опустив подробности. 1. Исключение подробностей и деталей 2. Обобщение (слияние) 3. Упрощение сложных синтаксических конструкций
Зачитывают ответы.
ДОБРОТА-заботливость, сердечность, отзывчивость, милосердие, благожелательность, душевное расположение к людям…
Передают клубочек и говорят о том, почему считают одноклассника добрым
|
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
- выявлять закономерности
- умение находить ответы на поставленные вопросы
- формулирование собственного отношения к такому понятию , как «доброта» |
|||
Практическая работа. |
|||||
- организует деятельность обучающихся по закреплению умений применять знания в практической деятельности. побуждает к самостоятельной исследовательской деятельности
- Переходим к практической части урока. Учитель читает текст, который есть у каждого обучающегося. (Краткая информация об авторе)
1) Докажите, что это текст. (Предложения на одну тему). 2) Назовите стиль и тип речи. (Стиль публицистический, тип речи-рассуждение) 3) Какова основная мысль текста? Как мы его озаглавим?
Повторное чтение текста вслух учеником и определение количества микротем.
1) Сколько микротем в данном тексте? - Какая нам предстоит работа ? Воспользуемся алгоритмом основных приёмов компрессии текста. -Какой языковой приём при сжатии текста является основным?
|
- Первичное знакомство с текстом; - Определение стиля и типа речи - в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации - воспринимают текст на слух и визуально - осмысливают текст
- отвечают на заданные вопросы
- предлагают варианты назвния - записывают название в бланк ответов
- называют количество микротем
- работают с алгоритмом приёмов сжатия текста (выбирают нужный)
|
- применять различные методы, инструменты при поиске информации или данных с учётом предложенной учебной задачи; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - запоминать и систематизировать информацию. |
|||
4. Динамическая пауза |
|||||
- организует проведение динамической паузы; - создает условия для снятия переутомления обучающихся, смены вида деятельности, переключения внимания.
А сейчас немного отдохнём
|
- повторяют упражнения за педагогом
|
|
|||
5. Практическая работа (продолжение) |
|||||
Продолжение работы.
Задание № 1. Применение основного способа сжатия текста (ИСКЛЮЧЕНИЯ) на примере первой микротемы. Повторное чтение учащимся и прменение основного приёма исключения (исключить повторы, подробности, детали, отсутствие которых не помешает целостному восприятию текста).
Фрагмент исходного текста. Без доброты-подлинной доброты сердца- невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Задание № 2. Самостоятельная работа над второй микротемой.
- Что исключили из исходного текста? (Исключили однородные члены, фрагменты сложного предложения).
Задание № 3. –это домашнее задание.. Учитывая, что на экзамене на аналогичную работу отводится четыре часа, продолжаем самостоятельно работать над третьей микротемой исходного текста дома.
|
- перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач; - работают коллективно
- зачитывают сокращенный вариант , затем записывают в бланк ответов
Предполагаемый вариант: Без доброты невозможна душевная красота человека. Добрые чувства воспитываются с детства с познанием первых и важных истин. (Сравнивают исходный и сжатый текст. Делают выводы).
- зачитывают получившийся в результате компрессии вариант. Предполагаемый вариант: Воспитывать с детства добрые чувства трудно. Они рождаются в результате большой работы над собой. Равнодушный человек никогда не станет настоящим человеком.
- самостоятельное выполнение с последующим комментированием |
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению - уметь обобщать мнения нескольких людей
- осуществляют контроль и самоконтроль
-учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
|||
|
|||||
6. Рефлексивный этап |
|||||
- организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся; - организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся Слово учителя. В завершении урока - Какую работу понравилось выполнять больше? - Что нового узнали? - Что вызвало трудности. Как их лучше преодолеть? |
- анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала |
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации - оценивать соответствие результата цели и задачам - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения |
|||
Д/З самостоятельная работа с третьей микротемой |
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.