«Техника чтения и приёмы её совершенствования».
Камбарова Нариза Райимбековна
учитель начальных классов
средней школы № 13 г.Ферганы
Аннотация: в данной статье рассматриваются пути улучшения навыков техники чтения среди учеников 1 класса
Ключевые слова: чтение, темп, выразительность, артикуляционный аппарат, спринт.
Чтение - неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил; мощное средство воспитания нравственных качеств и эстетических чувств; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Кроме того, чтение тесно связано с письмом, если ребёнок владеет техникой чтения в совершенстве, то и на письме у него будет меньше ошибок. Поэтому главнейшей и очень трудной задачей обучения ребёнка в начальной школе становится формирование у него навыка чтения. Это не просто способность осознанию выполнить определённые действия при участии сознания, а умение, достигшее уровня автоматизма и выполняемого без особого напряжения умственного - контролирующего порядка.
Навык чтения включает в себя следующие составляющие:
1.Способы чтения:
- непродуктивные (побуквенное, отрывистое слоговое);
- продуктивные (плавное слоговое, плавное слоговое с целым прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов).
2. Темп (скорость) чтения – зависит от способа чтения.
3. Правильность (безошибочность) чтения.
Обучающие могут допускать следующие типы ошибок: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы звуков, слогов, слов в читаемом тексте, неправильная постановка ударения.
4. Выразительность.
Под выразительностью понимают использование пауз, логических ударений, интонирование, достаточная громкость, внятность.
От того, как ребёнок владеет техникой чтения, зависит осознанность, понимание содержания.
С чего же начать отработку техники чтения? Конечно, в первую очередь необходимо наработать скорость чтения. Но насколько она должна быть высока? Существует так называемое скорочтение – это чтение «про себя» со скоростью до 300 слов в минуту. Данный вид чтения необходим для студентов, научных сотрудников и др. Младшим же школьникам необходимо овладеть оптимальной скоростью чтения - это чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту). Существует ряд факторов, влияющих на успеваемость обучающихся, и ученые выяснили, что главный среди них – скорость чтения. Ученики, читающие медленно, обречены на неуспеваемость уже потому, что они тратят очень много времени только на прочтение текста, и, следовательно, от этого затрудняется понимание ими содержания.
Как добиться оптимальной скорости чтения?
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений (методика профессора И.П.Федоренко)
Так устроена память, что лучше усваивается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что мелькает. Часто родители говорят: «Вот сказка, пока не прочитаешь – из-за стола не встанешь». Родители занимаются своими делами, довольные, что ребёнок учится. А ребёнок со слезами на глазах спотыкается на каждом слове. Ничего, кроме отвращения к чтению, такое «обучение» вызвать не может.
Читать лучше, скажем, тремя порциями по пять минут. После прочтения отрывка –пересказ. Через 1-2 часа следующая порция, пред сном ещё. Эффект будет выше, чем при чтении в течении часа за один прём.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
Разучивание чистоговорок, скороговорок помогает «поставить звук»,исправляет дефекты речи, совершенствует произношение.
3. Необходимо использовать «жужжащее» чтение.
Чтение с проговариванием вполголоса или шёпотом можно использовать как в школе, так и дома. Это нечто среднее между чтением «про себя» и чтением вслух, при этом «жужжащее» чтение объединяет в себе преимущества этих двух видов чтения, так как скорость достаточно высока и при этом задействован (и значит, развивается) артикуляционный аппарат.
4. Очень эффективно чтение перед сном.
Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, Учи латынь на сон грядущий». Учеными давно доказано, что материал, прочитанный накануне вечером, усваивается лучше. Кроме того, чтение перед сном поможет успокоиться, расслабиться.
5. Использование приёма «чтение за диктором» (по Федоренко – «Буксир»)
Взрослый начинает читать сначала медленно, затем ускоряет темп. Ребёнок повторяет за ним. Регулярное использование данного приёма повышает темп чтения.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
6. Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
7. «Спринт». Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто, где остановился. При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
Эти и многие другие приёмы описаны Федоренко. Их использование помогает увеличить темп чтения, а значит, и совершенствовать технику чтения.
Использованная литература:
1. Федоренко, И.Т. Развивающие диктанты / И.Т. Федоренко. - М., 2008.
2. Климанова, Л.Ф. Обучение чтению в начальных классах. Начальная школа, 2011.
3. Климанова, Л.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования. Под ред. М.П. Кашина. – М., 2010
4. Интернет-ресурсы: infourok.ru, ns-portal.ru, urok.1sept.ru, zhurnalpedagog.ru, metod-kopilka.ru.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.