Урок 1. 5 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: __________________
Тема «Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»
Цели урока:
Образовательная:
· рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;
· познакомить учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
· обобщить и систематизировать представления учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира;
· ознакомить учащихся с видами информации по форме ее представления;
· расширить представления учащихся об информационной деятельности.
Развивающая:
· развивать логическое мышление обучающихся;
· формировать видение изученной закономерности в различных ситуациях;
· пополнить словарный запас по предмету;
· продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету.
Воспитательная:
· Способствовать формированию навыков саморегуляции (умение слышать и слушать);
· Способствовать воспитанию сообразительности и находчивости при решении различных упражнений.
Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная.
Метод проведения урока: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия, изучаемые на уроке: информация; виды информации по способу получения: зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, тактильная; виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация; действия с информацией; техника безопасности.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих, сообщение темы и целей урока.
Тема: Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас.
Основные требования – общая тетрадь, тонкая тетрадь.
2. Изучение нового материала
Рассмотрим презентацию «Техника безопасности» или файл «Правила работы за компьютером».
Слайд 1: «Техника безопасности и организация рабочего места».
Слайд 2: Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.
Слайд 3:Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы.
Слайд 4: Не включайте и не выключайте компьютер без разрешения учителя.
Слайд 5:Не трогайте повода и разъемы соединительных кабелей.
Слайд 6: Не прикасайтесь к экрану монитора.
Слайд 7: Работайте на клавиатуре и с мышкой чистыми и сухими руками.
Слайд 8: Избегайте резких движений, не покидайте рабочее место без разрешения учителя.
Слайд 9: Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера – немедленно сообщите о них учителю.
Слайд 10: Вот наилучший способ посадки за компьютером: Экран монитора находится на расстоянии 50-70 см от глаз. Обе ступни стоят на полу. Плечи расслаблены. Локти слегка касаются туловища. Предплечья находятся на той же высоте, что и клавиатура. Спина расположена вертикально. Придерживайтесь этих рекомендаций, и тогда работа за компьютером не окажется вредной для здоровья.
Заполняем журнал по техники безопасности. Тест, оценивание.
Рассмотрим тему нашего урока «Информация вокруг нас».
Тема «Информация вокруг нас».
«Ключевые слова».
• Информация
• Виды информации
• Действия с информацией
Сегодня мы с вами поговорим об информации, узнаем, что это такое, откуда она берётся и какая она бывает.
Каждый день мы сталкивается с тем, чего не знали раньше, узнаём что-то новое, или освежаем в своей памяти то, что когда-то было нами забыто ранее. Мы общаемся друг с другом, смотрим телевизор или новый мультфильм в кинотеатре, слушаем музыку, кушаем что-нибудь вкусненькое и т.д. Мы живём и не задумываемся, что каждую минуту мы получаем большой объём новой информации, узнавая которую мы учимся, обучаемся, творим и изобретаем.
Информация - это сведенья, которые люди получают в школе, на работе, слушая радио или просматривая телепередачи, читая книги и газеты, мы общаемся друг с другом и также получаем новую информацию. Итак:
Информация - это знания и сведения об окружающем нас мире.
Как человек получает информацию?
Учащиеся поднимают руки, отвечая на заданный вопрос.
В ходе повседневной жизни каждый человек получает (воспринимает) самую разнообразную информацию. Мы можем воспринимать температуру, чувствовать, различать цвета, запахи, у нас имеются вкусовые качества. Люди, а так же другие живые существа могут получать информацию через органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
· Глазами люди воспринимают зрительную (визуальную) информацию;
· Органы слуха доставляют информацию в виде звуков (аудиальную);
· Органы обоняния помогают человеку различать запахи (обонятельная информация);
· Органы вкуса несут информацию человеку о вкусе еды (вкусовая информация);
· Органы осязания позволяют человеку получать информацию, которая называется тактильной.
Давайте сейчас попробуем разобраться, в каком виде информация может быть представлена человеку.
