СПб ГБПОУ Педагогический колледж №8
Учитель: Баранова Светлана Михайловна
Конспект
Пробного урока обучения грамоте
на тему: «Звук [ж], буква Жж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||
Предмет |
Обучение грамоте |
Класс |
1 |
Тема урока |
Звук [ж], буква Жж |
||
Дидактическая цель |
Познакомить с новым звуком [ж], [р’] и буквой Жж |
||
Планируемые образовательные результаты |
|||
Личностные умения |
Метапредметные умения |
Предметные умения |
|
1. формировать ценностное отношение к русскому языку; 2.
воспитывать доброжелательность, терпимость; |
Регулятивные: 1. формулировать и удерживать учебную задачу; 2. применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: 1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные: 1. адекватно использовать речь; 2. правильно составлять предложения
|
1. наблюдать за образованием согласных звуков; 2. правильно произносить согласные звуки; 3. учить различать в слове согласные звуки по их признакам; 4. определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки; 5. наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки; 6. формировать орфографическую зоркость; 7. ввести в активный словарный запас учащихся термин «согласный звук» |
|
Учебная задача |
Как научиться читать слоги, слова, предложения с буквой ж? |
||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Буква, звук, согласный, гласный, рассказ, слоги, текст |
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
|||
Образовательные ресурсы Для учителя:
Для ученика: |
Азбука, 1 класс, Часть 2, Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
Азбука, 1 класс, Часть 2, Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. |
ХОД урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
I. Организационный этап. Проверка готовности к уроку. II. Актуализация знаний. 1. Дыхательная гимнастика . Упражнение «Аромат цветка» (Глубокий вдох (вдохнуть аромат цветов) на выдохе произнести «А-а-а-ах!».)
2. Что обозначают гласные звуки?
Задумайте твёрдый согласный звук. Назовите три слова, которые начинаются с этого звука. Задумайте гласный звук. Назовите три слова, в котором на этот звук падает ударение.
III. Изучение нового материала 1. Выделение нового звука/знакомство с новым звуком Тему урока нам предстоит выяснить при помощи четверостишья из стихотворения В. Лунина.
Жук жужжит в железной банке, Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука!
Почему жука называют бедным? Почему горька жизнь жука?
Какой звук повторяется в стихотворении чаще других?
С каким новым звуком мы сегодня познакомимся? Какая буква обозначает звук [ж]?
1. Знакомство с буквой Откройте Азбуку на стр.14. Вверху мы видим буквы Ж, ж, которыми обозначают звук [ж]. Кто изображён на «волшебном» рисунке? Какие звуки издаёт жук, когда летит? А давайте закроем ушки и повторим звук ж. Что можете сказать? Почему буква только синего цвета? Ведь остальные пройденные согласные были сине-зелёными.
На какую букву похож жук?
На что похожа буква ж?
2. Чтение слогов С какими гласными предлагается составить и прочитать слоги в рамочке?
Давайте прочитаем, какие получаются слоги.
Что вы заметили? Чем звук [ж] отличается от согласных звуков, изученных нами ранее?
Какие гласные звуки слышатся в слогах жи, же, жё?
Когда-то очень давно звук [ж] был мягким и после него писали буквы и, е, ё. Со временем он утратил свою мягкость, поэтому сейчас в словах с буквосочетаниями жи (жираф, жимолость, жир), же (женщина, уважение), жё (жёлудь) звук [ж] произносится твёрдо, но гласные звуки по-прежнему обозначаются буквами и, е, ё.
Физминутка
3. Чтение слов Кто изображён на оставшихся двух картинках?
Что вы можете рассказать о них?
(Звуковой анализ слов жук, жаба.) Сколько слогов в этих словах? Почему?
Прочитайте слова в столбиках. Прочитайте только те слова, которые обозначают один предмет. А теперь прочитайте слова, которые обозначают много предметов. Как изменятся слова жаворонки, журавли, если будут обозначать один предмет?
4. Чтение текста (Чтение текста «Жук и жаба». Сначала про себя, по предложению по цепочке.)
Почему жуку пришлось бросить свой домик? А почему домик понравился жабе?
Чтение текста «Кто где живёт?» и скороговорки Кто знает, почему ужи не живут там, где ежи?
Прочитайте слова на стр.15. - Какая буква стоит после буквы ж во всех этих словах? Почему?
(Самостоятельное чтение рассказа «Ёжик». Далее работа в группах.) Составьте вопросы к каждому предложению и задайте их друг другу. Установите последовательность событий в тексте. Передайте содержание текста по частям друг другу.
(Чтение чистоговорки, подбор рифм.) Жа-жо-жа - мы увидели ежа. Жу-жу-жу - молока несём ежу. Жи-жи-жи - не мешают нам ежи.
Прочитайте предложения, данные ниже. Дополните их.
(Работа над скороговоркой.) О ком сказано в скороговорке? С помощью чего дятел может долбить по дереву, как долотом?
IV. Рефлексия учебной деятельности. Вот и подошел к концу наш урок. Чем мы сегодня занимались на уроке?
Расскажите о букве, которую мы сегодня изучили на уроке?
Кому было трудно на уроке? Что было труднее всего? Какое задание далось не так просто? А кому было легко? Спасибо за вашу работу и помощь на уроке.
|
Проверяют готовность к уроку
Выполняют дыхательную гимнастику
Твёрдость и мягкость согласных звуков
Выполняют задание
Он живет в железной банке Не может выбраться из банки
Звук [ж]
Со звуком [ж]
Буква Жэ
Жук. [ж-ж-ж]
Шипящий, звонкий
У звука [ж] нет мягкого варианта.
На букву Ж
Ответы детей.
У, и, е
Жу, жи, же, жа, жё
Все согласные звуки, изученные нами до этого, перед буквами и, е, ё произносились мягко, а звук [ж] произносится твёрдо.
[ы], [э], [о]
Слушают рассказ
Жук и жаба
Жук - это насекомое. Жуки живут повсюду: в поле, на лугу, в лесу. Жаба - сходное с лягушкой земноводное животное с бородавчатой кожей. Жабы обитают во влажных местах. Они помогают огородникам в борьбе со слизнями.
В слове жук один слог, в слове жаба два слога. Сколько в слове гласных, столько и слогов
Жаворонок, журавль
Он забыл сделать в нём окна Там было темно и сыро
Ежи охотятся на змей
Буква и
Жи нужно писать с буквой и
Работа в парах
ежу не мешают нам ежи
Жёлуди, ветки, корни у дуба. Жабры, плавники, икра у рыбы.
О дятле Клювом
Знакомились со звуком [ж] и буквой, обозначающей этот звук - Жэ. Читали слоги со звуком [ж]. Читали тексты
Буква Жэ согласная, обозначает твёрдый звук [ж], звонкая. Звук [ж] не бывает мягким.
Ответы учащихся
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.