Тех.карта Изложение
Оценка 5

Тех.карта Изложение

Оценка 5
docx
13.05.2024
Тех.карта Изложение
Тех карта урока 9 А Изложение.docx

Технологическая карта урока

 

АООП: Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития (в соответствии с ФГОС ООО)

Класс: 9 А

Учитель Тимофеева Т.В.

Предмет: Русский язык

Тема урока: Сжатое изложение

Тип урока: Урок методологической направленности

Цель: Способствовать организации деятельности по  написанию сжатого изложения, используя один из приёов компрессии (сжатия) текста (исключение).

 

Задачи:

 

Образовательные:

-              Закреплять знания о приёмах сжатия текста

-              Формировать умение определять тему, идею как текста, так и каждой микротемы

-              Объяснять языковые явления

 

Коррекционно-развивающие:

   _       Развивать умение наблюдать лингвистический материал и извлекать необходимую информацию

-              Способствовать расширению кругозора, логического мышления;

-              Развивать познавательную активность;

-              Обогащать словарный запас учащихся.

 

Воспитательные:

-              Воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету

-              Прививать культуру речи

-              Развивать навык оценочных действий и высказываний;

-              Воспитывать умение работать к команде.

-              Показать важность такого жизенного понятия, как доброта

 

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

-        Формировать умения практически применять приёмы сжатия текста в визуальном восприятии

 

-        Способствовать развитию орфографической зоркости

 

-        Планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей

 

-        Конструктивно взаимодействовать с учителем

-        заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

-        интерес к поставленной задаче

-        осознание собственных эмоций

-        повышение самооценки за счет достижения коллективного результата

-        Познавательные УУД:

-        ориентироваться в системе знаний;

-        понимать необходимость дополнительной информации (знаний) для решения учебной проблемы,

-         добывать и осмысливать информацию, наблюдать и делать выводы

-        Коммуникативные УУД:

-        способность определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу;

-        способность излагать свое мнение, делать выводы.

-        формировать умение работать в команде

Межпредметные связи:

Окружающий мир, литература

Ресурсы урока:

Мультимедийный проектор, индивидуальные распечатки,  памятка-алгоритм по написанию сжатого изложения, тексты изложения, портрет В. А. Сухомлинского, типовые тестовые задания по русскому языку под редакцией Г.Т. Егораевой, бланки ответов (типовые) ОГЭ.

 

Формы обучения:

фронтальная

Ход урока/ занятия

Содержание деятельности педагога

 

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые базовые или универсальные учебные действия

1.      Организационный этап

-        проверяет явку готовность к уроку, создает доброжелательную атмосферу в классе

-        настраивает ребят на понимание и сотрудничество

 

-        приветствуют педагога и выполняют самооценку готовности к уроку

-         

2.      Мотивация учебной деятельности

-        создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

-        планируют собственную деятельность на уроке

-        составлять план действий

3.      Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия

-        создает условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока)

 

1-й этап.  Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Актуализация знаний о сжатом изложении. Вы успешно прошли первый этап подготовки к ГВЭ (итоговое собеседование), а сегодня продолжим подготовку к основному экзамену по русскому языку, написанию сжатого изложения.

 

А.П. Чехов говорил: «Краткость- сестра таланта». Как вы понимаете это высказывание?

- Для какого вида работы можно использовать данную фразу?

    - Сформулируйте цель нашего урока. Чем нам предстоит заниматься?

 

     - Что такое сжатое изложение?

 

 

        Вспомните приёмы сжатия (компрессии) текста.

 

 

 

 

 

 

Самоопределение к учебной деятельности.

Проверка домашнего задания (Письменный ответ на вопрос «Каким человеком тебе хочется стать?»

 

 

   Прежде чем перейдём к работе с текстом, заполните, пожалуйста,

 карточку, на  которой напечатано слово ДОБРОТА. Что означает для вас это слово, как вы его понимаете.

 

 

 

 

Слово учителя. Доброта-духовно-нравственное качество личности, выражающее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать БЕСКОРЫСТНО. Знаете ли вы, что существует международный праздник доброты? Он был учреждён в Токио в 1998 году. Россия недавно присоединилась к этому празднику, который отмечается 18 февраля. По словам М. Твена, «Доброта- это то, что может увидеть слепой и услышать глухой».

Можете ли вы вспомнить свои добрые дела, поступки, хотя бы малые?

 

 

 

 

А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре « Я считаю тебя добрым» . У нас «волшебный клубочек», который передаем из рук в руки говорим, почему считаем его (её) добрым. Я передаю клубочек Алёше. Я считаю, что ты, Алёша, добрый: ты вежливый, справедливый, благодаришь за урок учителя, любишь познавать новое, к тебе тянутся ребята).  Алеша –Алине и т.д. (перечисляя его добрые качества) и т.д.

В итоге у нас получилась паутинка добра.

 

 

 

 

 

-        выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении

 

 

 

 

 

Нужно уметь передавать свои мысли кратко, сохраняя главное.

 

 

 

 

Высказывают предположения о цели и задачах урока

 

 

 

Это краткий пересказ основного содержания.

 

В сжатом изложении нужно передать главное, опустив подробности.