Виды информации по форме представления
Итак, какие виды информации существуют:
1. Текстовая информация. Данный вид информации представлен нам в книгах, газетах, учебниках, тетрадях, записных книжках и так далее. Это всё, что напечатано или написано на любом из существующих языков.
2. Числовая информация. Количественные характеристики объектов окружающего мира - возраст, вес, рост человека, численность населения, запас ресурсов и полезных ископаемых и т.д.
3. Графическая информация. Сведения или данные, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов. Под графической информацией мы понимаем всю совокупность информации, которая нанесена на самые различные носители — бумагу, пленку, кальку, картон, холст, оргалит, стекло, стену и т. д.
4. Звуковая информация. Всё что мы слышим - человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин и т.д.
5. Видеоинформация. Последовательность изображений, зафиксированных на магнитной ленте, киноплёнке или на оптическом диске, с которых оно может быть воспроизведено.
Что же это за предмет «информатика», который мы будем изучать?
Слово «информатика» образовано от двух слов – информация и автоматика.
Информатика – это наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.
Для получения более точной информации человек использует различные приборы и устройства: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.
Зачем нужны эти приборы?
Ожидаемые ответы:
а) линейка нужна для измерения длин отрезков;
б) транспортир нужен для измерения величин углов;
в) термометр нужен для измерения температуры;
г) барометр нужен для измерения давления;
д) компас нужен для определения направления;
е) телескоп нужен для изучения космических объектов;
ж) микроскоп нужен для изучения крошечных объектов;
з) часы нужны для измерения времени;
и) подзорная труба нужна для изучения удаленных объектов.
Человек постоянно совершает действия, связанные с получением, передачей, хранением, обработкой информации.
Человек, чтобы выразить имеющуюся у него информацию научился разговаривать, писать, рисовать, петь. Важную информацию человек запоминает, записывает, сохраняет.
Люди обдумывают полученную информацию, делают определенные выводы, т.е. обрабатывают информацию. Например: поиск нужного слова в словаре, перевод текста, раскрашивание контурных карт - это примеры обработки информации.
Чтение газеты, заучивание стихотворения или правила, решение задачи, фотографирование – это действия человека с информацией.
Чтобы приготовить обед - это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается.
Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации.
«Самое главное».
• Информация — это сведения об окружающем нас мире.
• Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
• Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
• Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.
«Вопросы и задания».
a. Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):
Ваня читает книгу – Зрительная;
Саша слушает радионовости – Звуковая;
Даша изучает схему метро – Зрительная;
Женя смотрит мультфильм – Зрительная;
1. Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):
Витя ныряет в реку – Осязательная;
Лиза пьёт горькую микстуру – Вкусовая;
Вася вдыхает аромат свежеиспечённой булочки – Обонятельная.
2. Какое чувство, у какого животного наиболее развито?
Летучая мышь – слух; орел – зрение; волк – обоняние; крот - обоняние; дельфин - слух.
3. Жизненные ситуации, в которых осуществляется получение информации (уберите лишнее): Пятиклассник заполняет календарь погоды. Мальчик фотографируется с другом.
4. Жизненные ситуации, в которых осуществляется передача информации (уберите лишнее): Дедушка смотрит выпуск новостей по телевизору. Пятиклассники выполняют контрольную работу по математике.
5. Жизненные ситуации, в которых осуществляется хранение информации (уберите лишнее): Родители получают SMS-сообщение о результатах успеваемости их сына. Ученик читает текст параграфа.
6. Жизненные ситуации, в которых осуществляется обработка информации (уберите лишнее): Девочка вдыхает аромат цветка. Мальчик делится впечатлениями о поездке.
3. Подведение итогов урока
Итак, что нового вы сегодня узнали?
Что вы знаете об информации? Перечислите органы чувств человека?
Какие виды информации вы знаете?
Перечислите правила ТБ в кабинете информатики.
Что бы работа за компьютером не оказалась вредной, каких рекомендаций нужно придерживаться?
4. Домашнее задание
Введение, §1 . Доп. задание: мини-сочинение выразить свое отношение к фразе «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
5. Работа за компьютером
Садитесь за компьютеры, будем рассматривать электронные приложения к сегодняшней теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.