1.      Исключение подробностей и деталей

2.      Обобщение (слияние)

3.      Упрощение сложных синтаксических конструкций

 

 

 

 

Зачитывают ответы.

 

ДОБРОТА-заботливость, сердечность, отзывчивость, милосердие, благожелательность, душевное расположение к людям…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передают клубочек и говорят о том, почему считают одноклассника добрым

 

-        использовать вопросы как исследовательский инструмент познания

 

-        выявлять и характеризовать существенные признаки объектов

 

 

-        выявлять закономерности

 

 

 

 

 

   -    умение находить ответы на      поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- формулирование собственного отношения  к такому понятию , как «доброта»

                                                                          Практическая работа.

-        организует деятельность обучающихся по закреплению умений применять знания в практической деятельности. побуждает  к самостоятельной исследовательской деятельности

 

-        Переходим к практической части урока. Учитель читает текст, который есть у каждого обучающегося. (Краткая информация об авторе)

 

1)      Докажите, что это текст. (Предложения на одну тему).

2)      Назовите стиль и тип речи. (Стиль публицистический, тип речи-рассуждение)

3)      Какова основная мысль текста? Как мы его озаглавим?

 

Повторное чтение текста вслух учеником и определение количества микротем.

 

1)      Сколько микротем в данном тексте?

- Какая нам предстоит работа ?

Воспользуемся алгоритмом основных приёмов компрессии текста.

-Какой языковой приём при сжатии текста является основным?

 

 

 

 

 

-        Первичное знакомство с текстом;

-        Определение стиля и типа речи

-        в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации

-        воспринимают текст на слух и визуально

-        осмысливают текст

 

 

 

 

-        отвечают на заданные вопросы

 

 

-        предлагают варианты назвния

-        записывают название в бланк ответов

 

 

-        называют количество микротем

 

 

-        работают с алгоритмом приёмов сжатия текста (выбирают нужный)

 

 

 

 

-        применять различные методы, инструменты  при поиске информации или данных с учётом предложенной учебной задачи;

-        выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

-        запоминать и систематизировать информацию.

4.      Динамическая пауза

-        организует проведение динамической паузы;

-        создает условия для снятия переутомления обучающихся, смены вида деятельности, переключения внимания.

 

А сейчас немного отдохнём

 

 

-        повторяют упражнения за педагогом

 

 

5.      Практическая работа (продолжение)

 Продолжение работы.

 

Задание № 1.

Применение основного способа сжатия текста (ИСКЛЮЧЕНИЯ) на примере первой микротемы.  Повторное чтение учащимся и прменение основного приёма исключения (исключить повторы, подробности, детали, отсутствие которых не помешает целостному восприятию текста).

 

 

Фрагмент исходного текста.

Без доброты-подлинной доброты сердца- невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

 

 

 

 

Задание № 2.

Самостоятельная работа над второй микротемой.

 

 

- Что исключили из исходного текста? (Исключили однородные члены, фрагменты сложного предложения).

 

 

 

Задание № 3. –это домашнее задание.. Учитывая, что на экзамене на аналогичную работу отводится четыре часа,

продолжаем самостоятельно работать над третьей микротемой исходного текста дома.

 

 

 

-        перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач;

-        работают коллективно

 

-        зачитывают сокращенный вариант , затем записывают в бланк ответов

 

 

 

 

 

Предполагаемый вариант:

Без доброты невозможна душевная красота человека. Добрые чувства воспитываются с детства с познанием первых и важных истин.

(Сравнивают исходный и сжатый текст. Делают выводы).

 

 

 

 

 

- зачитывают получившийся в результате компрессии вариант.

Предполагаемый вариант:

Воспитывать с детства добрые чувства трудно. Они рождаются в результате большой работы над собой. Равнодушный человек никогда не станет настоящим человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- самостоятельное выполнение с последующим комментированием

-        понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы

-        принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению

-        уметь обобщать мнения нескольких людей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- осуществляют контроль и самоконтроль

 

 

 

-учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

 

6.      Рефлексивный этап

-        организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся;

-        организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся

 Слово учителя. В завершении урока

-        Какую работу понравилось выполнять больше?

-        Что нового узнали?

-        Что вызвало трудности. Как их лучше преодолеть?

-        анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала

-        владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

-        давать адекватную оценку ситуации

-        оценивать соответствие результата цели и задачам

-        уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Д/З  самостоятельная работа с третьей микротемой

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Способствовать развитию орфографической зоркости -

Способствовать развитию орфографической зоркости -

Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия - создает условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока) 1-й этап

Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия - создает условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока) 1-й этап

Прежде чем перейдём к работе с текстом, заполните, пожалуйста, карточку, на которой напечатано слово

Прежде чем перейдём к работе с текстом, заполните, пожалуйста, карточку, на которой напечатано слово

Нужно уметь передавать свои мысли кратко, сохраняя главное

Нужно уметь передавать свои мысли кратко, сохраняя главное

Динамическая пауза - организует проведение динамической паузы; - создает условия для снятия переутомления обучающихся, смены вида деятельности, переключения внимания

Динамическая пауза - организует проведение динамической паузы; - создает условия для снятия переутомления обучающихся, смены вида деятельности, переключения внимания

Продолжение работы. Задание № 1

Продолжение работы. Задание № 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2024